Главные вкладки

    Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.
    статья по логопедии по теме

    Майорова Елена Валерьевна

    Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление обобщить опыт работы психолого-логопедической службы на базе ГОУ СОШ.

    Основная задача коррекционной работы - "психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом и речевом развитии, на основе создания оптимальных психолого-логопедических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

    Основная цель коррекционной работы - " способствовать полноценному психологическому и личностному развитию ребенка".

    В результате четко спланированной и регулярно проводимой коррекционно-развивающей работы, у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция психологических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации детей в обществе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnovnye_napravleniya_korrekcionno.docx40.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основные направления коррекционно-развивающей

     и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими

     младшими школьниками.

    (Из опыта работы учителя-логопеда Майоровой Е.В.  в ГОУ СОШ №187)

         

     Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” акцентирует внимание на  внедрении в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования; а для детей, имеющих недостатки в психическом или физическом развитии, создание «условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

           Актуальной задачей сегодняшнего дня является преобразование традиционной системы обучения и внедрение всесторонней помощи детям, испытывающим трудности в усвоении школьной программы. Необходимость максимального привлечения специалистов к обеспечению комфортности всех групп детей в образовательном процессе, помощи в адаптации.

             Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны психологов и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Причинами школьной неуспеваемости считались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка; нарушения речи; недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Теоретики и практики признают значимость двух факторов: биологического и социального. Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому так актуально объединение усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников.

              С определенными сложностями и трудностями в обучении могут столкнуться многие дети, пришедшие в школу. Дети с относительно сформированной степенью психологической готовности быстро преодолевают этап адаптации и хорошо вливаются в учебный процесс.

    Но, к сожалению, процент детей, испытывающих сложности в обучении год от года не сокращается. По данным Института возрастной физиологии РАО в настоящее время в стране рождаются 2% здоровых детей (М. Безруких, 1998г).

           Помимо детей с выраженными нарушениями в развитии, существует достаточно большая категория детей, имеющих легкую органическую патологию, функциональные нарушения.

    Это дети так называемой «группы риска». В условиях обычного детского сада или школы такие дети могут испытывать значительные трудности в усвоении программы, эмоциональные перегрузки, ведущие к дезадаптации.

             Понятие "школьная неуспеваемость" в современной дидактике не выделяется как самостоятельное. Определение неуспеваемости дается как антипод успеваемости. Под успеваемостью понимается "степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности и прочности". 
            Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется по данным разных авторов,

    от 20 до 30 %.

           Недостаточное формирование способностей к усвоению знаний у этих учащихся сочетается с ослабленным нервно-психическим или соматическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть обусловлены незрелостью эмоционально-личностной сферы, снижением уровня развития познавательной деятельности, имеющимися речевыми сложностями или сочетанием тех и других неблагоприятных факторов.

            В литературе выделены основные проблемы детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи:
    - соматическая ослабленность,
    - снижение произвольного внимания,
    - несформированность навыков произвольности,
    - несформированность мотивации к обучению, малый объём внимания,
    - повышенная отвлекаемость,
    - незрелость эмоционально-волевой сферы,
    - снижение уровня развития памяти,
    - отставание в развитии наглядных и вербальных форм мышления,

    - речевая несформированность.

            Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития, но и определить динамику его индивидуального развития, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного развития. И задача педагогов и специалистов – поиск эффективных форм помощи всем детям, вступившим в учебный процесс, и детям,   испытывающим трудности в обучении, особенно.

          Своевременная психолого-педагогическая и коррекционно-логопедическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.   Медики, дошкольные психологи, логопеды, педагоги дошкольного звена, сталкиваясь с проблемами, помогают детям уже на ранних этапах развития. Ведь чем раньше начинается коррекционная работа, тем эффективнее ее результат.

           Тем не менее, определенный процент детей, поступающих в общеобразовательные школы, еще несут за собой шлейф нерешенных проблем.  Существует и отдельная группа детей, которым помощь специалистов не оказывалась вовсе. У них может наблюдаться высокий уровень общей и школьной тревожности, личностная незрелость, неразвитость речевых навыков (умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и грамматического строя), незрелость коммуникативных навыков.    

          К детям «группы риска», по определению Г.Ф. Кумариной,  относятся дети, которые «не обнаруживают классических форм  аномалии развития, имеют в силу разных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие риск школьной дезадаптации». Помимо проблем, связанных с решением образовательных задач, данная категория детей имеет проблемы самореализации в других жизненных сферах, в том числе в сфере досуга. Эти дети должны иметь возможность развития разнообразных продуктивных видов деятельности, занятие которыми повышает качество их жизни. Решению этих задач также должна служить система коррекционно-развивающей работы.

             Логопеды и психологи  оказывают помощь как в системе классов коррекционно-компенсирующего обучения, так и при интегрировании данных детей в общее образовательное пространство школы. Отклонения в развитии у многих детей не грубо выражены и не являются препятствием для посещения обычных детских садов и школ. Однако, не будучи скорректированными, эти отклонения значительно затрудняют процесс обучение ребенка. Такие дети не могут в отведенное программой время усвоить необходимые навыки и умения или усваивают их некачественно. Для устранения препятствий в дальнейшем обучении им необходима помощь психолога и логопеда,  в ходе коррекционно-развивающей работы.

    Основные направления коррекционно-развивающего воздействия была разработана нашими специалистами и представлена в виде схемы.

    (см. схему №1в приложении)

               Коррекция индивидуальных недостатков развития должна осуществляться  на индивидуальных и  групповых занятиях. Это могут быть  занятия с психологом, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, подготовка к восприятию трудных тем учебной программы. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.

          Я работаю  учителем – логопедом средней общеобразовательной школы.

    В нашем учреждении специалисты объединились в психолого – логопедическую службу. В совместной работе осуществляется взаимодействие с медиком, информирующего о здоровье и соматических изменениях детей; художественным руководителем театрального кружка нашей школы; тесный контакт с учителями начальной школы, чьи дети посещают коррекционно-развивающие занятия, воспитателями второй половины дня. Таким образом, коллектив старается оказать коррекционную поддержку детям с трудностями в обучении вне специализированных классов.  

           Комплексная поддержка строится с учетом психолого-педагогической типологии отклонений и затруднений в учебной деятельности младших школьников. Отслеживаются сложности формирование определенных учебных навыков, учитываются проявления симптомокомплексов, характерных для тех или иных нарушений речевого и психологического развития.

          Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, сотрудники нашей школы строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы. 

         У большинства  детей «группы риска» есть отклонения в различных компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная работа не должна ограничиваться только плановыми логопедическими и психологическими занятиями. Поэтому основными задачами в работе учителя-логопеда и психолога в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. Так же повысить эффективность коррекционно-образовательной работы.
       Психолого-логопедическая служба школы  обозначила следующие задачи:
    - проведение комплексного изучения ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, логопедического обследования; 
    - выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи учащихся; 
    - выявление потенциальных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания; 
    - выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых  для организации коррекционно-развивающего процесса;
    - обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития; 
    - профилактика, интеллектуальных и психологических нагрузок.

     Мы занесли в таблицу основные задачи и цели в  реализации коррекционной помощи детям с проблемами в обучении:

    Цели и задачи

    Исполнители

    Сроки

    1

    Наметить основные направления коррекционной-развивающей деятельности специалистов

    логопед

    психолог

    май-июнь

    2

    Воплощать схему взаимодействия психолога и логопеда по направлениям:

    -  диагностическое

    - коррекционно – развивающее

    - аналитическое

    логопед

    психолог

    в течение года

    3

    Разрабатывать систему взаимодействия педагогов и специалистов в решении образовательных и воспитательных задач;

    решение коррекционно - развивающих задач во всех видах учебно - воспитательного процесса.

    психолог

    логопед

    учителя

    воспитатели ГПД

    кружководы

    в течение года

    4

    Соблюдение принципов:

    - комплексность

    - системность

    - учет возрастных и индивидуальных

     особенностей

    - учет распределения нагрузок и соблюдение режимных моментов

    - постепенность в усложнении требований

    психолог

    логопед

    учителя

    воспитатели ГПД

    кружководы

    в течение года

    5

    Индивидуальные и подгрупповые консультации для родителей и педагогов

    психолог

    логопед

    в течение года

           Для четкого определения задач коррекционной работы необходимо проводить диагностику причин, вызывающих у детей трудности в обучении. Коррекционно-развивающее обучение должно осуществляться в единстве с этой диагностикой. В практике работы школы эти причины учитываются, разъясняются учителям. Внимание учителя переключается с неуспеваемости, несформированности навыков и умений, на понимание и учет причины, вызывающие трудности. 

            Планированию коррекционной логопедической и психологической работы предшествует комплексное обследование детей. Цель данного обследования - установить степень нарушения речи, психологические особенности, состояние здоровья, компенсаторные возможности ребёнка, определить маршрут индивидуального развития и определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. Результаты комплексного обследования ребёнка обсуждаются с учителем и методистом, далее выстраивается дальнейшая работа всех специалистов с детьми, составляются индивидуальные планы, коррекционные программы.

     Соблюдаются следующие направления на этом этапе работы:

    1. психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей, для установления причин, структуры и выраженности отклонений речевого развития,
    2. обобщение данных, полученных в ходе изучения ребенка с помощью разных методов и из разных источников информации, формулировка логопедического заключения, составление индивидуальных программ коррекционно-педагогической работы,
    3. формирование коррекционно-развивающей направленности деятельности участников образовательного процесса,
    4. информационная готовности учителей и родителей к логопедической работе с детьми,
    5. формирование позитивной установки детей на участие в логопедической работе.

        Мы учитываем, что коррекционно-развивающая работа с детьми должна строиться на основе теории интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.

    В связи с этим специалисты школы обозначили задачи:

    1. разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики,
    2. составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей

    взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.

          На этом этапе основной акцент делается на коррекционно-логопедическую работу с детьми. Несмотря на значительные различия в задачах коррекционно-логопедической работы, определяемых, прежде всего возрастными, речевым и индивидуально-личностными особенностями учащихся, она базируется на ряде общих принципов:

    1. индивидуализация;
    2. разносторонность;
    3. комплексность;
    4. систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

             Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет динамического изучения учителем-логопедом структуры нарушений речи  ребенка, анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии.

            Задачи и содержание индивидуальных и групповых занятий определяются исходя из структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями.

           Разносторонность  логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей школьников, которые препятствуют нормальному речевому развитию. Обязательно принимаются во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза.

          Деятельность учителя-логопеда направлена не только на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств.  Отклонение в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.

    Анализ разных сторон психофизического развития детей, изучение потенциальных возможностей и опора на них при планировании и проведении педагогического воздействия являются приоритетными задачами не только учителя-логопеда, но и всех участников коррекционного процесса – педагогического коллектива и родителей.

              Тем самым  обеспечивается  комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности. На основе рекомендаций учителя-логопеда и психолога создается обогащенная предметно-развивающая и поддерживающая речевая среда.

          В школе предусмотрена организованная деятельность детей во вторую половину дня.

          Значительная помощь в нашей школе оказывается преподавателем театрального кружка, который посещают школьники и с речевыми сложностями.

    Грамотно подобранный материал, учет речевых особенностей, индивидуальная направленность в работе помогает детям стремиться четко, проговаривать данный им речевой материал и дополнительно отрабатывать учебный материал. Это позволяет оказывать коррекционно-логопедическую помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к речевому развитию ребенка.

            Работают кружки: вязание, бисероплетение, оригами, вышивание.

         О тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики у детей младшего школьного возраста не понаслышке знают специалисты, работающие с детьми. В последнее время отечественными и зарубежными педагогами фиксируются трудности обучения письму, встречаемыми сейчас гораздо чаще, чем 30 – 40 лет назад. Так, по данным М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, число детей с трудностями обучения письму составляет

    20 – 30 %, и эти трудности не заканчиваются в начальной школе. Среди учащихся пятых классов таких детей 20 – 25 %. Перечисленные виды деятельности развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием.

         Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов. Это возможно только при соблюдении принципа системности в условиях коррекционно – развивающей работе.

           Одним из важных направлений в работе должно отводиться взаимодействию с родителями: консультирование по вопросам индивидуальной коррекции в развитии ребенка, объяснение значения роли семьи в нормализации жизнедеятельности детей, общее педагогическое просвещение родителей. Родители – союзники в работе, мы учитываем это и на всех этапах работы контактируем с ними.

          Важным направлением в работе, считаю аналитическую деятельность.    

    Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы позволяет выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

          Сегодня школьная коррекционно-логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения. Формирование полноценной речи как средства общения, развитие познания окружающего мира, адаптация ребёнка в обществе является одним из важнейших компонентов работы педагогов школы.

            Опираясь на исследования А.В. Ястребовой, И.Н Садовниковой,

    Л.Ф. Спировойс уверенностью можно сказать, что одной из основных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются  нарушения устной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и правильным письмом.

     А поскольку нарушения письменной речи являются комплексной и наукоёмкой проблемой, требуется участие многих специалистов: психологов, логопедов, нейропсихологов, социологов.

           Основная цель учителя – логопеда в этом взаимодействии с другими специалистами обозначена нами как: «Коррекционно-развивающая работа по исправлению нарушений устной,  письменной речи и чтения; комплексная подготовка детей, испытывающих трудности в обучении, к овладению школьно – значимыми умениями и навыками, создание единого коррекционно-образовательного пространства для детей с речевыми нарушениями».

       В ходе коррекционно – логопедической работы учитель-логопед решает следующие основные задачи:

    1. развитие фонематического анализа и синтеза;
    2. развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;
    3. уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
    4. развитие и уточнение пространственно – временных представлений;
    5. развитие внимания, мышления, памяти;
    6. формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
    7. развитие слухового, зрительного, кинестетического анализаторов, участвующих в акте речи, чтения, письма.

    Для решения обозначенных задач в своей работе я опираюсь на основные принципы:

    1. общедидактические
    2. основные принципы сопровождения

    - всегда на стороне ребенка

    - непрерывность, мультидисциплинарность, комплексный подход

    1. основные принципы логопедии

    - системность и комплексность развития

    - рассмотрение нарушения речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития

    - деятельный подход

    - поиск обходных путей и опора на сохранные звенья.

         Работа по коррекции речевых нарушений проводится комплексно.

    Индивидуальные логопедические и групповые занятия дают возможность учителю-логопеду максимально реализовать личностный подход при обучении и решать поставленные  задачи. Учащимся, имеющим речевые нарушения, оказывается следующее коррекционно-развивающее сопровождение:

    1. восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
    2. формирование полноценных фонематических процессов;
    3. формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
    4. коррекция нарушений слоговой структуры слова;
    5. формирование навыков правильного воспроизведения слов сложной слоговой структуры;
    6. формирование навыков ритмико-мелодического и интонационного оформления высказывания;
    7. обогащение словарного запаса;

                        - уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее  

                         обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов,

                         относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у

                         детей умения активно пользоваться различными способами

                         словообразования;

                       - уточнение значения используемых синтаксических конструкций;

    1. развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;
    2. восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка;
    3. восполнение пробелов в формировании связной речи:

     - развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла  и смысловой культуры высказывания;

       - установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование  мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача текста, сюжетной картины)

    1. развитие психических и познавательных процессов:

                         - устойчивости внимания;

                         - наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

                         - способности к запоминанию;

                         - способности к переключению;

                         - навыков и приёмов самоконтроля;

                         - познавательной активности;

                         - произвольности общения и поведения.

    1. работа по профилактике нарушений письма и чтения;
    2. работа по коррекции ошибок письма и чтения (смешения, замены, пропуски букв, аграмматизмы и прочее).
    3. формирование полноценных учебных умений:

    - планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала.

    - контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

    - работать в определённом темпе;

    - применение знаний в новых ситуациях;

    - анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    1. развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

    - умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;

    - умения целенапревленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки

     учителя – логопеда.

    1. формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

    - ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

                       - соблюдение речевого этикета при общении.

    Для наглядности мы составили схему-таблицу, демонстрирующую основные направления деятельности школьного логопеда. (см. схема №2 в приложении).

         Основная цель коррекционно-развивающей  работы – содействие развитию ребенка, помощь в преодолении и компенсации речевых отклонений, мешающих его развитию создание условий для активизации собственного потенциала. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим, мы обращаем внимание на значимые для решения коррекционно – развивающей деятельности моменты.

    1. Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
    2. Коррекция должна быть направлена на развитие, исправление и  компенсацию тех психических  и речевых процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
    3. Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
    4. Коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
    5. Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.
    6. Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

          Таким образом, можно подчеркнуть, что в результате четко спланированной и регулярно проводимой коррекционно-развивающей работы, у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации детей в обществе.

            В ходе коррекционно-развивающей работы происходит выравнивание отклонений и нарушений развития, недостатков личности ребенка, на основе развития его потенциальных возможностей; активизируется процесс развития механизмов компенсации дефекта.    

            Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень.

                Основная цель коррекционной работы – «способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка».

                Основная задача –  «психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом и речевом развитии, на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

                 Цель и задача коррекционной работы очерчивает психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: «не ребенка подгонять, корректировать под образовательную систему, а саму образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей».

    Список использованной литературы:

    1. Поволяева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Серия “Учебники, учебные пособия”.

     Ростов на Дону, 2002г.

    1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.  Москва, Просвещение, 1967г.
    2. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты.  М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г.
    3. Шипицына Л. М., Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя-дефектолога.

    Владос, 2003 г.

    1. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю., Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития: Курс лекций. В. Секачев 2007г.
    2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребенок остается в развитии.  М., 1993.
    3. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации.  Под ред. Е.М. Мастюковой .

    М.: Педагогика, 2002. 

    1. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Дельта-Аквариум, 2003.
    2. Спирова Л.Ф., Ястребова Л.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. Дефектология. 1988. 
    3. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции.

         Под ред. О.Б. Иншаковой.  Воронеж: МОДЭК, 2001.

    1. Педагогическая диагностика и коррекция речи.

    Под ред. М.А. Поваляевой. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1997

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

    Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

    Коррекционно-логопедическая работа с младшими школьниками с ДЦП по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии

    Нарушение письма у младших школьников  изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точн...

    Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

    Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФГОС.

    "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счас...

    Акустическая дисграфия. Основные этапы и направления коррекционно-логопедической работы

    В статье представлены теоретические основы, этапы и направления коррекционно-логопедической работы с детьми с акустической формой дисграфии...

    «Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»

    laquo;Основные направления  работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»...

    Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.

    сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного раз...