Опыт работы по созданию мотивационного поля и современных условий для привлечения детей к занятиям научно- техническим творчеством.
проект на тему

Зейгман Ольга Алексеевна

Опыт работы  муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 1»  города Лабытнанги  по созданию мотивационного поля и современных условий для привлечения детей к занятиям научно- техническим творчеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы  муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 1»  города Лабытнанги

по созданию мотивационного поля и современных условий для привлечения детей к занятиям научно- техническим творчеством.

Зейгман Ольга Алексеевна,

методист МАОУ СОШ № 1 города Лабытнанги

Ямало- Ненецкого автономного округа

В статье представлен опыт работы по реализации регионального инновационного проекта «Комплексный подход к организации научно-исследовательской работы: создание Центра по организации научно- исследовательской работы  с обучающимися», направленного на  выявление и поддержку способных и талантливых детей в области научно- технического творчества  

Ключевые слова: научно- техническое творчество, профилизация обучения, субъект-субъектные отношения, профильные лаборатории, учебное сотрудничество, социальное взаимодействие.

Способному ребёнку нужен способный учитель. Работа педагога со способными детьми требует от него особой педагогической культуры и специфических знаний. На начальном этапе работы с одарёнными детьми некоторые педагоги скептически относятся к научно-исследовательской деятельности. Это объясняется тем, что специальную подготовку педагоги не проходят, не всегда успевают за бурно меняющимися технологиями.

В целях опережающего развития муниципальной системы образования, модернизации подходов к управлению образовательными системами, обеспечения качества реализации инновационных проектов, направленных на создание комфортных условий для обучения и воспитания детей, достижение нового образовательного результата,  в МАОУ СОШ № 1  города Лабытнанги реализуется региональный инновационный проект «Комплексный подход к организации научно-исследовательской работы: создание Центра по организации научно- исследовательской работы  с обучающимися», апробация которого ориентирована на предоставление возможностей для продуктивной самореализации воспитанников и обучающихся муниципальных образовательных учреждений в области научно - технического творчества через создание доступного информационного пространства, мотивационной поддержки и интеграции деятельности с научными центрами и организациями.

При разработке инновационного проекта была определена следующая цель:   выявление и поддержка способных и талантливых детей в области научно- технического творчества. Перед педагогическим коллективом школы были поставлены следующие задачи: разработка системы выявления детей, способных и желающих заниматься научно- исследовательской деятельностью; создание информационного пространства для выбора вида и способа занятий научно-техническим творчеством; организация системы поддержки и сопровождения научно- исследовательской и проектной деятельности воспитанников и учащихся; разработка программы психолого-педагогического всеобуча для педагогов и родителей, позволяющей ознакомить их с принципами и технологиями педагогической и родительской  поддержки в исследовательской деятельности; ведение постоянного  мониторинга развития способностей учащихся, их личной направленности и успешности с помощью создания портфолио; продолжение работы по созданию школьных сообществ по направлениям исследовательской деятельности; инициирование детей, педагогов и родителей для участия в реализации проекта.

Предполагается, что продуктом инновационной деятельности станет  формирование исследовательской компетентности обучающихся; создание мотивационного поля и современных условий для привлечения детей к занятиям научно- техническим творчеством; интеграция деятельности муниципальной системы образования с научными центрами и высшими учебными заведениями по поддержке способных и талантливых детей в области научно - технического творчества, профилизация обучения на уровне среднего общего образования.

В целях создания теоретико-методологической базы для реализации проекта в феврале 2013 года  мною как куратором проекта был подобран диагностический инструментарий для выявления интеллектуально одарённых детей с целью привлечения их к занятиям научно- исследовательской деятельностью - психолого-педагогические диагностики обучающихся среднего и старшего звена по  шести направлениям: «Психологический профиль одарённого ребёнка», «Особенности когнитивной сферы», «Интеллектуальная одарённость», «Творческий потенциал одарённого ребёнка», «Социальные условия реализации одарённости», «Идентификация детской одарённости» для  проведения диагностических исследований по выявлению одарённых детей.

 Для плодотворной работы Центра по организации научно- исследовательской работы  с обучающимися были созданы структурные подразделения - профильные лаборатории гуманитарных, химических, физических, биологических исследований, лаборатория информационно-коммуникационных технологий,  в которых занимаются обучающиеся 8-11 классов,  соответственно разработаны программы предметных курсов и курсов по основам исследовательской деятельности для обучающихся 8-9 классов «Первые шаги в науку» (разработчик- Сальникова Г. Д., руководитель проекта), для 10-11 классов - «Основы исследовательской деятельности» (разработчик- Зейгман О. А, методист, куратор проекта) , программа методологических семинаров, подобрано кадровое обеспечение (назначены руководители профильных лабораторий).

 В традиционной педагогике учителя больше всего ценят в своих учениках дисциплинированность, исполнительность, трудолюбие. Способность же ученика иметь и отстаивать свою позицию, свой взгляд не всегда ценится. Хотя плохими эти качества назвать нельзя, но, думается, это пережиток авторитарной советской школы.

           Опыт показывает, что сегодняшние дети, живущие в иных социальных условиях, достаточно чувствительны к этой проблеме и требовательны в вопросах о том, кто, как и чему их учит. Решить данную проблему помогает выход на уровень субъект - субъектных отношений, что в ходе исследовательской деятельности позволяет уйти от традиционной схемы в которой ученик и учитель разведены по разные стороны – обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, запоминающий, проверяющий и проверяемый. В ходе работы профильных лабораторий возникают иные связи: «коллега-коллега», «наставник (тьютор) - младший товарищ», основанные на личностном общении педагога и ученика.

Именно на основе личностного общения руководители профильных лабораторий «Школы юного исследователя» проводят мастер - классы по выбору темы исследования или творческого проекта, семинарские занятия по работе над темой научно - исследовательской работы, занятия  каникулярной школы.

Для эффективной реализации проекта, создания практикоориентированной среды обучения был введён в эксплуатацию школьный технопарк открытого доступа для проведения исследований по предметам естественно-математического и информационно-технологического профилей (в школе на углублённом уровне изучается математика, на профильном уровне химия,  физика и информатика), созданы условия для повышения профессиональной компетентности педагогических работников по применению новейших технических средств.

В ходе реализации проекта была выявлена проблема, связанная с созданием условий педагогам для повышения мастерства в сфере работы с одарёнными детьми. Возникла необходимость в прохождении курсов повышения квалификации педагогическими работниками школы и курсы повышения квалификации по теме «Экономико - правовые и технологические основы создания и деятельности школьных мини-технопарков и детско-взрослых производств в качестве инновационной инфраструктуры технологического образования и производственного воспитания в общеобразовательной школе»- пройдены куратором проекта,  по теме «Методическое сопровождение и подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми»- два педагога, куратором проекта Зейгман О. А. было организовано прохождение дистанционных тренингов по темам «Метод проектов», «Методы оценивания», «Методы сотрудничества» в рамках программы Intel "Обучение для будущего" (в 2013-2014 годах прошли 28 педагогических работников школы), школа стала участником общероссийского проекта «Школа цифрового века»(администратор- Зейгман О. А.), что позволило 15 педагогическим работникам пройти программу развития профессионально-личностных компетенций педагога.

Итак, в ходе реализации инновационного проекта «Комплексный подход к организации научно-исследовательской работы: создание Центра по организации научно-исследовательской работы  с обучающимися»  в школе создана среда для реализации индивидуального потенциала каждого ребенка, что особенно актуально при введении федерального государственного стандарта основного общего образования, который предполагает формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы); овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Литература

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2013

2 Воронцов А. Б.  Концепция развивающего образования в основной школе. Система Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

3. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.- М.: Просвещение, 2012

4. Леонтович А.В. Создание системы диагностики результативности и качества образовательного процесса в образовательном учреждении, основанном на исследовательской деятельности учащихся.- М.: МЦКО, 2007

5. Леонтович А. В. , Савичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы/ Под ред. А.В.Леонтовича. - М.: Вако, 2014

6. Основное общее образование. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Сборник нормативно- правовых актов.- М.: Вентана-Граф, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект создания базовой площадки научно-технического творчества «Крутые виражи»

Резюме проекта создания базовой площадки научно-технического творчества «Крутые виражи» в рамках Первого Всероссийского смотра-конкурса муниципальных целевых программ и инновационных проектов - 2013....

Приказ №160 "О назначении ответственных за подготовку к участию в Фестивале научно-технического творчества и прикладного искусства «От замысла к творчеству»

О назначении ответственных за подготовку к участию в Фестивале научно-технического творчества и прикладного искусства "от замысла к творчеству"...

Материалы участника XVI Всероссийской научно-практической конференции для руководящих и педагогических работников «Теория и практика развития навыков конструирования, программирования и технического творчества у обучающихся» (28 февраля 2018 г.)

Материалы участника XVI Всероссийской научно-практической конференции для руководящих и педагогических работников «Теория и практика развития навыков конструирования, программирования и техничес...

Педагогический совет "Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"

Педагогический совет " Создание условий для выявления , поддержки и развития одаренных детей  в современных условиях"...

Планирование совершенствования образовательной и воспитательной работы в начальных классах в условиях технического творчества

Роль технического творчества в развитии детей, виды творчества, виды мышления, формы организации уроков....

«Создание мотивационной основы как необходимое условие формирования личностных УУД на уроках русского языка»

Составление плана практического этапа  исследования по направлению ВКР...