Условия развития самостоятельности младших школьников при решении текстовых задач
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Машнина Анна Александровна

Статья для родителей и учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar._mashnina_a.a.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Условия развития самостоятельности младших школьников при решении текстовых задач

Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре и является важнейшим составляющим интеллектуального развития школьников. Значительное место занимают в этой структуре текстовые задачи. Научив детей владеть умением решать текстовые задачи, учитель окажет существенное влияние на развитие, обучение и воспитание учащихся, подготовит их к приему более сложной информации на II (III) ступени обучения.

СЛАЙД

Под задачей в начальной школе обычно понимают арифметическую задачу, имеющую житейский или физический смысл, которая решается при помощи четырех арифметических действий. 

СЛАЙД

Основные умения, которые необходимы учащимся для решения задач :

-умение анализировать задачу;

-умение проводить поиск плана решения задачи;

-умение реализовать найденный план решения задачи;

-умение осуществлять контроль и коррекцию решения.

В обучении детей решению задач необходимо обратить внимание на целенаправленное формирование у каждого учащегося данных умений, так как иначе учащиеся не смогут перейти к самостоятельному решению задач.

СЛАЙД

"Одной из важнейших целей - пишет методист-математик Н.В.Метельский, стоящих перед решением задач в курсе математики, является научение школьников решать задачи самостоятельно"

. Для достижения данной цели необходимо соблюдать следующие условия.

СЛАЙД

Условия развития самостоятельности  при решении текстовых задач:

  1. Формирование у учащихся обобщённого умения решать текстовые задачи. 

Это умение решать задачи включает в себя знания этапов и способов решения задачи, а также владение предметными знаниями.

  1. Использование различных форм организации самостоятельной деятельности.

Форма обучения – это способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения. Выделяют три формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальную, групповую, индивидуальную.

  1. Использование дифференцированных заданий при решении текстовых задач.

Дифференциация обучения – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Я расскажу вам про первое условие формирования самостоятельности при решении текстовых задач.

СЛАЙД

Формирование у учащихся обобщённого умения решать текстовые задачи. 

Под этим понимается умение выполнять логический, математический и семантический виды анализов.

Формирование у школьников обобщенного умения решать задачи начинается с первого класса. Это умение решать задачи включает в себя знания этапов и способов решения задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.

А теперь я предлагаю вам поработать по группам. Посмотрите на свой раздаточный материал. Выделяют 4 этапа решения задачи.

СЛАЙД

Этапы решения задачи

Приёмы работы

I этап - восприятие и осмысление задачи (анализ текста);

II этап - поиск плана решения.

III этап. Выполнение плана решения.

IV этап - проверка решения. 

-разбиение текста задачи на смысловые части;

-подстановка результата в условие;

-составление и решение обратной задачи;

- устное или письменное решение задачи;

-правильное чтение задачи;

- запись решения задачи по действиям или выражением;

- построение модели;

- осмысление хода решения по вопросам;

- сравнение полученных ответов при решении задачи разными способами.

-рассуждения «от вопроса к данным» или «от данных к вопросу».

Ваша необходимо определить, какие приёмы работы используются на каждом этапе решения задачи. Через 2 минуты мы посмотрим, что получилось.

Перейдём к проверке. Посмотрите на слайд.

СЛАЙД

Этапы решения задачи

Приёмы работы

I этап - восприятие и осмысление задачи (анализ текста);

-правильное чтение задачи;

-разбиение текста на смысловые части;

II этап - поиск плана решения

- построение модели;

-рассуждения «от вопроса к данным» или «от данных к вопросу».

III этап. Выполнение плана решения

- устное или письменное решение задачи;

- запись решения задачи по действиям или выражением;

IV этап - проверка решения. 

- осмысление хода решения по вопросам;

-подстановка результата в условие;

-составление и решение обратной задачи;

- сравнение полученных ответов при решении задачи разными способами.

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д.Пойа)

I этап - восприятие и осмысление задачи (анализ текста) Приемы выполнения:

-правильное чтение задачи. Сначала я предлагаю детям прочитать задачу самостоятельно про себя. Затем ее читает вслух ребенок или сам учитель. Я уделяю внимание правильному прочтению слов, правильной расстановке логических ударений;

-разбиение текста на смысловые части. Я предлагаю детям работать карандашом, разбивая задачу на смысловые части, отмечая условие задачи и ее вопрос;

II этап - поиск плана решения. Сопровождается краткой записью условия или его графической интерпретацией. Приемы выполнения:

 - построение модели. Мы с детьми составляем схему к задаче либо краткую запись, либо таблицу;

-рассуждения «от вопроса к данным» или «от данных к вопросу».

III этап. Выполнение плана решения.

Приемы и формы:

-устное или письменное выполнение плана решения. Простые задачи мы часто решаем устно, задачи же составные – письменно;

-Форма записи (решение по действиям или выражением) может быть предложена мной или выбрана детьми самостоятельно, что всегда вызывает у них положительные эмоции, активизирует их деятельность.

IV этап - проверка решения. 

Приемы выполнения:

- осмысление хода решения по вопросам. После самостоятельного решения ребенком задачи проводится проверка с помощью вопросов: «Что ты нашел первым действием? Для чего ты сделал следующее действие?» И т. д.

-подстановка результата в условие. Либо подставляем найденное число в условие и проводим вычисления, либо делаем смысловую прикидку, например, ребенок получил в ответе, что скорость пешехода 80 км/ч. Реально ли это? Обсуждаем с детьми.

-составление и решение обратной задачи.

- также я часто в своей практике обращаю внимание детей на возможность решения задачи разными способами, затем мы сравниваем полученные ответы.

Научить учащихся начальных классов осознанно проверять правильность решения задачи сложно, но необходимо, так как это способствует формированию самоконтроля у учащихся.

Второе условие развития самостоятельности младших школьников - использование различных форм организации самостоятельной деятельности.

Форма обучения – это способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения. Выделяют три формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальную, групповую, индивидуальную. Об этом вам подробнее расскажет следующий выступающий.

Третье условие развития самостоятельности – использование дифференцированных заданий при решении текстовых задач. Об этом вам расскажут далее.

Дифференциация обучения – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.7 

Развитие познавательной активности и самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные задания. К ним относятся:


  • задания, не сводящиеся к известным способам решения; 

  • задания, способствующие созданию проблемной ситуации; 

  • задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей; 

  • задания, несущие элементы занимательности; 

  • задания, имеющие практическую значимость; 

  • задания, допускающие разные способы решения.

Раздатка (Машнина А.А.)

Условия развития самостоятельности  при решении текстовых задач:

  1. Формирование у учащихся обобщённого умения решать текстовые задачи. 

Это умение решать задачи включает в себя знания этапов и способов решения задачи, а также владение предметными знаниями.

Этапы решения задачи

Приёмы работы

I этап - восприятие и осмысление задачи (анализ текста);

-правильное чтение задачи;

-разбиение текста на смысловые части;

II этап - поиск плана решения

- построение модели;

-рассуждения «от вопроса к данным» или «от данных к вопросу».

III этап. Выполнение плана решения

- устное или письменное решение задачи;

- запись решения задачи по действиям или выражением;

IV этап - проверка решения. 

- осмысление хода решения по вопросам;

-подстановка результата в условие;

-составление и решение обратной задачи;

- сравнение полученных ответов при решении задачи разными способами.

2. Использование различных форм организации самостоятельной деятельности.

Форма обучения – это способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения.

 Выделяют три формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальную, групповую, индивидуальную.

  1. Использование дифференцированных заданий при решении текстовых задач.

Дифференциация обучения – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования, как обобщенный прием самостоятельной деятельности учащихся при решении текстовых задач

Данная статья раскрывает актуальность использования на уроках математики в рамках новых образовательных стандартов метода моделирования при работе над текстовыми задачами.Работа включает анализ различ...

Интеллектуальное развитие младших школьников посредством решения проектных задач

Интеллектуальное развитие младших школьников посредством решения проектных задач...

Интеллектуальное развитие младших школьников посредством решения проектных задач

Интеллектуальное развитие младших школьников посредством решения проектных задач...

Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)

Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...