Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников
статья на тему

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного»  развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного»  развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников.

Лобжина Наталья Анатольевна

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

№ 815, учитель начальных классов, педагог-психолог.

«Никакой человек в мире не родится готовым, успешным, но всякая его жизнь есть беспрерывное развитие».

В.Г. Белинский

С этого года все школы начали работать по новым федеральным государственным образовательным стандартам.  Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный , а личностный результат. Важна прежде всего личность ребенка и происходящие  с ней в процессе изучения изменения, а не сумма знаний. А для этого новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит и развитие младшего школьника во многом зависит от организации предметно-развивающей среды школы. Ни один ребенок не может  развиваться только на вербальном уровне, вне предметной среды. В данный момент времени , предусматриваются новые подходы в ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Что же такое «психомоторная комната». Это форма психологической поддержки ребенка ,защита от психологических нагрузок, снятие тревожности, стресса ( М.В Комбарова – психолог школы №314 г. Москвы). Игровые пособия могут использоваться как на уроках так и во внеурочной деятельности с целью повышения интереса к занятиям, помогают превратить «рутинные» уроки в познавательное развлечение, повысить самооценку ребенка, научить отстаивать свое мнение и преодолевать разногласия, уважать мнения другого человека и достигать компромисса. Как учитель во время урока я использую игры как поощрение или как небольшую паузу в работе для снятия нервного напряжения, переключения с одного вида деятельности на другой.

Вспоминается притча о мудреце « Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь сердца ребенка книгами, но он бросал на меня озадаченные взгляды. Как я могу пройти к сердцу этого ребенка – закричал я. Он подошел к мне и прошептал « Приди и поиграй со мной». Используя игровое оборудование данной комнаты взрослые учатся играть с детьми.

Научить – значит заинтересовать. Могучее средство воздействия игра. В игре слабоуспевающие ученики свободно включаются в учебный процесс, а порой даже просто в процесс «общения» . Не всегда причиной плохой успеваемости (неуспеваемости) является не желание учиться. Многим детям мешает недостаток развития восприятия, памяти, несформированной мелкой моторики. Панацеей здесь являются развивающие игры такие как «Гонщик», «Зоопарк из Тарамбука», «Бамбалео», « Кочки на болоте», «Мольберт Пабло», ролевые игры, игры с музыкальными инструментами.

Иногда ребенок при всем желании не может сконцентрироваться, долго удерживать внимание. Игры это палочка – выручалочка.

-Книга – лабиринт развивает мелкую моторику, в том числе координацию движения, понимание простых отношений.

Целью моей работы было создание в школе № 815 комнаты коррекции психомоторного развития, а также продуктивное использование игровых пособий с целью влияния данных игр на развитие успешности младших школьников, для осознания особенностей своего «я», снятия тревожности. Работа проводилась на базе ГОУ СОШ №815.В течение одного года использование игрового оборудования включалось как в учебный процесс, так и во внеурочную работу как учителя так и педагога-психолога. Для определения психологического состояния учащихся было проведено обследование детей на компьютерном комплексе «Диакомс». В результате обследования была выявлена группа риска детей  с самооценочной тревожностью 59 %, а также фиксировался высокий процент детей со склонностью к фобиям 42% и межличностной тревожностью 48%.Практически ежедневно с детьми группы риска использовалось игровое оборудование «психомоторной комнаты». Развивающие игры: Гонщик, Зоопарк из Тарамбуко, Бамбалео, Кочки на болоте, Магнитный лабиринт, Мольберт Пабло; ролевые игры; игры с музыкальными инструментами и другие. Результат контрольного этапа (мониторинга) показал, что произошли качественные изменения. Процент количества детей с сомооценочной тревожностью снизился с 59 до 12%, с межличностной тревожностью с 42% до 7%, полностью исчезла склонность к фобиям. Уровень успешности возрос в 2 раза. Исследования показали, что использование игр из комнаты психомоторного развития эффективно воздействуют на снятие самооценочной тревожности. Формирование успешности, осознание особенностей своего «я».

В заключении еще раз хочется подчеркнуть , что правильно организованная среда позволяет найти занятие по душе каждому ребенку, поверить в свои силы, научиться взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, а именно это лежит в основе успешности каждого ребенка.

Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации. – М.:ИНТ.-180с.

Шмаков С.А., От игры – к самовоспитанию. – М.:Новая школа, 1995г.

Гиппенрейтер Ю.  Б.Общаться с ребенком. Как?- М.ЧЕРО, 2001.

Приложение: презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного развития» - как средств для формирования успешности младших школьников. Педагог-психолог: Лобжина Н.А. ГБОУ СОШ №815.

Слайд 2

«Никакой человек в мире не родится готовым, успешным, но всякая его жизнь – есть беспрерывное развитие». В.Г.Белинский

Слайд 3

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность ребенка и происходящие с ней в процессе изучения изменения, а не сумма знаний.

Слайд 4

Работа проводилась на базе ГОУ СОШ №815.В течение одного года использование игрового оборудования включалось как в учебный процесс, так и во внеурочную работу как учителя так и педагога-психолога. Для определения психологического состояния учащихся было проведено обследование детей на компьютерном комплексе «Диакомс». В результате обследования была выявлена группа риска детей с самооценочной тревожностью 59 %, а также фиксировался высокий процент детей со склонностью к фобиям 42% и межличностной тревожностью 48%.

Слайд 5

Что же такое «психомоторная комната»? Это форма психологической поддержки ребенка в стрессовых ситуациях, защита от психологических нагрузок, снятие тревожности. В результате игры дети становятся заботливее и внимательнее друг к другу. Ребенок видит ценность его самостоятельных желаний. (М.В.Комбарова – психолог школы №314 города Москвы)

Слайд 6

Игровые пособия используются, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, помогают превратить «рутинные» уроки в познавательное развлечение, повысить самооценку ребенка, научить отстаивать свое мнение и преодолевать разногласия, уважать мнение другого человека и учат достигать компромисса.

Слайд 7

Притча о мудреце. Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь сердца ребенка книгами, но он бросал на меня озадаченные взгляды. Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? – закричал я. Он подошел ко мне и прошептал – «Приди и поиграй со мной».

Слайд 8

Дитя требует деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием К.Д.Ушинский. Использование игрового оборудование помогает нам идти вместе с детьми по интересной дороге школьной жизни. Позволяет ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. Создает ситуацию успеха в различных видах деятельности.

Слайд 9

Будущее начинается сегодня … и то, каким оно будет, зависит от нас! Спасибо Вам за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как обеспечить ситуацию успеха на уроке младших школьников

Выступление на МО учителей начальных классов...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Ситуация успеха в жизни младшего школьника

Психовозрастые особенности младшего школьника находятся в активном развитии и то, что мы закладываем в него на самой трудной первоначальной ступени обучения, должно реализовать себя в будущем в самом ...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

Родительское собрание: "Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника"

Основные понятия: ситуация успеха, успех, самореализация, качества успешного человека и условия, при которых человек становится успешен....

Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...

Личностно-ориентированные технологии.Создание ситуации успеха в обучении младших школьников.

Быстрый ответ Мгновенный ответПо определению личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры н...