Краеведческая работа как одно из направлений работы школьника, способствующее созданию ситуации успеха и повышения социализации учащихся.
опыты и эксперименты на тему

Шерстобитова Инна Эмильевна

Рассказывается об опыте работы по созданию ситуации успеха и повышению социализации учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведческая работа как   одно  из направлений работы школьника, способствующее созданию ситуации успеха и повышения  социализации  учащихся.

  

  Как  повысить интерес к учебе?  Эта   проблема  волнует    многих учителей   в  последнее время.  Решению   задачи  в определенной  мере способствует  краеведческая  работа  в  школе.

       Имея  общую  цель   с  урочной  системой, краеведение относится  в  большей степени  к  внеклассной работе  и отличается   от  нее  организационными,  методическими  формами,  сущность  и  характер  которых   заключается в следующем:

  • Осуществляется  во внеурочное  время;
  • Базируется  на добровольном  участии  школьников;
  • Краеведческая  работа  осуществляется   благодаря   исследовательской работе самих учеников;
  • Краеведение  способствует формированию   мировоззрения  учеников, их национальному воспитанию;
  • Мероприятия  чаще  всего  посвящены  актуальным событиям  отечественной истории;
  •  Способствуют  повышению  познавательного интереса учащихся.

        Добровольный характер краеведческой   деятельности   позволяет  организовать  деятельность    учеников  по  интересам, способствует   развитию  индивидуальных  способностей, инициативы  и  самостоятельности   в познании  исторического  материала.

в учебном процессе.

     Конструктивная   работа  школьников начинается  с повышения  познавательного   процесса  и осознания   потребности в  новых   знаниях.  Оптимальным  способом  развития  учебных умений   я  считаю  вовлечение  учащихся  в  поисковую  деятельность  краеведческого направления.

Работаю четвертый год по программе  краеведческого кружка “Мой Десногорск”.  

Проектно- исследовательскую деятельность строю по принципу от простого к сложному, на высоком уровне эмоционального отклика школьника, с привлечением к работе родителей, библиотечных работников , представителей общественности.

Цель долгосрочного проекта :

-воспитаниe идей патриотизма, национальной  самоидентификации и гордости за свою малую  Родину.

Задачи:

Развитие у учащихся интереса к изучению и сохранению культурного наследия.

Развитие интереса к проектно-исследовательской деятельности.

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

-готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

-умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;

-умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;

-умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды

Метапредметные:

-умение работать с информацией;

-умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

-умение оценить степень успешности своей деятельности;

-умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Предметные:

-умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

-кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;

-привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.

Этапы работы над проектами:

Организационный этап:

Обсуждение целей и задач проекта.

Составление плана работы под руководством учителя.

 Установление сроков выполнения проекта.

Подготовительный этап:

Поисковая работа учащихся совместно с родителями и учителем

Этап реализации:

Промежуточное обсуждение по собранному материалу. Обработка данных.

Обмен идеями (в устной и письменной форме в классе). Предварительный

просмотр и обсуждение рабочих проектов, их оформление, распределение ролей.

Заключительный этап:

1.Выступление на дне науки. Предоставление собранного материала городской библиотеке. В условиях творческой мастерской, в коллективном обсуждении создается макет будущего проекта: просматривается портфолио проекта, отбирается материал, обговаривается форма презентации проекта (семейный праздник, родительское собрание, встреча в библиотеке, классный час…).

В конце занятия проводится рефлексия: что мне дала работа над проектом и что я смогу дальше сделать самостоятельно.

Для оценивания роста метапредметных результатов и коррекции работы над дальнейшими проектами ведутся Портфолио проектов. В начале проекта и в конце проводится анкетирование учащихся с целью изучения уровня роста метапредметных результатов. Эти материалы хранятся в портфолио проекта вместе с рабочими материалами.

К оформлению проекта привлекаем родителей, которые помогают создать печатный продукт. Учимся делать презентации. Защита проектов на дне науки проходит в форме презентации.

Источником информации в первый год обучения в основном является учитель, родители, а во второй-четвертый год привлекаются работники библиотек, представители общественности, у которых учащиеся   берут интервью, ведут с ними беседы, с которыми делятся своими знаниями (представляют проекты). Учатся более полно работать с Интернет-ресурсами.

При построении программы работы кружка большое внимание уделяется экскурсионной деятельности. Первый год обучения (1 класс)- это обзорные экскурсии по городу, в  городской краеведческий музей, встречи с представителями клуба “Поиск”, виртуальные экскурсии по памятным местам Десногорска.

Второй, третий, четвертый годы обучения -это посещение памятников города с целью   фотографирования, знакомства с его историей, людьми, имеющими отношение к памятнику. В конце проекта учащиеся сами проводят экскурсию для одноклассников или другой группы учащихся. Различные экскурсии- это формы работы, способствующие развитию метапредметных результатов, в первую очередь-коммуникативных.

 Проектно-исследовательская деятельность осуществляется в рамках внеурочной деятельности.

В первый год обучения программа имела 33 часа. Было создано 3 проекта: “Ты и твое имя” (“Знакомьтесь: этоя”); “Это – моя семья!”; “Десногорск- мой город детства”.

Во второй год обучения (34 часа) открывается долгосрочный проект, рассчитанный на 2-4 классы, - “Памятники моего города”. Кружок «Мой Десногорск» -34 часа.

 Всего во 2 классе реализовано 2 проекта: “В жизни всегда есть место подвигу” (Памятник милиционеру А. А. Федосову, погибшему при исполнении служебного долга); “Чернобыль- наша боль” (Памятник ликвидаторам Чернобыльской катастрофы).

В третий год обучения реализовано 3 проекта: «Памятник Петру и Февронии», «Памятный знак первостроителям», «» Памятный знак Ангел мира».

В этом учебном году работаем по изучению материалов, найденных поисковыми отрядами «Обелиск». Наш родитель Тимофеев А. возглавляет поисковое движение города. Он знакомил нас с историей военных действий в округе Десногорска, рассказывал о работе поискового отряда по подъему самолета времен Вов в Калужской области и в районе Десногорска. Нами была проведена экскурсия на «Звезду», провели субботник на территории памятника. Планируется совместная работа по реконструкции находок времен  Вов в мастерской отряда(краеведческий музей). Встречи с ветеранами поискового движения, участие в Дне школьной науки. Сотрудничаем с библиотекой, которая подарила нм свой сборник по истории мемориала «Курган Славы» в Десногорске. Мы передали в городскую библиотеку материалы, собранные нами по истории памятного знака первостроителям Десногорска. Таким образом, растет мотивация школьников к учебе, формируется патриотизм, происходит социализация учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»

Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха»...

Родительское собрание: "Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника"

Основные понятия: ситуация успеха, успех, самореализация, качества успешного человека и условия, при которых человек становится успешен....

Буклет «Развитие мотивации в учебной и внеурочной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха».

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отде...