Статья обобщения опыта по теме "Применение технологии личностно-ориентированного подхода в формировании учебно-познавательных компетенций у младших школьников с ОВЗ".
статья

Соколова Елена Александровна

В статье представлен многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ по внедрению технологии личностно-ориентированной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии личностно-ориентированного подхода в формировании учебно-познавательных компетенций у младших школьников с ОВЗ.

Автор: Соколова Едена Александровна., учитель ОУ для обучающихся с ОВЗ.

«Ценность школы реализуется, прежде всего, через уважение к интересам, потребностям учащихся, через их стремление к самовыражению"И.С. Якиманская.

Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех , а каждого».

« Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя». Эти слова К.Д.Ушинского наиболее полно отображают весь процесс построения правильного урока, урока интересного, занимательного и познавательного, урока, который запомнится на всю жизнь.

Проектирование и технология проведения личностно-ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставят учителя в новую, непривычную для него пока профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вызывают наибольшую тревогу в обществе, поскольку имеют ярко выраженный негативный социальный опыт и отклонения в интеллектуальном, психическом и физическом развитии.

Наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:

-в условиях интернатного учреждения, где семья заменена учреждением;

-в условиях «социального сиротства»;

-в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности;

-в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта

Эффективность учебного процесса в связи с этим зависит от того, в какой среде он протекает. Под коррекционно-развивающей средой понимается организация процесса общения учителя и ученика таким образом, чтобы в ходе него исправлялись, нейтрализовались, устранялись негативные проявления личности ,поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения. Средовое влияние, обеспеченное предметно-пространственным, поведенческим, событийным, культурным окружением, становится коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности, формированию ее сущности.

Исходя из этого можно сделать вывод, что для реализации содержания образовательной среды личностно-ориентированного обучения нужен целый комплекс условий.

Среди них выделим следующие:

  • разработка системы дидактического материала;
  • разработка планов-конспектов уроков, схем их проведения, анализ результативности;
  • изучение личностных (познавательных) особенностей ученика: его стартовых возможностей, динамики развития в образовательном процессе на всех этапах школьной жизни.

Учитывая специфику специальной (коррекционной) школы хочется выделить ряд профессиональных позиций, которых необходимо придерживаться педагогу.

1.Опора на опыт ученика         

Любое новое знание должно опираться на субъектный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности. Это определяет своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учеником. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто принимать (усваивать) все, что сообщает учитель. Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. "окультурить"), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.

2.Знание психофизических особенностей

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Учитель должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением. Конечно, вид и форма материала, во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе урока требуют, конечно, особой подготовки учителя и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.

3.В роли равноправных партнеров.

При разработке уроков задаюсь вопросом: «Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя?» Для этого отношу к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные  (установочные, содержательно-инструктивные), а индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.

Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Поэтому при подготовке к уроку заранее проектирую все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия.

4.Создание атмосферы заинтересованности

  • Стимулирую учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • Поощряю стремления ученика предлагать свой способ работы, анализировать в ходе урока разные способы, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
  • Применяю задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • Обсуждаю с детьми в конце урока не только то, что "мы узнали" (чем овладели), но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  • При опросе на уроке (при выставлении отметок)анализирую не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
  • Для повышения внимания и успешного усвоения материала систематически на своих уроках применяю такие приёмы, которые приводят к активизации познавательных процессов, развивают речь, побуждают живой интерес к предмету: презентации, видеофильмы.
  • Для развития внимания и памяти провожу интегрированные уроки: например, интегрированный урок математики и ознакомления с окружающим миром, чтение и музыка и т.д.
  • Использую различные формы проведения урока: уроки – диспуты, уроки- исследования, уроки – путешествия, викторины, уроки- ролевые игры.

Основные требования к личностно-ориентированному уроку.

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи): анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому.

Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно-ориентированный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся

Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...

Доклад на тему:ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...

«Использование информационно-коммуникационных технологий как средства формирования учебно-предметных компетенций у младших школьников»

Современная школа призвана быть ориентированной на будущее, учитывать быструю смену “набора” знаний и умений, постоянную ориентацию на все новое и усвоение этого нового, необходимо научить подрастающе...

Современный подход к формированию навыков смыслового чтения у младших школьников

1986 год… Результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study (Прогресс в Международном исследовании по изучению грамотности чтения) Это международные исследования п...