Доклад на методобъединении начальных классов
консультация (1 класс) на тему

Шикина Татьяна Ивановна

Новый подход в обучении каллиграфическому и грамотному письму первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Новый подход в обучении каллиграфическому и грамотному письму первоклассников»

С 01.09. 2014 года мы начали работать по образовательной системе «Школа России». Эта программа отвечает основным требованиям инновационной площадки образовательной системы начальных классов:

·  личностно-ориентированная направленность;

·  разноуровневый подход в обучении;

·  системно-деятельностный подход.

Отмечая преимущества данной системы есть проблема: как сформировать каллиграфическое и грамотное письмо у обучающихся. Обучаясь по этой программе, у детей возникают трудности:

·  большой объемный материал, который требует необходимости быстрого письма;

·  списывание с печатного текста;

·  письмо в широкую линейку с 1-го класса.

Тема моего  доклада: «Новый подход в обучении каллиграфическому и грамотному письму первоклассников».

Цель: Формирование навыка грамотного и каллиграфического письма у первоклассников.

Задачи:

·  Изучить методическую литературу по данной проблеме.

·  Сформировать у первоклассников навык грамотного и каллиграфического письма.

Есть очень хорошая  технология А. М. Кушнира «Информационно-ценностный подход в обучении чтению». Преимущества данной технологии:

·  высокая техника чтения вслух и про себя;

·  выразительное чтение;

·  дети хорошо владеют пересказом, логично и грамотно излагают свои мысли в сочинениях и изложениях;

·  высокая мотивация на уроке;

·  высокая читательская активность.

А. М. Кушнир разработал здоровьесберегающую технологию «Природосообразный подход в обучении чтения и письма».

Опишу алгоритм формирования навыка каллиграфического и грамотного письма. Первый шаг – чтение со звуковым ориентиром сказок А. С. Пушкина служит тому, чтобы дети научились понимать рукописный текст. Второй шаг – тексты песен, отпечатанные прозрачными буквами, позволяют освоить начертание отдельных букв. Третий шаг – работа с калькой, прозрачной бумагой, помогает  овладеть слитным написанием. Четвертый шаг – списывание печатных текстов.

Подробно расскажу методику работы с учебниками. Назначение первого издания сказок А. С. Пушкина – создать внутренний образ красивого письма. Первый шаг в этом трудном деле – научиться читать рукописный текст. Если ребенок хорошо распознает и понимает рукописный текст, то учиться писать ему будет легче.

Читаем дети особенным образом: следуем пальчиком и глазами за чтением взрослого, которое звучит из магнитофона(ноутбука). Благодаря такому способу ученик понимает текст с первого раза. На уроке происходит полноценный интеллектуальный процесс: ребенок слышит текст, хорошо понимает и переживает содержание и что особенно ценно, видит в своем воображении события и образы, которые описывает текст. При этом ребенок видит и каждое слово, которое звучит. Слова узнаются как целостные образы. Итак, звучит голос учителя, а ученики стараются «быть глазами» в том месте, которое звучит. Этот процесс постепенно автоматизируется и превращается в автономное чтение. А звучащий голос учителя выполняет функцию эталона деятельности. Последовательность действий учителя на этом этапе выглядит так: читаем ребенку и одновременно водим пальцем по строкам. Через некоторое время ребенок показывает пальчиком, где читать, а вы озвучиваете то, что он показываете. Через месяц ребенок уже способен самостоятельно следовать рукой за чтением учителя.

Этот этап работы, хотя, казалось бы, никто не учится писать, поможет писать красиво! Ведь мы с детьми будем читать книги, изданные красивым рукописным шрифтом. Красивый почерк будет перед глазами ребенка всю первую четверть. Когда впоследствии наш ученик начнет писать сам, он будет сопоставлять свои буквы и слова с тем представлением, которое у него сложилось в процессе чтения. Работая так, можно  создать в сознании малыша эталон деятельности отдельного для каждого ученика внутреннего «учителя каллиграфии». Рисунки и орнаменты на каждой странице учебника предназначены для раскрашивания, копирования, обведения карандашом, ручкой или фломастером. Можно  пользоваться разноцветными гелевыми ручками.

Во II учебной четверти все переходят к работе ко второму выпуску «Наши песни». На этом этапе работы дети учатся двигаться карандашом, но уже по написанному тексту. Лучше всего «окрашивать» тексты песен, включая магнитофонную запись этих песен. Тихое звучание помогает детям лучше проникнуть в их смысл и эмоционально-образный контекст. Необходимое условие на данном этапе – это учитель или родители должны показать ребенку правильное направление движения карандаша в каждой букве.

Каждая буковка изображена тонкой контурной линией. Дети научатся начертанию букв. Они уверенно заполняют карандашной линией пустые линии каждой буквы.

Теперь делаем следующий шаг, учимся писать на прозрачной бумаге (на кальке) по образцу, наложив ее сверху на рукописный текст. Этому мы учимся в III четверти по третьему учебному выпуску, который называется «Бабушкины песни».

Дети закрепляют кальку на тексте и медленно прописывают каждую букву, начиная с нужной точки и двигаясь в правильном направлении. Во время работы с текстом песни, она негромко звучит, ребенок непроизвольно ее начинает напевать.

А. М. Кушнир считает, что правильное письмо – это когда на бумагу ложится мысль, а не буквы. Напевание про себя вместе с исполнителем песни не требует усилий, но загружает речемоторный аппарат, и ребенок схватывает правильные ориентиры письменной деятельности: он пишет так, как написано, а не так, как звучит. Работая с этой частью учебника, дети с удовольствием сначала прочитывают текст песен, затем поют, пишут на кальке.

В IV четверти все переходят к работе с четвертым учебником. Это тексты песен о войне. Впереди – День Победы. Работая с песнями, в которых отражены и боль военных утрат, и величие победы над фашизмом, мы отдаем долг памяти тем, кто ценой своей жизни добывал ее в страшной войне. Эта учебная книга предназначена для списывания. Дети читают со звуковым ориентиром песни, по образцу списывают письменный текст. Помощь ребенку заключается в отслеживании и исправлении ошибок.

На данном этапе идёт знакомство с текстами песен о войне, поем их, списывание текстов песен и раскрашивание орнаментов.

Применяя традиционные подходы в формировании каллиграфического и грамотного письма не всегда удаётся достигнуть таких результатов. Таким образом, это доказывает преимущество и результативность данной методики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для учителей начальных классов

 Доклад на тему "Организацияконтроля и самоконтроля учащихсяв процессе обучения списыванию"...

Отзыв руководителя методобъединения начальных классов о работе учителя Шикиной Татьяны Ивановны

В данном отзыве отражены профессиональные качества педагога Шикиной Татьяны Ивановны...

Доклад на ШМО начальных классов "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе"

Данный доклад по теме "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе" был подготовлен и представлен на очередном заседании ШМО на...

ДОКЛАД "Роль учителя начальных классов в формировании личности ребенка, обучающегося в классе с ТМНР"

Кем и каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей.  Но немаловажную роль в становлении человека играет и учитель.     Младший школьный возраст является таким период...