Из опыта работы: " Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ"
статья по теме

Малютина Ирина Александровна

У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизация эмоционально волевой сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малютина И.А.

 Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение Краснодарского  края специальная (коррекционная)

школа-интернат  ст-цы  Калининской

Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.


       
У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию эмоционально волевой сферы.

       Использование наглядности и игр в младших классах помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса. Появление интереса к обучению у умственно отсталых школьников в значительной степени повышает прочность знаний, умений, навыков, соответствует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.

      К.Д.Ушинский говорил: «С развитием мышления детей тесно связывает и воспитание внимания —  эта единственная дверь души, через которую проходит все, что есть в сознании. Научить детей держать эту дверь открытой Ушинский считал делом большой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Привычка владеть своим вниманием, отрывая его от предметов, которые привлекают, направляя на нужные предметы».

      Мало просто вложить в ребенка знания по ряду предметов. Необходимо, чтобы эти знания способствовали развитию  его личности и интереса  к учебной деятельности.  

       Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности.

     В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

      Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир. 

      Дидактическая игра – это игры с правилами. Соблюдение правил, являющиеся результатом  возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно-волевых  качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность и т.д.  

     В  процессе занятий дидактической игрой формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль.

      Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. Учителю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определённого темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть чётко поставлена цель игры. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.      

      Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, эмоциональным подъёмом, сменой содержания и приёмов организации способствуют поддержанию у учащихся интереса к учебной деятельности.

     Роль эмоций в процессе познавательной деятельности очень большая. Элементы занимательности на уроке вызывают чувство неожиданности, удивления, новизны.

     Дети любят короткие с быстрым результатом игры. Такие игры необходимы в тех случаях, когда у детей нужно снять психологическое напряжение, заполнить непредвиденную паузу, переключить их внимание Дети ждут одобрения со стороны учителя. Необходимо повышать самооценку детей высказываниями: «Вы  молодцы! Вы всё можете!»

        Осознание успеха окрыляет ребёнка, вселяет в него уверенность в том, что он способен на большее. Так зарождается чувство собственного достоинства. Переживание успеха – пружина самовоспитания, главный источник движения вперёд. Возникает привычка сдерживать себя и в других не игровых ситуациях.

    Самооценка имеет огромное значение, она учит ребят предъявлять к себе строгие требования, дисциплинирует их. Самооценка помогает детям объективно и требовательно подходить к ответу и качеству выполненной работы, к ведению тетради. Она вызывает у ребят большой интерес, стимулирует их к достижению лучших результатов в учебной работе.

      Безграничны возможности учителя в выборе конкретных форм по развитию детей, их познавательной активности, повышение учебной мотивации.

      В заключении хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Мозг человеческий - величайшее чудо природы, и его становление происходит только под влиянием воспитания. Это длительный, адски сложный и мучительный трудный посев, семена которого дают ростки только через несколько лет».

Список используемой литературы

1. Шевченко С. Г. // Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты. - М. 2001. С-136.

2. Петрова В.Г., Белякова И.В. // Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, - М.: Издательский центр "Академия", 2002.С-160.

3. Мастюкова Е.М.// Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 2002.

4. Ильин Е.П. // Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002.С - 752.

5. Рубештейн С.Л. // Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003. С- 713.

6. Шаповалова О. Е. // Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников. М.: МПГУ, 2005. С-183.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Обобщение опыта работы по теме: "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития"

В презентации обобщён опыт работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития"...

Влияние социального опыта и развития на психологическое здоровье младших школьников

Детство-период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОРК и СЭ

Аннотация:  В статье представлен опыт работы учителя начальной Школы-интерната № 9 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД». Рассматривается сущность духовно-нравственного воспитания младш...

Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников (из опыта работы)

В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности  по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоми...

Обобщение опыта Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ". Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребено...