Методический семинар "Развитие гармоничной личности в условиях внедрения Федерального Государственного Стандарта".
статья (1 класс) на тему

Кочетова Ирина Владимировна

Развитие гармоничной личности в условиях  внедрения Федерального Государственного Стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Методическое объединение.

Я представлю вашему вниманию свой профессиональный опыт по теме:

     Развитие гармоничной личности в условиях  внедрения Федерального Государственного Стандарта.

        Внедрение ФГОС в данный момент является актуальной проблемой нашего педагогического общества. В чём же отличие новых стандартов от предшествующих? Принципиальное отличие я вижу в том, что основной целью новых стандартов является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребёнка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Я расскажу о том как я формирую в учениках личность, способную к самостоятельному обучению, умеющую мыслить и существовать в современном обществе благодаря введению ФГОС и УМК «Школа 2100».

        У меня 2 класс.  Как учитель, я с этого года апробирую новые стандарты.  Я поделюсь наработанным опытом в этой теме.

       Вернёмся в 90-е годы. Я студентка Ивановского педагогического училища. Преподаватели дали нам совет: «Девочки, не берите сразу современные программы, наработайте «скелет», почувствуйте, что должны знать дети на выходе из начальной школы, а затем ваш «скелет» нарастёт опытом, и можно будет внедрять новые учебно- методические комплексы.» Изучая современные в то время программы, я «влюбилась» в  «Школу 2100». Особенно, когда её авторы: Екатерина Валерьевна Бунеева, Рустем Николаевич Бунеев, Ольга Викторовна Пронина и Людмила Георгиевна Петерсон приехали в Иваново и рассказали подробно о своей программе, ответили на вопросы студентов и работающих учителей.

       Кроме этого на практике нас познакомили с замечательной программой адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» Галины Анатольевны Цукерман. Актуальность её работы сейчас очень высока. На практике мы вместе с учителем 32 Ивановской Гимназии создавали условия для учащихся. Присутствовали на уроках, наблюдали за изменениями, происходящими с маленькими учениками. По окончании этой десятидневной программы, детей было не узнать: они стали учениками, умеющими думать, анализировать, самостоятельно добывать знания. Я решила обязательно использовать этот опыт в своей практике.

       Придя в школу в 1995 году, я имела багаж необходимых мне знаний, которые очень хотела использовать. И  начала преподавание с «Введения в школьную жизнь». В игровой форме дети познакомились с нормами и правилами школьной жизни: работой в паре и группе, самооценке, взаимооценке. Совместно с детьми мы использовали знаки – символы: поднятая рука, + и -, хор, внимание, ловушка, знак вопроса, мы готовы. И снова я была поражена результату: спустя 10 дней на меня смотрели настоящие ученики, готовые воспринимать любой материал, спорить, доказывать, находить. А  не просто сидеть и ждать, когда учитель преподнесёт материал. Мне было интересно работать с этими учениками. И может быть, поэтому в начале своей карьеры я давала очень много открытых уроков, не имея практического опыта. Я, послушав преподавателей работала по основной программе того времени, но элементы «Школы 2100» я ввела. Например, звуковичков, с помощью которых даже слабые ученики давали полную характеристику звуков, без труда выполняли звукобуквенный анализ слов. Выпустив своих детей в среднее звено, мне было приятно слышать от учителей, работающих в моём классе, что дети активны на уроке, умеют рассуждать, думать.

       В 2010 году на базе нашего Лицея была открыта экспериментальная площадка по внедрению ФГОС. Я и мои коллеги прошли курсы по изучению этой проблемы. При возникновении каких-либо вопросов, совещались, посещали уроки костромских коллег, делились опытом, участвовали в различных семинарах, вебинарах. Исходя из полученного опыта, мы поняли, что наша программа «Школа 2100», по которой мы давно работаем, соответствует всем требованиям стандарта 2 поколения, так как она ориентирует на инновационную деятельность, реализует системно-деятельностный подход.

        Изучая ФГОС, я  поняла, что в качестве основного результата обучения и становления личности выступает овладение учащимся универсальными  учебными  действиями (личностными, регулятивными, коммуникативными и познавательными), позволяющими ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. (Они представлены на слайдах)

Для формирования:

личностных у у д - используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку;

регулятивных у у д – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а  затем сравнить свой результат, например с выводом в рамке;

коммуникативных у у д – предлагаются задания для работы в паре, группе, диалоге с учителем;

познавательных у у д – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Я продемонстрирую фрагмент урока русского языка, который формирует универсальные учебные действия. (Представьте себя первоклассниками.)

ФРАГМЕНТ УРОКА

Тема: Перенос слов.

Открытие новых знаний.

1.  Работа в парах.

На столах карточки с написанным предложением:

Бродит стадо по лугам.

- Разделите каждое слово на слоги. (учащиеся карандашом проводят вертикальные линии).

-Вот так можно перенести эти слова с одной строки на другую. (Учитель показывает запись, выполненную заранее:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

2. Заучивание правила.

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

 3. -Кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Правильно, «Перенос слов».

- Какие цели мы перед собой поставим? (Научиться правильно переносить слова, узнать правила переноса слов.)

4. Проблемный вопрос.

- Можно ли перенести с одной строки на другую слова:

Мяч, дочь, сад, дуб?

- Почему нельзя? (В этих словах один слог, поэтому разделить их нельзя.)

- Определите количество слогов в словах:

Моя, яма, оса.

- Можно ли перенести эти слова с одной строки на другую?

Запомните: одну букву, даже если она составляет слог, нельзя оставлять на строке или переносить.

5. Работа по таблице «Правила переноса слов».

-Рассмотрите таблицу, сформулируйте правила переноса слов.

                    ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ

Нужно переносить                                        Нельзя переносить

      груп-па                                                                 су-ббота

       кас-са                                                                    алл-ея

       пись-мо                                                                ма-льчик

       отъ-ехал                                                               об-ъехал

       май-ка                                                                  ле-йка

       зай-ка                                                                    ча-йка

-Прочитайте правила переноса слов в учебнике на стр. 21.

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:

– учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,

– ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или «закрашивает кружок» (см. издание «Личный еженедельник первоклассника»).

      Вместе с родителями ученик создаёт портфолио, которое является лакмусовой бумажкой учебной деятельности ребёнка, в нём собраны все достижения и работы, такие как, например, проект.

         Важную роль в формировании современной личности играет проектная деятельность.

       Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования, рекомендован новыми стандартами.

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

*развитие познавательных умений и навыков учащихся

*умение ориентироваться в информационном пространстве

*умение самостоятельно конструировать свои знания

*умение интегрировать знания из различных областей наук

*умение критически мыслить.

Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.

       Для того чтобы повысить интерес к учёбе и мотивацию учащихся, я использую в своей практике проектную и исследовательскую деятельности.

       Первый проект с предыдущим классом мы выполнили 1 сентября 2009 года в День Знаний. Проект назывался «Портрет класса». Я поставила перед собой цель: дать почувствовать детям, что они один коллектив – одно целое и каждый в нём важен и нужен. Ученики обводили ладошки, вырезали их, писали своё имя, раскрашивали в зависимости от своего настроения, а затем прикрепляли их к ватману. Портрет получился замечательный, это был наш первый совместный продукт. Ребята уже в 6 классе, но с теплотой вспоминают этот портрет.

       Проектную деятельность я использую и на уроках. В конце 2 класса мы с ребятами посадили семена декоративной тыквы, затем вырастили их на огородах, а осенью на уроке труда выполнили проект «Чудо тыква». Ребята заранее обсудили в группах, какой результат они хотят получить, какие материалы и инструменты им понадобятся, распределили обязанности.

       Я даже не ожидала, как талантливы мои дети, работали на уроке дружно, продуктивно, каждому нашлось дело. Развивались коммуникативные, регулятивные и личностные у у д.  

       Однажды на уроке Окружающего мира (на экологическую тему) ребята задали мне вопрос: «Пригодна ли вода из нашего фонтанчика для питья?»  Я предложила им выяснить это. Мы поставили цель – изучить  данную проблему, посетив Водоочистные сооружения. Родители – мои помощники, организовали экскурсию. Нам было очень интересно видеть весь процесс очистки воды. Побывав в лаборатории, нам дали положительный аргументированный ответ.

    Затем я оформила весь собранный материал.

    Данный проблемный вопрос  заставил учащихся включиться в поисковую деятельность, значительно усиливая мотивацию к предмету, и показал неравнодушие учащихся к проблемам экологии.

        В прошлом году мои выпускники пришли ко мне с предложением выполнить совместный проект 5а и 1б классов. Пятиклассники поставили перед собой цель: поздравить учащихся и учителей Лицея с Днём Святого Валентина, поднять настроение, подарить частичку своей любви. Они купили ватман, нарисовали ствол дерева, приготовили шаблоны и цветную бумагу.  Получилось замечательное дерево из разноцветных сердечек. Созданный нами продукт повесили в холле и все проходившие мимо не могли не улыбнуться. Цели ребята достигли. И в результате, они почувствовали себя взрослыми, ответственными, а малыши учились дружить, совместно трудиться и ощутили помощь старших товарищей.

   Проектом являются и праздники, разработанные учащимися.

     Большое значение в овладении универсальными учебными действиями играет внеурочная деятельность. Сотрудничая с ДДТ «Истоки» - кр. «Буратино», учителями предметниками – Информатика, «Очумелые ручки», «Умники и умницы», ребята разносторонне развиваются, получая новые знания, навыки необходимые для полноценного развития современной личности.

        Ну и в завершении нельзя не сказать о результатах моей работы.

      Результатом моей воспитательной работы является сформированный дружный коллектив, о чём говорят сами дети, их родители (статья), учителя-предметники и классный руководитель. Ведь личность, даже если она сформирована, не может существовать вне коллектива.

        Мои ребята, участвуют в конкурах различного уровня: школьных, городских, Российских и международных. Имеют высокие результаты. В малых городских олимпиадах по математике и русскому языку 4 моих учениц заняли призовые места. Кстати, в нашем лицее это происходит уже 4 год.  Я считаю, что это благодаря выбранной программе «Школа 2100», системно-деятельностному подходу.

        Проанализировав свою работу, я делаю вывод, что ещё в начале педагогической деятельности, я выбрала правильное направление своего пути, и дальше постараюсь не свернуть  с него, уважая  воспитывать маленьких  неравнодушных личностей, способных в будущем найти своё место в обществе, применить знания, создать дружную семью и принести пользу нашему государству.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?Что является отличительной особенностью нового Стандарта?Какие требов...

Федеральный Государственный Стандарт второго поколения

Федеральный Государственный Стандарт - нормативный правовой акт федерального уровня, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных програ...

Презентация "Федеральные Государственные Стандарты" родителям первоклассников

Презентация предназначена для родителей будущих первоклассников,где в доступной форме показано самое главное о ФГОС...

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

ФГОС начального образования. Что должны знать родители...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Методический семинар "Развитие гармоничной личности в условиях внедрения Федерального Государственного Стандарта". Презентация

Методический семинар "Развитие гармоничной личности в условиях  внедрения Федерального Государственного Стандарта". Презентация...