Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Аннотация. Рассматривается вопрос формирования коммуникатив-

ных универсальных учебных действий у младших школьников. Определены

условия их формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семернина Наталья Владимировна

учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное

учреждение Яснозоренская общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Рассматривается вопрос формирования коммуникатив-

ных универсальных учебных действий у младших школьников. Определены

условия их формирования.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные дей-

ствия, младший школьник, условия формирования КУУД.

Key words: communicative universal educational actions, Junior schoolboy,

conditions of formation of KUUD.

«Коммуникативное развитие – формирование компетентности в обще-

нии, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей

как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести

диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллек-

тивном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное со-

трудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербаль-

ными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осу-

ществлять свободное общение [5]. Коммуникативное развитие предполагает

и формирование ряда психологических и мыслительных свойств, которые

проявляются в процессе коммуникации, и помощь в овладении средствами

коммуникации, и формирование ряда социальных установок, необходимых

для эффективного общения. Но в первую очередь, коммуникативное разви-

тие – есть процесс формирования одноименных умений и навыков, становле-

ние которых неразрывно связано с речью. Без наличия устойчивых речевых

навыков нельзя говорить о полноценном коммуникативном развитии лично-

сти. В системе коммуникации личность рассматривается с точки зрения ее

роли в процессах формирования речи, механизмов экспрессивности, особен-

ностей индивидуальной речи. Таким образом, с одной стороны, в основе

коммуникативных навыков лежат навыки речевые, с другой – речевые уме-

ния и навыки реализуются в процессе общения, коммуникации.

Одна из задач, поставленных перед школой новыми федеральными

государственными образовательными стандартами начального общего обра-

зования - формирование у обучающихся коммуникативных универсальных

учебных действий. Формирование коммуникативных умений младших

школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформиро-

ванности данных умений влияет не только на результативность обучения де-

тей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения

формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и

совершенствуются в процессе общения учащихся так и на уроках. Это обу-

словило изменения в программно-методическом обеспечении, в организации

учебного процесса и определения педагогических условий формирования

коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Таким образом, на уровне начального общего образования должны быть со-

зданы педагогические условия формирования КУУД обучающихся начально-

го общего образования. Младший школьный возраст является благоприят-

ным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном

этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают соци-

альный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального обра-

зования является создание оптимальных условий для формирования комму-

никативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоя-

тельности учащегося. Коммуникативные УУД включают две группы умений:

‒ это умение строить продуктивное взаимосотрудничество со сверстниками и

взрослыми -в парах, группах, в командах. ‒ общие умения коммуникации-

работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной фор-

ме, слушать и читать с пониманием, умение с достаточной полнотой и точно-

стью выражать свои мысли.

Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важ-

но уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправлен-

ному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, по-

этому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повыше-

нию качества учебно-воспитательного процесса. В отечественной психоло-

гии и педагогике сформулированы основные условия формирования умений.

Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и другие уче-

ные показали, что всякое умение формируется в деятельности. Развёрнутое

описание даётся и в теории поэтапного формирования умственных действий

П. Я. Гальперина о том, что эта теория носит деятельностный характер.

Гальперин широко понимает обучение: условно — это любая деятельность,

поскольку тот, кто её выполняет, получает новую информацию и умения и

при этом получаемая им информация обретает новое качество. В деятельно-

сти, выполняемой учащимися, Гальперин выделяет три стороны: ориентиро-

вочную, исполнительную, контрольную. В. К. Дьяченко, М. А. Мкртчан, Г.

А. Цукерман, утверждали, что для всестороннего развития школьников и

успешного освоения ими знаний, умений и навыков важную роль играет со-

трудничество обучающихся между собой. Первое условие формирования ка-

кого-либо умения: ребёнок должен быть включён в совместную с другими

обучающими деятельность по овладению данным умением. Следующим

условием формирования любого умения является рефлексия обучающегося.

Это утверждали в своих работах В. В. Давыдов,М. А. Мкртчан, Г. А. Цукер-

ман. Только через рефлексию происходит осознание приобретаемого умения.

Она выступает связующим звеном между концептуальным знанием и лич-

ным опытом человека. Рефлексия позволяет размышлять над ходом и резуль-

татом собственной деятельности, что делает возможным освоение новых

знаний и умений. Вторым условием формирования умений является создание

в учебном процессе возможности для осуществления рефлексии каждого

обучающегося над ходом освоения им того или иного умения. Третьим усло-

вием для успешного формирования умения является усвоение целостного

умения от частного к общему. Чтобы обеспечить процесс формирования

умения, необходимо проанализировать его структуру, чётко представить из

каких элементов оно складывается, определить наиболее целесообразную по-

следовательность отдельных элементов. Четвертым условием является фор-

мирования умений является регулярность и распределение во времени. Осво-

ение умений происходит путём многократного повторения упражнений. Пя-

тое условие —это положительная мотивация к выполнению, применению

заданий. Для создания мотивации важно, чтобы тренируемое умение было

включено в учебную ситуацию, имеющую значимость для обучающегося,

ученик должен знать результаты выполнения действия, понимать общий

принцип, схему умения, в которое включено тренируемое действие. Данные

условия могут быть последовательными шагами в деятельности учителя.

Опираясь на понятие коммуникативные универсальные учебные действия,

уточним специфику их формирования.

Сущность процесса формирования КУУД у младших школьников за-

ключается в целенаправленном последовательном обеспечении: 1) регуляр-

ной, распределённой во времени деятельности включенности учащегося в

различные специально организованные ситуации коммуникации с другими

участниками учебно-воспитательного процесса; 2) постановки в соответ-

ствии с результатами рефлексии дальнейших образовательных задач по раз-

витию умений коммуникации обучающихся- в совместном обсуждении уча-

щегося с учителем. Таким образом, формирование коммуникативных уни-

версальных учебных действий у младших школьников является наиболее

благоприятным периодом и требует от педагога создание особых педагогиче-

ских условий учебно-воспитательного процесса.

Список использованной литературы

1. Бабина, С. А. Градуальная функция индивидуально-авторских

новообразований / С. А. Бабина, Е. В. Белоглазова // Гуманитарные науки и

образование. – № 1 (21), 2015. – С. 88-90.

2. Вершинина, Н. В. Возможности формирования коммуникативной

речевой культуры младших школьников средствами русского этикета / Н. В.

Вершинина // Русский язык в контексте национальной культуры: сборник

статей: материалы III Международной научной конференции (21 –23 мая

2014 г.). – Изд-во Мордов. гос.ун-та. – Саранск, 2015. – С. 31 – 35.

3. Вершинина, Н. В. Развитие лингвориторических умений как ос-

нова формирования коммуникативно-речевой компетентности учащихся

начальных классов // Научно-методическое обеспечение региональной си-

стемы общего образования в условиях реализации ФГОС: монография [Элек-

тронный ресурс] / под ред. Т.И. Шукшиной; Мордов.гос.пед.ин-т. – Саранск,

2014. – 20 с. – Режим доступа: http://home.mordgpi.ru Вершинина, Н. В.

4. Творческая самостоятельность как основа для формирования

языковой личности младшего школьника / Н. В. Вершинина // Гуманитарные

науки и образование. – №1, 2015. – С. 27-31.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...

Развитие познавательных способностей у обучающихся младшего школьного возраста

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находились в центре с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обуч...

Курсовая работа+статья на тему:"Формирование техники чтения у ребёнка младшего школьного возраста"

Формирование техники чтения у ребёнка младшего школьного возраста...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...

Формирование координационных способностей у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Сенсорные нарушения. Проприоцепция.

Доклад. Краткие тезисы. Презентация работы инструктора адаптивной физической культуры, с детьми начальной школы, имеющие тяжелые множественные нарушения развития. Формирование координационных спо...