Наша новая начальная школа
статья по теме

Струк Людмила Васильевна

Модель учебно-воспитательной системы для реализации в начальной школе в свете ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагог должен увидеть ребёнка таким,

 каким он есть «внутри себя»,

 каким «знает себя» он только сам».

Е.Ю. Сазонов.

Модель учебно-воспитательной  системы

  «Наша новая начальная школа».

Введение.

В силу самых разных причин   наша современная школа не всегда соответствует  задачам, стоящими перед обществом. Сегодня ещё возникает противоречие между стандартом образования и социальным заказом. Предыдущие стандарты выполнили задачу сохранения единого образовательного пространства, которые обеспечивали академическую мобильность учащихся, но, вместе с тем, стали фактором консервации школьного образования.  Сегодня начальная школа – это школа полного дня, это правильная и эффективная организация познавательной деятельности, усилиями общего и дополнительного образования, это правильно организованная внеурочная деятельность, которая соответствует запросам обучающихся и родителей.

  1. Актуальность.

В ФГОС НОО   содержание дополняется  новыми условиями  осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиеническими) и стандартом воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать  универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности. Актуальность   данной учебно-воспитательной модели состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной деятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение

Инновационная деятельность  начальной школы в системе реализации ФГОС НОО является компонентом целостной инновационной системы образовательного учреждения и предполагает изменения в целях, условиях, содержании, методах и формах обучения и воспитания, способствующих повышению качества образования  посредством целенаправленной реализации его развивающего потенциала.

 Сравним основные компоненты деятельности модели учебно-воспитательной системы «Наша новая начальная школа».

Таблица 1. Сравнительная характеристика  компонентов  модели УВС.

Компоненты

Традиционные

Инновационные

1.Цели и задачи

предметные

личностные

2.Предполагаемые результаты

Знания, умения, навыки

Образовательное знание, компетентности

3.Знания

Передаются, транслируются

Конструируются, выращиваются

4.Содержание образования

Единая универсальная программа

Вариативные учебные программы

5.Информационный ресурс

Ограничен учебным кабинетом

Не ограничен

6.Процесс

Процедуры объяснения, усвоения, контроля

Включает процедуры ознакомления с учебным содержанием, понимания, проектирования, коммуникации и рефлексии

7.Среда

Классно-урочная система

Конструируется

8.Единицаучебной деятельности

Шаг урока

Учебная задача, проблема

9.Время

Урок

Урок, внеурочная деятельность

10.Пространство

Класс, кабинет

 Не ограничено

11.Взаимодейстие «учитель-ученик»

Асимметричное

Конструктивное, симметричное, межличностное

12.Коммуникация

Ограничена составом класса

Не ограничена

13.Ученик

Объект управления

Субъект деятельности

14.Учитель

Транслятор знаний

Организатор среды, консультант

Признание права обучающегося  на реализацию своих потребностей и образовательный процесс, право на выбор  индивидуального маршрута ставят его в позицию субъекта учения. Позиция ученика отражает его активную роль в процессе усвоения, при этом ученик выступает активным участником и «сотворцом» процесса  развития, обучения и воспитания.

  1. Целеполагание.

Цель: создание развивающей среды  обеспечивающей условия  для реализации  интеллектуального, творческого и личностного потенциала обучающихся  путём  расширения образовательного пространства.

Задачи:

- формирование у школьников активной жизненной позиции;

           -формирование  опыта  реализации индивидуальных  творческих возможностей;

- формирование универсальных учебных действий;

- воспитание  доброго отношения  к окружающим людям;

- оптимизация социальной и психологической атмосферы в ученическом коллективе, способствующая восприятию культуры мира через восприятие ребенком микро- и -макросоциума;

- повышение качества семейного воспитания через  слияние школьного и семейного воспитательного пространства;

- развитие эмоциональной восприимчивости;

- развитие интереса к вдумчивому чтению детской литературы, расширение кругозора, развитие положительных качеств  на основе прочитанных произведений.

Новизна заключается в создании условий для реализации образовательных возможностей обучающихся   посредством моделирования развивающей среды через интеграцию деятельности  общего и дополнительного образования.

  1. Реализация модели учебно-воспитательной системы.

На современном этапе главной задачей образования становится развитие личности, способность достигать социально желаемого результата.

Личность формируется в процессе деятельности. Главная цель школьного образования – научить умению учиться.

Для реализации данной модели  определены следующие методы:

  • анализ психолого-педагогической литературы;
  • анализ документации  по ФГОС НОО;
  • научно-педагогическое моделирование;
  • метод индивидуального и коллективного творчества;
  • использование план-схемы.

Учитель должен организовать деятельность ученика вместе с осуществлением последующей рефлексии, как в общеобразовательной, так и внеурочной деятельности.

 Реализация модели учебно-воспитательной  системы  «Наша новая начальная школа »  осуществляется по модулям:

  • «Учебно-познавательный»
  • «Наши интересы»
  • «Одарённые дети»
  • «Мы - дети России»
  • «Семейное чтение»
  • «Моя малая Родина»
  • «Узнай себя».

Модуль «Учебно-познавательный». 

Цель:  создать условия для  формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции.

Задачи: 

-формирование у подрастающего поколения  знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы;

 -развитие  умения ориентироваться в гигантских информационных потоках.

Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Результатом моей работы в реализации модели является динамика общеучебных показателей развития (качества обучения) учащихся. Предметно-развивающая среда положительно влияет на всестороннее развитие и уровень воспитанности учащихся. Исследование мотивационной сферы выявило высокую мотивацию к школьному обучению, высокий уровень учебной активности у 62% учащихся. Диагностика личностных особенностей учащихся выявила: положительную динамику в развитии таких качеств личности, как волевой самоконтроль, исполнительность, самокритичность, независимость, активность, работоспособность.

Планомерно в течение всего года проводятся консультации с учащимися, по согласию родителей. Данный вид работы позволяет учащимся улучшать знания, решать проблемы учебных задач. Эта работа необходима для того, чтобы каждый ученик достиг успеха, преодолевая свои трудности в познании.

Школьная жизнь – это не только уроки, выполнение домашних заданий, но и яркие праздники, участие в конкурсах и смотрах, и просто удивительный мир детского счастья! Поэтому необходимо  широко использовать возможности внеклассной и внешкольной работы по различным предметам: литературе, окружающему миру, музыке, ИЗО, технологии. В 2012году в школе организован класс «эстетического развития», с которым я работаю третий год.

Модуль  «Наши интересы».

Цель: развитие творческих и личностных качеств обучающихся.

Задачи:

-развитие  художественно-эстетического  вкуса, посредством занятий народным пением, хореографией, изобразительным искусством.

Для учеников моего   класса  была составлена индивидуальная учебная программа, которая включает такие курсы: «Эстетика» - руководитель Струк Л.В. (МБОУ ВСОШ №2), «Народное хоровое пение» - руководитель Нечетайленко Е.Н. (ДШИ), «Музыкальная литература»  - руководитель Нечетайленко Е.Н. (ДШИ), «Хореография» - руководитель Дордюк Н.А. (ДШИ), «Изостудия» - руководитель Струк Л.В. (ДШИ), «Мир вокруг нас» - руководитель  Полуяхтова И.Б. (Весёловский ЦДТ), «Фольклор Дона»- руководитель Шевцова В.Н. (МБОУ ВСОШ №2)

Данные курсы помогают ребятам не только развивать художественно-эстетический вкус, но и повышают заинтересованность ребят в изучении регионального компонента. Мой   класс является младшей группой школьного фольклорного казачьего ансамбля «Степь лазоревая». Учащиеся класса систематически принимают активное участие в различных районных и областных праздниках таких как -  «День учителя», «День библиотекаря», «Большой казачий круг», «Покрова на Весёловской земле», «День защиты детей», в финалах конкурса «Учитель года»,  смотре - конкурсе казачьих школ. Традиционным стало празднование в классе совместно с родителями, преподавателями ДШИ, работниками детской районной библиотеки таких праздников как -  «Покрова Пресвятой Богородицы», «Масленица», «Рождественские колядки», «День птиц».

Большой простор для творчества и воспитания патриотизма, активной жизненной позиции имеют тематические экскурсии по родному краю.

По окончанию 1 класса, в мае 2013 года, для изучения родного края, столицы Ростовской области,  была проведена экскурсия в город Ростов - на Дону. В каникулярное время было организовано посещение  Ростовского дельфинария,  Ростовского зоопарка, Кукольного театра, посетили Музей СКЖД. В рамках  патриотического воспитания посетили  мемориальный комплекс «Змиевская балка».

Во время осенних каникул 2013-2014 учебного года посмотрели «Шоу бегемотов» в Ростовском цирке. Окончание 2 класса завершилось поездкой на Семикаракорский керамический завод.

10 января 2015года были на концерте Государственного  ансамбля  Донских казаков в Ростовской областной филармонии.

Также с целью изучения истории и культуры родного края были проведены экскурсии на Весёловскую туристическую базу, в Весёловское опытное хозяйство, в Музей боевой славы (х.Казачий), «По местам боевой славы Весёловского района».

Традицией  класса является участие в  торжественных линейках, посвящённых освобождению нашего посёлка Весёлого (21 января 1943 года) от немецко-фашистских захватчиков; тимуровская работа и дружба с ветераном Великой Отечественной войны Владимировой Евдокией Николаевной.

В декабре 2013года были подведены итоги творческого регионального  конкурса «Как у нас на Тихом Дону», Оленичева Виктория стала победителем муниципального этапа и заняла первое место в области в номинации «Тайны природы» (руководители: Струк Л.В.  - МБОУ ВСОШ №2 , Мирошниченко Т.В.  - Весёловский ЦДТ). Областной конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей»  - диплом Москаленко Софья (кружок «Эстетика» Струк Л.В.), В мае 2013года Петелько Елизавета стала победителем муниципального конкурс «Весёловская весна», посвящённого 35-ю Весёловского района, в декабре  2014года  Оленичева Виктория  стала победителем муниципального конкурса рисунков «Моя планета. Экология» (кружок  Мир вокруг нас» Полуяхтова И.Б.)

Ежегодно  учащиеся моего  класса  принимают участие в школьном этапе муниципального конкурса «Мир начинается с детства». В 2014 году  Вероника Ким с песней «Про папу» заняла 2место в номинации «Сольное пение».

На базе класса эстетического развития создан фольклорный ансамбль «Веснушки». В 2013году ансамбль стал Лауреатом районного конкурса «Надежда» в номинации «Хореография» - руководитель Дордюк Н.А.(ДШИ), в 2014 году в номинации «Народный ансамбль» - руководитель Нечетайленко Е.Н.(ДШИ).

Ученики класса  являются   победителями муниципального конкурса рисунков «Мой выбор» в 2013-2014учебном году (Бырылова З.  - 1место, Москаленко София – 1 место),  проводимого ТИК Весёловского района, председатель Замазеева Т.Н. В октябре 2014 года приняли активное участие в конкурсе «Мой посёлок в будущем», итоги конкурса подвела Весёловская ТИК.  Мероприятие прошло при участии Весёловской  Детской Библиотеки – руководители клуба «Радуга» Корнева О.М., Струк Л.В.

Вся эта работа необходима и для развития общечеловеческих качеств, что является важным для каждого из нас.

Модуль  «Одарённые дети».

Цель:  определение принципов и стратегии работы, поддержки и развития детской одарённости.

Задачи:

- создание системы выявления одарённых детей;

- создание благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых детей, стимулирования их творческой деятельности.

Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития.

"Все дети талантливы", а потому важно, чтобы ребенок развивался в среде, способствующей развитию его дарования.

Одаренный ребенок в классе – это особенный ребенок, к которому необходим индивидуальный подход. Одаренные дети – это либо лидеры класса, либо очень тихие и незаметные личности. Но учителю необходимо помнить, что одаренные и талантливые дети – это потенциал нашей страны, недаром  в ФГОС, именно этим детям уделяется такое большое внимание.

В  работе используются  материалы «Рабочей концепции одарённости». При  реализации  применяются различные традиционные формы работы с одарёнными детьми: педагогическая  диагностика, мониторинг достижений, психологическое сопровождение, создание условий для развития на уроке и во внеурочное время, организуется посещение  учащимися  различных кружков, секций, дополнительное образование в ДШИ, консультирование родителей и многое другое. Также используются и  инновационные формы работы с одарёнными детьми, такие, как -  индивидуальная образовательная программа, методика творческих проектов, исследовательская деятельность, особые виды стимулирования творческой деятельности.

Разработка индивидуальной образовательной программы позволяет одарённым детям глубже и шире изучить новый материал, проявить свои интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности. Важно раскрыть способности ребёнка в школе. Важно создать такие возможности в классе, чтобы дети работали по принципу   -  «умеешь сам – научи другого» во время  уроков  и во внеурочное время.

Проектная и исследовательская деятельность прочно вошла в школьную жизнь. Уже  начиная с 1 класса, учащиеся делают такие проекты как - «Мой род. Моя семья», «История моей школы», «Мой поселок в будущем», «Наш класс» и др.

Особенно нравится ребятам выполнение исследовательской работы. С ребятами  провели исследования: «Чем опасны вредные привычки»,     «Как учились наши бабушки», «Флора родного посёлка», «Чем богаты воды Маныча».

Проектная и исследовательская деятельность помогает развитию самостоятельности, творческой активности, коммуникативности. Учащиеся  самостоятельно добывают знания, учат друг друга.  С 2012 года  рамках модуля «Одарённые дети» с учащимися  работала Лямкина Валерия, ученица 8 класса, применяя практическую направленность курса «Мой выбор». А  2014 году Валерия стала студенткой 1 курса Зерноградского педагогического колледжа.

Задача школы сегодня  «научить – учиться», поэтому учащиеся регулярно принимают участие  в школьном этапе  олимпиады «По основам наук». В 2013 году победителем стал – Литвишко Андрей (1 «а» класс), в 2014 году – Журавлёв Дмитрий (2 «а» класс).

Ученики класса постоянно участвуют в дистанционных олимпиадах на сайтах «Миноброрг», «ФГОСТЕСТ», Инфоурок» и другие.

Наименование конкурса

Фамилия, имя

Результаты

Всероссийский конкурс«КИТ».

Литвишко Андрей 2а класс

Цой Анастасия 3а класс

Литвишко Андрей 3а класс

Ханмирзаев Мурад 3а класс

1 место в районе

1 место в регионе

1 место в регионе

1 место в регионе

Международная игра-конкурс«ИНФОЗНАЙКА».

Барсуков Никита 2а класс

1 место

Образовательный портал ФГОС ТЕСТ.

«Планета математики»

Ханмирзаев Мурат 2а класс

Барсуков Никита 2а класс

1место

«Планета русского языка»

Цой Анастасия 2а класс

2место

Образовательный портал «Миноброрг»

Литературное чтение.

Оленичева Виктория 2а класс

Бырылова Злата 2а класс

1место

Образовательный портал ФГОС ТЕСТ.

«Английский язык»

Прохоров Сергей 2а класс

Литвишко Андрей 2а класс

1место

Центр дистанционной сертификации учащихся «ФГОС ТЕСТ»

Математика

Аксененко Влада 3 а класс

3место в регионе

Центр дистанционной сертификации учащихся «ФГОС ТЕСТ»

«Символы и традиции России»

Барсуков Никита 3 а класс  

Петелько Елизавета 3 а класс

10место в регионе

Образовательный портал «Инфоурок»

Литературное чтение.

Бырылова Злата  3 а класс

Лобажевич Даниил 3 а класс

2место

       Особое внимание уделяется широкому информированию общественности об успехах и достижениях учащихся  класса. Инновационные формы поощрения одарённых детей: размещение фотографий ребят на школьной «Доске почёта», в классном уголке ведётся рубрика «По тропинкам знаний», где описаны все достижения ребят, проводятся  встречи с воспитателями детских садов, где учащиеся рассказывают о своих успехах. Привлекаются  спонсоры для организации поездок, для покупки призов. Помимо участия в школьных олимпиадах, сессии одаренных детей, участие в различных школьных и муниципальных мероприятиях,   проводится  планомерная работа, в которую входят занятия с психологом, логопедом.

Модуль «Мы - дети России»

Воспитательная работа в классном коллективе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.

Эффективность целеполагания и планирования воспитательного процесса:

Цель: создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.

Задачи:

Положительные результаты:

  • Формирование дружного коллектива с активной жизненной позицией посредством КТД, бесед, классных часов.
  • Подготовить ребят к длительной учебной работе в школе,  к  творческому  выполнению заданий.
  • Способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся путём вовлечения в различные конкурсы, викторины, развивающие игры.
  • Создание условий для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  • Заинтересовать  общением друг с другом.
  • Дать возможность для самоутверждения, проявления лидерских качеств.
  • Воспитывать  нравственные качества.
  • Развивать инициативу.

В едином сообществе с родителями продолжаем работать над задачами, которые рассчитаны на весь период обучения в начальной школе, некоторые результаты уже достигнуты.

Активное участие учащихся  в жизни класса и школы, а также активное  участие родителей в школьных мероприятиях.

Учащиеся проявляют уважение друг к другу, к учителям, родителям.

Большинство учащихся общительны, отзывчивы, очень любят вместе проводить свободное время.

Учащиеся хотно выполняют поручения, проявляют бережливость, стараются соблюдать правила поведения.

Учащиеся  с удовольствием участвуют в конкурсах школьного и всероссийского уровня.

Каждый ребёнок   вовлечён в социальные проекты и акции, проводимые в классе, школе:

  • акция «Милосердие» - помощь ветеранам войны и труда, сбор посылок для раненых солдат в Ростовском госпитале, воспитанников приюта «Солнышко», выступление  в Весёловском ЦСО. Сейчас мы активно готовимся к встрече очередной  годовщины Великой Победы над фашистскими захватчиками. Учащиеся ежегодно  выступают на районном концерте 9 мая. Мы принимали участие в акции  «Память»,  посадили розы, приняли участие  в открытии «Клумбы памяти», в честь учителей  - Ветеранов ВОВ.
  • шефская работа  над воспитанниками  МДОУ «Колокольчик», которая проявляется не только в проведении каких-либо акций, но и в «ремонте» книг, проведении спортивных игр, делаем шаблоны для различных поделок, помогаем в оформлении игровых комнат.
  • трудовые дела организованы таким образом, чтобы дети знали и понимали, что это нужно и «кто, если не мы». Уборка территории парка, школьной территории, памятника воинам ВОВ, Чернобыльцам.
  • экологические проекты - это и акции по изготовлению скворечников, кормушек, посещение общества ихтиологов Весёловского района, экскурсии на реку Маныч, оформление «Красной книги Весёловского района».
  • здоровьесохранные проекты – этому виду работы уделяется  особое внимание. Здоровый ребёнок -  это здоровое общество. Необходимо  приучать беречь своё здоровье всех  учеников, через  соблюдение санитарно-гигиенических норм, участие во всех спортивных соревнованиях. Наша агитбригада выступает в школе по пропаганде здорового образа жизни: «Кто живёт на твоих руках», «Физкульт-Ура!» и др. Учащиеся данного  класса посещают различные спортивные секции. Москаленко Софья - победитель  соревнований по теннису (тренер Москаленко М.В.) и тхэквондо (тренер Тё Э.) областного и всероссийского уровня.

Направление «Семейное чтение».

Цель: возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей.

Задачи :

- помочь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги;

- организация ознакомления родителей с основами педагогической и возрастной психологии, педагогики, с детской литературой;

- формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога ребенка и взрослого;

- способствование всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.

Реализация модуля включает  взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – учащиеся –  родители.

Клуб по интересам «Радуга» 3 «а» класса МБОУ ВСОШ №2 на базе детского отдела МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека». Руководители клуба:   Корнева О.М. - библиотекарь детского отдела МБУК ВР «Межпоселенческая центральная библиотека», Струк Л.В. – классный руководитель. Председатель клуба: Лобажевич Даниил – ученик 3 «а» класса.

Направление  «Моя малая Родина»

 Цель: расширение знаний и представлений детей о своей малой родине.

 Задачи: 

- расширить знания учащихся о родном поселке через самостоятельный поиск информации;
- способствовать воспитанию патриотических чувств (гордости за свой посёлок, любви к нему);
-  развивать творческие способности детей через участие в различных видах творческой деятельности.

С 2002 года наша школа  имеет статус «Казачья школа». Начиная с первого класса, учащиеся  вовлечены в интересную и увлекательную работу по изучению родного края, которая проводится систематически, включая различные виды воспитательной деятельности. Глубокое изучение проходит во время занятий «Доноведение» (Струк Л.В.)  и «Фольклор Дона» (Шевцова В.Н.).

В данной таблице, приведены, темы и виды работ, которые проводятся с учащимися во внеурочной и внеклассной деятельности.

Класс

Вид работы

Название

1

Классный час

Моя школа.

История моего имени.

Вот она какая – моя Родина Донская.

Конкурсы

«Моя Родина» – выставка рисунков.

«Моя светлая Родина» - конкурс рисунков.

Экскурсия

Мой посёлок.

СЮН – уголок красоты.

Изучаем свой край (экскурсия в лес).

2

Классный час

Мой адрес – Донская земля.

Род, Родные, Родина.

О символах России.

Символы Ростовской области.

Конкурс рисунков

«Родина, Донская земля – место под солнцем».

«Осенний лист – краса природы».

Экскурсия

Мы живём на Маныче.

Весёловский парк – место отдыха (чистота и охрана  природы).

3

Классный час

Символы моей Родины.

Моя семья – моя Родина.

Мир, Родина, Дон – самые дорогие слова.

Торжественные линейки

Освобождение п.Весёлый от фашистских захватчиков.

21 января.

Экскурсия

В осенний лес (Веселовский лесхоз).

Эти милые животные (посещение Ростовского зоопарка).

Праздники

Как отмечали Масленицу на Дону.

Поисковая операция

Откуда я родом? (история моей семьи).

О чём рассказал бабушкин (дедушкин) орден?

4

Классный час

Мой край родной – Донская сторона.

Мои предки в труде и бою.

Светлая моя Родина.

Экскурсия

Выставка экзотических животных.

Выставки

«Донская земля – наш дом» - к юбилейным датам  Ростовской области.

Конференции

Краеведческая конференция «Мой край», рубрика «Наши земляки».

Предлагаемая  система работы с классом, способствует воспитанию патриотизма, людей знающих и любящих свой родной край.

Реализация данной системы была бы невозможна без помощи родителей. Каждый день двери моего  класса открыты  для родителей: они посещают  уроки, классные часы, мероприятия и просто беседуют, делятся проблемами и успехами. На праздники приходят всей семьёй, являются не только зрителями, но и участниками. И всегда  нужно помнить о том, что ребенок, знающий и любящий свой край, вырастет настоящим человеком, достойным гражданином своей страны.

Модуль «Узнай себя»

В основе  данного направления  лежит работа с портфолио учащегося.

Программа «Портфолио успешного ученика» -  направлена на содействие личностному росту  учащихся.

Цель:помочь ребёнку в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека и гражданина.

Задачи:

-раскрытие внутреннего потенциала школьников;

-развитие качеств культурного человека;

-формирование жизненных навыков;

-стремление ученика к совершенствованию;

-воспитание гражданской позиции и социальной активности.

Содержание работы представляет собой систему практических заданий, раскрывающих внутренние возможности школьника и развивающих личностные качества успешного ученика.

В реализации данной программы участвуют три действующих лица:  классный  руководитель, родители, учащиеся. Главную позицию занимает ученик. И  задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку реализовать своё собственное – «Я», вызвать у него желание работать над собой, изменить себя в лучшую сторону.

Во главе данной системы работы стоит два принципа: принцип «успеха» и принцип «фейерверка».

В первом принципе закладываются такие положения:

  • я хочу много знать;
  • я умею учиться;
  • я могу научить других.

Во втором принципе главное -  это хотеть «сиять», помочь реализовать себя ребёнку в каком-то направлении жизненного успеха, заявлять о себе, через свою реализацию в  спорте, в  учёбе, через развитие своих музыкальных способностей, через формирование в себе  общечеловеческих качеств.

Принципы, заложенные в портфолио, являются главными на пути  реализации учащихся, как личности, как гражданина.

  1. Мониторинг  результативности.

При обучении в школе одним из важных показателей является показатель эффективности учебно-познавательного направления.

Ниже привожу график, который показывает разный уровень готовности к школе, и необходимость  индивидуальной работы с учащимися

График 1. Степень готовности детей к обучению на основе психолого-педагогического обследования.(2012г.)

По окончании первого года обучения, лишь только один учащийся не смог справиться с заданиями базового уровня, а в конце второго класса все учащиеся выполнили задания базового уровня.

График 2. Анализ диагностических контрольных работ на конец первого года обучения

Правильная организация ведёт к качеству обученности, что видно по следующему графику.

График 3. Качество знаний по классу.

Качество правильной работы по всем модулям учебно-воспитательной системы выражается в уровне  сформированности универсальных        учебных действий. 

График 4. Показатели сформированности УУД по классу.

  1. Педагогическое сопровождение реализации учебно-воспитательной системы  «Наша новая начальная школа».

С учащимися моего класса работают учителя МБОУ ВСОШ №2, ЦДТ, ДЮСШ, ДШИ. Все педагоги профессионалы в своём деле, люди творческие, знающие своё дело.

Организация деятельности, контроль,  взаимосвязь между педагогами  общего и дополнительного образования, обучающимися и родителями, вот функция, которую выполняю я, как классный руководитель.  Успех моих учеников, зависит от того насколько успешен мой труд и качество моей педагогической деятельности. Мой опыт позволяет мне сегодня   передавать знания моим ученикам, которые  достигают  хороших результатов в  учебной и внеурочной деятельности.

   Полученные знания, повышение квалификации, постоянное самообразование и работа над собой, педагогический опыт, посещение семинаров и лекций, общение в дистанционном режиме – вот багаж необходимый мне для работы, творческого профессионального роста. Всё это помогает учить и воспитывать моих учеников. Особенно важным, в этом процессе, я считаю, развитие  творческих способностей учителя, так как только собственный опыт, по моему глубокому убеждению, позволяет мне  воспитывать интеллектуально – развитую, одарённую  личность.

Размышляя о своем жизненном пути, я осознаю, что не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.   Я учитель, и мне доверяют.   Я учу, и у меня учатся.  Я веду, и за мной идут. Я убеждаю, и мне верят.  Ведь я – УЧИТЕЛЬ!

  1. Дальнейшее развитие и преемственность учебно-воспитательной системы.

Моя  модель учебно-воспитательной системы  прошла независимую общественно-профессиональную оценку качества инновационной деятельности, проводимой  Всероссийским научно-методическим  журналом «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования». Мы вошли в список дипломантов, стали победителями, а школе присвоен статус «Школа – лаборатория инноваций».

Эта  модель УВС  может послужить инструментом организации и координации системы образования в ОУ, стать ориентиром развития  учебно-воспитательной деятельности, критерием оценки адекватности ее новым целям и ценностям образования. Обсуждение  модели УВС в клубе  «Начальная школа» на сайте http://metodisty.ru, вызвало широкий отклик коллег и желание применения в своей педагогической деятельности.

Я считаю, необходимо раскрывать творческие способности  учащихся, видеть индивидуальность каждого ребенка, важно научить ребенка самореализовывать себя, для его успешной социализации.

«В каждом ребенке есть солнце – дайте возможность ему светить!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)

 Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...

Ключевые направления общего образования.Наша новая школа

В преезентации раскрываются ключевые направления общего образования инциативы "Наша новая школа" по направлению обеспечения здоровья школьников....

Урок окружающего мира. Тема: «Москва – главный город нашей страны» (Начальная школа 21 век)

данный урок разработан и проведён по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф.Виноградова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века».Форма проведения урока – урок путеш...

Роль начальной школы на этапе реализации национального образовательного проекта «Наша новая школа»

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, инфо...

ЭССЕ на тему: Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»

ЭССЕпо дисциплине «Теоретические основы методической работы учителя начальных классов»Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»Спец...