Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"
презентация урока для интерактивной доски по теме

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya.pptx2.21 МБ
Microsoft Office document icon sozdanie_krs_zalog_uspeha_obucheniya.doc879 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уч итель : Никитина Тамара Николаевна 2012 Создание коррекционно – развивающей среды – залог успеха обучения младших школьников Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья школа – интернат № 28 ( VIII вида )

Слайд 2

Коррекционно – развивающая среда – это совокупность условий, влияющий на коррекционный процесс.

Слайд 3

Оформление класса

Слайд 4

Оформление класса

Слайд 5

снежинка термометр льдинка

Слайд 6

За рекой зимует лето…

Слайд 7

Заполни пропуски: 8 9 10 12 16 18

Слайд 8

Цепочка 40 -20 :2 -1 :3 +77

Слайд 9

Задание: я задумала фигуру, это не круг и стоит справа от треугольника

Слайд 10

Задание: не трогая жёлтый кубик ,сделай так, Чтобы он был с краю

Слайд 11

Сравни эти фигуры. Найди сходства и различия.

Слайд 12

Какая фигура лишняя? В А К М С

Слайд 13

Х Х + 1 = Х Х Х Ребус ?



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья

школа – интернат № 28 (VIII вида)

                                                                                                                                                 

                                                                                 Учитель:  Никитина   Тамара

                                                                                                 Николаевна

2012

Уважаемые коллеги!

     Тема моего сообщения – создание коррекционно – развивающей среды на уроках в начальной школе. Я так думаю, что вопрос этот актуален не только для начальной школы, он не безынтересен всем педагогам, работающим с детьми, а педагогам коррекционных учреждений – особенно.

     Почему? – об этом чуть позже, а сейчас поговорим о том, что мы подразумеваем под коррекционно – развивающей средой. (Это всё то, что окружает наших детей и нас с вами тоже) т.е. совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс.

(Приложение № 1)

     Для создания коррекционно - развивающей среды необходимо решение трёх основных задач:

- коррекционной – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей

   ребёнка,

- развивающей – оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития,

- профилактической – предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития.

     Уважаемые коллеги, современная наука и практика  убедительно доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиться только в специально созданных условиях, учитывающих, во – первых, возраст, во – вторых, закономерности нормального и аномального развития и, конечно, единство биологических и социальных факторов в развитии каждого отдельно взятого ребёнка.

     В результате коррекционно – развивающегося обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития, формируются ЗУНы, повышающие жизненную компетенцию детей с нарушением интеллекта, т.е. решается та задача, которая, по сути, стоит перед нашими образовательными учреждениями.

     Итак, как мы понимаем и выстаиваем предметно пространственную  коррекционно – развивающую среду … (Я говорю – мы, имея в виду всех участников этого процесса: я, как учитель и классный руководитель, воспитатели, работающие с этой группой детей, родители,  администрация, наши добровольные помощники – друзья, которые у нас, слава Богу, появились и проявляют заинтересованность в этой совместной  деятельности).

     Прежде всего – это пространственное окружение:

     С помощью администрации и наших спонсоров мы обновили в классе мебель, вместо казённых однотипных шкафов приобрели стенку, где разместили весь коррекционно – развивающий материал:

- строительный конструктор, проблемные ящики, плоские и объемные геометрические фигуры и тела, геометрическое лото, предметы – головоломки, пособия для развития крупной, общей и мелкой моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, «сенсорную тропу» для ног, массажный коврик, шнуровки, мозаики),

- природный материал (коллекция плодов, минералов, тополиный пух, мох, шишки, жёлуди, ветки, ракушки),

- набор для арттерапии (для кукольного театра, для инсценирования и театрализации

  отдельных моментов на уроке, для сюжетно – ролевых игр),

- нормативно – знаковый материал (наборы цифр, букв, алфавитные таблицы, схемы,

  контурные образцы, серии картинок),

- материалы и принадлежности для  изобразительной деятельности (рисования, лепки,

   аппликации, выполнения графических заданий),

- дидактический материал для уроков и дидактические игры (настольные общие, групповые и

  индивидуальные).

     Благодаря помощи И.И. Плотникова (магазин «Мебель для дома») мы приобрели мягкую мебель, журнальный столик и создали уютную зону отдыха, по сути своей, зону для организации и проведения досуга, наполненного коррекционно – развивающей деятельностью.

     Далее, на активизацию познавательной и мыслительной деятельности, на расширение представлений о мире, на воспитание увлечённости срабатывает наше оформление.

(Приложение №2)

     Мы постарались, чтобы оно эстетически выглядело достойно, это во – первых, а во – вторых, наполняемость его содержания отвечало тематике, которую ребята выбрали сами: «Морячок» – название уголка,

«Наш экипаж – семья» - смысловая нагрузка деятельности – живём дружно, как одна семья,

вместо скучного графика дежурств – рубрика «Кто на вахте»,

правила жизни в коллективе – «Советы бывалого»,

срочный сбор для решения каких – то вопросов – «Свистать всех наверх».

     Это игра! А игра, как известно, способствует накоплению запаса ярких, конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребёнка. Она формирует внимание, настойчивость, память, мышление, развиваются познавательные способности, происходит овладение языком, коррекция психических функций, познание самого себя, социальных отношений.

     Ну и, наконец, использование коррекционно – развивающей среды на уроках все с той же целью – развития и коррекции высших психических функций (мышления, памяти, речи, внимания, восприятия). Коррекционно – развивающие уроки имеют большое значение для развития устной и письменной речи. В процессе выполнения специально подобранных заданий обогащается словарь учащихся, они отвечают на вопросы и формулируют ответы, им приходится планировать предстоящее действие, выделять главное и второстепенное, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно – следственную зависимость, делать выводы.

    Приведу пример урока   развития речи во 2- ом классе по теме «Признаки зимы» (по итогам экскурсии «Декабрь – первый зимний месяц»).

1 этап – организация класса (число, месяц, день недели – вчера, позавчера, завтра, послезавтра – повторить ещё раз, эти знания нам ещё пригодятся).

Девиз урока «Играем и учимся, учимся и играем».

Тема урока спрятана в первой игре «Угадалки».

                                                         Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл,

                                                         И вот сама идет волшебница – … (зима!)

Что такое зима? (Время года).

Когда она придет? (Уже наступила).

Следующая игра «Доказалки» (Докажите, что пришла зима).

                    Мы уже говорили, что сегодня 22 декабря, а декабрь – зимний месяц.

А ещё? (Показываю карточку с опорами).

(Приложение № 3) – термометр, снежинка,

замёрзшая лужа.

                    (Стало холодно, лежит снег, замёрзли лужи).

Игра «Удивлялки».

     Мы вчера читали стихотворение                            . И его автор утверждает, что  

«…за рекой зимует лето».

Как это может быть? Можно ли зимой увидеть лето?

(Кругом белым – бело, среди сугроба стоит куст, а на нем красные ягоды шиповника. Этот куст напоминает нам о лете).

(Приложение № 4) – иллюстрация и обязательное

 повторение фразы «За рекой зимует лето».

Игра «Выбиралки» - стр.50 учебника. (Выбери одежду для прогулки – учащиеся группируют одежду по сезону: зимняя – нам годится, летняя – уберём в шкаф).

Игра «Исправлялки» - стр. 52, задание № 1.

Игра «Отдыхалки» - физкультминутка.

Игра «Собиралки» - собери целостную картинку из ее фрагментов.

Игра «Сочинялки» - придумай название к этой картинке. И т.д.

     Важно заметить, что при этом учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения с применением различных дидактических приемов, коррекционно – развивающих упражнений и других видов деятельности.

     Далеко не каждый учебный предмет имеет в своем арсенале  такое разнообразие форм, средств и методов для коррекционно – развивающего обучения, каким располагает математика…

     Использование графических моделей, таблиц, головоломок, магических квадратов, краткой записи задач, условных знаков, обозначений способствуют развитию у детей логического мышления, пространственных представлений, глазомера, чувства пропорции, технического мышления, воображения.

(Приложение № 5) «Заполни пропуски» (нумерация многозначных чисел).

(Приложение № 6) «Цепочка» (устный счёт – плюс – минус, сложение – вычитание с переходом через 10).

(Приложение № 7).

(Приложение № 8) – найди сходства и различия.

(Приложение № 9).

(Приложение № 10) – ХХ+1=ХХХ

     Но важно помнить, что невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы, поэтому при планировании содержания урока учитель должен ориентироваться на активизацию тех психических функций, которые будут задействованы максимально т.е. через их активную работу будет поступать и отрабатываться учебная информация. Не надо забывать и о том, что любая картинка, схема, таблица, любая наглядность не должны быть развлекательным фоном, а должны решать определённую коррекционно – развивающую задачу. Учитель всегда должен уметь ответить на вопрос – для чего используется тот или иной материал.

     Таким образом, из всего сказанного становиться ясно, что дети с пониженными способностями к обучению требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Мы, педагоги, должны быть личностно готовыми к работе с такими детьми, иметь деликатность, такт, желание помочь ребенку в осознании его успехов и причин неудач его личностного роста.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.

Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...

Роль коррекционно - развивающих занятий в развитии познавательных процессов у младших школьников с нарушениями слуха

Рассматриваются актульные проблемы развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха. Даны особенности постороения коррекционно - развивающих занятий для младших школьников со слуховой деп...

Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушения чтения у младших школьников в условиях "Центра диагностики и консультирования"

Организация коррекционно-развивающего обучения по преодолению и предупреждению ошибок чтения у детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях в условиях "Центра диагностики и консультиро...

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие внимания и памяти" для младших школьников

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности ребенка в освоении нового. Од...

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...

Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...

Личностно-ориентированные технологии.Создание ситуации успеха в обучении младших школьников.

Быстрый ответ Мгновенный ответПо определению личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры н...