"Формирование и использование портфолио (индивидуальной накопительной оценки достижений) учащихся, воспитанников с ОВЗ в школе-интернате № 95."
материал на тему

Кошелева Татьяна Ивановна

Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы учителя начальных классов о формировании портфолио учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Кошелева Т.И.

Выступление на педагогическом совете

«Формирование и использование портфолио учащихся, воспитанников с ОВЗ в школе-интернате № 95».

07.11.2014.

В соответствии с СФГОС Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, воспитанников ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.

Портфель достижений ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми учащимися, воспитанниками начальных классов, обучающихся по СФГОС.

Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и принимается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого учащегося, воспитанника на следующей ступени общего образования.   Портфель достижений предполагает активное вовлечение учащихся, воспитанников и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

В нашей школе-интернате № 95 портфолио также рассматривается как индивидуальная накопительная оценка достижений учащихся, воспитанников. Порядок формирования и использования портфолио регламентируется в Положении о портфолио (индивидуальной накопительной оценке достижений) учащихся, воспитанников МКС(К) ОУ школы-интерната №95.

2 слайд

Итак, Портфолио класса – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных учебных,  личностных достижений учащихся, воспитанников определённого класса. Портфолио класса , наряду с индивидуальными результатами итоговой  аттестации, определяет образовательный рейтинг выпускника, служит инструментом оценки достижений учащихся, воспитанников с ОВЗ планируемых результатов освоения  адаптированной основной образовательной программы общего образования.  

Цель портфолио класса - представить документированные результаты освоения учащимися, воспитанниками с ОВЗ адаптированной основной образовательной программы общего образования, которые позволяют оценить достижения в разнообразных видах деятельности : учебной, творческой, социальной, спортивной и др.

Портфолио решает следующие педагогические задачи:

·  поддерживает учебную мотивацию учащихся, воспитанников с ОВЗ;

·  поощряет познавательную и творческую активность учащихся, воспитанников с ОВЗ;

·  развивает навыки рефлексивной деятельности  учащихся, воспитанников с ОВЗ;

·  формирует у  учащихся, воспитанников с ОВЗ навыки постановки целей, планирования и организации учебной деятельности;

- закладывает  дополнительные предпосылки и возможности для  успешной социализации учащихся, воспитанников с ОВЗ;

- укрепляет  взаимодействие с семьями учащихся, воспитанников,  повышать заинтересованность родителей ( законных представителей) в результатах   развития и коррекции  психоэмоционального состояния  учащихся, воспитанников  с ОВЗ и совместной деятельности со школой-интернатом;

- формирует у учащихся, воспитанников  понимание ценности  здоровья и навыков ЗОЖ;

- способствует оценке качества образовательной деятельности образовательного учреждения.

Период накопления информации для портфолио – 1 – 4 классы, 5 – 9 классы, 10-11 классы.

Ответственность за организацию формирования портфолио класса и систематическое ознакомление родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя и воспитателя.

«Портфолио класса» создается на основе творческого сотрудничества классного руководителя, воспитателя класса, родителей и учащихся, воспитанников.

Портфолио класса хранится в школе.  При переводе ребенка в другое образовательной учреждение индивидуальные материалы  портфолио выдаются на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.  

В конце учебного года классный руководитель и воспитатель  проводят  проблемный анализ учебных и личностных  достижений учащихся, воспитанников в различных видах деятельности и намечают план педагогической  работы  с учетом имеющихся результатов на следующий учебный год.

 Структура и оформление портфолио.

Портфолио оформляется в виде дневника достижений класса с приложением документов.

Портфолио имеет титульный лист с наименованием образовательного учреждения, указанием  класса, периода, за который представлены материалы.

Далее Положение о портфолио (индивидуальной накопительной оценке достижений) учащихся, воспитанников МКС(К) ОУ школы-интерната №95 и структура портфолио.

3 слайд

 Фото класса, ФИО классного руководителя, ФИО воспитателя, название и девиз класса, Эмблема.

4 слайд

Социальный паспорт класса, состав класса, дни рождения детей, адреса.

5 слайд

Раздел «Учебная деятельность класса», в котором учащиеся, воспитанники  представляют  свои учебные достижения в рубриках «Наши умники и умницы», «Мы гордимся».  

А учителя-предметники  и классный руководитель  представляют  оценку учебных результатов по предметам, оценку метапредметных действий: мониторинг сформированности базовых учебных действий (БУД) у учащихся, воспитанников по пятибалльной системе.

6,7 слайды

 «Личностные результаты класса», в котором учащиеся, воспитанники представляют      

в разделе  «Наша активная школьная жизнь» собственные  творческие отчёты с тематических воспитательских месячников, вести с предметных недель и т.д. , размещаются    фото из жизни класса, фото и отзывы об экскурсиях, рисунки, проекты (перечень фото, результат), КТД. Ответственным за помощь в заполнении данного раздела является воспитатель. В нашем классе прошло первое мероприятие «Праздник Осени».

8 слайд

- в разделе  «Наши достижения»  содержатся  грамоты,  дипломы за участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях как внешкольного, так и внутришкольного характера; ·  фото изделий, моделей, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии,  компьютерные  презентации  и т. д.

Классный руководитель и воспитатель должны стимулировать и поощрять участие учащихся, воспитанников своего класса в конкурсах различного уровня. Большое значение имеет работа с родителями, приобщение их к совместной деятельности с детьми.

 9, 10 слайды

- в разделе  «Уроки социальности»  содержатся  рисунки, фото с тематических классных часов, данные рефлексии с анализом и выводами о влиянии классного часа на взгляды, мнение, ценностные установки воспитанников  по обсуждаемой проблемной теме.

Второй год в школе-интернате № 95   классные руководители  используют в педагогической практике  систему классных часов «Уроки социальности». Работа проводится по направлениям - «Гражданин России», «Родительский дом – начало начал», «Мы разные люди…», «Завтра начинается сегодня», «Школа – наш дом».

11 слайд

В разделе  «Наша безопасная  жизнь» содержатся : фото  мероприятий по профилактике ДТП, по противопожарной безопасности,  вкладываются  рисунки, данные рефлексии с анализом и выводами о влиянии мероприятия  на взгляды, мнение, установки детей по обсуждаемой проблемной теме.

12 слайд

 Раздел  «Психолого-педагогическое сопровождение класса» в котором представлены :

- 1-4 классы:

- мониторинг уровня агрессивности учащихся, воспитанников;

- определение латерального профиля класса

- социометрия

- школьная адаптация 1 класс (ответственный - психолог);

- рекомендации логопеда;

- психолого-педагогическая характеристика класса;

- список детей класса, занимающихся в ППМС центре с указанием используемых коррекционных программ;

- в портфолио 4 классов – готовность к обучению в среднем звене, а также  психоэмоциональное состояние ребёнка по МЦВ (психолог).

- 5 классы:

- карта преемственности 4-5 классов;

-  школьная адаптация 5 класс: уровень тревожности, мотивация;

- мониторинг уровня агрессивности учащихся, воспитанников  данного класса;

- определение латерального профиля класса;

- социометрия;

- расписание коррекционных занятий «Школа общения» ,  материалы с занятий ;

- психолого-педагогическая характеристика класса;

- 6-7 классы:

- мониторинг уровня агрессивности учащихся, воспитанников  данного класса (заполняет классный руководитель);

- определение латерального профиля класса (заполняет классный руководитель, воспитатель);

- 7 класс - мониторинг уровня социализированности (методика М.Рожкова, ответственный – классный руководитель, психолог);

- психолого-педагогическая характеристика класса (ответственный – классный руководитель, психолог);

8-11 классы:

- мониторинг уровня агрессивности учащихся, воспитанников  данного класса (заполняет классный руководитель);

- определение латерального профиля класса (заполняет классный руководитель, воспитатель);

- мониторинг уровня социализированности (методика М.Рожкова, ответственный – классный руководитель, психолог);

- психолого-педагогическая характеристика класса (ответственный – классный руководитель, психолог);

- данные по профориентации (ответственный - соцпедагог).

13 слайд

  Раздел «Мониторинг социальной компетентности учащихся, воспитанников»  содержит: пропедевтика формирования социально-бытовых, трудовых навыков (мониторинг).

14 слайд.

Мы трудимся. Таблицы и график. Обязательно выводы, анализ результатов.

15 слайд.

Мониторинг освоения повседневных норм поведения.

Наше поведение. Таблицы и график. Обязательно выводы, анализ результатов.

- В этом же разделе представляются результаты мониторинга уровня воспитанности учащихся, воспитанников (1 – 11 классы).

16 слайд

Раздел «Валеологический паспорт» содержит:

- раздел «Дневник здоровья»,  в котором учащиеся, воспитанники представляют:

 рисунки, фото соревнований, творческие отчёты о проведённых мероприятиях, собственные электронные тематические презентации  и т.д.

- классный руководитель, воспитатель, медицинские работники вносят данные:

- общее состояние здоровья учащихся, воспитанников;

- потенциал личности учащегося, воспитанника. как опора в коррекционной работе;

- отношение к физическому труду;

- отношение к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся".

В презентации отражен опыт по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Указаны этапы и формы организации работы в данном направлении....

Оценка достижений учащихся по материалам портфолио (шаблон)

Результаты достижений учащихся в портфолио...

Публикация учителя "Портфолио как оптимальная форма оценки достижений учащихся в рамках ФГОС".

Материалы IV Международной очно-заочной научно-практической конференции "Актуальные проблемы профессионального педагогического  и технологического образования в условиях реализации ФГОС"...

Работа с портфолио как с накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы

Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося. В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирования личного отношения к...

Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.Бланк

Данные критерии  достижений можно использовать при оценке портфолио ученика....

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы...