Делимся опытом. Выступление на ШМО на тему "Использование технологии проектного обучения в начальной школе как механизм реализации ФГОС."
методическая разработка по теме

Назарова Ирина Владимировна

Конспект+Презентация на тему "Использование технологии проектного обучения в начальной школе как механизм реализации ФГОС"  знакомит с видами проектов, предназначением проектной деятельности в школе, этапами работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shmo_moyo_vystuplenie.ppt26.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt_vystuplenie_na_shmo.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологий проектного обучения в начальной школе как механизм реализации ФГОС

Слайд 2

Китайская мудрость Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я усваиваю.

Слайд 3

Исследования PISA В 2000 Г. – 15 МЕСТО (1994-1995 ГГ.) В 2003Г. – 32 МЕСТО (1997-1998ГГ.) В 2006Г. – 37 МЕСТО (2000-2001ГГ.)

Слайд 4

Цель проектного обучения: самостоятельно приобретают недостающие знания; учатся пользоваться приобретёнными знаниями; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление.

Слайд 5

Проект – это «пять П» Проблема Планирование действий Поиск информации Продукт Презентация результатов

Слайд 6

Проектное обучение стимулирует, потому что оно: личностно ориентировано; использует множество дидактических подходов; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других; приносит удовлетворение ученикам.

Слайд 7

Проект – это метод обучения. Он может применяться на уроке и во внеурочное время. Ориентирован на достижение целей. Формирует невероятно большое количество умений и навыков. Даёт ученикам опыт деятельности, и потому он незаменим.



Предварительный просмотр:

Использование технологии проектного обучения в начальной школе

как механизм реализации ФГОС

Китайская мудрость гласит:

“Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

 я делаю – я усваиваю”

В последние годы в образовательном сообществе широко обсуждаются результаты международных исследований, в частности исследования PISA.
Однако в этом исследовании принимают участие школьники 15—16 лет, и поэтому у читателя может возникнуть закономерный вопрос: какое отношение это имеет к начальной школе? Попробуем с помощью цифр ответить на этот вопрос.
В 2000 г. Россия в исследовании PISA заняла 15-е место. Участники этого тестирования закончили начальную школу в 1994—1995 гг. В 2003 г. в этом же исследовании Россия занимает уже 32-е место. Участники тестирования закончили начальную школу в 1997—1998 гг. А в 2006 г. Россия на 37-м месте. Соответственно участники этого тестирования закончили начальную школу в 2000—2001 гг. Сопоставление полученных данных наводит нас на определенные размышления.

Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует более 15 учебно-методических комплектов.
При этом, судя по опросу учителей начальной школы, более 80% педагогов — приверженцы традиционной системы обучения, используют многократно переиздававшиеся учебно-методические комплекты по математике под редакцией М. И. Моро и по русскому языку Т. Г. Рамзаевой.
Указанные цифры провоцируют ряд вопросов:
— Почему чем больше вариативных учебников и инноваций в начальной школе, тем ниже результаты в международном исследовании PISA?
— А может быть, во всем «виновата» основная школа? Начальная школа все делает хорошо, а вот далее в 5—9 классах утрачивается весь потенциал, заложенный в первые четыре года школы.
— Почему при таком разнообразии учебников большинство педагогов начальной школы хотят работать по одним и тем же учебникам?
Один из ответов на эти вопросы связан с продолжением ориентации начальной школы на традиционные знания, умения и навыки. Нельзя сказать, что эта проблема возникла только в последнее время. Еще в 1999 г. эксперты отмечали «беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов)».
Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Основная  идея “технологии проектов” заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся.
Цель  проектного  обучения  состоит  в  том,  чтобы  создать  условия, при  которых  обучающиеся:
•    самостоятельно   и  охотно  приобретают  недостающие   знания   из разных   источников;
•    учатся  пользоваться  приобретенными  знаниями  для   решения познавательных  и  практических  задач;
•    приобретают коммуникативные  умения, работая  в  различных  группах;
•    развивают у себя исследовательские умения (умение  выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
•    развивают системное мышление.

Также  в  проектной  деятельности,  считая,  что «Проект – это «пять П»,  выделяют  следующие  этапы.

Проблема;Проектирование (планирование);Поиск информации;Продукт;Презентация.
1. Наличие проблемы.  Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.
2. Обязательное
 планирование  действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но, ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.  
3.
Поиск информации. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций  в  каждой  работе.

4.Результат работы – продукт.

5. Презентация результатов - представление готового продукта. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.

  1. Для чего нужен проект в начальной школе? Начальная школа – не просто место, где ребёнка должны научить читать, считать и писать (в конце концов, этому можно научиться и дома). Педагог получает возможность изменить позицию ребёнка в образовании и его отношение к учёбе.

Независимо от типа проекта, все они:

  1.  в определенной степени неповторимы и уникальны;
  2. направлены на достижение конкретных целей;
  3. ограничены во времени;
  4. предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
  5. По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
  6. Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
  7. Межпредметные -- выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знаний.

Цели  работы над   методом проектов:

  1. способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
  2. способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
  3. выявление организаторских способностей детей, развития  их творческой инициативы и умение грамотно, ярко  презентовать итог своей деятельности. 

Работа над проектом в начальной школе имеет следующие особенности.

  1. Подготовка детей к проектно – исследовательской деятельности нужно начинать на уроках. В рамках традиционных учебных занятий использую:
  2. проблемное введение в тему урока;
  3. постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
  4. совместное или самостоятельное планирование выполнения практического  задания;
  5. групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
  6. выдвижение идеи (мозговой штурм);
  7. постановку вопроса (поиск гипотезы);
  8. формулировку предположения (гипотезы);
  9. обоснованный выбор способа выполнения задания;
  10. составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
  11. поиск дополнительной литературы;
  12. подготовку доклада (сообщения);
  13. самоанализ и самооценку, рефлексию;
  14. поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
  1. Преимущества проектной деятельности.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:

– личностно ориентировано; 
– использует множество дидактических подходов; 
– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; 
– позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле; 
– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда».

Проблемы проектной деятельности. Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, умений пользоваться научно-популярной литературой особенно у учащихся начального звена, среднего звена.

Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

В целом при работе над проектом учитель:

– помогает ученикам в поиске нужных источников; 
– сам является источником информации; 
– координирует весь процесс; 
– поощряет учеников; 
– поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
        5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить? Предложим такой вариант:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Проект – это метод обучения.

Он может применяться на уроке и во внеурочное время.

Ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален.

Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Текстовое выступление, сопровождающее презентацию по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

Текстовое выступление, сопровождающее презентацию  по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 7 страниц...

«Использование творческих проектных форм обучения в начальной школе - как фактор реализации ФГОС»

Проектная деятельность в школе. Положительные и отрицательные аспекты проектной деятельности....

презентация «Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС».

презентация «Использование современных технологий обучения  в начальной школе в процессе реализации ФГОС»....

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же ум...