«Уроки Проектной деятельности и работа на пространстве nachalka.seminfo.ru как средство формирования УУД у младших школьников.»
статья на тему

Матвеева Татьяна Витальевна

Статья из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

ГБОУ гимназии № 491 «Марьино» г. Москвы

Матвеева Татьяна Витальевна

«Уроки курса Проектной деятельности и работа на пространстве nachalka.seminfo.ru как средство формирования УУД у младших школьников.»

Слайд 1

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя творчество и гибкость; не теряться в ситуации неопределённости; уметь налаживать эффективные коммуникации с различными людьми.

Поэтому учителям, в соответствии с новым ФГОС необходимо овладевать такими педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать эти требования. Одной из таких технологий является учебное проектирование.

Слайд 2

Учебное проектирование- необходимый элемент современной системы образования. В соответствии с новым ФГОС в программе развития универсальных учебных действий (УУД) предусматривается «формирование компетенций обучающихся в области использования … проектной деятельности».

Слайд 3

С 1 класса по новым стандартам осуществляется работа  над проектами на предметных уроках и на пространстве nachalka.seminfo.ru. Но прежде, чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо:

Подготовить учеников к самостоятельной работе в рамках учебного проекта,

Сформировать у них проектные умения и навыки

Развивая проектные умения и навыки, можно говорить о том , что мы формируем проектную деятельность. В дальнейшем в средних классах учитель может использовать учебные проекты для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и более эффективного их усвоения на предметных уроках.

Мной раньше, ещё до введения ФГОС 2 поколения был апробирован курс «Проектная деятельность в начальной школе», авторами которого является коллектив авторов Н. Ю. Пахомова, И.В. Денисова, И.В. Суволокина.

Слайд 5

Данный курс построен на основе системы заданий с постепенным усложнением и расширением состава формируемых проектных умений. Занятия организуются на деятельностной основе с постепенным усилением самостоятельности учащихся в применении проектных умений осваиваемых в процессе выполнений заданий

В основном мы используем групповую форму работы, Учащиеся нач. классов не имеют навыков групповой работы, зачастую испытывают затруднения в распределении работы и слаженном её выполнении, Вот почему разработчики курса предлагают составление групп не более, чем из 3-х человек.

Оценивание работы учащихся на уроках этого курса безотметочное. При групповой работе оценивается работа всей группы по простым и понятным критериям: составление плана, работа в соответствии с составленным планом, качество презентации аккуратность и эстетичность продукта. По результатам оценивания уч-ся поощряются специальными знаками. Я использую смайлики.Лист успешности,

Слайд 6

Обучение начинается во 2 классе. Задания подобраны в форме игры. На основе этих игр  формируем действия и операции, позволяющие затем сформировать  умение выстраивать действия в цепочки, приводящие к некоторому результату. Во второй части мастер-класса Вы сами попробуете выстроить систему действий для достижения поставленной цели.

Слайд 7

Элементами этого курса являются:

  • Планирование
  • Целеполагание
  • Проблематизация
  • Анализ условий существования проблемы
  • Выделение возможных действий для решения проблемы
  • Элементы рефлексивных и презентативных умений.

Проектные умения отчасти являются специфическими проектными, а отчасти совпадают с общеучебными.

Таким образом учебное проектирование в начальной школе позволяет решать задачи по формированию УУД и эта работа может транслироваться на личном пространстве учителя nachalka.seminfo.ru.

Например, при создании проекта, дети, работая в малых группах, овладевают коммуникатиыными умениями (прислушиваться к другому мнению, договариваться, создавать ситуацию сотрудничества и др.), а перенося результат своей работы в пространство, дети овладевают иными коммуникативными умениями, связанными с информационными технологиями( общение ф форумах, блогах).

Одним из основных этапов проектной деятельности является презентация продукта этой деятельности, и вот здесь, nachalka.seminfo.ru. позволяет презентовать свой результат всем ученикам. Это может быть в виде представления текстового сообщения по плану, фоторассказа, а в дальнейшем, посредством ауди и видео записи. Результат становится доступным не только для учителей и учащихся, но и для всех участников пространства.

Оценивание и самооценивание- элементы рефлексивных умений, которые формируются на каждом уроке Проектной деятельности. Дети оценивают свою деятельность с помощью вопосов.  Данная работа может осуществляться на nachalka.seminfo.ru.

Таким образом, применение поддерживающей среды nachalka.seminfo.ru. при изучении курса «Проектная деятельность» позволяет ускорить процесс формирования УУД и сформиовать готовность учащихся начальных классов к проектной деятельности.

Использованная литература:

•        Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, И.В. Денисова, И.В. Суволокина, Л.В. Пухова, C.В. Касатова. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов. / 3-е изд., исп. и под. — г. Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2012. — С. 52.

•        Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, И.В. Денисова, И.В. Суволокина, Л.В. Пухова, C.В. Касатова. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов — М.: 2009. — С. 38.

•        Н.Ю. Пахомова. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 2 класс — М.: ИЦ «Маска», 2008. — С. 136.

•        Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. Методическое пособие для учителей начальных классов. 3 класс — М: ИЦ «Маска», 2009.

•        Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. Методическое пособие для учителей начальных классов. 4 класс — М.: ИЦ «Маска», 2010. — С. 160.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочное время

•Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач – проект. •Принципы организации проектной деятельно...

«Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников»

В последние годы в школе  возрастает интерес к проектной деятельности. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть...

Организация проектной деятельности, как средство формирования познавательных УУД младших школьников

Статья "Организация проектной деятельности, как средство формирования познавательных УУД младших школьников"...

Проектная деятельность как средство формирования УУД у младших школьников

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, св...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников

Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...