Проектирование учебной деятельности первоклассников на материале решения текстовых задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого/
статья (математика, 1 класс) по теме

Редникова Елена Викторовна

В статье раскрыты особенности проектирования учебной деятельности первоклассников на материале решения задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого, описаны этапы формирования умения решать задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_ud.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование учебной деятельности первоклассников

на материале решения текстовых задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого

        Одной из важнейших содержательно-целевых линий развития в начальном образовании, обеспечивающих конечные требования к ребенку, заканчивающему начальную школу, следует считать формирование учебно-познавательной деятельности ребенка, так как только через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах.      

        Одной из приоритетных целей обучения математике является формирование у младших школьников осознанного умения решать текстовые задачи. Это умение определяет степень обученности и общей подготовки учащихся. Научить ученика решать текстовые задачи в любой учебной дисциплине считается наиболее трудной деятельностью для учителя, так как возникающие трудности, как правило, связаны не с вычислительными действиями, не с  исполнительной стороной задачи, а с ориентировочной – с тем анализом текста задачи, который предшествует планированию способа ее  решения.      

       На уроке учитель организует деятельность ученика по решению текстовой задачи: ее цель, предмет анализа, средства ее выполнения, состав действий и операций, необходимый для ее решения, получаемый продукт, состоящий из  сформированного умения решать задачу и знания, актуализируемого в процессе решения задачи.

     Процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям, либо умственным действиям. Акт деятельности или отдельное действие всегда имеет сознательную цель,  мотивационную обусловленность, поэтому в начале каждого урока детьми обязательно фиксируется тема и его образовательная цель:

1) сформировать умение решать текстовые задачи ?..,

2) произвести знание о способе ?...

ТЕМА            «РЕШЕНИЕ  ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ

СУММЫ  И  НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО.

Цель: 1) сформировать умение решать текстовые задачи ?..,

        2) произвести знание о способе ?...

       На втором этапе учитель организует исследовательскую деятельность младших школьников. Текстовая задача предполагает достаточно высокий уровень мыслительной компетентности, предполагает умение восстановить по данному тексту соответствующую ситуацию. В то же время для решения задачи необходимо умение осуществлять сокращенный перевод текста на математический язык. Владение языком элементарной арифметики включает, по крайней мере, три аспекта:

  • понимание смысла числовых характеристик величин, описываемых текстом;
  • понимание смысла арифметических действий;
  • понимание смысла отношений, описываемых текстом.

     Наиболее сложный учебный элемент в процессе работы над задачей  –  поиск решения задачи.

      С целью овладения этими умениями учащимся предлагается исследовать условие одной или нескольких текстовых задач и определить: 

      а) элементы задач;

     б) какие элементы являются частью или целым, большей или меньшей                

          величиной; 

     в) какими математическими знаками они связаны между собой.

Исследовательское задание 1    

Исследуй условия 2 текстовых задач.

Опираясь на подчеркнутые опорные слова, определи:

        а) элементы задачи;

        б) какие элементы являются:    - первой частью  (Ч1),

                                                              - второй частью  (Ч2),

                                                              - целым (Ц);

        в) какими математическими знаками они связаны между собой.                         

                                                                           

Задача 1. В хоре пели 4 мальчика и 2 девочки.  Всего 6 ребят пели в хоре.

         М (Ч1)……                   Д (Ч2)……                        Р (Ц)……

        

Задача 2. На дереве  было  5  воробьёв (   ). Прилетели  ещё 4    воробья (   ).  На дереве  стало  9  воробьёв (   ).

 

          Б (Ч1)……                   П (Ч2)……                        С (Ц)……       

Новое знание занеси в опорную таблицу.

      При выполнении второго исследовательского задания с помощью вопросов определяется способ решения задачи:

Вопрос 1.  В каком предложении задано условие задачи?

Вопрос 2.  Какие величины являются известными по условию задачи?

Вопрос 3. В каком предложении задан вопрос задачи – искомая величина?

Вопрос 4. Какие опорные слова помогают тебе определить элементы задачи?

Вопрос 5. Какая формула поможет тебе установить связи между элементами задачи - известными и искомой величинами?

      Результатом выполнения заданий является составление опорной таблицы, которая раскрывает связь между величинами, заданными в задаче, в которой обобщаются знания об изучаемом объекте не в виде отдельных единиц без каких-либо связей между ними, а в законах структуры системы через элементы и системообразующие связи между ними.

     На данном этапе работы педагог использует такие формы работы, которые опираются на совместную учебно-познавательную деятельность ребенка.

     

Элементы задачи и связи между ними

                                        Величины                                      

                                (ОПОРНЫЕ  СЛОВА)

Математическая

формула

       Часть

       Часть

  Целое

    Ч1  +  Ч2  =   Ц

     Ц    -  Ч1  =   Ч2

      Ц   -   Ч2  =  Ч1                           

воробьи

снегири

птицы

было

прилетели

стало

мальчики

девочки

ребята

      Далее составляется опорная карта решения задачи, в которой фиксируются знания об обобщенном способе решения разных практических задач определенного типа, т.е. знания о деятельности, которую нужно самому учащемуся построить, чтобы правильно решить любую практическую задачу, сформировать навыки самоконтроля, самооценки и самокоррекции.

ОК (задача)                 Решение текстовой задачи

Цель: научиться решать текстовые задачи на нахождение суммы.

Предмет: величины и связи между ними.

Средства:   ОТ,   ОК

действия

операции

знания

матем. запись

1. Провести  

    анализ    

    текста    

    задачи:

а) определить известную величину(ы);

б) определить искомую величину.

условие

задачи

вопрос

задачи

М (мальчики),

Д (девочки)

Р (ребята)

2.  Построить      

математическую  

модель задачи.

а) найти опорные слова;

б) определить

величины.

ОТ-1а

опорные слова

М.- 4

Д. - 2        

3. Спланировать

 способ решения

 задачи.

ОТ-1а

формула

Ч1+Ч2=Ц

4. Провести

 математические      

 вычисления:

а) подставить числовые значения величин

в формулу;

б) найти «искомое».

ОТ-1а

формула

1)  4+2=6(р.)

5.  Провести  

    самоконтроль,

самооценку, самокоррекцию.

а) подставить

найденное число в вопрос задачи;

б) определить наличие равенства между числами в  условии задачи и в вопросе задачи.

6 ребят пели в хоре

4+2=6

6. Записать

    ответ.

 

Ответ: 6 ребят пели в хоре.

      В течение урока ученик или устно отвечает на поставленные вопросы, или письменно фиксирует ответ, вписывает новое знание в опорную карту, причем  от урока к уроку уровень самостоятельности возрастает, так как происходит перенос знаний.

         На четвертом этапе происходит формирование психического образа и психической деятельности. Для этого учащимся предлагается  решить задачи, которые разделены на 4 группы по способу их выполнения.            

     На I этапе учащийся выполняет свою деятельность решения задач с опорой на таблицы в материальной или материализованной форме в  зависимости от специфики учебной дисциплины.

     На II этапе деятельность выполняется в «громкой речи», выполняемые действия и составляющие их операции проговариваются вслух;  ученик объясняет, какие знания при выполнении какой операции или действия следует использовать.

      На III этапе – в «речи про себя» – учащийся шепотом проговаривает выполняемую им деятельность решения задачи. На последнем IV этапе она выполняется уже в умственном плане. Следует отметить, что выполнение всех этапов в заданной логике обеспечивает каждому ученику усвоение нормативного содержания выполняемой им деятельности. Так происходит свертывание выполняемой деятельности по форме.        

         При подведении итогов урока осуществляется рефлексия с учащимися их учебной деятельности на уроке, формулируется цель выполнения домашнего задания, акцентируется внимание на ориентировочных основах деятельности, которые зафиксированы в опорных таблицах и опорных картах.

      Таким образом, начальное образование невозможно представить без формирования умений и навыков, но  современное начальное образование предполагает формирование способов и приемов чисто  учебной деятельности и деятельности познавательной. Реализация учителем на практике технологии деятельностного метода обучения способствует формированию у учеников самостоятельного умения проектирования учебной деятельности, в процессе которой учащийся выступает субъектом, а не объектом; повышению мотивации к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных учебных действий при обучении решению текстовых задач

В начальной школе математика являет­ся основой развития познавательных действии, в первую очередь логических, включая планирование, систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на ...

Решение простых задач на нахождение суммы и остатка

Продолжить работу по формированию вычислительных навыков, умения решать задачи; закрепить знания о задаче и её решении....

Метод моделирования, как обобщенный прием самостоятельной деятельности учащихся при решении текстовых задач

Данная статья раскрывает актуальность использования на уроках математики в рамках новых образовательных стандартов метода моделирования при работе над текстовыми задачами.Работа включает анализ различ...

Презентация для урока математики «Решение простых задач на нахождение суммы», 1 класс

Решение задач проходит вместе с Незнайкой и Знайкой, текст задач – из жизни коротышек Цветочного города....

Формирование учебной деятельности в процессе решения простых задач на сложение и вычитание

Как обучать детей нахождению способа решения текстовой задачи? Этот вопрос – центральный в методике обучению решения задач. Для ответа на него в литературе предложено немало практических приемов...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Дидактические материалы по теме «Решение текстовых задач» для формирования метапредметных универсальных учебных действий»

laquo;Дидактические материалы   по теме «Решение текстовых задач» для формирования метапредметных универсальных учебных действий», предлагаемые в методическом пособии, явл...