Развитие мотивации учебной деятельности на фронтальных уроках у младших школьников с нарушением слуха.
статья (2 класс) по теме

При поступление в школу в жизни ребенка происходит переломный момент, на смену игровой деятельности приходит учебная. Появляются новые системы отношений, новые обязаности и права. Учебная деятельность, как и любой другой вид деятельности, характеризуется мотивами учебной активности. От мотивации учебной деятельности на прямую зависит успешность обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУШИ №20

г. Санкт - Петербург

Жидкова Лилия Анатольевна

учитель начальных классов

Развитие мотивации учебной деятельности на фронтальных уроках у младших школьников с нарушением слуха.

  При поступление в школу в жизни ребенка происходит переломный момент, на смену игровой деятельности приходит учебная. Появляются новые системы отношений, новые обязанности и права. Учебная деятельность, как и любой другой вид деятельности, характеризуется мотивами учебной активности: потребностью, целью, самоконтролем и интересом. От мотивации учебной деятельности напрямую зависит успешность обучение. В период  обучения ребёнка в начальной школе важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.

       В то время как у слышащего ребёнка мотивация, во многом обусловленная свободным владением речью, формируется уже в раннем возрасте, педагоги и помощники глухого ребёнка должны искать для него источники мотивации, которые во многом зависят от речевой компетенции. У ребёнка с нарушением слуха выявляются особенности, связанные с его сенсорным нарушением. Проблема мотивации учебной деятельности актуальна, потому что мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение глухого ребёнка к учению.  

Сегодня в практике вопрос о мотивации на уроках (фронтальных и индивидуальных занятиях) у глухих младших школьников, может быть назван центральным. Среди основных задач стоящих в настоящее время перед каждым учителем начальных классов, наиболее важной и в тоже время более сложной, является задача формирования у глухих учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь успехи в обучении во многом зависят от развития устойчивого интереса к предметам. Поэтому, необходимо формировать устойчивую учебную мотивацию и использовать нетрадиционные формы обучения. В решение этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю: его профессионализму.

        Материал, предлагаемый учителем на уроке должен соответствовать возможностям учащихся. Кроме этого материал должен быть не только понятным, но и интересным. Так, например использования сюжетных картин, для отображения событий (действий) рассказа, вызовет больший интерес, чем простой печатный текст. Использование на уроках литературы марионеточного или кукольного тетра, позволяет не только лучше понять действия главных героев, но и прочувствовать их эмоциональное состояние. Участие в импровизированном спектакле всегда является для ребят очень занимательным действием. У учащихся появляется интерес к предмету, и сложный мир художественной литературы становится им доступней. Это служит отличными предпосылками для формирования учебной мотивации: «Я хочу учиться, потому что мне нравится то, что я делаю».

         Использование на уроках таких форм обучение как исследование, наблюдение, практическая работа, экскурсия, а также различные игровые методики, позволяет заинтересовать учащихся. Тем самым, создавая благоприятные условия для формирования положительной мотивации: «я хочу учиться, потому что мне интересно». На таких уроках ребёнок получает больше свободы в действиях, учитель же выполняет роль направляющего.

     Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания, желательно, вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл. Учащийся должен научиться, сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, ставить перед собой разные цели – были реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности. Постановка перед собой цели и достижение её, помогаем развивать у учащихся положительную учебную мотивацию: «Я учусь, потому что знаю, для чего мне это нужно»

   Таким образом,  мы видим, что у младших школьников большое количество различных мотивов, но они не могут поддерживать в течение длительного времени его учебную работу  и постепенно теряют свое значение. Поэтому для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, учителю важно выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует разви

Литература:

  1. Божович Л.И.  Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2.  Божович Л.И"Проблема развития мотивационной сферы ребёнка" // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М,  1972 г.
  3. Асеев В.Г. «Мотивация поведения и формирование личности». М. «Просвещение», 1976 г.
  4. Хекхаузен Х. «Мотивация и деятельность». СПб. «Питер» - 2003 г.
  5. Посысова Н.Н. «Основы  психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов» М.: «Владос-пресс», 2004 г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

«Предметно-практическая деятельность как средство коррекции и развития связной речи у младших школьников с нарушением слуха».

Доклад для региональной  научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников». Предметно-практическое обучение (ППО) – это специальный учебный предмет школы...

Проектная деятельность как средство развития УУД у младших школьников с нарушением слуха.

Проект – это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приемов, организацию обучения в сотрудничестве.  Проектный ...

Проектная деятельность как средство развития УУД у младших школьников с нарушением слуха.

Проект – это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приемов, организацию обучения в сотрудничестве.  Проектный ...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных проблем в современной начальной школе. Успех в развитии речи определяет результативность усвоения других школьных...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...