Учебно-методическое пособие «Игры на развитие логического мышление для успешного освоения программы школьного обучения»
учебно-методическое пособие на тему

Алексеенко Наталья Георгиевна

Учебно-методическое пособие

 

«Игры для развития логического мышление для успешного освоения программы школьного обучения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno_metodicheskoe_posobie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное  бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания

«Центр для детей - сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,  №1 

Кировского района»

Воспитатель: Алексеенко Н.Г.

Учебно-методическое пособие

«Игры для развития логического мышление для успешного освоения программы школьного обучения»

Дидактическая игра «Лабиринт»

Цель: Учить  детей «читать» знаки-символы  (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма);

- выбирать необходимый блок из нескольких;

- развивать практически-действенное мышление.

Развивающая среда:

- лабиринт» - стрелки из плотной бумаги;

- набор объемных блоков Дьенеша;

- карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер);

Ход игры:

На полу расположен «лабиринт», в конце которого стоит «домик», где ле6жат любимые игрушки детей (призы). Для того, чтобы дойти до этого «домика» нужно двигаться по направлению, которое указывают стрелочки и брать только те блоки, которые описаны знаками на карточках. Из нескольких фигур выбирается одна.

Усложнение игры:

- карточки с кодами геометрических фигур (цвет, форма, размер, толщина

 

Дидактическая игра «Поможем Золушке»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;

- Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- кодовые карточки- символы;

- «домик для блоков».

Ход игры:

- Ребята, давайте вспомним знакомую нам сказку про Золушку. Жила-была Золушка. Однажды ее мачеха получила приглашение на бал во дворец. Золушке так хотелось тоже побывать на балу. Но ее не взяли. Мачеха и ее дочери уехали, а Золушке поручили рассортировать овощи и положить на свои полочки.

Красную фасоль разложить по полочкам на первом этаже;

Тыквы (желтые блоки) разместить на втором этаже;

Баклажаны (синие блоки) положить на полках третьего этажа.

Усложнение игры:

- Разложить овощи с указанием их размера.

 

Дидактическая игра «Паровозик»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- игрушки: медвежонок и заяц.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут, что хотели приехать к нам в гости, но сейчас в лесу намело очень много снега, и они не знают, что им делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал зимний лес.

Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки.

Паровозик нужно строить по правилам:

- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; размеру и форме; толщине);

- чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

- чтобы рядом были фигуры одинаковые по цвету и размеру, но разной формы.

Воспитатель: Вот мы и построили волшебный паровозик, а теперь поедем в лес  к друзьям. Загудел паровоз и вагончики повез.

Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и наши друзья: Мишка и Зайка. Они нас долго ждали и хлтят с нами  поиграть.  Давайте поиграем вместе.

Подвижная игра: «По порядку становись», «Найди свое место», и другие.

Мы весело играли с нашими друзьями, а теперь пора возвращаться домой. До свидания Мишка и Зайка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.

 

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель: Развивать умение детей классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам;

- упражнять в счете;

Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- «домик для блоков».

Ход игры:

В группе детского сада жили –были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно.

И дети вместе с воспитателем решили поселить их в в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки называют номер квартиры, этаж.

 

Дидактическая игра «Раздели фигуры»

Цель: Закрепление свойств геометрических фигур;

- учить детей абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- игрушки: мишка, заяц, кукла, Буратино, Незнайка, Чебурашка.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на то, что зайка и мишка сидят на своих стульчиках и о чем-то грустят. Что же случилось? Давайте спросим у них. Выясняется, что игрушки не могут поделить блоки между собой, чтобы никому не было обидно. Они ведь такие разные.

1.Воспитатель предлагает детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы:

- У мишки оказались все красные фигуры. У зайки – все не красные.

- У мишки оказались все круглые; какие у зайки? (все не круглые)

- У зайки оказались все большие фигуры; какие достались мишке?

 2. Раздели фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки – все квадратные. Какие фигуры достались только мишке (синие, не квадратные); только зайке (квадратные, не синие); какие фигуры подошли сразу и мишке, и зайке (синие, квадратные), а какие фигуры никому не подошли (не синие, не квадратные).

3. Раздели фигуры между Буратино, Чебурашкой, Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у Незнайки – все большие.

- какие фигуры достались только Буратино? (круглые, не желтые, маленькие)

- Чебурашке – (желтые, маленькие, не круглые);

- Незнайке – (большие, не круглые, не желтые);

- Какие фигуры подошли и Буратино и Чебурашке? (круглые, желтые, маленькие)

- Какие фигуры достались и Незнайке и Буратино? (круглые, большие, не желтые);

- Какие фигуры достались и Незнайке и Чебурашке? (большие, желтые, не круглые);

- Какие фигуры подошли всем троим персонажам? (круглые, желтые, большие)

- А какие фигуры оказались ничьи? (большие, не круглые, не желтые).

 

Дидактическая игра «Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Развивающая среда:

- игровое поле с изображением спирали;

- набор объемных блоков Дьенеша.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить домик для улитки из волшебных фигур. домик получится нарядным и красивым.

Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется любой блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее.

Дидактическая игра «Алгоритм»

(для индивидуальной работы с детьми)

Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, их признакахъ и свойствах;

- Развивать умение размещать блоки в определенной последовательности;

- Развивать внимание, пространственное мышление;

- Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма).

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- карточки-схемы;

- карточки с кодами геометрических фигур.

Ход игры:

Ребенку выдаются карточки-схемы. Рядом выкладываются карточки с кодами геометрических фигур.

Ребенок «читает» кодовую карточку и берет нужный блок, затем кладет его на карте-схеме, в соответствии с указанным направлением стрелки.

 

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум-трем  признакам: цвету и форме; цвету, форме и размеру.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится нарядным и красивым.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому-либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

                                 

Дидактическая игра «Гусеница»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- обручи;

- коды-символы.    

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки-символы в каждый обруч. Например:

- 1 обруч – синее цветовое пятно;

- 2 обруч – все маленькие;

- 3 обруч – желтое цветовое пятно;

- 4 обруч – все квадратные;

- 5 обруч – все большие;

- 6 обруч – все круглые и так далее.

Коды-символы можно располагать в любом порядке. Длина «гусеницы» любая.

Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

 

      Дидактическая игра «Цветок»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по трем признакам: цвету, форме и размеру;

- Развивать логическое мышление.

Развивающая среда:

- набор объемных блоков Дьенеша;

- обручи;

- коды-символы.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладываются четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить коды-символы. Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

Используемая литература:

  1. «Детство» Программа развития и  воспитания детей в детском саду. Издание 3-е. Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2006г.
  2. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Под общей редакцией проф.кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И.Герцена З.А.Михайловой. Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург 1997.
  3. З.А.Михайлолва. Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006.
  4. В.Г.Гоголева Логическая азбука для детей 4-6лет. Детство-Пресс» Санкт-Петербург 1998.
  5. Б.П.Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва. Просвещение 1991.
  6. И.А.Кутузова. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. Москва. Просвещение 2004.
  7. В.Н.Волчкова. Н.В.Степанова. Конспекты занятий в младшей группе детского сада. Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004.
  8. В.Н.Волчкова. Н.В.Степанова. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004.
  9. В.Н.Волчкова. Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004.
  10. Е.Н.Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) Выпуск 1 и Выпуск 2, Воронеж 2007.
  11. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Издательство «Акцидент» Санкт-Петербург 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)

Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка....

«Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью загадок».

Умение рассуждать и доказывать необходимо и взрослому, и ребенку. Оно необходимо специалисту любой отрасли знания и производства. Оно необходимо школьнику для успешного овладения знаниями. Поэто...

Развитие логического мышления у учащихся младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления....

Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.

Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти.    ...

Развитие логического мышления на уроках математикив системе развивающего обучения Л. В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит методические приемы по развитию логического мышления на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста

Описание опыта работы в информационно-педагогических модулях...

Выступление «Развитие логического мышления младших школьников, как фактор успешного обучения в школе».

Выступление, содержащее теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников....