Главные вкладки

    Портфолио ученика -индивидуальная накопительная оценка обучающегося в начальной школе.
    статья по теме

    Портфолио ученика.Из опыта работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_pedsovete_po_teme.docx20.25 КБ

    Предварительный просмотр:


          «Если человека постоянно приучать

    усваивать знания и умения в готовом виде,

    можно и притупить его природные творческие способности

     – «разучить» думать самостоятельно».

     А. Дистервег

    Тема выступления : «Портфолио ученика – индивидуальная накопительная оценка обучающегося».

    Цель выступления: Доказать эффективность работы с портфолио для формировании УУД учащихся.

    Задачи выступления:

     - показать необходимость ведения портфолио школьника для создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях;

    - раскрыть более эффективные методы работы с портфолио для формирования УУД

    - поделиться удачными находками в ведении портфолио;

    Актуальность проблемы:

         Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е.  государством, четко определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий. Таким образом, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, миссия школы заключается в том, чтобы научить выпускника учиться и применять на практике полученные знания.

         Учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Поэтому именно действия контроля и оценки можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. Именно на начальную школу ложится особая задача – формирование основ рефлексии у школьников, которая является основой умения учиться.

        Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика. Так как его основная цель – обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений.

    Что такое портфолио?

    Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.  

    Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий  компетентностно – ориентированного образования.

     Приоритетными  целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.

    Задачи:

    1.        поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

    2.        поощрять их активность и самостоятельность;

    3.        развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;

    4.        формировать умение учиться., т. е. УУД – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат – способствовать повышению качества образования и воспитания.

       Эти задачи возможно решить, если понимать, что портфолио – нечто большее, чем просто папка ученических работ, это  спланированный проект, индивидуальная подборка достижений учащегося.

      Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной.  Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.

    Опыт работы с портфолио.

    Формирование УУД – неотъемлемая  часть не только учебного процесса, но и внеурочной  деятельности. Максимальной эффективности процесса  обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности.

    Проанализировав литературу и документацию по этому вопросу, я  столкнулась со следующими  проблемами:

    1.) На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе, но нет единых подходов и требований к введению данной технологии. В связи с этим возникает необходимость выработки единой методологической основы.  В программу проектной деятельности я включила  тему, которую назвала «Создаём портфолио».   Также определила  содержание и требования к оформлению портфолио.

    Портфолио  моих  учеников состоит из следующих разделов и работа с каждым из них построена так, чтобы эффективно шло формирование УУД.

    Раздел 1 «Мой мир» - даёт возможность познакомиться с личностью создателя. Заполнение данной  рубрики  помогает сформировать у учащегося познавательные и коммуникативные УУД, так как предполагает активную работу с информацией и её презентацию.

    Раздел 2 «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется   тестами,  рисунками, докладами, собираются таблицы, графики, показывающие  динамику обученности  по различным предметам, что позволяет увидеть и проследить уровень  сформированности УУД. Обязательным  элементом данного раздела  является « Дневник моего роста», ежегодная самооценка результатов  обучения. Данный раздел заполняется  учителем, родителями  и детьми. В результате работы учащихся с данным разделом формируются регулятивные и личностные  УУД, т.к. ребятам приходится учиться планировать, и корректировать свои действия, давать оценку своей учебной деятельности, формируется мотивация к дальнейшему обучению.

    Раздел 3 «Моя общественная работа»  включает всю внеурочную деятельность ученика (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.). Ценность работы с данным разделом состоит в том, что происходит мотивация к активной общественной работе и развитие личностных и коммуникативных УУД.

      Раздел 4 «Мое творчество» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок, что позволяет увидеть интересы ребёнка и дальше их развивать.

    Раздел 5 «Мои впечатления» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев и отзывов к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие, что позволяет развивать навыки рефлексии.

     Раздел 6 «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста, сформировать ситуацию успеха.

    Раздел 7 «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. Сюда включаются исследовательские и проектные работы (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы).  Работая с этим разделом, учащиеся учатся анализировать свои работы и презентовать их. На лицо развитие регулятивных и коммуникативных УУД.

    Раздел 8 «Отзывы и пожелания», отражается отношение обучающегося к участию в классных и общешкольных мероприятиях, пишутся отзывы и пожелания учителя, родителей и одноклассников. Ценность этой рубрики в том, что позволяет увидеть учащемуся себя глазами других и поднять свою самооценку.

    2. )Другая проблема, которая может возникнуть при работе с портфолио – это то, что оно может превратиться в папку для сбора документов, а работа с ним сведётся к погоне за новыми грамотами и дипломами, что полностью перечёркивает ценность этой работы. В связи с этим встаёт вопрос «Как сделать работу с портфолио эффективной для развития личности учащегося?

    Для решения этого вопроса я  выработала  единые методы и формы работы.

       Была разработана процедура презентаций портфолио, которая состоит из нескольких этапов:

    1. презентация после прохождения каждого раздела ;

    2. презентация всего портфолио внутри класса;

    3. представление более полных портфолио на занятиях кружка ;

    4. показ родителям на родительском собрании в конце года;

    5. подведение итогов и награждение по номинациям в конце года на итоговой  линейке.

     Данные методы, как вы видите,  помогают формировать все УУД.

       В качестве формы работы с детьми использовала  внеурочную деятельность, где ребята под  моим руководством  обсуждали темы разделов, заполняли их, работая коллективно, в парах и индивидуально,  оформляли рубрики, заполняли их своими работами.  Для работы с родителями проводила  родительские собрания, где информировали их о том, как помочь ребёнку дома при заполнении портфолио.

       Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.

    Вывод:

    К концу четвертого класса должен  получиться  объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни».

    Закончить свое  выступление я   хочу    словами Э. Хаббарта:

    Цель обучения ребенка состоит в том,

     чтобы сделать его способным развиваться

     дальше без помощи учителя.

    А портфолио , при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование и использование портфолио (индивидуальной накопительной оценки достижений) учащихся, воспитанников с ОВЗ в школе-интернате № 95."

    Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы учителя начальных классов о формировании портфолио учащихся....

    ЛИСТ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ . УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

    Лист оценки индивидуальных достижений обучающихся 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" по завершению периода обучения грамоте...

    «Отработка механизма учёта индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио)»

    Выступление на тему : "Отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио)"...

    Отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (портфолио ученика).

    Портфолио помогает оценить результаты, с помощью которых раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышает его самооценку и решает комплекс  педагогических задач...

    Работа с портфолио как с накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы

    Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося. В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирования личного отношения к...

    Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы

    Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы...