Главные вкладки

    ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    проект по теме

    .....

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

       Мастером педагогического труда

    скорее всего становится тот, который

    почувствовал в себе исследователя.

    В. А, Сухомлинский

         Учителя,  долгие годы работающие в школе знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее проявить себя как учителя, так и учащихся.    

         В условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности, проектная деятельность содержит огромный развивающий потенциал.  

        Слово проект в последнее время приходится слышать всё чаще: почти каждый день нам представляют новые проекты на телевидении, в медицине, организации разных сторон жизни и быта, они не обошли стороной и образование. Что касается школы и образования, то понятие «проектная деятельность» наиболее активно внедряется с конца 90-ых годов ХХ века в научно-практический обиход образовательной области «Технология».

       Для чего учителю нужен проект?  

    • усилить положительную мотивацию обучения;
    • обеспечить рациональное сочетание как получения теоретических знаний, так и их практического применения;
    • выстроить образовательный процесс в логике деятельности, имеющей для ребят  личностный смысл.

         Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности  является наличие заранее выработанных представлений о её конечном продукте.

    Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода              проектов

    Ученик

    Учитель

    Определяет цель деятельности

    Помогает определить цель деятельности

    Открывает новые знания

    Рекомендует источник получения информации

    Экспериментирует

    Раскрывает возможные формы работы

    Выбирает пути решения

    Содействует прогнозированию результатов

    Активен

    Создаёт условия для активности ребёнка

    Субъект обучения

    Партнёр ученика

    Несёт ответственность за свою деятельность

    Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

         По мнению Н.М.Конышевой, проектная деятельность младшего школьника:

    ● прежде всего имеет дидактический смысл – направлена на формирование способов познавательной и творческой деятельности;

    ● нацелена на «открытие себя» (не на получение объективно новых результатов);

    ●  учебный проект целесообразно выполнять одному ученику от начала до конца

    ●  главным компонентом деятельности ставится интеллектуальный поиск;

    ● должна быть направлена на углубление общеобразовательной подготовки и развитие творческих способностей.

         При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

        Темы детских проектов лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

        Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком

    (может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

       Презентация (защита) проекта – завершающий этап проектной деятельности – учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали.   Формы представления детских проектов могут быть самые разные – от стенгазеты и книжки-малышки до размещения их на электронных дисках и в  Интернете.

       Главное отличие ученических проектов от профессиональных состоит в том, что они должны быть сугубо дидактическими, т.е. формировать определённые  системы знаний, умений и навыков. Проектная деятельность в школе не может рассматриваться как самоцель (в смысле её направленности на подготовку специалистов-проектировщиков). Она является исключительным по своей эффективности средством развития у школьников способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности.

         Так случилось, что ещё во 2-ом классе серьёзно занялись разрешением проблемных вопросов, т.е. заложены основы исследовательской деятельности.

         Всё началось с урока «Кто такие птицы?» Я задалась вопросами:

      1) как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их      понимания;

          2)    как заинтересовать тематикой проекта;  

          3)   как поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту?

          Именно у второклассников эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Ребёнок хочет что-то создать, поднять свой имидж.

          И я начала исподволь готовить учащихся. Первый проект у моих второклассников был «Они нуждаются в защите». Возраст учащихся ещё мал, жизненный опыт беден, поэтому на первых порах они не смогут сформировать возникших вопросов и проблем, наметить шаги к их разрешению. Большинство предложений пока  исходило от учителя, мастерство которого будет состоять в том, чтобы сделать это как можно более ненавязчиво.

         В работе над данным проектом ребята узнали много нового  о жизни и повадках зимующих птиц, нарисовали и написали о них, организовали выставку «Птицы – наши друзья», собрали семена растений и овощей, крошки хлеба, зерна, сала для подкормки птиц, изготовили и повесили кормушки. А на презентацию результатов группового творчества пригласили гостей – учителей начальных классов.

          Следующий проект – «Берегите – птиц!» Работая над этим проектом, мои ученики проявили больше самостоятельности и творчества: подобрали загадки и пословицы, приметы погоды, связанные с повадками птиц,  составили таблицу перелёта перелётных птиц, вели наблюдение за гнездованием птиц, сделали скворечники. А на защиту данного проекта пригласили вожатых-шестиклассников.

           В 4-ом классе подготовили и защитили проект по проблеме «Как появляются слова?» Данная проблема актуальна: состав слова в начальной школе рассматривается без учёта тесной взаимосвязи со словообразованием. Четвероклассникам, организуя и координируя работу как отдельных учеников и групп, так и всего класса, предоставила больше свободу действия и выбора, право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению.

    Ребята сами сочинили сказку про корень и иллюстрировали её, составили памятку разбора слов по составу, подбирали стихи, загадки, игры и игровые упражнения, собрали гербарий из листьев.

        Кроме того, в процессе работы над проектом учащиеся овладевают умением работать с научно- популярной литературой, словарями, анализировать и отбирать необходимый материал, готовить сообщения по определённому вопросу.

        Если над перечисленными проектами работал один класс, то над проектной неделей «Дружный класс – дружная школа» работали все начальные классы.

    Конечным результатом данного проекта было представление о жизни своего класса и принятие правил для учащихся начальных классов нашей школы.

          Ребята с удовольствием выполняют и индивидуальные проекты. Учащиеся 4-го класса Волкова Ксения с проектом «Чаваш халах улапе – кам вал?», Овчинникова Екатерина с проектом «Спорт в жизни нашей семьи» приняли участие в конкурсе «Я – исследователь».

        Важно, чтобы дети    становились творцами. Главное, чтобы направить учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы.

     Частенько проект выходит за пределы урока, класса, входит в дома учащихся, в мой собственный дом.

    По-моему, творчески мыслящему учителю не составит особых затруднений организация простых и более сложных проектов на разных уроках и во внеклассной деятельности в начальной школе.

    Желаю успехов!

    Васильева Людмила Ивановна,

                                                                                  учитель начальных классов.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".

    Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....

    План семинара "Применение проектных технологий в целях развития одаренности детей"

    Цель: распространение передового педагогического опыта в применении метода проектов в работе с одарёнными детьми....

    Основные формы и методы активного обучения,как фактор развития младших школьников( из опыта…)

    Методологическаой основой стандартов начального общего образования нового поколения.является системно-деятельностный подходСистемно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формиро...

    Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников

    Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...

    Применение ИКТ-технологий для формирования УУД младших школьников

    В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифров...

    Применение метода учебных проектов для развития младших школьников

    В данной статье попытаюсь изложить собственное видение организации продуктивного обучения младших школьников, опираясь на практический опыт многолетней педагогической деятельности.Проектное обучение с...