Главные вкладки

    доклад Развитие аналитико - синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач
    методическая разработка на тему

    Черепанова Олеся Геннадьевна

    обмен опытом

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_metodicheskom_obedineniirar.rar795.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    В условиях бурного развития науки и техники преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня развития их мышления с тем, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях, находить решения в новых ситуациях. В связи с этим важно обучать школьников основным приёмам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты.

             Изучение математике отводится одно из центральных мест.  Математика относится к числу предметов, усвоение содержание которой часто взывает затруднения у учащихся.    

            Причинами затруднений могут быть несформированными умения и навыки мыслительной деятельности, такие как анализ, синтез. Таким образом, мной была выбрана тема «Развитие аналитико-синтетической  деятельности младших школьников при изучении текстовых задач».

    Актуальность данного исследования состоит в том, что до сих пор, при наличии богатой методической литературы, различных приёмах обучения, самым важным в преподавании математике остаётся обучение учащихся решению задач, но оно полноценно не может осуществляться без применения операций анализа и синтеза.

    Вопросам исследования аналитико–синтетической деятельности посвящены работы психологов Л. И. Анцыферовой, Л. С. Выгодского, В. А. Крутецкого.

    Цель: Развитие аналитико – синтетической деятельности младших школьников на уроках математики.

    Задачи: 1.        Определить особенности аналитико – синтетической деятельности в младшем школьном возрасте.

    2.        Организовать работу по развитию деятельности на уроках математики.

    Перечень вопросов по самообразованию:

     1. Изучение психолого – педагогической литературы;

    1. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
    2. Совершенствование методов учебного процесса;

    Предполагаемый результат: Повышение интереса и результативности на уроках математики.

    Анализ–(от греч. analysis – разложение, расчленение)–рассмотрение, изучение чего – либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого–либо предмета или явления.

    Синтез–(от греч. synthesis–соединение, сочетание)–соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противопоставляется анализу, с которым он неразрывно связан. Синтез и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого.  

    Таким образом, в процессе решения любой текстовой задачи можно выделить несколько этапов:

    1 этап – первичное восприятие и анализ задачи;

    Сначала задачу читает учитель или кто- то из учеников. Затем учащимся предлагается прочитать задачу про себя, для сосредоточения на её содержании. Основная цель этого этапа–добиться, чтобы каждый ученик чётко представил себе, о чём эта задача, что в задаче известно, что нужно найти, какая существует зависимость между данными, какими отношениями связаны данные и неизвестные, данные и искомое, что является искомым.

    2 этап - поиск решения задачи;

    После ознакомления с содержанием задачи можно приступить к поиску её решения. Выделяются несколько приёмов поиска решения задачи. Иллюстрация задачи – это использование средств наглядности для выявления величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел, а также для установления связей между ними. Иллюстрация может быть предметной и схематической. В первом случае используются для иллюстрации либо предметы, либо рисунки предметов, о которых идёт речь в задаче: с их помощью иллюстрируется конкретное содержание задачи. Предметная иллюстрация помогает создать яркое представление той жизненной ситуации, которая описывается в задаче, что в дальнейшем послужит отправным моментом для выбора действия. Предметной иллюстрацией пользуются только при ознакомлении с решением задачи нового вида и преимущественно в 1 классе. Начиная с 1 класса, используется и схематическая – это краткая запись задачи. В краткой записи фиксируются в удобообразной форме величины, числа данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чём говорится в задаче: «было», «положим», «стало» и т.п., и слова, обозначающие отношения: «больше», «меньше», «одинаковая» и т.п. Краткую запись задачи можно выполнять в таблице и без неё, а также в форме чертежа. Иллюстрацию в виде чертежа целесообразно использовать при решении задач, в которых даны отношения значений величин (больше, меньше, столько же), а также при решении задач, связанных с движением. При этом надо соблюдать указанные в условии отношения: большее расстояние изображать большим отрезком.  Чертеж наглядно иллюстрирует отношение значений величин, а в задачах на движение схематически изображает соответствующую ситуацию.

    Любая из названных иллюстраций только тогда поможет ученикам найти решение, когда её выполняют сами дети, поскольку только в этом случае они будут анализировать задачу сами. Дети могут установить связи между данными и искомым и выбрать соответствующее арифметическое действие только с помощью учителя. В этом случае учитель проводит специальную беседу, которая называется разбором задачи. При разборе задачи нового вида учитель должен в каждом отдельном случае поставить детям вопросы так, чтобы навести их на правильный или осознанный выбор арифметических действий. Очень важно чтобы вопросы не были подсказывающими, а вели бы к самостоятельному нахождению пути решения задачи. Разбор задачи заканчивается составлением плана решения.

    План решения – это объяснение того, что узнаём, выполнив то или иное действие, и указания по порядку арифметических действий.

    Часто при введении задач нового вида ученики затрудняются самостоятельно составить план решения, тогда им помогает учитель. В этом случае рассуждение можно строить двумя способами: идти от вопроса задачи к числовым данным или от числовых данных идти к вопросу.

    3 этап -  выполнение решения задачи;

    Решение задачи–это выполнение арифметических действий, выбранных при составлении плана решения. При этом обязательны пояснения, что находим, выполняя каждое действие. Решение задачи может выполняться устно и письменно. При устном решении соответствующие арифметические действия и пояснения выполняются устно. Решение почти половины всех задач должно выполняться в начальных классах устно. При этом надо учить детей правильно и кратко давать пояснения к выполненным действиям.

    Таким образом, благодаря текстовой задаче и происходит развитие таких мыслительных операций, как анализ и синтез, т. к. невозможно решить задачу, ответить на её вопрос без анализа условия, разложения его на составные части, после чего соединения частей для записи решения– применения операции синтеза.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.

    Первое заседание  проблемного семинара по теме: "Формирование личностных компетенций младшего школьника на основе реализации системно - деятельностного подхода".  Знакомство в творческой гру...

    Доклад :«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребёнка»

    Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, мы  взяли  на вооружение организацию исследовательской работы младших школь...

    Проектирование учебной деятельности первоклассников на материале решения текстовых задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого/

    В статье раскрыты особенности проектирования учебной деятельности первоклассников на материале решения задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого, описаны этапы формирования умения решать зад...

    Статья "Реализация педагогических условий развития аналитико-синтетического восприятия младших школьников на уроках природоведения в четвёртом классе"

    Возможность использования приемов  аналитико-синтетического восприятия для позновательного развития младших школьников на уроках природоведения в 4 классе....

    Доклад на педсовете. Исследовательская деятельность младших школьников – ключ к развитию творческих способностей учащихся в рамках ФГОС.

    В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вноси...