ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Чехова  Светлана Анатольевна

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие   осуществляется   на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.      Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в  ФГОС. Диагностика подготовленности детей к обучению в школе выявляет низкий уровень самостоятельности дошкольников. Вот примерная картина уровня развития самостоятельности детей, поступающих в 1 клас

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/node/add/book69.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

ГБОУ СОШ с.Новодевичье

 

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Автор : Заморина Светлана  Анатольевна

  Учитель начальных классов

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

 

    Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Чем активнее методы обучения, тем легче и эффективнее заинтересовать детей учебной деятельностью. Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы и внеурочной деятельности широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные так и групповые. Технология группового обучения - это системно-деятельностный подход в процессе развития обучающихся, заложенный в стандартах нового поколения. В брошюре представлены разработки уроков и внеклассных мероприятий по данной технологии, которая лежит в основе моей педагогической деятельности .

 

 

 

 

 

 

Технология групповой работы в начальной школе 

            В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие   осуществляется   на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.      Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в  ФГОС. Диагностика подготовленности детей к обучению в школе выявляет низкий уровень самостоятельности дошкольников. Вот примерная картина уровня развития самостоятельности детей, поступающих в 1 клас

 

            Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы,  в ходе  которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. С нашей точки зрения, в дидактическом процессе школьного учебного учреждения целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

            Следует отметить, что применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.

            Прежде всего нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.

            При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать детям, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.

            Следующая практическая проблема — внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе лидера или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор лидера является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.

            Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

 

I. Подготовка к выполнению группового задания. 

    1. Постановка познавательной задачи /проблемы/. 

    2. Инструктаж о последовательности работы. 

    3. Раздача дидактического материала по группам. 

 

II Групповая работа. 

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. 

5. Распределение заданий внутри группы. 

6. Индивидуальное выполнение задания. 

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

 

III. Заключительная часть. 

9. Сообщение о результатах работы в группах. 

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия. 

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы. 

            Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться приблизительно 6 единиц, а заключительная часть — 2.

            Следует также подчеркнуть, что групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению.

 

На подготовительном этапе урока учитель должен объяснить ученикам правила работы в группах.

 

Памятка "Правила работы в группах".

1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп.

2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

4. Каждый ученик уважает мнение оппонента.

5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

Метод группового обучения эффективно сочетается с методом проблемного обучения, поэтому хорошо начать урок с постановки проблемного вопроса, заданного всему классу. На уроке каждая группа, получая распечатанный свой круг домашних вопросов, совместно обсуждает выполненное домашнее задание. Под руководством консультанта сами ученики выбирают вопросы, которые они будут раскрывать, опираясь на текст. Предварительно ученик, получивший вопрос, знакомится с ответами на данный вопрос домашнего задания у участников своей команды добавляя в случае необходимости изменения или дополнения в свой ответ. Роль учителя на этом этапе урока заключается в обеспечении режима "саморегуляции" в работе групп. Он наблюдает за подготовкой к ответам учащихся и может оказать помощь при необходимости, если у кого-то возникли трудности или вопросы. Подходя по очереди к каждой группе, учитель задает наводящие вопросы, рекомендует четче формулировать выводы, но не диктует, а лишь помогает ученику найти ответ. Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Он становится координатором, консультантом. У каждой группы на партах обязательно лежит памятка "Правила работы в группах", которая еще раз напоминает выступающим о поведении во время работы в группе. После 7-10-минутной подготовки в группах учеников к ответам они выступают перед классом. Публичное выступление каждого ученика является обязательным условием оценивания работы всей группы. Каждая группа внимательно слушает своих товарищей, конспектируя основные положения выступления ( в 3-4 классах), дополняя и исправляя ответы и подводя итог. Чтобы убедиться в правильности выполненного задания, каждой группе дается задание придумать вопрос по теме другой команде. На последний, заключительный этап групповой работы на уроке, где выявляется и оценивается роль каждого ученика в групповой работе, отводится 3-4 минуты. У каждой группы на столах лежат "Листы учета работы ученика на уроке", ребята в группах самостоятельно заполняют их, обсуждая с учителем оценки каждого члена группа. Учитель благодарит всех за хорошую работу, либо соглашается с выставленной оценкой, комментируя ее, либо корректирует выставленную в группе оценку, объясняя свою позицию.

Групповая работа как одна из форм отработки умений по решению ключевых задач

Я считаю, что технология группового метода обучения решает проблему активизации познавательного интереса. Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у ребенка нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» (М.М. Поташник) – ключ к учению, к познанию. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, где у ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Следует учитывать то, что интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Но трудность должна быть посильной, преодолимой, в противном случае интерес быстро угасает, поэтому в каждой группе должны быть дети разного уровня развития. Все они по очереди учатся исполнять определенную функцию в группе: «лидер», «слушатель», «исполнитель», «координатор», «делегат». Чтобы организовать активную познавательную деятельность каждого обучающегося, входящего в группу, можно ввести правило отчета за каждое выполненное задание с элементами игры или соревнования. Так, выполнив и обсудив задание в группе, один из членов группы может достать из коробки жетон, на котором написано: «Делегат», что обозначает отчет о выполненной работе или письменное решение задачи, жетон со словом «На доверии» предусматривает зачет задачи автоматически, без какого-либо отчета. При такой форме организации групповой работы дети учатся оказывать помощь друг другу, формируют личностные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. На таких уроках у детей усилено внимание к содержанию изучаемого материала, повышена работоспособность, а также чувство ответственности за успехи своих товарищей и свои лично. Групповой момент способствует созданию познавательного мотива. Учителю следует следить за созданием доброжелательной рабочей атмосферы, когда дети ведут учебный диалог.

Предлагаю разработку внеклассного мероприятия по русскому языку: «Турнир знатоков русского языка», проведенного в рамках предметной недели для обучающихся 1-4 классов в форме групповой работы .

 

 Игра: «Интеллектуал»:

Команда должна ответить на 3 интеллектуальных вопроса. Например:

 

1.Как называется знаменитое стихотворение К.И.Чуковского?

а) «Лабиринт»;                         

б) «Неразбериха»;

в) «Путаница»; 

г) «Безобразие».

 

2. От чего погибнет тот, кто придет к нам с мячом?

а) от холода;                                            

в) от кирпича;

б) от голода;                                            

г) от меча.

 

3. Какого падежного вопроса в русском языке на существует?

а) по чему?                                              

в) к чему?

б) по чем?                                                

г) с чем?

 

4. Как называется торжественная процедура вступления в должность главы государства?

а) интервенция;                                      

в) инаугурация; 

б) имплантация;                                     

г) импичмент.

 

5. Как звали пособника Карабаса Барабаса в сказке А.Толстого «Приключения Буратино»?

а) Дуролом;                                             

в) Дуралей;

б) Дурошлеп;                                           

г) Дуремар.

 

6. Упражнения с каким предметом нет в художественной гимнастике?

а) булава;                                                 

в) скакалка;

б) мяч;                                                      

г) ракетка.

 

  Собери пословицу.                    

           Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда – 2 балла. Если пословица составлена неверно  или неправильно истолкована, с команды снимается 1 балл.

ВОДУ

 

(«На сердитых воду возят»)

 

ПОТЕРЯЕШЬ

(«Упустишь минутку – час потеряешь»)

 

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.

           В ящике лежат предметы: иголки, бутылка с водой, изображение глаза.

В этом конкурсе участвуют по 2 представителя от команды, которые получают карточки с незаконченными текстами пословиц.

         Задание: посмотрев на текст незаконченной пословицы выбрать из черного ящика один из предметов. Закончить пословицу и объяснить смысл пословицы.

1. «Сидеть как на … (иголках)». (Беспокоится, испытывать тревогу).

2. «Как рыба в … (воде)». (Чувствовать себя непринужденно, уверенно).

3. «Беречь как зеницу… (ока)» (Очень старательно что-либо охранять).

Конкурс: «Умники и умницы» (слайд)

1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит или азбука)

2. почему слова в словарях располагают в алфавитном порядке?

3. Как написать, не употребляя букв я,ю,е,е следующие слова: ярмо, слезы сюда, заяц, ель, елка? (Йармо, сльозы и т.д.)

4. какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ы, й,ъ,ь)

5. Какая часть света называет себя первой и последней буквами древнерусской азбуки? (Аз-и-я)

 

 Подведение итогов.

Обе группы заполняют маршрутный лист: если все было понятно в ходе турнира, ставят «+», если возникали затруднения:   «+/-- », если не смогли найти ответ: « -- ». После подведения итогов проводится беседа с участниками турнира и присутствующими, в которой выясняется насколько эффективно занятие, чтобы дети изменили или дополнили, чтобы турнир стал еще интереснее. Ведущий предлагает подготовить занимательные вопросы, ребусы, найти в словарях крылатые выражения, нарисовать к ним рисунки. Лучшие работы будут опубликованы в районной газете.

Творчество педагога в данном мероприятии заключено в том, что

  в процессе групповой работы ребята коллективно решали задачи разной трудности, учились слушать друг друга, выдвигать гипотезы, принимать решение, которое озвучивали по очереди;

  соревновательный характер мероприятия позволил каждому участнику турнира проявить себя как лидера, слушателя, делегата, консультанта, т.е. проявить самостоятельность, коллективизм,   ответственность;

  выбор нестандартной формы приобщения к изучению русского языка – в виде игры, так как «игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.Сухомлинский);

  в подборе материала, который осуществлялся дифференцированно

  создании компьютерной презентации к турниру

  выбрана удобная форма рефлексии

 

Об этом свидетельствуют отзывы ребят и педагогов, принимавших участие в турнире.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология групповой работы в начальной школе

Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках. Целью этой технологии является создание условий для формирования навыков работы в паре, в  группе....

Технология групповой работы в начальной школе.

Гупповая технология дает развитие коммуникативности, повышение интереса к знаниям вообще и к процессу обучения в частности, развитие логического мышления и речи, приобретение навыка формулироват...

Статья "Технологии групповой работы в начальной школе"

Статья "  Технологии групповой работы в начальной школе "...

Сообщение «Технология групповой работы в начальной школе»

Обобщенный опыт работы по предметам в начальной школе...

Технология групповой работы в начальной школе.

В данном материале представлен опыт работы по заявленной теме. Преимущества  работы  в   паре  и  в группе на разных этапах урока позволяет учителю  вовлечь в учебный про...

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Чем активнее методы обучения, тем легче и эффективнее заинтересовать детей учебной деятельностью. Соврем...

Статья"Технология групповой работы в начальной школе"

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их ...