Федеральный Государственный Стандарт второго поколения
материал по теме

Федеральный Государственный Стандарт - нормативный правовой акт федерального уровня, 

представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных 

программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgo.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

                      Педсовет от 29.03.2011г.

Доклад Куприковой Маргариты Антоновны по теме:

                        ФГОС  второго поколения

С 2011 все первоклассники будут обучаться по новым стандартам.

Федеральный государственный стандарт - нормативный правовой акт федерального уровня, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего,  начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

                В основе  стандарта лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то. Что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств.

                Стандарты первого поколения были ориентированы в основном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и требований к подготовке выпускников по изучаемым предметам в начале 90-х годах 20 века многообразия образовательных  систем. Это определило основное назначение и приоритетные функции стандартов того времени - сохранение единого образовательного пространства страны. Обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня содержания и требований к подготовке выпускников. Эту задачу стандарты первого поколения выполнили.

                Признаком нового времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену одного лозунга "Образование для жизни", пришел лозунг "Образование на протяжении всей жизни". Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

                В настоящее время стандарты должны выступить:

*инструментом организации и координации системы образования

*средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования

*фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы         образования     (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества- с другой .

                Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет включить в состав основных образовательных программ и программу формирования универсальных учебных действий. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться - познавать мир через освоение и преобразование в сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

                Стандарт второго поколения определяет Требования к структуре, Требования к результатам, Требования к условиям (Концепция стр.22) Требования к результатам освоения общего образования структурируется по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.  

  Под предметными результатами понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета,- знаний, умений и навыков.

        Под  метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.                  

        Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам. Совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, направленных на индивидуальную оценку учебных достижений школьника. Итоговая оценка формируется на основе накопительной оценки, достижений учащихся за годы обучения в начальной школе, и результатов проверочных работ. При этом проверочные работы проводятся по двум основным предметам (математике и русскому языку) и двум междисциплинарным программам ("Чтение: работа с информацией" и "Программа формирования универсальных учебных действий".Целью итоговых проверочных работ по математике и русскому языку является оценкой способности выпускников начальной школы решать учебно - познавательные и учебно- практические задачи средствами математики и русского языка. Комплексная работа оценивает сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных (общеучебных, логических, постановки и решения проблем). Коммуникативных (например, умений выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) и регулятивных (например, действия контроля и оценки).

Оценка достижения планируемых результатов определяется двумя уровнями: базовый уровень (выпускник научится) и повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться - из программы).Слово "должен" исключить.(Пример взять из "Оценки достижений" стр.35.          

Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие этапы:

*планирование итоговых работ

*разработка заданий

*конструирование проверочных работ

*разработка рекомендации по оценке заданий и работы в целом.

Отличительной особенностью итоговых работ для оценки достижения планируемых результатов, разрабатываемых в рамках стандартов второго поколения, является их ориентация не на оценку овладения предметными знаниями и умениями способности воспроизводить их в учебных ситуациях, а на оценку способности применять полученные в начальной школе знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным.

 Это повлияло на разработку и включение в работу двух этапов заданий :базового уровня и повышенного уровня. Как правило, задания повышенного уровня составляют не более одной трети итоговой работы. Решение об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня (стр.44"Оценка достижения…"), невыполнение учащимися заданий повышенной сложности не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения (стр.49).Напоминаю, базовый (опорный) уровень - (выпускник научится ) необходим для продолжения образования на следующей ступени.  Повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создать новый способ.  

В последние годы в образовательном сообществе широко обсуждаются результаты международных исследований, в частности исследования PISA.

Однако в этом исследовании принимали участие школьники 15-16 лет, и поэтому у нас может возникнуть вопрос : какое отношение это имеет к начальной школе?

В 2000г. Россия в исследовании PISA заняла 15 место. Участники этого тестирования закончили начальную школу в 1994-1995гг.В 2003г в этом же исследовании Россия заняла 32 место. Участники тестирования закончили начальную школу в 1997-1998гг. А в 2006г. Россия на37месте. Соответственно участники этого тестирования закончили начальную школу в 2000-2001гг. Сопоставление полученных данных наводит на определенные размышления.

Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно существует более 15 учебно - методических комплектов, представляющих три образовательные системы начального образования(традиционную, систему Занкова, систему Эльконина - Давыдова).

При этом, судя по опросу учителей начальной школы, более 80% педагогов - приверженцы традиционной системы обучения, используют многократно переиздавшиеся учебно- методические комплексы по математике под редакцией М.И.Моро и по русскому языку Т.Г. Рамзаевой.

Указанные цифры провоцируют ряд вопросов:

*почему чем больше вариативных учебников и инноваций в начальной школе, тем ниже показатели исследовании

*а может быть, во всем "виновата" основная школа? Начальная школа делает все хорошо, а вот далее в 5-9классах утрачивается весь потенциал, заложенный в   первые четыре года школы.

Общий вывод :учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. А это следствие результатов образования на выходе из начальной школы - неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно- практической ситуации.

Поэтому все более актуальным становится использовать в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотеза, делать выводы и умозаключения.

06.10.2009года Президент Д.А.Медведев подписал приказ о ФГСОУ второго поколения. Научный руководитель А.М.Кондаков разработал стандарты . По совместительству он является редактором издательства "Школа России",( ни одно Издательство не готово перейти на стандарты второго поколения. У "Школы России" есть гриф на весь методический комплекс:   математика, русский, окр. мир,  музыка, и т.д.

Стандарт нацелен на достижение планируемых результатов, уровень знании. Стандарт появился в 2009году. Утвержден президентом №3 от 06.10 2009г., вводится в действие с 2011г., ожидаемый результат проверим только 2022г.

Новый стандарт рамочный. На уроке учителю необходимо уходить от фронтальной работы (если 40%урока фронтальная работа - учитель работает неправильно).Использовать групповые, парные методы обучения. Учитель -координатор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переход на федеральные образовательные стандарты второго поколения. Модернизация образовательной системы начальной школы

Данная презентация рассказывает о введении ФГОС в нашей школе. Знакомит с режимом дня первоклассника, с УМК, по которому работют наши учителя 1 классов, с выбранной внеурочной деятельностью....

Статья "Переход на новые федеральные государственные стандарты второго поколения"

Статья "Переход на новые федеральные образовательные стандарты второго поколения", опубликованная в сборнике  международной конференции "Паганель"....

«Образовательная среда кабинета начальных классов в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов второго поколения»

Материально-техническое обеспечение  – одно из важнейших условий  реализации основной образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к ним направлены на создан...

Современный урок в аспекте содержания Федеральных Государственных Стандартов второго поколения

 Уроки с использованием методов активного обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное их использование не даёт хороших результатов. Поэтому очень важно. а...

Федеральный образовательный стандарт второго поколения.

Федеральный образовательный стандарт второго поколения....

«Здоровье сберегающие технологии во внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов второго поколения»

«Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога.  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...