Система работы с одаренными детьми через интеграцию урочной и внеурочной деятельности
статья на тему

Степанова Нина Геннадьевна

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

§  выявление одаренных детей; 

§  развитие творческих способностей на уроках;

§  развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

§  создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми

через интеграцию урочной и внеурочной деятельности

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей; 
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

         Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Став классным руководителем 1 класса, я беседовала с родителями, узнала об особенностях каждого ребенка, об их интересах и способностях.

На первом родительском собрании родителям было предложено заполнить анкету “Ребенок: способный или одаренный?” В анкете приведен перечень характеристик одаренных детей. Единственное пожелание родителям – подходить к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. На вопросы анкеты необходимо отвечать словами “да” или “нет”. Положительные ответы родителей на все вопросы дали серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному.

Затем я провела анкетирование детей. Первая анкета помогла выявить уровень школьной мотивации и познавательной активности у детей. Получились такие результаты:

– высокий уровень: 8 учащихся;
– хорошая школьная мотивация: 4 учащихся;
– положительное отношение к школе: 9 учащихся;
– низкая школьная мотивация: 5 учащихся;
– негативное отношение к школе: 0 учащихся.

Другая анкета помогла выявить, какие школьные предметы больше нравятся тому или иному  ребенку, какие уроки для них наиболее интересны.

В результате исследований были выявлены дети с опережающим развитием. Собранная таким образом информация позволила мне создать первое представление о каждом поступившем в класс ребенке. Для каждого ученика в классе была заведена папка, которую мы назвали “Мои успехи и достижения”. В эту папку дети собирают все свои грамоты, благодарности, рисунки и поделки, которые они считают наиболее удавшимися, сочинения на различные темы.

В 1 классе я провела опрос учащихся, какие секции и кружки они посещают или хотели бы посещать. Побеседовала с родителями, с руководителями кружков и секций. В итоге уже во втором классе стали посещать и успешно заниматься:

– в клубе « Кристалл» - 10 человек;
– в музыкальной школе – 2 человека;
– в лыжной секции – 2 человека;
– в секции  легкой атлетики– 7 человек;
– в секции хоккея- 2 человека;

- в кружке « мастерица» - 2 человека;

- в изо-студии – 2 человека.

Я поддерживаю связь с тренерами спортивной школы, педагогами ДДТ, ЦВР, отслеживаю успехи моих воспитанников, провожу беседы с ребятами, поддерживаю их, нацеливаю на дальнейшие победы, сообщаю об успехах товарищам в классе.

Второй этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одарен-ных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. И здесь главным стали помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности, контроль над развитием их деятельности, поощрение. На этом этапе я организовываю урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.

           Урок – это та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся, ведется работа с одаренными детьми.

           На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным.

           Очень любят дети «Драматизацию», которая также организуется в группах (н-р, изучая рассказ Н. Носова « Фантазеры»). Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно (в соответствии с программой): передать голосом чувства и настроение героев произведения.

Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся моего класса ведет читательский дневник, в который записывает свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы приносит свои  результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть мне, как учителю, есть на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Кто читает больше стихов, пробует сочинять свои.

Красноречивые и артистичные работают с дополнительными источниками литературы и готовят сообщения к урокам и внеклассным занятиям( н-р, окр. мир-тема «В мире живой природы» : готовили небольшие сообщения о растениях и животных, на уроках литер. чтения- сообщения о писателях). При подготовке сообщений, напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получить знания, является самостоятельная работа.
  Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. После чтения сказки Андерсена «Оле - Лукойе» предлагала сочинить рассказ о сне, который ты хотел бы заказать Оле - Лукойе; после изучения сказочной повести Хопп «Волшебный мелок» предлагала сочинить историю « Если бы у тебя оказался волшебный мелок…», после чтения сказки А. Толстого «Приключения Буратино» предлагала составить викторину.

А. Шарапов, А. Чернова  любят сочинять рассказы, сказки. Одноклассники с удовольствием их слушают. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрируют стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.

На уроках математики использую работу с интерактивной доской, информационно-

коммуникативные технологии, использую дифференцированный подход к детям в

зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей. Авторы курса (М. И. Моро, М.А. Бантова и др.) предоставляют печатные тетради, в которых представлены разноуровневые задания, задания поскового характера и т.п.

Практика показывает, что одарённые дети результативно себя проявляют в реализации следующих элементов структуры урока:

а) обратная связь при контроле итогов самостоятельной работы;

б) коллективные формы обучения (работа в парах, малых группах);

в) взаимоконтроль во время устной самостоятельной работы;

г) взаимоконтроль при взаимопроверке письменных домашних заданий с выставлением оценок учащимися друг другу;

д) включенный в самостоятельную работу контроль учителя;

е) различные виды трёхуровневых заданий («а», «б», «в»), коррелируемых с оценками «3», «4», «5»;

ж) различные виды двухуровневых  заданий с адаптацией, коррелируемых с самооценкой «4», «5»;

з) самоконтроль на основе использования взаимоконтроля и индивидуального контроля учителя.

         В классе проводим конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные эстафеты, где каждый ученик может реализовать свои потребности. В 2013 году команда моего класса, участвуя в районном Фестивале толерантности « Мы разные, но мы вместе», стали призёрами фестиваля, получили первую грамоту. В конкурсе «Созвездие талантов» заняли  3 место в конкурсе « Юная модница»- 1 место. В этом учебном году участвовали в конкурсе макетов «Город, в котором я живу»- 2 место. В спортивных соревнованиях « А ну-ка, парни!»- 3 место,

«А ну –ка, девочки!»- 5 место.  

В каникулы для желающих детей даю задания «Знатоки русского языка и математики». Это комплекс заданий, упражнений, тестов, направленных на развитие познавательных процессов и личностное развитие. Начиная с третьего класса, дети будут принимать участие в предметных олимпиадах.

В конце учебного года провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами.

Формы работы с одарёнными обучающимися различны. Это кружки по интересам,

групповые занятия с  обучающимися, проектная, исследовательская деятельность (Кузьминых И. занял 2 место среди 3-4 классов в Фестивале компьютерного творчества с презентацией – исследованием « По немногу обо всем»), участие в олимпиадах и др. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённымребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Мы, учителя начальных классов, начинаем эту работу с первого класса как в урочное время, так и в во внеурочной деятельности.

Мною ведется просветительная работа среди родителей:

  • родительские собрания:

1 класс -  «Родителям о внимании и внимательности»,

2 класс – «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка»;

Таким образом, в моем классе создаются условия для получения необходимого уровня подготовки и выявления наклонностей и интересов у каждого школьника в различных предметных областях, обеспечивающие ему возможность успешного обучения на следующей ступени.

Моя задача: продолжить работу с теми детьми, кто показал хорошие результаты и продолжать работу со всеми учащимися класса с целью развития их способностей.

Для этого включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока. Элементы занимательности, игра, использование логических игр и упражнений вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал, развивает творческую активность младших школьников. Стараюсь сделать каждый урок познавательным, ярким, запоминающимся. А в ответ я вижу заинтересованные, горящие глаза своих учеников и результаты, что для учителя является лучшей наградой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на первой ступени обучения

В работе представлена презентация и выступление по теме "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе" в условиях введения ФГОС...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.

      Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК СРО Л.В.Занкова  выделена задача развития навыков самообразования,...

Реализация ФГОС на прмере интеграции урочной и внеурочной деятельности

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения воспитывающей деятельности школьников уделено особое внимание.Это деятельность, для удовлетворения потребностей школьников в с...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на примере проекта Моя семья

Как известно, в развитии любого ребенка основную роль играет познавательная деятельность, которая реализуется в образовании. За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за преде...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Презентация опыта работы по теме: "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"

В презентации показаны способы реализации интеграция урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....

Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с од...