Статья на тему:" Формирование основ характера у младших школьников".
методическая разработка (4 класс) на тему

В статье описано что выражают черты характера, чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера людей, как формируется характер ребёнка, каковы пути воспитания характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ характера у младших школьников.

Лавриненкова Г. Г.

учитель начальных классов

ГБОУ сош № 237 г.

 Красносельского района Санкт-Петербурга

Правильное воспитание детей в начальных классах очень важно, так как именно здесь закладываются те психические качества, на основе которых и формируется характер в подростковом и юношеском возрасте.

Главная воспитательная задача любого преподавателя в данной ситуации состоит в том, чтобы привить младшим школьникам нормы поведения, которые являются общепринятыми в современном обществе.

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет. С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Работая с детьми, учитель должен избегать нотаций, но не упускать удобного случая и указывать ребенку на то, что хорошо и что плохо, мотивируя каждый раз свои оценки, разъясняя и приводя конкретные примеры, близкие и понятные детям. Иногда учитель прямо формулирует моральное правило и свое требование, иногда дает это в несколько завуалированном виде, в форме рассказа о каком-нибудь случае из жизни или из художественной литературы. Ребенок должен сам догадаться, что описываемый факт имеет к нему прямое отношение. Тогда психологическое воздействие на ребенка бывает глубже.

 В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения.

Мотив, действенный для данного человека, - это будущая черта его характера. Поэтому особенности мотивационной сферы ребенка должны находиться в центре внимания учителя.

Учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся. Если учитель знает настоящие мотивы поведения своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить учебно-воспитательный процесс, чтобы помочь ребенку сформировать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками.

Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Учителю невозможно воспитывать детей без тесной связи с семьей ребенка. Именно дома школьник проводит большую часть дня, под влиянием близких формируется его характер. И учитель, регулярно общаясь с родителями ученика, через них оказывает необходимое влияние на него, закрепляя и развивая его положительные качества и борясь с недостатками. При этом очень важно, чтобы не было расхождений между требованиями родителей и учителя. Если между школой и семьей есть противоречия и конфликты, то создается благоприятная почва для появления у ребенка нечестности, лицемерия, лживости и других отрицательных черт характера.

 Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Когда ребенок отправляется в первый класс, начинается последующий этап формирования его индивидуального характера. Такие дети в этот момент, как правило, сталкиваются с огромным количеством новых и достаточно строгих обязанностей и всевозможных правил, которые определяют его поведение не лишь на территории школьного заведения, но и в различных общественных местах, а также в пределах дома. Таким образом, чтобы характер младшего школьника был, как можно сильнее, родители должны соблюдать соответствующие правила и давать ребенку возможность проявлять собственную инициативу.

 Непосредственно на само формирование огромное воздействие оказывают, прежде всего, условия жизни школьника. Другими словами сюда можно отнести ту среду, где ребенок растет и соответственно взрослеет. При этом основными каналами такого воздействия чаще всего принято считать постоянное общение с одноклассниками, преподавателем и остальными взрослыми людьми. Не менее важную роль в данной ситуации играют, конечно же, книги, разнообразные телевизионные программы и местные традиции.

Характер формируется в деятельности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения. Черты характера формируются при повторении форм поведения в жизни и деятельности. А.С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать... гимнастику поведения», закреплять правильные формы поведения.

 Еще больший эффект дает правильно поставленная учебная работа и труд школьника, а также участие его в общественной жизни. Выполняя свои обязанности, ученик должен проявлять много волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Это служит хорошей школой воспитания характера. Большую роль при этом играют необходимая требовательность к учащимся и контроль со стороны учителя. Доброе отношение к детям, проявление педагогического такта, учет индивидуальных особенностей каждого школьника, чуткость, понимание мыслей и переживаний ребенка особенно необходимы при работе с младшими школьниками. При оценке их успехов надо учитывать не только качество ответов, но и то старание, которое дети прилагают, чтобы выполнить задания.

 На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности.

 Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель формировать у детей правильные моральные представления и понятия.

Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества.

На характер влияет и эмоциональное воспитание школьника. Умение сочувствовать: радоваться чужим удачам и искренне переживать горе других — важная черта характера. У детей младшего школьного возраста она еще недостаточно развита. Они часто с детской непосредственностью завидуют товарищам, могут совершенно не понимать страданий, которых сами не испытали. Поэтому в детях надо воспитывать способность ставить себя на место другого. Это научит их сопереживанию.

На сегодняшний день под методами воспитания младших школьников принято понимать способы педагогического влияния на отдельного ребенка с целью сформировать в нем не только правильное поведение, но и осознанность действий. В связи с тем, что на сегодняшний день существуют самые разнообразные методы воспитания и заложения основ характера ребенка, они способны создать огромные трудности для любого человека. В связи с этим, специалисты практически условно поделили эти способы на последующие виды: формирование сознания, деятельности, стимуляции поведения, метод контроля и, конечно же, способ самооценки.

Таким образом, огромное воздействие на такой процесс как формирование у младшего школьника основ характера, чаще всего оказывает как сам коллектив совместно с преподавателем, так и соответственно, семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...

Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Статья на тему: Формирование позитивной «Я - концепции» у младших школьников в дизайн – деятельности.

Статья "Формирование позитивной "Я - концепции" у младших школьников в дизайн-деятельности....

Курсовая работа+статья на тему:"Формирование техники чтения у ребёнка младшего школьного возраста"

Формирование техники чтения у ребёнка младшего школьного возраста...

Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Рассматривается вопрос формирования коммуникатив-ных универсальных учебных действий у младших школьников. Определеныусловия их формирования....