Формирование учебно-познавательной компетенции через технологию системно-деятельностного подхода младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья на тему

Борисова Елена Геннадьевна

Обобщение педагогического опыта. По данной теме я работала пять лет. Выступала на районной конференции учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_borisovoy2.docx99.31 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Наименование опыта                                                       стр.3
  2. Условия возникновения и становления опыта              стр.3
  3. Актуальность и перспективность опыта                       стр.3-5
  4. Ведущая педагогическая идея                                        стр.5
  5. Новизна опыта                                                                 стр. 5-6
  6. Адресность опыта                                                           стр.6
  7. Теоретическая база опыта                                              стр.7-12
  8. Технология опыта                                                            стр. 13-25

8.1. Интерактивное ведение уроков базисного учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам.                            Стр.20-21

8.2. Реализация проектов учащихся на основе познавательной

 компетентности.                                                              Стр.22

8.3. Работа над портфолио в начальных классах, как показатель познавательной компетенции младших школьников                               стр.23

8.4. Введение во внеурочную деятельность кружка «Учись учиться».   Стр.23-25

8.5. Комплексно-целевая программа «Путешествие по стране Здоровья» стр.25

      9. Результативность опыта                                                     стр.25-32

     10. Заключение                                                                         стр33                              

     11.Библиография                                            стр.33-34

     12. Приложение                                              стр.35-

Тема опыта:Формирование учебно- познавательной компетенции через технологию системно-деятельностного подхода младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

    Автор опыта: Борисова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории МКОУ Григорьевской СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области

2.Условия возникновения, становления опыта

Проблемой развития познавательной активности младших школьников я занимаюсь с 1992 года. С 1992 г по 2010 года я работала в Заколпьевской начальной школе в условиях частичного совмещения.

   Обучая детей, я видела, что все они не похожи друг на друга: одни быстро усваивают информацию, другие долго, одним необходимо общение при изучениинового материала, другие чувствуют себя комфортнее в полной тишине, одни быстро устают на уроке, другие только к концу урока начинают активно работать.

Ещё одна тенденция, которую удалось выявить, работая в МКОУ Григорьевской СОШ (с 2010 г) – недостаточное внимание к активному восприятию и осмыслению знаний учащимися, недостаточность применения специальных приемов для активизации познавательного интереса. Я поняла, что при построении урока необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

    Исследования социальной среды в селе, ежегодно проводимые педагогом- психологом и классными руководителями, свидетельствует о невысоком уровне развития познавательной активности у первоклассников.

Новое время ставит перед нами новые задачи. Мы сегодня должны выпускать ученика не с определенным багажом знаний, а ученика, который должен уметь в деятельности добывать эти знания, анализировать их и применять, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным. А школа должна создавать условия для формирования такой личности. Единая тема нашей школы: «Формирование ключевых компетенций всех участников образовательного процесса»

Уже имеющийся положительный опыт по формированию учебно-познавательной компетенции учеников 4 класса был продолжен с вновь пришедшими первоклассниками. Работа по данной проблеме ведётся 6 год.

3.Актуальность и перспективность опыта

Актуальность темы связана с постепенным введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где требования предъявляются к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закрепленав  Стандарте. В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.

   Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных  учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего  обучения.

  Использование технологии системно-деятельностного обучения позволяет выработать индивидуальный подход к каждому ребенку. Это не только акцентирует внимание на особенностях личностного восприятия им предмета и реализует потребности каждого ученика в особом подходе и средствах обучения, но и повышает уровень собственных достижений и возможностей.Это, в свою очередь, способствует развитию познавательной активности учащихся.

С учётом результативности работы и изучения научно-педагогических публикаций по данной теме, выявила противоречие между высоким уровнем значимости познавательной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности навыков младших школьников, а соответственно и учащихся на других ступенях обучения, что и стало условием возникновения и становления данного опыта.

  В нынешних условиях возникла необходимость специального целенаправленного и систематического формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

В связи с этим передо мной встала задача, подобрать и разработать такие методы обучения, которые бы  позволили развивать познавательную активность ребят с разным уровнем мотивации. Я остановилась на технологии системно-деятельностного подхода. Эта технология позволяет организовать учебный процесс с учетом индивидуальных способностей школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения.

Данный опыт актуален по ряду причин:

  1. Опыт позволяет на высоком уровне осуществлять начальное образование в соответствии с требованиями стандартов второго поколения.
  2. Опыт подтверждён диагностическими наблюдениями школы
  3. Исследование помогает организовать познавательную деятельность согласно ведущим концептуальным задачам  курса начального образования
  4. Опыт имеет широкую область применения, может использоваться практически в любом из учебно-методических комплексов.

   Таким образом, тема формирование учебно-познавательной компетенции обучающихся посредством использования технологии «системно-деятельностного подхода» является на сегодняшний день актуальной.

В связи с этим, по моему мнению, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных способностей.

      Для повышения своей профессиональной компетентности в рамках освоения ФГОС НОО второго поколения мною были посещены курсы повышения квалификации при ВИПКРО по проблеме «Подготовка учителя начальных классов к реализации ФГОС 2 поколения», а также прошла обучение по теме «Организация проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ в условиях реализации ФГОС. По курсу программы «Учимся с Intel» . «Дидактические возможности применения технических средств в образовательном процессе», «Введение в информационные и образовательные технологии 21 века. Обучение для будущего», «Роль ФГОСов в инновационном развитии образования», курсы повышения квалификации по накопительной системе.

4.Ведущая педагогическая идея опыта.

Нацеленность современного образования на развитие личности выдвигает на  первые позиции проблему развития познавательной активности школьников. Чтобы повысить эффективность процесса освоения младшими школьниками учебно-познавательной компетенции, необходимо создать такие условия, при которых учащиеся будут вынуждены занимать активную позицию и взаимодействовать как субъект учебно-воспитательного процесса (парное и групповое взаимодействие на уроках и внеурочное время, проектные формы работы, осознание значимости взаимодействия, атмосфера взаимоуважения, творчества, сотрудничества).

        Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта состоит в следующем: через технологиюсистемно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности  вовлечь каждого ученика в процесс самоуправления и саморазвития и способствовать формированию познавательной активности школьников.

 Цель опыта.Создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции младших школьников через технологию системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

        

 Основные задачи.

        - раскрыть понятие деятельностного подхода, используя педагогическую и методическую литературу;

        - показать специфику применения деятельностного подхода в начальной школе;

            -Провести различные виды диагностик (уровня учебной мотивации; учебно-познавательных компетенций, познавательных интересов и другие)

- разработать систему мероприятий формирование учебно-познавательной компетенции в технологии системно-деятельностного подхода обучения;

             - оценить эффективность данного опыта

   5.Новизна опыта

Новизна данного опыта заключается в  деятельностном освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться. Создана и апробирована система работы, направленная на формирование познавательных УУД. Разработан и проведён на уровне района открытый урок по окружающему миру «Город на Неве», внеклассного мероприятия на базе музея «Каравай», применение на уроках технологических карт, проведение различного рода диагностик и мониторингов,широкое использование проектов, создание папки достижений –портфолио, внедрение во внеурочную деятельность кружка «Учись учиться», разработка комплексно-целевой программы для начальных классов «Путешествие по стране Здоровья», выступление на общешкольном родительском собрании, выступление на РМО.

Уровень новизны собственной педагогической деятельности рационализаторский.  Опираясь на существующие программы, разработанные ранее методики, была создана система работы по формированию познавательных компетенций  младших школьников через технологию системно-деятельностного подхода.. В ходе педагогического исследования проверена эффективность разработанной методической системы.

Считаю данный опыт перспективным и соответствующим основным направлениям современной образовательной траектории.

6. Адресность опыта

Опыт может быть полезен учителям начальных классов, реализующим Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.

7.Теоретическая база опыта

Добиваться высокого уровня познавательной активности способствуют технологии системно-деятельностного подхода, так как системно-деятельностноеобразование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития.

Теория деятельностного подхода основана на концепции «учение через деятельность», предложенной американским учёным Дж. Дьюи, и имеет следующие основные принципы:

- свободная творческая работа и сотрудничество;

- учение через обучение мысли и действию;

- учёт интересов учащихся;

- познание и знание- следствие преодоления трудностей.

В отечественной психологии теория деятельностного подхода сформировалась в 20-30-е годы 20 века в трудах Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна.

Л.С.Выготский считал, что: «Источник развития индивида кроется не в самом человеке и не в содержании материала, который он изучает, а в деятельности учения».

По мнению С.Л.Рубинштейна: «Становление личности возможно лишь в ходе содержательной, объективно и субъективно значимой деятельности. Человек в процессе деятельности создаёт самого себя».

 А методические основы этого подхода сформировались в 60-е годы в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.Н.Леонтьева и других учёных – педагогов и практиков развивающего обучения.

Основываясь на работах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Л.Н.Леонтьева, Л.В.Занков выдвинул на первый план личность ребёнка, рассматривал знания не как самоцель, а как средство развития таких личностных качеств, как ума, воли, эмоций, чувств, творческих способностей и мотивов деятельности.

  В 70-е годы В.В. Давыдов общий закон развития уже не сводит к развитию путём внешних факторов, а выдвигает идею саморазвития. Учащиеся перестают быть объектом учебно-воспитательного процесса, а выступают как субъект собственной деятельности, то есть сами выходят на поиск истины и своими действиями, усилиями её открывают. И как пишет В.В.Давыдов, с точки зрения психологии «психическое развитие человека- это, прежде всего, становление его деятельности, сознания и, конечно, всех обслуживающих их психических процессов, эмоций». Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивной или продуктивной (творческой).

Следующий этап - развитие идей Л.В.Занкова, В.В.Давыдова на уровне практической адаптации, был осуществлён педагогами - новаторами Ш.А. Амонашвили, В.А.Караковским, В.Н.Просвиркиным, Е.А.Ямбургом. Они считали, что главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, которая не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает её в направлении реализации современных образовательных целей.

Принцип

Сущность

Деятельности

Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Целостности

Формирование учащимися обобщённого представления о мире (обществе, природе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Непрерывности

Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных, психологических особенностей развития детей.

Вариативности

Формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Психологической комфортности

 Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Творчества

Максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Минимакса

Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Существуют различные аспекты формирования компетентности личности. А.Г.Асмолов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин рассматривают компетентность с точки зрения системно-деятельностного подхода, где действует формула «компетенции- деятельность- компетентность». В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов обосновывают закономерности и принципы организации образовательного процесса. Ими разработана модель профессиональной компетентности педагога: «мыслить- действовать- мыслить». Исследования Н.А. Алексеева, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской направлены на построение образовательного процесса, учитывающего склонности, интересы ребёнка. В. Г. Виненко рассматривает компетентность как результат образования: грамотность- образование- компетентность.

По мнению доктора педагогических наук Г.К.Селевко, «компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели». Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности.

Основываясь на дифференциации содержания образования,  доктор педагогических наук А.В.Хуторской предлагает все существующие компетенции  представить в трехуровневой иерархии:

  • ключевые – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
  • общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  • предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

В общем образовании  целесообразно рассматривать те компетенции, которые нужны любому человеку для жизни в условиях современного общества, т.е. ключевые. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Ключевая  компетенция – это осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях.

К ключевым компетенциям, формирование которых необходимо осуществлять в образовательном процессе, целесообразно отнести:

  • Общекультурную компетенцию (владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры); она включает: учебно-познавательную и информационную компетенции;
  • Социально-трудовую компетенцию (присвоение  норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности);
  • Коммуникативную компетенцию(формирование готовности и способности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми);
  • Компетенцию в сфере личностного самоопределения (формирование опята самопознания, выбора ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий).

Выделение такого перечня ключевых компетенций обусловлено требованиями современного общества к образованной личности. Неоднократно отмечалась важность для личности  готовности учиться всю жизнь, ставить и решать познавательные задачи, ориентироваться в потоке информации.

Признаки компетентности учащегося

на основе классификации компетенций А. В. Хуторского

Вид компетенции

Признак того, что учащийся компетентен

Ценностно-смысловая

  • Способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем
  • Умение выбирать целевые и смысловые установки своих действий
  • Умение принимать решение
  • Умение планировать свою деятельность

Общекультурная

  • Обладает познаниями и опытом деятельности
  • Осведомлен в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно нравственной основе жизни человека и человечества, отдельных народов, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций и т.д.

Учебно-познавательная

  • Самостоятельная познавательная деятельность
  • Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности
  • Владение креативными навыками продуктивной деятельности
  • Владение приемами действий в нестандартных ситуациях
  • Умение отличать факты от домыслов
  • Владение измерительными навыками
  • Использование вероятностных, статистических и иных методов познания

Информационная

  • Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию
  • Умение организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию
  • Демонстрирует понимание предложенной информации
  • Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности

Коммуникативная

  • Навыки работы в группе
  • Знание необходимых языков (в том числе математический)
  • Владение различными социальными ролями в коллективе
  • Умение представить себя –написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
  • Работа с вопросами на уточнение

Социально-трудовая        

  • Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя)
  • Владение знанием и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя)
  • Владение знанием и опытом в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
  • Умение анализировать ситуацию на рынке труда
  • Умение действовать в соответствие с личной и общественной выгодой
  • Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений

Личного самосовершенствования

  • Развиты способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональнаясаморегуляция и самоподдержка
  • Владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях
  • Непрерывное самопознание, развиты необходимые современному человеку личностные качества
  • Сформирована психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье.

Этот подход наиболее близок к тем позициям и требования, которые отражены в новых образовательных стандартах, в которых в качестве ключевых позиций заявлены следующие блоки компетенции:

  • личностные, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся,
  • регулятивные, которые обеспечивают организацию самим учащимся своей учебной деятельности,
  • коммуникативные, которые обеспечивают учет позиции партнера по общению или деятельности
  •  познавательные.

Анализ теоретических моделей и принципов компетентностного подхода, тем не менее, не дает ответа на вопрос, как средствами учебного предмета можно формировать ту или иную компетенцию учащихся. В реальном учебном процессе любое задание имеет много функций и работает на формирование целого спектра компетенций. В оценке сформированности компетенции можно опираться на следующую модель:

уровень

сформированные способы деятельности

низкий (обязательный)

  • общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности;
  • репродуктивное воспроизведение обобщенных учебных умений по известным алгоритмам;
  • «узнавание»  проблемы, возникшей в знакомой ситуации;
  • наличие и принятие помощи извне.

средний (уровень возможностей)

  • умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею;
  • умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях;
  • попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию;
  • готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности;
  • минимальная помощь извне.

высокий (творческий)

  • умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;
  • умение проектировать сложные процессы;
  • отсутствие помощи извне;
  • оказание помощи другим участникам совместной деятельности;
  • умение проводить рефлексию своих действий.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на развитии познавательных компетенций учащихся начальной школы.

В своей работе «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» А.В. Хуторской определяет учебно-познавательную компетенцию, как ключевую, направленную на приращение знаний, освоение методов познавательной деятельности, развитие определенных умений и навыков, развитие творческого мышления и самостоятельности, а также выделяет её базовые структурообразующие компоненты:

1. Мотивационно-личностный  компонент определяет позитивное отношение учеников к познавательной деятельности, формирует потребность в самообразовании и самосовершенствовании, предполагает проявление качеств личности, выраженных в познавательном интересе к предметной области, и подразумевает формирование личности обучающегося как субъекта, проявляющейся в самостоятельной познавательной деятельности.

2. Когнитивно-деятельностный компонент подразумевает академические знания, умения и навыки и культурные способы деятельности.

Согласно Хуторскому А.В., учебно-познавательные компетенции - это «совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами».1Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. Определение содержания учебно-познавательной компетентности школьников предусматривает раскрытие сущности учебно-познавательной деятельности, при осуществлении которой собственно и проявляется данная компетентность.

Учебно-познавательную деятельностьопределяют как самоуправляемую деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что важнейшей задачей современного педагога является построение процесса обучения по-новому, принципиально изменив в нём роль ученика и учителя, что даёт качественно другой результат.

 В теоретическом плане учитывались научные идеи вышеуказанных учёных.

8.Технология опыта

И родители, и общество, и школа заинтересованы в том, чтобы каждый ребёнок был успешным.  От того, насколько у него сформированы универсальные учебные действия, в первую очередь зависят его результаты обучения (результаты обучения – это то, что будет знать, понимать, и будет в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения)

Основные значимые направления, формирующие познавательную компетентность:

  1. Интерактивное ведение уроков базисного учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам.
  2. Реализация проектов учащихся на основе познавательной компетентности
  3.  Работа над портфолио в начальных классах.
  4. Введение во внеурочную деятельность кружка «Учись учиться»
  5. Комплексно-целевая программа "Путешествие по стране Здоровья" для учащихся начальной школы.

8.1. Интерактивное ведение уроков базисного учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам.

Технология системно-деятельностного подхода включает в себя следующую последовательность деятельных шагов:

        •        Самоопределение к деятельности. На этом этапе я организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяю содержательную область («могу»).

       •        Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Этот этап предполагает, во-первых, подготовку детей к проектировочной деятельности; актуализацию знаний, умений и навыков; тренировку соответствующих мыслительных операций.

       •       Постановка учебной задачи. На этом этапе я помогаю детям соотносить действия с используемым способом  действий. Это: алгоритмом, понятием и т.д. Я организую коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.

       •        Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми новых знаний). На этом этапе предлагаю учащимся самим выбрать метод разрешения проблемной ситуации, используя: коллективную деятельность детей в форме: подводящий диалог, побуждающий диалог. В завершении устанавливается, что учебная задача решена.

       •       Первичное закрепление. На этом этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма.

       •       Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:

     пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;

     изменение психологических условий обучения;

     создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;

     создание психологической комфортности;

     равенство всех участников учебного процесса;

     не принудительное привлечение детей к деятельности;

     возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;

     вера в каждого ребенка;

     способствовать речевому развитию;

     максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.

Итак, движущей силой развития ребенка является деятельность.

Для осуществления поставленных задач проводится формирование и отработка следующих видов деятельности:

Социальная – деятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования .

Учебно-познавательная – деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.

Организационные  – развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.

Виды деятельности

Социальная

Учебно-познавательная

Организационная

Приемы и формы организации

коллективное, межгрупповое взаимодействие;

деловое сотрудничество.

индивидуальная;

фронтальная;

коллективная;

групповая.

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее понятие цели. Происходит опора на внутренние мотивы. Выбор способа действия осуществляется совместно с учащимися.

У учащихся появляется вариативности, индивидуального выбора действия.

Происходят позитивные внутренние изменения.

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения.

 

 

 

планирование и прогнозирование своей деятельности;

самоконтроль;

самооценка;

обобщение.

Обучить ребенка – значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт. Новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:

1.      «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).

2.      Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).

3.      Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).

4.       Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).

5.      «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).

6.      Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).

        Я хотела поделиться своим опытом работы по формированию учебно-познавательной компетенции на основе системно-деятельностного подхода на примере УМК «Школа России» по разным предметам.

       Приведу примеры заданий, направленных на формирование познавательных УУД.

На уроках литературного чтения ученикам предлагаю задания на сравнение: текстов, средств художественной выразительности, действий и поступков различных героев; обложек книг и их моделей.

      Среди общепринятых форм работы  по литературному чтению наиболее продуктивной считаю моделирование. Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Задания строю от простых, (например, дополни модель обложки названием произведения и фамилией автора), постепенно усложняя:

1) определи по  модели  тему и жанр произведения;

2) рассмотри заместители жанров и назови любой рассказ, любое стихотворение, любую сказку.

     На мой взгляд, моделирование на уроках литературного чтения  позволяет актуализировать развитие познавательных интересов учащихся к чтению, способствует формированию необходимых читательских знаний и умений, а также способов деятельности.  Это решение двух важнейших для начальной школы целей: научить читать и одновременно с этим развивать интерес к чтению и книге, научить работать с произведением, ориентироваться в тексте и книге. При помощи данного предмета успешно решаю ещё одну задачу: развитие  познавательной деятельности обучающихся.     Приведу примеры  таких заданий:

  1. откройте секрет превращения слов, продолжите игру
  2. определите закономерность, и продолжи выполнение задания в клеточках;
  3. отгадайте загадку и нарисуйте отгадку
  4. работа над выразительностью чтения

     Все творческие  задания по литературному чтению носят обучающий характер, поэтому они выполняются, как правило, в классе, под моим руководством.

     Очень  интересным и эффективным считаю приём  творческого рассказывания.  Так, например, на уроках окружающего мира применяю   следующие  виды рассказов:

  • сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия  («Улицы полны неожиданностей», «Птичья столовая» и т.д.);
  • описательный рассказ на основе  сравнения  (« Современная и старая школа», «Лес и луг»  и т.д.);
  • рассказ-сочинение о каком-либо событии (« Чему я научился у природы» и др.);

     Работаю над развитием наглядно-образного и наглядно-действенного мышления  у обучающихся.  Обращаю внимание на  моделирующую деятельность ребёнка - работа со схемами,  таблицами, графиками. Стараюсь включать в учебный процесс (например, на уроках математики)  работу  с моделями разного вида: предметные и условные изображения,  символические записи.  В ходе  моделирования  обучающиеся вынуждены сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, выполнять практические (предметные и графические  действия).

В процессе обучения грамоте я тоже часто использую моделирующую деятельность:

1)  при составлении звукобуквенных моделей слов, где квадратиком обозначается звук, а «колокольчик» над словом – звонкий согласный;

  1. игровые задания на составление или разгадывание слов.

       Главное при выполнении таких заданий - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой  операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием.  Использование данного метода в практике  позволяет мне вовлечь каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.  

 Мной был проведен на муниципальном уровне в рамках семинара директоров района открытый урок по окружающему миру по теме «Город на Неве», где ребята знакомились с городом в форме экскурсии по знаменитым местам Санкт-Петербурга. (Приложение № 1) Дети  заполняют на уроках технологическую карту. Так на уроке «Город на Неве», дети поэтапно оценивали свою работу с помощью наклеек разных цветов. У меня всё получилось- зелёный цвет, что-то не понял- жёлтый, я ничего не понял- красный цвет.(Приложение № 2)

Известно, что развивающим может быть тот  урок, на котором сведена до минимума роль учителя как источника информации. Необходимо больше уделить внимания работе ребят на уроке, подумать о разнообразии форм их учебной деятельности, о том, как осуществлять переход от одной учебной задачи к другой. В таком случае описание урока может выглядеть как технологическая карта, которая, безусловно, может помочь учителю лучше управлять педагогическими ситуациями, создавать их, предусматривать возможные варианты их разрешения.   Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

  Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

  Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

    Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся

  Этапы работы над технологической картой.

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Структура технологической карты.

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.  Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”.  Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”.  Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

В своей практике на уроке я использую технологическую карту.(Приложение № 3)

Поддержание интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: обучение через деятельность,  проблемную ситуацию. Стараюсь построить работу так, чтобы дети сами «открывали» новые для себя знания, являлись  исследователями нового:

  • самостоятельное определение целей последующей деятельности;  постановка учебной задачи,
  • «открытие» учащимся новых знаний,
  • занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных         фрагментов, игровые и соревновательные формы,

   Например: на уроке русского языка во 2 классе по теме: «Перенос слов с ь в середине» пронаблюдали за местом расположения ь в словах.. Встала проблема- как перенести слово с ь в середине с одной строчки на другую.  Направляя работу с классом, анализируя, рассуждая, сравнивая,  пришли к выводу о переносе слов с ь в середине и сравнили с правилом учебника. Вывод ребят и правило в учебнике при сравнении оказались совершенно одинаковыми: пришли к выводу, что  наш вывод, совершенно одинаков с правилом в учебнике, а правило - это труд ученых. Это яркий пример ситуации успеха.

 Для создания проблемной ситуации на уроке ставлю учащегося перед необходимостью такого задания, в котором особое место будет занимать неизвестное.

Пример:   На уроке по теме «Сложение двузначных чисел с переходом через разряд». В серию знакомых случаев сложения двузначных чисел без перехода через разряд включается пример 36+18, вызывающий затруднение у ребенка. Побуждающий диалог строится следующим образом:

- Какой пример  не можешь решить? (Это проблема)  Давай попробуем вместе решить. С помощью изученного приема сложения чисел с переходом через десяток, подвожу к приемам решения примеров нового вида. Решением проблемы в учебной деятельности стало новое знание. Как правило, это новый алгоритм.

Выполняя такие задания, учащиеся становятся «исследователями» и открывают для себя новые знания. Процесс обучения носит частично -поисковый и творческий характер.. Таким образом, вовлечение детей в решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создает благоприятные условия  для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности  и  творческого мышления.

Основной целью моей работы является обучение не только знаниям, но и достижение оптимального уровня развития каждого ребёнка, обучение учащихся умению пользоваться на уроках различными формами общения, навыками сотрудничества, умению свободно высказывать и обосновывать свою точку зрения. Использую групповые и парные формы работы на уроках. Я веду работу по совершенствованию форм контроля знаний, умений и навыков, цель, которой – сделать контроль систематическим и более конкретным. Текущий контроль осуществляется с помощью словесной оценки, самооценки и взаимооценки.  Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры». Кроме того, для отслеживания качества обучения  первоклассниками отдельных предметов (русский язык, математика, литературное чтение, ОМ), использовался Мониторинг, при создании которого я исходила из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется личностным, метапредметным  и предметным результатам.  По итогам мониторинга была составлена таблица, в которой чётко прослеживаются результаты освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения. Для подведения итогов была разработана диагностическая карта успешности.(Приложение № 4)

  Развитие личности в системе образования обеспечивается,  прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Для определения предметных УУД веду «Листы индивидуальных достижений». Для формирования личностных УУД использовала следующие виды заданий:  - участие в проектах:  выбор интересной темы, распределение ролей в группе; - подведение итогов урока: рефлексия в конце урока помогает ребёнку оценить самого себя на уроке; - творческие задания; - самооценка события. Для диагностики и  формирования,    познавательных УУД – «найди отличия»; -  «на что похоже?»; - поиск лишнего; - «лабиринты»; - работа со словарями.составь задание партнёру; - групповая работа по составлению кроссворда; -отгадай , о ком говорим, «преднамеренные ошибки»; - поиск информации в предложенных источниках; - взаимоконтроль; - взаимный диктант; - «ищу ошибки» и т.п.

Уроки, организованные  мной по вышеуказанной структуре, – развивающие уроки. Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка  в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием этапов деятельности,  позволивших выйти из затруднения

8. 2.        Реализация проектов учащихся на основе познавательной компетентности.

Инструментом   развития учебно- познавательной компетентности является использование в работе  проектной и исследовательской  деятельности. Дети с удовольствием выполняют свои проекты. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

               Успешному формированию познавательной компетентности способствует разработанная модель участия обучающихся в проектной деятельности.

По А.В. Горячеву проект- «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ» Метод проектов- способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

      Включение детей в увлекательную социально значимую проектную деятельность позволяет создать благоприятные условия для формирования познавательных компетенций.

Каждый из разработанных проектов имеет свои цели и задачи, содержание и результат.

Дети учатся работать по инструкции:

Как подготовиться к проектной деятельности:

-проблемное введение в тему проекта:

-постановка целей и задач урока совместно с учащимися;

-совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

-групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением   работы в группе;

-выдвижение идеи (мозговой штурм);

-постановка вопроса (поиск гипотезы);

-формулировка предположения (гипотезы);

-обоснованный выбор способа выполнения задания;

-поиск дополнительной литературы;

-подготовка доклада;

-самоанализ и самооценка, рефлексия;

-поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Для каждого проекта прописываются этапы работы . цели и задачи, деятельность учителя, деятельность учащихся, деятельность родителей.

Этапы проекта:

1.        Погружение в проект

2.        Планирование деятельности

3.        Осуществление деятельности по решению проблемы

4.        Оформление результатов

5.        Презентация результатов.

      Наиболее удачными проектами стали следующие проекты: «Богатства, отданные людям», «Мир путешествий». «Задачи- расчёты», «Математические сказки», «Школа кулинаров», «Куликовская битва». На основе проекта «Куликовская битва» была выпущена стенгазета, посвящённая 700-летию Сергию Радонежскому, на основе проекта «Математические задачи» прошло инсценирование наиболее интересных сказок, придуманных детьми.

Вся работа над исследованием заканчивается его защитой. Дети рассказывают о проделанной работе, защищают, сопровождают компьютерной презентацией. Например,  Минцевой Анастасией по окружающему миру подготовлен проект: «Кто нас защищает», в которой рассказала о своём брате-спасателем, сделала медиапрезентацию.(Приложение № 5). Очень интересно прошла защита совместного социального проекта во 2 классе  «Государственная символика», в котором дети знакомились с символикой страны, области, района; наблюдали, где в жизни встречаются символы, для этого посетили школьный историко-краеведческий музей, детский сад, сельскую библиотеку. Следующий этап: поиск информации в книгах. Завершение проекта- дети сами изъявили желание- сделать поделку- символ. Дети познакомили всех ребят школы со своими поделками.(Приложение № 6)

 В 3 классе был организован проект по математике «Математические сказки».(Приложение № 7). Дети придумали и записали свои сказки, затем было принято детьми решение – инсценирование наиболее интересных сказок. И опять работа закипела: дети разучивали роли, родители шили костюмы. На презентацию своих сказок мы пригласили родителей.

Поисково - исследовательская деятельность повышает коммуникативные, творческие и интеллектуальные способности, является средством самореализации личности

Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;

 подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер;

 самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса.

Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

               Продуктивность таких уроков очень высока.

Дети охотно участвуют в различных конкурсах, как международных, так и муниципальных. Ежегодное участие в математической игре «Кенгуру», по русскому языку «Русский медвежонок», по информатике «КИТ», по окружающему миру «Человек и природа», в эрудит-марафонах (конкурс специалистов), «Золотое руно» ( 3 место –муниципальный уровень у Минцевой Анастасии), а также олимпиадах и конкурсах, проводимых различными организациями в сети Интернет («Природа и мы», литературная викторина «Волшебный клубок», «Грамотный русский язык»). В 2013-2014 учебном году проходил областной конкурс чтецов,  в котором Поздеева Ирина заняла 3 место. (Приложение №8)

Формированию учебной мотивации учащихся способствует также  внеурочная работа, проводимая в нашей школе, различные формы работы, доказавшие свою эффективность: музейные и библиотечные  уроки, кружки по интересам, олимпиады, интеллектуальные игры, экскурсии, праздники с родителями.  

Приемы и виды  оценки учащихся могут быть самыми разнообразными: сравнение результата деятельности ученика с его предыдущим, дифференцированные отметки, поощрение учащихся: мимические и пантомимические, материализованные, словесные, деятельностные, ведение дневников успеха – портфолио.

8.3.Работа над портфолио в начальных классах, как показатель познавательной компетенции младших школьников.

Внедрение компетентностного подхода в обучение повлекло за собой  и внесение изменений в систему оценивания образовательных результатов учащихся. Средством оценивания достижений учеников стало портфолио.  Это - папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. В  состав  портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

Портфолио обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании.Работа над портфолио в начальной школе  – это первый этап долгосрочного проекта, успех которого будет зависеть от грамотно спланированной деятельности ученика.

Задачи портфолио:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Портфолио  позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности.

 Мы работаем с портфолио Мишакиной, кроме этого дети ведут портфолио, где хранят свои листы достижений по предметам, листы успеваемости, сертификаты,сочинения, грамоты, благодарности,(Приложение №9)

Часто работа на уроке строится как групповая, ведь именно совместная деятельность обеспечивает учебное сотрудничество, авторами которого являются Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Они описали позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие познавательных способностей.

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх» (Ю.Н. Кулюткин).

Преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки наблюдения и оценки действий других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.

Последнее время всё чаще использую в практике такие интерактивные формы обучения, как работа в парах ка статичных, так и в парах сменного состава.

      8.4.Введение во внеурочную деятельность кружка «Учись учиться».

  Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Именно решение выше поставленных задач вызвало необходимость введения во внеурочную деятельность кружка «Учись учиться» автора Языкановой

    Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является повышение творческо-поисковой активности детей. Важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её (для последних рамки стандартной программы просто тесны). Так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

     Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому - психофизиологические особенности младших школьников. А именно то обстоятельство, что в 7–10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Оно способно, в частности, компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей). Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие занятия в учебный процесс начальных классов: возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения»Е.В.Языкановой базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют непосредственную информацию о текущем уровне развития детей.

       Введение в школьную программу начальных классов курса развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.  

     Нестандартные задания дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочной работе, так как в их решении присутствует крупица открытия. Большая часть упражнений в учебно-методическом комплекте «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» представлена такими нестандартными заданиями. По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться в решении нестандартных заданий, его мышление неизбежно начинает перестраиваться. Это проявляется в качественном развитии  практически-действенного, образного и понятийного-теоретического мышления. Нестандартные задания, решаемые на уроках, служат «переходным мостом» от классной работы к внеклассной. Последовательное осуществление органической связи между повседневной учебной работой на уроках и внеклассной работой, позволяет добиться больших успехов.   При  решении нестандартных заданий формируются навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для современного школьника, овладевающего учебно-организационной и интеллектуальной компетенциями. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые бы требовали от него не простого действия по аналогии (копирования действий учителя), а таили бы в себе возможность для "умственного прорыва". Здесь полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно- мотивационной и

аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса.

8.5. Комплексно-целевая программа «Путешествие по стране Здоровья»

Мной в соавторстве с другими педагогами нашей школы была создана комплексно-целевая программа "Путешествие по стране Здоровья" для учащихся начальной школы.

Перед начальной школой сегодня встала серьезная и важная проблема: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Ни для кого не секрет, что от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.

Цели программы:

•        Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

•        Создание условий для формирования активной и здоровой личности.

Программа «Путешествие по стране Здоровья» составлена для учащихся начальных классов на основе программ  Исаевой  С. А. «Организация переменок и динамических пауз в начальной школе» и Обуховой Л.А. «135 уроков здоровья или школа докторов природы.1 – 4 классы». В ней учтены психологические и физиологические особенности младшего школьника, его потребность в движении, смене видов деятельности, соблюдение режима дня, игре, подражании.(Приложение № 10)

9.Результативность

Результативность своей работы оцениваю по критерию факта и качества. С точки зрения критерия факта – это разработки уроков с использованием  различных технологий  системно-деятельностногоподхода, внедрение и апробирование различных программ. Критерием качества считаю следующие результаты: постепенное увеличение познавательной активности учащихся на уроках; участие в школьных и районных олимпиадах, в различных конкурсах; посещение учащимися факультативных и кружковых занятий.
         Для диагностики формирования учебно-познавательных компетенций были проведены наблюдения, беседы, анкетирования с учащимися.  

 Обработка данных свидетельствует о повышении познавательной активности учащихся на основе технологии системно-деятельностного подхода. Стабильно хорошие показатели качества обучения моих учеников свидетельствуют об эффективности выбранного мною пути. В моих классах нет неуспевающих, качество обученности стабильное.

Динамика уровня сформированности учебно-познавательной компетентности(Приложение №11)

Уровни сформированности

2010-2011 уч год

1 класс

2011-2012 уч год

2 класс

2012-2013 уч год

3 класс

Низкий

40%

23%

0%

Средний

40%

50%

18%

Высокий

20%

27%

82%

Получила положительную динамику формирования учебно-познавательной компетенции на протяжения 3 лет обучения.

Диагностики уровня школьной мотивации учащихся начальных классов за 2011-2013 учебные года (с использованием тест-опросника Н.Г. Лускановой) (Приложение 12)

Количество набранных баллов

Мотивация

                         Учебный год, класс

2011-2012г. (1кл.)

2012-2013г. (2кл.)

2013-2014г. (3кл.)

25-30

Высокие познавательные мотивы

37%

45%

53%

20-24

Положительное отношение к школе

32%

38%

45%

14-19

Низкая школьная мотивация

16%

10%

5%

Наблюдается положительная динамика уровня школьной мотивации на протяжении нескольких лет.

При этом необходимо учитывать уровень готовности детей к началу школьного обучения, который по результатам мониторинга, проведённого школьным педагогом- психологом в сентябре 2011-2012 учебного года был следующим:

       Из 18 учащихся «ГОТОВ»- 11человек

                                  «УСЛОВНО ГОТОВ» - 5

                                   « НЕ ГОТОВ» -2

   В апреле 2012 года была проведена повторная диагностика, которая показала, что все дети к обучению готовы.  

Мои ученики активно участвуют во Всероссийских конкурсах.

Показатели

Учебный год

2011-12

1 класс

2012-13

2 класс

2013-2014

3 класс

Количество участников конкурса

«Русский медвежонок»

0

5

9

Количество участников конкурса

«Кенгуренок»

3

6

11

Количество участников конкурса

«Золотое руно»

0

2

4

Количество участников конкурса

«Эрудит-марафон»

6

8

11

Количество участников конкурса

«Человек и природа»

4

6

9

Количество участников конкурса «КИТ»

0

2

4

Диагностика метапредметных результатов

Уровень умственного развития младших школьников

Для исследования этого критерия использовались различные диагностики:

  1. Диагностика уровня интеллектуального развития (методика Л.Ф. Тихомировой и А.В.Басова)
  2. Диагностика развития речи (методика Эббингауза)
  3. Диагностика уровня умственного развития младшего школьника (методика Э. Ф. Замбицявичене)
  4. Методика №1 "Запомни и расставь точки"С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка
  5. Методика  №2 ."Корректурная проба"для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок
  6. Методика №3 «Выделение существенных признаков» Цель методики: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков
  7. Методика №4 «Повторение цифр» (субтест IV теста Д. Векслера), может использоваться для определения объема кратковременной механической памяти
  8. Методика №5 "Рисование по точкам" С помощью этой методики оценивается  уровень ориентировки на заданную систему требований и сознательного контроля за своими действиями
  9. Методика №6 «Исследования словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене)Цель методики: выявление уровня развития  словесно- логического мышления

Результаты пакета диагностик на конец 3 класса

Уровень

№1

№2

№3

№4

№5

№6

высокий

2

16

0

2

16

5

Выше среднего

5

2

18

11

2

5

Средний

10

0

0

3

0

3

Ниже среднего

0

0

0

2

0

3

низкий

1

0

0

0

0

2

(Приложение № 13 )

Полученные результаты проведённых диагностических методик свидетельствуют о том, что учащиеся расширили круг общения, лучше узнали друг друга, приобрели навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

В апреле 2013-2014 учебного года 3 класс принимал участие в районных олимпиадах по русскому языку и математике.

По результатам итогового контроля учащихся 3 класса по русскому языку и математике обнаружены следующий уровень сформированности УУД

Анализ сформированностипознавательных УУД

Предмет

      % сформированности познавательных УУД

1.

Русский язык

71%

2.

Математика

72%

Приложение № 14

Диагностика предметных результатов

Анализ результатов итоговой комплексной работы

2011-2012 учебный год  1 класс (18 учащихся):

Часть работы

Средний балл

Процент качества знаний

1

Основная часть (базовый уровень сложности)

5 баллов  из 7 возможных

71%

2

Дополнительная часть (повышенный уровень сложности)

2 балла из 6 возможных

33%

3

Успешность выполнения

7баллов из 13 возможных

52%

2. 2012-2013 учебный год  2 класс (18 учащихся):

Часть работы

Средний балл

Процент качества знаний

1

Основная часть (базовый уровень сложности)

4,6 баллов  из 8 возможных

57 %

2

Дополнительная часть (повышенный уровень сложности)

4,5 баллов из 9 возможных

50%

3

Успешность выполнения

9,1баллов из 17 возможных

54%

3. 2013-2014 учебный год  3 класс (18 учащихся):

Часть работы

Средний балл

Процент качества знаний

1

Основная часть (базовый уровень сложности)

6 баллов  из 8 возможных

71 %

2

Дополнительная часть (повышенный уровень сложности)

5,5 баллов из 8 возможных

69%

3

Успешность выполнения

11,5 баллов из 16 возможных

69%

Из таблицы мы наблюдаем положительную динамику успешность выполнения итоговой комплексной работы, включающей в себя базовый уровень и повышенный уровень сложности, начиная с первого класса.

Качество знаний обучающихся по учебным предметам, проверенного в рамках школьного мониторинга

  1. 2012-2013 учебный год  2 класс (18 учащихся):

Контроль

Учебная дисциплина

Процент качества знаний

1

Входной

Математика

52,7%

Русский язык

63,6%

Литературное чтение

72,7%

2

Промежуточный

Математика

72,7%

Русский язык

65,7%

Литературное чтение

72,7%

3

Итоговый

Математика

72%

Русский язык

70%

Литературное чтение

81,8%

2. 2013-2014 учебный год  3 класс (18 учащихся):

Контроль

Учебная дисциплина

Процент качества знаний

1

Входной

Математика

48%

Русский язык

54%

Литературное чтение

81,8%

2

Промежуточный

Математика

50%

Русский язык

42%

Литературное чтение

81,8%

3

Итоговый

Математика

72%

Русский язык

72%

Литературное чтение

90,9%

По данному критерию наблюдается положительная динамика качества знаний обучающихся по учебным предметам, проверенного в рамках школьного мониторинга, от входного контроля до итогового.

Уровень навыка чтения младших школьников

Кол. Уч.

Способ чтения

Темп чтения

Осознанность

Выразительность

Буквенный

Слог+целое слово

Слоговое

Целыми словами

Ниже

нормы

норма

Выше

нормы

1 класс18 чел

0

9

5

4

4

9

5

12

7

2 класс 18 чел

0

5

6

6

4

9

5

14

9

3 класс 18 чел

0

0

1

17

3

8

7

17

11

4 класс 1 четверть 17 чел

0

0

1

16

3

7

7

16

13

 По этому критерию наблюдается положительная динамика сформированности навыка чтения, начиная с первого класса, включающее в себя правильное, осознанное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм.

Уровень обученности учащихся

В 2010 году учащиеся моего класса (4 класс) приняли участие в контрольных срезах по русскому языку и окружающему миру в рамках аккредитационной экспертизы, проводимой департаментом образования администрации Владимирской области. В результате экспертизы уровень обученности по этим предметам  составляет: по математике – 100%, окружающий мир-75%.

10.Заключение

В опыте предпринята попытка рассмотреть вопросы, связанные с развитием младшего школьника на основе системно-деятельностного подхода через различные формы учебного процесса.

Деятельностный подход описывается в данном опыте как средство, формирующее устойчивый интерес к учебному процессу в начальной школе; путь повышения эффективности усвоения учащимися универсальных учебных действий, освоения государственных образовательных  программ и достижения соответствующих федеральным государственным стандартам; как инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся; как средство обретения молодым поколением культурных ценностей и традиций научного сообщества. Опыт поможет учителю повысить эффективность учебного процесса.

Проведённая мною в течение нескольких лет работа по теме дала свои результаты. Мои ученики научились работать в парах, группе, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, развилась оперативная память и творческое мышление.

11.Приложение

Конспекты занятий, методические материалы, творческие работы учащихся, проекты, диагностики.

12.Библиография

  1. Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
  2. Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
  3. Аргунова Е. Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. -- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. -- 104 с.
  4. Бунеев Р.Н., Е. В. Бунеева, А.А.Вахрушев Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 6. – С. 25.

  1. Деятельностно–ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

  1. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2011.- N 6. - С. 30-39.

  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 288 с.

  1. Зайцева И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / ИЗайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. - Пилотный выпуск.

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2009. - 480 с.

  1. Климанова Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. – 2010. - № 9. – С. 10.

  1. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

  1. Купавцева А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2010.-№1-С.3-6.

  1. Кучинская Т.Ф. Системно - деятельностный подход в образовании // Педагогическая позиция, 2010. - №16. - С. 27.

  1. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) // Серия "Новые образовательные стандарты". - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 326 с.

  1.  Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2009. – 321 с.

  1.  Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. – С. 59.

  1. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.

  1.  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009. – 194 с.

  1. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009. – 194 с.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения.)

  1. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. – 284 с.

  1.  Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
  3. Текнеджян, Т. В. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения / Т. В. Текнеджян, Л. А. Аверкиева. - М., 2009. – 247 с.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 251 с.

  1. . Хуторской А.В .Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование, 2003, №2, с.58-64.
  2. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г, А Цукерман. - М.: Московский центр качества образования, 2010. – 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Формирование интереса к чтению у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Создание условий для формирования устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы младшими школьниками....

Выступление по теме: "Формирование логических действий у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Формирование логических  действий у  младших  школьников в урочной и внеурочной деятельности...

Выступление на городском семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО».

Выступление на городском  семинаре «Формирование речевой культуры младшего школьникав урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО»....

Формирование познавательной мотивации младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Для того, чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.- словесные;- наглядные и практические методы;- ...

статья Формирование экологической компетентности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Статья : "Формирование экологической компетентности  младших школьников в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"...

Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО

Формирование речевой культуры младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности в соответствии ФГОС НОО...