Самореализация младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности как условие развития самоконтроля
статья на тему

  Татьяна Петровна Заруцкая

Сейчас в современном обществе происходят перемены. Время выдвигает требования к личности, включающие высокую образованность, нравственность, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Это влечёт за собой изменения в образовании.
         Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования   направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход,  предполагающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Именно начальной школе сегодня предстоит важнейшая задача организовать и построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ключевым мотивом у учеников стала учебная деятельность. Здесь же основным  моментом  должно стать  формирование контрольно-оценочной самостоятельности.
         Тема мастер класса:  «Самореализация младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности как условие развития самоконтроля»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Заруцкая Т.П., УНК

Мастер-класс

Самореализация младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности как условие развития самоконтроля

Сейчас в современном обществе происходят перемены. Время выдвигает требования к личности, включающие высокую образованность, нравственность, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Это влечёт за собой изменения в образовании.
         Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования   направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход,  предполагающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Именно начальной школе сегодня предстоит важнейшая задача организовать и построить учебно-воспитательный процесс так, чтобы ключевым мотивом у учеников стала учебная деятельность. Здесь же основным  моментом  должно стать  формирование контрольно-оценочной самостоятельности.
        Тема мастер класса:  «Самореализация младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности как условие развития самоконтроля»

-Назовите 2 ключевых слова этой темы. (самоконтроль, самореализация)

-Неслучайно, мы сегодня говорим об этом, потому что  самореализация является одним из конечных  результатов образования:

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, ИНТЕГРИРОВАННОЙ В МИРОВУЮ И НАЦИОНАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ, ОБЛАДАЮЩЕЙ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ, СПОСОБНОЙ К ОТВЕТСТВЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ

-Самоконтроль –это умение контролировать свои поступки, оценить их.

-К каким УУД относится самоконтроль? (регулятивные)

Самоконтроль влияет  на развитие познавательных способностей. (слайд)

Самоконтроль  

  1. осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. (Социальная психология. Словарь)

2)  контроль над самим собой, своим поведением, состоянием, своей работой. (Толковый словарь Ефремовой)

Ученик владеет самоконтролем, если:

  •  умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу);
  • изменять (сохранять) состав действий, определяя субъективные трудности;
  • сличать действия с образцом, заданным через систему условий или материально

Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самое существенное в учебной деятельности — это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел»- «Умею», «Не мог» — «Могу», «Был» — «Стал» — ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений  и изменений.

Обучение самоконтролю является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальной школы. Как научить младшего школьника контролировать свои действия? Это вопрос задает себе каждый учитель.

Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своих действий с тем, чтобы установить правильность их выполнения, это сличение с образцом или желаемым результатом.

Самоконтроль – одно из главных условий успешного обучения учащихся. Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.

Самоконтроль   играет большую роль не только в обучении, но и в формировании разносторонне развитой личности.

Поэтому формирование самоконтроля у младших школьников занимает важное место в воспитании и обучения детей.

Ребенок, не умеющий оценивать свои возможности, так и не становится подлинным субъектом, хозяином собственной учебной деятельности, хозяином своих интеллектуальных богатств и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя.

-Что же такое самореализация? (слайд)

Самореализация -это

1.Высшее желание человека реализовать свои таланты и способности

 (Психологический словарь) 

2. Стремление  человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны

(Социологический словарь)

Самореализация? Когда это происходит?

Состояние совпадения условий:

  • Признание обществом значимости деятельности, выполняемой личностью
  • Получение личностью удовлетворения от результатов своей деятельности


      Самореализацию можно считать главной жизненной целью личности, а также поступком, длящимся на протяжении всей жизни. Самореализация связана прежде всего с переходом из жизни в своем внутреннем мире, в мире своего самосознания, к жизни во внешнем мире, т.е. от самопознания в широком смысле слова (оно включает познание своего Я-реального, Я-идеального и Я-самореализующегося) к практике.

Самореализация человека – высший идеал его земного бытия.

-Предлагаю задуматься, много ли у детей возможности самореализовать самого себя в классе?

-Как же связаны между собой самоконтроль и самореализация?

Тренинг-практикум

В настоящее время ученые-дидакты, учителя большое внимание уделяют вопросам повышения эффективности урока. Урок – это область, дающая возможность реализации творческих замыслов педагога на всех этапах его ведения, будь то опрос, объяснение или закрепление материала. Везде можно применить творческий подход, везде можно найти резервы.  Кроме этого, опрос – это и повторение, и закрепление знаний, и от того, насколько   он будет эффективным, зависит дальнейшая перспектива обучения учащихся.

1.Этап актуализации.

Опрос «цепочкой»+ взаимоопрос, самоопрос.

Так, взаимоопрос, например, осуществляется мной на уроке следующим образом. Учащимся первого ряда дают карточки с заданиями. Задания должны предполагать лаконичный ответ, или ответы из нескольких предложенных заданий, или же указать неверный ответ, или же дописать определение и т.п. Вариантов может быть большое количество в зависимости от специфики предмета. Количество вопросов и их степень трудности должны быть одинаковые в карточках вариантов.

2.Введение нового материала.

Обучение грамоте  Тема: «Письмо заглавной буквы Г».

(Приём «Сопоставление своих действий и результатов с образцом»)

Математика  Тема: «Скобки».

Формирование навыка самоконтроля в учебной деятельности младших школьников возможно при использовании такого  приёма, как  взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы;  подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

3.Закрепление изученного.

Русский язык  «Имя существительное».

Константином Дмитриевичем Ушинским впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей.

Записать предложение, выделить имена существительные.

-Что оцениваем? (Умение применять знания –качественной оценкой, переводимой в отметку)

-Кто оценивает?

(Ученик в диалоге с учителем. «Какое было задание? Выполнил? Верно? Сам? Что себе  поставишь?)

Контроль и оценка имеют два взаимосвязанных аспекта: контроль и оценка со стороны учителя и контроль и оценка со стороны самого ученика. С точки зрения учителя, это ответ на вопрос, какие ошибки допускают ученики, какие у них затруднения и что нужно ему скорректировать в своей деятельности.  С точки зрения ученика, это ответы на вопросы, что у меня получается, что нет, какие я допустил ошибки и почему, как эти ошибки устранить. Т.е. современная оценочная деятельность учителя направлена прежде всего на формирования контрольно – оценочной самостоятельности ребенка, которая так важна для него не только в учебе, но и в жизни. Это важнейшее универсальное учебное действие. И хотя отметки стандарт не отменял, все же для достижения планируемых результатов для ученика важна прежде всего оценка, а не отметка. Оценка может быть и без отметки. Как это происходит? Сначала ребенок сам себя должен оценить, а уж потом его оценивают другие: одноклассники,  учитель. Но чтобы ученик себя оценивал объективно, учитель заранее обговаривает с ним, какие умения проверяются и по каким критериям  оцениваются. После выполнения работы ученик сам соотносит свою работу с образцом или эталоном и не просто  находит  ошибку, но и пытается найти причину своей ошибки, сам фиксирует свое затруднение и делает вывод, над чем ему еще надо работать.  Такое оценивание называется критериальным.

Математика  Тема: «Умножение на однозначное число»

(Работа в парах, Самоконтроль своих действий. От  них зависит результат работы в парах.)

Алгоритм для самооценки:

1. Какое было задание?

2. Удалось выполнить задание?

3. Задание выполнено верно или с ошибками?

4. Кто из учеников помогал при выполнении задания?

5. Какую отметку получает группа?

4.Самостоятельная работа

Продолжите предложения:

  1. Идеи развивающего обучения заложили … … … .
  2. Главное направление модернизации российского образования направлено на реализацию … … … .
  3. Если педагог является единичным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», то это … … … .
  4. Если технологии реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка, то это технологии … … … .
  • Правильные ответы
  1. … … … Занков Л., Давыдов В., Гальперин П., Талызина Н.
  2. … … … личностно-ориентированного учебного процесса.
  3. … … … авторитарные педагогические технологии.
  4. … … … сотрудничества

-Игра «Пустое место»

5.Подведение итогов.

Чем мы занимались?

Зачем мы это делали?

Какие методы применялись для организации деятельности?

Какие УУД при этом развивались?

Сегодня учитель должен не только прекрасно знать свой предмет и освоить современные образовательные технологии, он прежде всего должен быть хорошим психологом, способным анализировать и понимать поведение ребенка, оказать ему помощь и поддержку.  Учитель не тот, кто учит,  учитель – тот, у кого учатся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Презентация разработана для проведения мастер-класса "Развитие воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности". В презентации отражены некоторые теоретические вопросы по данной ...

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ                ЭКО...