Личностно-ориентированные технологии.Создание ситуации успеха в обучении младших школьников.
методическая разработка

Мельник Светлана Анатольевна
  • Быстрый ответ
     
  • Мгновенный ответ

    По определению личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            ДОКЛАД НА ШМО

                               октябрь 2021г.

«Личностно-ориентированные технологии в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС».

Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя.

  Учение-свет,  дающий человеку уверенность в  своих действиях  и  поступках. Приобрести  эту  уверенность  помогают  образовательные  учреждения  разного  типа, одним  из  которых  является  школа. Однако  часто  приходится  слышать  от  учащихся  фразы, выражающие  негативное  отношение  к  школе. Ребенок  приходит  в  школу преисполненный желания  учиться, с  надеждой  добиться  признания  и  любви  со  стороны  учителей  и  одноклассников. Крушение  этого  светлого  оптимизма- самая  серьезная  проблема  обучения.

      Так  почему  же  он  теряет  интерес  к  учебе? Виновата  ли  в  этом  школа  и  ее  методы  обучения? Какую  роль  при  этом  играет  учитель? Может  ли  учитель  сформировать  интерес  у  учащихся  к  учебному  процессу  и  при  помощи  чего? В  настоящее  время  ответы  на данные  вопросы  достаточно  актуальны  в  педагогике.

      Ученик  тогда  тянется  к  знаниям, когда  переживает  потребность  в  учении, когда  им  движут  здоровые  мотивы  и  интерес,  подкрепленные  успехом.

    Успех-  понятие  неоднозначное, сложное ,имеет  разную  трактовку. С  психологической  точки  зрения успех- это  переживание  состояния  радости, удовлетворение  оттого, что  результат,  к  которому  стремилась  личность  в  своей  деятельности, либо  совпал  с  ее  ожиданиями,  надеждами, либо  превзошел их. На  базе  этого  состояния  формируются  новые,  более  сильные  мотивы  деятельности, меняются  уровни  самооценки, самоуважения.

  С педагогической  точки  зрения  ситуация  успеха- это  такое  целенаправленное, организованное  сочетание  условий, при  которых  создается  возможность  достичь  значительных  результатов  в  деятельности  как  отдельно  взятой  личности, так  и  коллектива  в  целом.

Главный  смысл  деятельности  учителя  состоит  в  том,  чтобы  создать  каждому  воспитаннику  ситуацию  успеха. Здесь  важно  разделить  понятия  « успех»  и «ситуация  успеха». Ситуация- это  сочетание  условий, которые  обеспечивают  успех, а  сам  успех- результат  подобной  ситуации. Ситуация  это  то, что  способен  организовать  учитель:  переживание  же  радости, успеха нечто  более  субъективное, скрытое  в  значительной  мере  взгляду  со  стороны. Задача  учителя  в  том  и  состоит, чтобы  дать  каждому  из  своих  воспитанников  возможность  пережить  радость  достижения,  осознать  свои  возможности, поверить  в  себя.

Технологические  операции  создания  ситуации  успеха.

   Без  ощущения  успеха  у  ребенка  пропадает  интерес  к  школе  и  учебным  занятиям,  но  достижение  успеха  в  его  учебной  деятельности  затруднено  рядом  обстоятельств, среди  которых  можно  назвать  недостаток  знаний  и  умений, психологические  и  физиологические  особенности  развития,  слабая  саморегуляция и другие. Поэтому  педагогически  оправдано  создание  для  школьника  ситуации  успеха- субъективное  переживание  удовлетворения  от  процесса  и  результата самостоятельно  выполненной  деятельности. Технологически  эта  помощь  обеспечивается  рядом  операций,  которые  осуществляются  в  психологической  атмосфере  радости  и  одобрения, создаваемые  вербальными ( речевыми) и  не  вербальными ( мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие  слова  и  мягкие  интонации, мелодичность  речи  и  корректность  обращений  создают  в  сочетании  благоприятный  психологический  фон,  помогающий  ребенку  справиться  с  поставленной  перед  ним  задачей.

    Деятельность  учителя  строится  на  основе  системы  методов. Охарактеризуем  методы,  оперируя  которыми  педагог  сможет  создать  условия  для  переживания  учащимися  ситуации  успеха.

   Необходимость  дифференцированного  подхода  к  обучающимся  вытекает  из  того, что  учащиеся  различаются  своими  задатками, уровнем  подготовки, восприятием  окружающего, чертами  характера. Задача  учителя  состоит  в  том, чтобы  дать  возможность  учащимся  проявить  свою  индивидуальность, творчество, избавить  от  чувства  страха и  вселить  уверенность  в  свои  силы. Дифференцированное  обучение  позволяет  каждому  ученику  работать в  своем  темпе, дает  возможность  справиться  с  заданием, способствует  повышению  интереса к  учебной  деятельности ,формирует  положительные мотивы  учения. В  основе  дифференцированного  обучения  лежит  создание  разноуровневых групп  учащихся  с  определенной  целью. Для  каждой  группы  педагогом  подбирается  то  содержание  обучения, которое  соответствует  уровню  обученности  и  потребностям  детей. Создание  подобных  групп  может  быть  на  этапе  изучения  нового  материала, закрепления и  применения усвоенных  знаний, разноуровневым  может  быть  контроль и  проверка  знаний. Нужна  постоянная  воспитательная  работа, в  результате  которой  ученик  утверждается  в  мысли,  что  только  тот  может  добиться  успехов  в  учении, в  жизни , кто  работает  энергично, активно, на  пределе  своих  возможностей.

     Созданию  ситуации  успеха  способствует  использование  педагогом  в  учебно-воспитательном  процессе  коллективных  форм  обучения. В  данном  случае  действует  принцип « Одна  голова  хорошо, а  две  лучше» или  « Что  одному  не  под  силу, то  легко  коллективу». Часть  обучающихся,  к  сожалению, нередко  чувствуют  неуверенность  в  собственных  силах, работая  самостоятельно. Выполняя  работу  в  паре  или  в  группе,  дети  получают  возможность  справиться  с  заданием  успешно. Кроме  того  , введение  в  урок  коллективных  форм  обучения  позволяет  педагогу  оживить  занятие, учитель  предоставляет  возможность  реализации  коммуникативных  потребностей  учеников. Например, на  уроке  окружающего  мира  при  изучении  темы  « Свойства  воды», класс  разделился  на  4 группы. Через  проведенные  опыты дети  устанавливали  и  доказывали что  вода  бесцветная, обладает  текучестью, в  ней  могут  растворяться  некоторые  вещества и т.д. Общая  радость  состояла  в  том,  что  каждый  ученик  достиг нужной  для  себя  реакции  детского  коллектива, осознал  себя  полноценной  личностью.

     Наиболее  эффективным  для  создания  на  уроке  ситуации  успеха  является  сочетание  педагогом  репродуктивных, проблемно-поисковых  и  творчески-воспроизводящих методов  обучения. Проблемные  ситуации  могут  создаваться  на  всех  этапах  процесса  обучения. Учитель  создает  проблемную  ситуацию,  направляет  на  ее  решение, организует  поиск  решения  на  основе  знаний,  выдвигаются  гипотезы, устанавливаются  причинно-следственные  связи.

    Метод  проектов- педагогическая  технология, ориентированная  на  применение и  приобретение  новых знаний, самостоятельная  творческая  работа  обучающихся  под  руководством  учителя.

    Педагогу  очень  важно  знать  какой  эмоциональный  фон  преобладает  в  классном  коллективе  в  течение  учебного  дня  и  насколько  успешно  оценивают  свои  учебные  достижения обучающиеся. Этому  способствует  рефлексия, к  которой  педагог  подводит  учащихся, подводя  итоги  урока, использование  самооценки  и  взаимооценки  детьми  друг  друга.

    Закреплению  уверенности  ученика  в  собственных  силах  способствует  любое  подтверждение  педагогом  или  коллективом  одноклассников  удачного  итога  деятельности  ребенка, признание  его  успехов. С этой  целью  с  первого  класса  каждым  ребенком  ведется  индивидуальное  портфолио. Оно  позволяет  составить  представление  о  личности  ученика,  проследить  за  ростом  знаний и  умений, порадоваться  его  успехам.Работа  с  папками  ведется  в  течение  всего  обучения  в  начальной  школе. Портфолио  помогает  ученику  оценить  свои  возможности  и  в  дальнейшем  реализовать  их.

     В  заключении  хочется  отметить, успех  является   источником  внутренних  сил  ребенка, рождающий  энергию  для  преодоления  трудностей. Желания  учиться. Ребенок  испытывает  уверенность  в  себе и  внутреннее  удовлетворение. На   основе  всего  этого, можно  сделать  вывод: успех  в  учебе- завтрашний  успех  в  жизни!                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников

Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного»  развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников...

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Как обеспечить ситуацию успеха на уроке младших школьников

Выступление на МО учителей начальных классов...

Ситуация успеха в жизни младшего школьника

Психовозрастые особенности младшего школьника находятся в активном развитии и то, что мы закладываем в него на самой трудной первоначальной ступени обучения, должно реализовать себя в будущем в самом ...

Родительское собрание: "Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника"

Основные понятия: ситуация успеха, успех, самореализация, качества успешного человека и условия, при которых человек становится успешен....

Создание ситуации успеха - условие личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников

Учителя в повседневной работе сталкиваются с нежеланием детей идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли он сформировать интерес детей к учебному процессу и...

Статья обобщения опыта по теме "Применение технологии личностно-ориентированного подхода в формировании учебно-познавательных компетенций у младших школьников с ОВЗ".

В статье представлен многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ по внедрению технологии личностно-ориентированной работы...