Проектирование учебной деятельности первоклассников на материале решения текстовых задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого/
статья (математика, 1 класс) по теме
В статье раскрыты особенности проектирования учебной деятельности первоклассников на материале решения задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого, описаны этапы формирования умения решать задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_ud.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование учебной деятельности первоклассников
на материале решения текстовых задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого
Одной из важнейших содержательно-целевых линий развития в начальном образовании, обеспечивающих конечные требования к ребенку, заканчивающему начальную школу, следует считать формирование учебно-познавательной деятельности ребенка, так как только через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах.
Одной из приоритетных целей обучения математике является формирование у младших школьников осознанного умения решать текстовые задачи. Это умение определяет степень обученности и общей подготовки учащихся. Научить ученика решать текстовые задачи в любой учебной дисциплине считается наиболее трудной деятельностью для учителя, так как возникающие трудности, как правило, связаны не с вычислительными действиями, не с исполнительной стороной задачи, а с ориентировочной – с тем анализом текста задачи, который предшествует планированию способа ее решения.
На уроке учитель организует деятельность ученика по решению текстовой задачи: ее цель, предмет анализа, средства ее выполнения, состав действий и операций, необходимый для ее решения, получаемый продукт, состоящий из сформированного умения решать задачу и знания, актуализируемого в процессе решения задачи.
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям, либо умственным действиям. Акт деятельности или отдельное действие всегда имеет сознательную цель, мотивационную обусловленность, поэтому в начале каждого урока детьми обязательно фиксируется тема и его образовательная цель:
1) сформировать умение решать текстовые задачи ?..,
2) произвести знание о способе ?...
ТЕМА «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ
СУММЫ И НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО.
Цель: 1) сформировать умение решать текстовые задачи ?..,
2) произвести знание о способе ?...
На втором этапе учитель организует исследовательскую деятельность младших школьников. Текстовая задача предполагает достаточно высокий уровень мыслительной компетентности, предполагает умение восстановить по данному тексту соответствующую ситуацию. В то же время для решения задачи необходимо умение осуществлять сокращенный перевод текста на математический язык. Владение языком элементарной арифметики включает, по крайней мере, три аспекта:
- понимание смысла числовых характеристик величин, описываемых текстом;
- понимание смысла арифметических действий;
- понимание смысла отношений, описываемых текстом.
Наиболее сложный учебный элемент в процессе работы над задачей – поиск решения задачи.
С целью овладения этими умениями учащимся предлагается исследовать условие одной или нескольких текстовых задач и определить:
а) элементы задач;
б) какие элементы являются частью или целым, большей или меньшей
величиной;
в) какими математическими знаками они связаны между собой.
Исследовательское задание 1
Исследуй условия 2 текстовых задач.
Опираясь на подчеркнутые опорные слова, определи:
а) элементы задачи;
б) какие элементы являются: - первой частью (Ч1),
- второй частью (Ч2),
- целым (Ц);
в) какими математическими знаками они связаны между собой.
Задача 1. В хоре пели 4 мальчика и 2 девочки. Всего 6 ребят пели в хоре.
М (Ч1)…… Д (Ч2)…… Р (Ц)……
Задача 2. На дереве было 5 воробьёв ( ). Прилетели ещё 4 воробья ( ). На дереве стало 9 воробьёв ( ).
Б (Ч1)…… П (Ч2)…… С (Ц)……
Новое знание занеси в опорную таблицу.
При выполнении второго исследовательского задания с помощью вопросов определяется способ решения задачи:
Вопрос 1. В каком предложении задано условие задачи?
Вопрос 2. Какие величины являются известными по условию задачи?
Вопрос 3. В каком предложении задан вопрос задачи – искомая величина?
Вопрос 4. Какие опорные слова помогают тебе определить элементы задачи?
Вопрос 5. Какая формула поможет тебе установить связи между элементами задачи - известными и искомой величинами?
Результатом выполнения заданий является составление опорной таблицы, которая раскрывает связь между величинами, заданными в задаче, в которой обобщаются знания об изучаемом объекте не в виде отдельных единиц без каких-либо связей между ними, а в законах структуры системы через элементы и системообразующие связи между ними.
На данном этапе работы педагог использует такие формы работы, которые опираются на совместную учебно-познавательную деятельность ребенка.
Элементы задачи и связи между ними
Величины (ОПОРНЫЕ СЛОВА) | Математическая формула | ||
Часть | Часть | Целое | Ч1 + Ч2 = Ц Ц - Ч1 = Ч2 Ц - Ч2 = Ч1 |
воробьи | снегири | птицы | |
было | прилетели | стало | |
мальчики | девочки | ребята |
Далее составляется опорная карта решения задачи, в которой фиксируются знания об обобщенном способе решения разных практических задач определенного типа, т.е. знания о деятельности, которую нужно самому учащемуся построить, чтобы правильно решить любую практическую задачу, сформировать навыки самоконтроля, самооценки и самокоррекции.
ОК (задача) Решение текстовой задачи
Цель: научиться решать текстовые задачи на нахождение суммы.
Предмет: величины и связи между ними.
Средства: ОТ, ОК
действия | операции | знания | матем. запись |
1. Провести анализ текста задачи: | а) определить известную величину(ы); б) определить искомую величину. | условие задачи вопрос задачи | М (мальчики), Д (девочки) Р (ребята) |
2. Построить математическую модель задачи. | а) найти опорные слова; б) определить величины. | ОТ-1а опорные слова | М.- 4 Д. - 2 |
3. Спланировать способ решения задачи. | ОТ-1а формула | Ч1+Ч2=Ц | |
4. Провести математические вычисления: | а) подставить числовые значения величин в формулу; б) найти «искомое». | ОТ-1а формула | 1) 4+2=6(р.) |
5. Провести самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. | а) подставить найденное число в вопрос задачи; б) определить наличие равенства между числами в условии задачи и в вопросе задачи. | 6 ребят пели в хоре 4+2=6 | |
6. Записать ответ. |
| Ответ: 6 ребят пели в хоре. |
В течение урока ученик или устно отвечает на поставленные вопросы, или письменно фиксирует ответ, вписывает новое знание в опорную карту, причем от урока к уроку уровень самостоятельности возрастает, так как происходит перенос знаний.
На четвертом этапе происходит формирование психического образа и психической деятельности. Для этого учащимся предлагается решить задачи, которые разделены на 4 группы по способу их выполнения.
На I этапе учащийся выполняет свою деятельность решения задач с опорой на таблицы в материальной или материализованной форме в зависимости от специфики учебной дисциплины.
На II этапе деятельность выполняется в «громкой речи», выполняемые действия и составляющие их операции проговариваются вслух; ученик объясняет, какие знания при выполнении какой операции или действия следует использовать.
На III этапе – в «речи про себя» – учащийся шепотом проговаривает выполняемую им деятельность решения задачи. На последнем IV этапе она выполняется уже в умственном плане. Следует отметить, что выполнение всех этапов в заданной логике обеспечивает каждому ученику усвоение нормативного содержания выполняемой им деятельности. Так происходит свертывание выполняемой деятельности по форме.
При подведении итогов урока осуществляется рефлексия с учащимися их учебной деятельности на уроке, формулируется цель выполнения домашнего задания, акцентируется внимание на ориентировочных основах деятельности, которые зафиксированы в опорных таблицах и опорных картах.
Таким образом, начальное образование невозможно представить без формирования умений и навыков, но современное начальное образование предполагает формирование способов и приемов чисто учебной деятельности и деятельности познавательной. Реализация учителем на практике технологии деятельностного метода обучения способствует формированию у учеников самостоятельного умения проектирования учебной деятельности, в процессе которой учащийся выступает субъектом, а не объектом; повышению мотивации к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование регулятивных учебных действий при обучении решению текстовых задач
В начальной школе математика является основой развития познавательных действии, в первую очередь логических, включая планирование, систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на ...
Доклад "Формирование регулятивных учебных действий при обучении решению текстовых задач"
Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов...
Решение простых задач на нахождение суммы и остатка
Продолжить работу по формированию вычислительных навыков, умения решать задачи; закрепить знания о задаче и её решении....
Метод моделирования, как обобщенный прием самостоятельной деятельности учащихся при решении текстовых задач
Данная статья раскрывает актуальность использования на уроках математики в рамках новых образовательных стандартов метода моделирования при работе над текстовыми задачами.Работа включает анализ различ...
Презентация для урока математики «Решение простых задач на нахождение суммы», 1 класс
Решение задач проходит вместе с Незнайкой и Знайкой, текст задач – из жизни коротышек Цветочного города....
Формирование учебной деятельности в процессе решения простых задач на сложение и вычитание
Как обучать детей нахождению способа решения текстовой задачи? Этот вопрос – центральный в методике обучению решения задач. Для ответа на него в литературе предложено немало практических приемов...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Дидактические материалы по теме «Решение текстовых задач» для формирования метапредметных универсальных учебных действий»
laquo;Дидактические материалы по теме «Решение текстовых задач» для формирования метапредметных универсальных учебных действий», предлагаемые в методическом пособии, явл...