Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»
учебно-методический материал по теме

Андреева Марина Юрьевна

Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.situatsiya_uspeha.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ школа №19 имени 212 полка г.о. Кинешма

Андреевой Марины Юрьевны

«Развитие мотивации в учебной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха».

В проекте «Наша новая школа» и ФГОС  для начальной школы подчеркивается, что именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса.

Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения учащегося в такой вид деятельности, который становится желанным, приносящим удовлетворение от участия в нем. И то ,с каким настроением ученик идёт в школу, является по сути, показателем нового качества образования.

 Вместе с тем с каждым годом на фоне обострения социальных проблем, самоустранения родителей от воспитания детей, всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации  детей к учебной деятельности.

 Решение данной проблемы  я вижу в создании  на уроках в начальных классах комплекса оптимальных приёмов,  которые способны каждого ученика в активную деятельность на уровне его  возможностей

В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

Условия создания ситуации успеха:

-атмосфера доброжелательности на протяжении всего урока

-снятие страха

-высокая мотивация предлагаемых действий

-реальная помощь в продвижении к успеху

-педагогическая поддержка в процессе выполнения

Принципы реализации ситуации успеха:

-Дифференциация содержания  образования.

Применяется на этапе самостоятельной работы и повторения. Ученики сами определяют себе объём и степень трудности .Использую карточки разного цвета. Выполнив верно лёгкое задание, у ребёнка появляется стимул к выполнению заданий более сложных.

-Развитие самостоятельности и ответственности школьников
за свои успехи и неудачи.
 

Чем больше поощряется самостоятельность учеников, тем более успешными в итоге становятся дети.

Приведу пример. Литературное чтение. 4 класс: тема «Мир – театр и люди в нём актёры.» Разделила детей на группы и попросила в качестве домашнего задания разыграть пьесу Маршака «Про козла».Как ребята были увлечены. Оставались после уроков, собирались дома до уроков, продумывали костюмы. В главных ролях оказались дети, у которых не удавался пересказ, были проблемы с техникой чтения. Результат превзошёл все ожидания. Многие ученики для меня  раскрылись.

-Отсутствие авторитаризма учителя в оценке ученика.

Иногда получается так, что при проверке пересказов, чтении стихов наизусть, отработке правил по русскому языку у ребят не получается заработать ту отметку, на которую он рассчитывал, иду навстречу, остаюсь после уроков, даю возможность исправиться. Считаю, главное на отметка на уроке, а результат (выученный стих, правило, и.т.д.).

 Это позволяет развить в учащихся субъектность, сформировать устойчивую самооценку; предупредить возможность формирования зависимости от внешней оценки, страха неудачи и боязни ошибиться, комплекса неполноценности или «отличника».

-Поощрение любых усилий, направленных на улучшение учебных результатов. 

Ориентация на методы положительной мотивации. Это укрепляет в детях веру в свои силы, формирует положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним из важных побуждающих к деятельности факторов. Приведу в пример опыт Софьи Николаевны Лысенковой, который запомнился мне со студенческих лет. Когда она рассказывает об одном случае из собственной практики.
Софья Николаевна обратила внимание на то, что дети начинают лучше заниматься, если учитель хвалит их, а не ругает. И она старалась так и поступать. Но однажды С.Н. Лысенкова столкнулась с проблемой: в первый класс поступила девочка, обучение которой давалось сложно. Софья Николаевна долгое время не могла найти ничего, за что можно было бы похвалить свою ученицу. Тогда она решила схитрить.  Лысенкова сама незаметно написала в тетради девочки один из заданных элементов, а потом на уроке похвалила ученицу перед всем классом. И о чудо! Очередные задания девочка выполняла значительно лучше!

-Развитие в учащихся волевых качеств путем включения в посильную, но достаточно трудную деятельность.

 Неумение преодолевать препятствия мешает достижению успеха и понижает желания. Чтобы быть успешным, школьник должен быть готов ко всему, к преодолению для достижения целей самых разных трудностей. Пример из 1 класса. Детям приходится преодолевать разные трудности, наверное у каждого учителя в работе встречались робкие дети. И каждый знает, как трудно такого ученика вовлечь в работу. Спрашивала Артёма на каждом уроке, хвалила за всё, при организации классного праздника дала ему роль ведущего. Ученик смог пересилить себя, чувствуя ответственность перед детьми, справился со своей задачей. А как были рады  его родители!

-Формирование ценностного отношения к другим людям и совместной деятельности, ответственности за общие результаты.  

Формирование ценностного отношения не только к личным, но и к коллективным достижениям.4 класс. Организация проектной деятельности, были даны задания, над которыми ребята работали несколько недель. Настал день защиты. Дима не смог придти, он заболел. Перед уроком звонит его мама, говорит, что мальчик переживает, боится подвести ребят. В итоге мальчик пришёл, сыграл свою роль и с чувством выполненного долга через урок пошёл домой.

Привлекательность для школьника процесса учебной деятельности. Результаты обучения тесным образом связаны с включенностью школьника в сам процесс, чтобы он был ему интересен и сам являлся основным мотивационным фактором. Это позволяет реализовать системно-деятельностный подход, который мы применяем на уроках. При групповой работе в процессе исследовательской деятельности каждый чувствует себя нужным и полезным. Рассказать о результатах предлагаю не сильному ученику, в котором уверена на 100 % ,а слабого. В ходе работы уже выработано решение, оно записано, он может его просто озвучить и чувствовать себя полезным.

  К учащимся своего предыдущего класса с низким уровнем усвоения материала я применяла метод авансирования успешного результата. Он внушает веру учащихся в свои силы, в себя. Для этого использовала установку: «У тебя обязательно всё получится», « Я даже не сомневаюсь в успешном результате». Я заранее предупреждала их о проверочной, контрольной, итоговой работах. Направленно использовала следующую фразу: « Я уверена,  что ты всё в проверочной работе напишешь верно,  если повторишь… правила правописания безударных гласных,  проверяемых ударением; алгоритм разбора предложения;  алгоритм работы  со словами с непроизносимой согласной в корне слова и т.д.»  Тем самым я создавала  психологическую установку сомневающимся в своих силах   (создана ситуация успеха),  а так же давала материал,  который он должен повторить. У ученика формируется уверенность в своих силах,  что  после повторения материала,  он успешно справится с проверочной работой.

  В ходе работы использую различные способы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Провожу нестандартные уроки :

  • Урок – путешествие
  • Урок – мастерская
  • Урок-исследование
  • Урок – презентация

 На таких уроках дети, преодолевая препятствия, четко выполняя различные задания и приобретая новые знания, стремятся к достижению своей цели, что так необходимо для развития мотивации.  В ситуации успеха находится каждый, т.к.  способен творить на своем уровне.

 Стараюсь использовать демократический стиль общения (не авторитарный, не попустительский)

  • косвенные формы побуждения к действию (совет,   просьба);
  • побуждение к  самостоятельности; активности;
  • искренность взаимоотношений;
  • переживание неудач ребенка;
  • радость за успехи каждого ребенка;
  • уважение личности ребенка;
  • создание комфортного микроклимата в классе;
  • поддержка полезных начинаний каждого ребенка;
  • поощрение инициативы и творчества
  •  оказание поддержки  каждому  ребенку.

Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрить их активность и самостоятельность мне позволяет такой  способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных  достижений школьников как «Портфолио Достижений» - личный выбор работ учениками. Ребёнок сам отбирает и формирует свой «портфель». Собираются работы за определенный промежуток времени из них отбираются 2-3, и так в течение периода обучения.

Методы стимулирования и поощрения, которые я часто использую на уроке .

-мимические и пантомимические (улыбка или ласковый взгляд учителя, пожатие руки, поглаживание по голове);

- словесные («Умница!  Молодец!  Хорошо поработал!»);

-материализованные (флажок на парте, благодарность в дневнике, жетон умельца или эмблема мастера);

-деятельностные ( познавательная игра, более сложное задание).

Реализации поставленной цели мне способствуют средства обучения. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся  карточки с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий; карточки  разноуровневых познавательных и развивающих заданий, карточки-помощницы;  карты успеха, таблицы самооценки.

Информационно-коммуникативные средства: электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов; мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания  (виртуальный конструктор).

Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор,  интерактивная доска

 Средства телекоммуникации: локальная сеть, выход в Интернет. 

В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.
  4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника

Отражены технологические приемы и методы работы учителя с младшими школьниками по созданию ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности....

Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...

«Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника»

В новой школе нужны  новые  технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться стро...

Опыт работы «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации учебно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочное время»

Опыт работы над темой самообразования «Развитие интелектуального-творческого потенциала младших школьников посредством организации  учебно-исследовательской деятельности  на уроках, а т...

Из опыта работы: " Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ"

У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы возд...

Краеведческая работа как одно из направлений работы школьника, способствующее созданию ситуации успеха и повышения социализации учащихся.

Рассказывается об опыте работы по созданию ситуации успеха и повышению социализации учащихся...

Буклет «Развитие мотивации в учебной и внеурочной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха».

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...