Применение ИКТ-технологий для формирования УУД младших школьников
статья по теме

Мещерякова Любава Борисовна

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. В статье рассматриваются возможности использования информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности, в результате  чего у обучающихся формируются и развиваются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что закладывает основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ikt_dlya_pechati.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Мещерякова Любава Борисовна,

МБОУ «Ключевская СОШ

Омского муниципального района

Омской области»

Применение ИКТ-технологий для формирования УУД

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. 

Для современного человека понятие ИКТ-компетентности означает возможность решать в своей повседневной жизни общераспространенные задачи, правильно используя там, где это нужно, широко применяя средства ИКТ.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения. Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сформировать систему теоретических знаний, являющихся основой последующей практической деятельности.

Организация урочной и внеурочной деятельности с использованием информационных технологий, в ходе которой создаются условия для формирования коммуникативных УУД, обеспечивает социальную компетентность и поисковую активность личности.

Работа с информацией как основа формирования коммуникативных УУД:

- первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации;

- умение работать с текстовыми документами, таблицами, схемами и иллюстрациями;

- умение использовать компьютерную технику;

- овладение алгоритмом информационного поиска – поиск информации в различных источниках.

Познавательные УУД:

- поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Личностные УУД:

- устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач;

- умение обнаруживать и подвергать сомнению недостоверность и противоречивость информации на основе имеющихся знаний и жизненного опыта, находить пути восполнения этих пробелов.

Рассмотрим на примере обобщающего урока окружающего мира во 2 классе. Тема урока «Наш дом – планета Земля». Цель: обобщение знаний по разделу «Земля – наш общий дом». Класс разделён на 5 групп, каждая выполняет своё задание: 1 -  создать модель рельефа Земли; 2 -  изобразить ландшафт нашей местности; 3 - составить памятку «Как не заблудиться в незнакомом месте»; 4 - составить словарик географических терминов; 5 - техническое обслуживание работы групп.

В ходе урока в результате выполнения учебных заданий у обучающихся формировались определённые УУД.

1группа –  коммуникативные УУД:

-  поиск, использование информации;

- умение работать с текстовыми документами;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные высказывания;

Познавательные УУД:

- поиск необходимой информации;

- создавать модели;

- строить речевые высказывания;

2группа –  коммуникативные УУД:

- умения поиска, преобразования, использования информации;

- умение работать с текстовыми документами, схемами и иллюстрациями;

- умение использовать компьютерную технику;

- овладение алгоритмом информационного поиска – поиск информации в различных источниках;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- поиск необходимой информации;

- создавать и преобразовывать схемы;

- проводить сравнение;

- строить речевые высказывания;

3группа –  коммуникативные УУД:

- умения поиска, преобразования, использования информации;

- умение работать с текстовыми документами, схемами и иллюстрациями;

- умение использовать компьютерную технику;

- овладение алгоритмом информационного поиска – поиск информации в различных источниках;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- поиск необходимой информации;

- создавать и преобразовывать схемы;

- строить речевые высказывания;

4группа –  коммуникативные УУД:

- умения поиска, преобразования, использования информации;

- умение работать с текстовыми документами;

- поиск информации в различных источниках;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- поиск необходимой информации;

- проводить сравнение, анализ и синтез;

- строить речевые высказывания;

5группа –  коммуникативные УУД:

- первоначальные умения передачи, хранения информации;

- умение использовать компьютерную (фото) технику;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планирование своей деятельности;

- осуществление контроля;

- оценивание.

Личностные УУД:

- устойчивый учебно-познавательный интерес;

Т.о., ИКТ-технологии способствуют развитию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД, что в свою очередь позволяет добиться выполнения требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее».

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся формируются и развиваются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что закладывает основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ - как основа формирования УУД младших школьников

Презентация на тему: "Применение ИКТ - как основа формирования УУД младших школьников". Связь УУД с содержанием учебных предметов. Информационно-коммуникационные технологии - инструментарий УУД....

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".

Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...

Использование инновационных педагогических технологий и формирование у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира

В статье говорится о  применении инновационных педагогических технологий и описаны   приемы формирования у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира...