Статья по теме: "Решение проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием".
статья

Ахпателова Виктория Владимировна

Данная статья  "Решение проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iii_mezhdunar_konferentsiya.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Виктория Владимировна Ахпателова, учитель начальных классов

                    Ирина Яковлевна Валеева, учитель начальных классов

              Анастасия Дмитриевна Кулакова, учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 47 имени Д. С. Лихачева, г. Санкт-Петербург

«Концептуальные основы педагогической деятельности. Педагогическая помощь детям риска в условиях общеобразовательной школы. Реализация методов и приемов педагогической терапии».

«КАКИМИ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ, ЭТО НИ ОТ КОГО НЕ ЗАВИСИТ, НО ЧТОБЫ ОНИ ПУТЕМ ПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СДЕЛАЛИСЬ ХОРОШИМИ  - ЭТО В НАШЕЙ ВЛАСТИ».

 Плутарх

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых - резкое ухудшение физического, психологического, неврологического и нравственного здоровья детей.

Сегодня стоит серьезная задача: при организации УВП максимально учитывать наличие этих проблем и строить учебный процесс, исходя из различий в способностях и развитии детей и подростков.

О качестве учебной деятельности школьников судят по их успеваемости. Успеваемость отражает уровень овладения учащимися программным материалом, умение оперировать приобретенными знаниями, т. е. сформированность первого компонента умственного развития - фонда действенных знаний.

Основной причиной стойкого отставания школьников в учении является несформированность второго компонента умственного развития - общих умственных способностей к усвоению знаний.

В качестве первопричин отставания в развитии общих умственных способностей к усвоению знаний выступают как специальные, так и биологические факторы.

Причины неуспеваемости учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами: М. А. Данилов, В. И. Зыкова,  Н. А. Менчинская. Т. А, Власова, М, С. Певзнер. А. Н, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Л. С. Славина, Ю. К. Бабанскнй.

Причины неуспеваемости учащихся: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как специальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте; недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем.

Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто неуспевающим школьникам, значительную часть которых (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Причины этой формы нарушения развития анализировались такими дефектологами, как Т. А. Власовой. В. В. Ковалевым, К. С. Лебединской, В. И. Лубовским, И. Ф. Марковской, М.С. Певзнер, Н.А Цыпиной и др. Все они констатируют связь между ЗПР и резидуальными (остаточными) состояниями после перенесённых во внеутробном развитии или во время родов, или в раннем детстве слабовыраженных органических повреждений центральной нервной системы, а также генетически обусловленной головного мозга.

Клара Самойловна Лебединская выделяет 4 формы задержки психического развития.

1. Конституциональная задержка психического развития.

 1) Психофизический инфантилизм.

Равномерно задержано и психическое и физическое развитие,  рост и вес ниже среднего, по внешнему виду выглядят младше сверстников на 1-2 года,  речевое и психическое развитие отстает на 1-2 года,  долго основная ведущая деятельность - игра, к школе не формируются мотивы к учению, не формируется личностная и эмоциональная зрелость, к 9 годам это компенсируется, прогноз хороший.

2) Психический инфантилизм.

Задержано только психическое развитие, физическое в норме, иногда даже опережает (чаще у мальчиков), отсутствуют мотивы учебной деятельности. Эта форма более устойчива, долго могут оставаться инфантильными, прогноз хороший только при индивидуальной работе. На фоне класса материал не берет, нужна индивидуальная помощь.

2. Соматогенная ЗПР.

В основе лежат хронические, соматические заболевания или ЦБД.  Болезни эндокринной системы: щитовидная железа; поджелудочная железа;

гипофиз; бронхиальная астма; болезни печени и почек; пороки сердца.

Выражено астеническое состояние: быстро утомляются; истощается внимание; усваивают малый объём материала. Динамика выхода зависит от динамики заболевания.

3. Психогенная ЗПР.

Возникает под влиянием длительно действующих неблагоприятных социальных условий или стресса. Это когда ребенок развивался нормально, но под воздействием вышеперечисленных причин развитие замедлялось, нарушалось речевое развитие (мутизм), появлялись тики, энурез, т. е. появлялись невротические компоненты. Динамика возможна при работе психоаналитика, психотерапевта.

4. ЗПР органического генеза (происхождения).

Возникает на базе раннего поражения ЦНС, такие дети стоят на учете у невропатолога с 1 года с диагнозом перинатальная энцефалопатия, они имеют схожесть с детьми УО, так как причина одна - поражение ЦНС, но поражение разное по интенсивности и локализации.

При УО (умственная отсталость) тотальное поражение головного мозга (много зон головного мозга поражено), а при ЗПР - мозаичное поражение головного мозга, за счет которых возможна большая компенсация.

Слабовыраженная органическая недостаточность мозга ведёт к значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на психическом развитии детей.

Психический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определенного уровня: знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарём, основами грамматического строя речи, связанным высказыванием и элементами монологической речи; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; регуляции поведения.

Дети с ЗПР оказываются не готовы к школьному  обучению  по всем этим параметрам. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте.

Речь детей с ЗПР отличается от нормы. Словарь этих детей, особенно активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны, а иногда и просто ошибочны. У этих детей затруднено формирование эмпирических (основанных на опыте) грамматических обобщений. Ряд грамматических категорий в их речи просто отсутствует. У детей этой группы часто встречаются дефекты произношения, им плохо дается звуковой анализ слова, они недостаточно владеют его звуковым образом. Все это значительно затрудняет обучение чтению и письму.

Специальные исследования интеллектуальной деятельности детей с ЗПР установили, что у них к началу школьного обучения не сформированы или недостаточно сформированы такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез (особенно на словесно-логическом уровне).

Дети с ЗПР имеют специфические особенности познавательной деятельности. Восприятие детей с ЗПР отличается крайне ограниченным объёмом (при наличии вполне нормальных зрения и слуха).

У детей с задержкой психического развития наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания (непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного).

Внимание детей с ЗПР отличается крайней неустойчивостью, легкой отвлекаемостью, слабой распределённостью и концентрацией, они быстро утомляются на уроках, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую работу.

Значительным своеобразием отличается и поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра, но предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту, не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим существенное значение в подготовке в учебной деятельности.

Под влиянием неудач у ребенка с ЗПР быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Это можно и нужно избежать.

Проблемы здоровья особенно актуальны для России, где в силу происходящих социальных преобразований, а также низкой культуры отношения к своему здоровью, которое ухудшается не только у взрослых, но и у детей, причем особенно в школьный период.

Фундамент здоровья закладывается в детстве, поэтому в структуре валеологического обеспечения жизнедеятельности особое значение приобретает педагогический компонент.

Приоритет в развитии ребенка, несомненно, принадлежит семье, но сегодня семья, к сожалению, не выполняет этой функции в силу многих причин.

Думаю, многие согласятся со мной в том, что мы, педагоги, давая детям знания, забираем у них здоровье (в основном, конечно, не по своей вине). Еще в начале XIX века Г. Песталоцци указывал, что в традиционных условиях обучения происходит «удушение» развития ребенка, «убийство» его здоровья. Причем в то время еще была достаточно чистая экологическая среда, чистые продукты питания.

Постепенно в общественное сознание стали входить такие понятия, как «школьная близорукость», «школьные сколиозы». К сожалению, это явление не подвергалось глубокому научному исследованию, не были изучены закладывающиеся режим и технологии учебно-познавательной деятельности, то, насколько они отвечают потребностям и естественным установкам развивающегося организма ребенка. Это привело к тому, что в настоящее время налицо уже «эпидемия» школьных форм патологии.

По данным академика Г. Н. Сердюковской, из 1000 детей в процессе дошкольно-школьного воспитания и обучения нарушения осанки приобретают 500-600, близорукость – 400-500, отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы – 300- 400, нервно-психических дисфункций ( нарушение, расстройство функций какого-либо органа, системы) - 200-300 детей.

Сотворить свое индивидуальное здоровье без чьей-то помощи, маленький человек, к сожалению, еще не может. Наша задача помочь ему в этом. В настоящее время интерес к индивидуальному здоровью человека огромен, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.И. Брехман, В.П. Петленко, В.В.Колбанов, В.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, М. В. Чимаров, И. Ю. Глинянова, В. Ф. Базарный).

Высокий уровень патологии у детей указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения.

И только мы, педагоги, должны вывести нашу педагогику из этой страшной ситуации через новые технологии обучения.

Коррекционно-развивающее обучение как форма педагогической помощи детям риска в условиях образовательной школы

Цель: создать условия, способствующие развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала; способствовать формированию здоровья учащихся.

Приоритетными функциями КРО являются: охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей риска; коррекция отклонений, имеющихся в их развитии; компенсация недостатков дошкольного развития, семейного воспитания; активизация личностного потенциала как главной опоры в коррекционной работе.

Если педагог, конструируя урок и процесс обучения и воспитания в целом, предварительно изучает и определяет реальные учебные возможности учащихся в зоне их ближайшего (потенциального) развития и на этой основе:

планируется цель как взаимосвязанный комплекс задач образования, воспитания и психического развития учащихся; выделяет главное, существенное в содержании учебного материала: выбирает наилучшее для конкретных условий сочетание методов, форм и средств обучения; осуществляет дифференцировано-индивидуальный подход к учащимся, дифференцируя не только объём и степень трудности учебного материала, но и степень помощи, оказываемой учителем ученику (стимулирующая, направляющая, обучающая); обеспечивает наиболее благоприятные (гигиенические, морально-психологические условия обучения): педагогизацию всей воспитательной ситуации жизни ребёнка, организацию его жизнедеятельности на коррекционно-развивающей основе; диспансеризацию детей и организацию необходимых лечебных мероприятий; сглаживает имеющиеся поведенческие отклонения, доводит до возможного оптимума значительные для учения функции; характер оценочной деятельности строит на основе критерия относительной успешности, то результаты обучения будут наивысшими для каждого ребенка, а расходы времени на их получение - минимальными, а также обеспечивается лечебный эффект учебной деятельности школьника. Сама деятельность превращается в эффективное средство педагогической терапии.

Реализация методов и приемов педагогической терапии

С учетом психолого-педагогических особенностей детей нами разработаны «Валеологические требования к уроку», что является основой педагогической терапии.

Для учащихся создается наиболее благоприятный режим работы. После работы в классе, они становятся группой продлённого дня. Особое внимание уделяется подбору воспитателя, который мог бы успешно продолжить коррекционную и развивающую работу с учащимися во второй половине дня.

Каждый новый учебный год требует от учащихся большой затраты физических и моральных сил. Нередко мы в походе за знаниями забываем успешно и основательно их смогут усвоить лишь физически крепкие и здоровые дети. Как же сохранить и приумножить столь необходимые в этом походе за знаниями силы?

Одно из верных средств - регулярные занятия физической культурой и спортом. По мнению учёных и специалистов, школьники должны заниматься физическими упражнениями не менее 6-8 часов в неделю. Предлагаем придерживаться приведенного ниже графика:  утренняя зарядка 10 мин  х 5 =50 мин,  физкультминутки на уроках 10 мин х 5 = 50 мин, динамическая перемена 15 мин х 5 = 75 мин, уроки физкультуры 40 мин  х 2 = 80 мин, занятия ритмикой 40 мин x 2=80 мин, посещение бассейна один раз в неделю 60 мин x 1= 60 мин, прогулки в ГПД с подвижными играми 20 мин х 5 =100 мин.

Урок  основная форма организации учебной деятельности. При проведении уроков и в работе с классом учитываем: санитарно-гигиенические; психологические; дидактические требования к работе.

  1. Санитарно-гигиенические требования к уроку

Руководством для нас должны стать «Санитарные правила и нормы СанПиНа» и дополнения к СанПиНу.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает рациональное чередование различных видов деятельности. При подготовке к урокам стараемся учитывать «Схему работоспособности» и «Смены видов деятельности». В своей работе используем систему работы Владимира Филипповича Базарного по сохранению здоровья учащихся.

Понаблюдайте за детьми, занятыми письмом. Первые секунды спина ровная, голова поднята. Но постепенно они все больше наклоняются. Это их активная поза. Так пишут все дети. Эта поза стабильна. А в результате пережаты шейные сосуды, питающие головной мозг кровью, нарушает ритм сердца, поджато легкое, не работает диафрагма, о край стола сдавлена печень. Полностью угнетена активность детей. Для профилактики переутомления глаз включаем в физкультминутки упражнения на укрепление глазных мышц; упражнения с простейшими офтальмотренажерами, во время офтальмотренировки используем яркие рисунки.

2. Психологические требования к уроку

Психогигиена учебно-воспитательного процесса должна быть направлена на достижение следующих целей:                                                                                            своевременное и гармоничное психическое развитие ребенка;                                                      обучение на фоне положительных эмоций, являющихся залогом психического здоровья; предупреждение чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному  утомлению; предотвращение всевозможных психотравмирующих ситуаций.

1.Комфортное эмоционально – психическое состояние учителя и учащихся.

Чтобы достичь большого процесса в развитии детей, в усвоении ими знаний, надо помнить, что самочувствие детей в процессе обучения должно быть спокойным и естественным, с большим внутренним уважением к учителю и товарищам. Психическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на результаты урока.

Учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психические особенности каждого учащегося: мышления (репродуктивного, творческого);

памяти (произвольной, непроизвольной), в частности узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения; внимания (способности сосредоточиваться на предмете изучения); воображения (особенно творческого); воли (способности ставить перед собой далёкие и близкие цели и достигать их, преодолевая препятствия); эмоции.

Контроль над своими эмоциями может быть достигнут с помощью несложных приёмов, которыми должны владеть не только школьные психологи, но и педагоги. В числе таких приёмов  можно назвать «психическую гимнастику», «гимнастику эмоций», перевод отрицательных эмоций в положительные, переключение эмоций, реализацию их в движения. Формы психологической разгрузки: психические настрои – тренинги; энергетический уровень любой комнаты можно повысить, используя музыку, музыка стимулирует работу ума, большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением; лечить человека можно хорошими добрыми стихами; танцы - разрядка эмоционального напряжения.

2.  Ситуация успеха. (Стимулирование успехов школьников в учении). «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» - слова Сухомлинского.

Организовать процесс обучения так, чтобы каждый ребёнок мог трудиться и имел бы успех в своей деятельности. Педагог должен помочь ребенку достичь максимального успеха в развитии и усвоении знаний.

В учебно-воспитательном процессе должно преобладать позитивное начало. Как для обучения, так и для психического здоровья более ценно поощрение инициативы и успехов, чем акцентирование внимания на неудачах. Наличие уверенности в достижимости намеченного - это еще и элемент самовоспитания, один из способов выработки настойчивости и трудолюбия.

Воздействие на мотивационную сферу личности учащихся.
Взаимоотношения «учитель-ученик» строить, исходя из хорошего, что есть в

ребёнке: «Не искоренять плохое, а умножать хорошее». «Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя» - утверждают психологи.

На результаты урока оказывает значительное влияние отношение учащихся к знаниям, учению, которое зависит от мотивов учения, потребности в расширении знаний и других факторов.

Умелое руководство мотивами учения школьников, возбуждение и поддержка положительных мотивов на основе формирования интереса к знаниям и процессу учения, потребности в знаниях, привлечение учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, создающей у них чувство радости познания, удовлетворения успехами в работе являются необходимой стороной деятельности учителя на уроке.

«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно!»   Б. Житков.

3. Сотрудничество, соучастие, соавторство.

 Одно из важнейших условий психического здоровья учащихся – правильная социализация, выработка навыков адаптации к изменяющейся социальной среде. Нравственные, этические и эстетические нормы, основанные на значительном понятии доброты и побуждающие к сочувствию, сопереживанию, содействию, поиски способов бесконфликтного общения в школьном коллективе должны занимать не последнее место в деятельности любого педагога. Особенно ценится учащимися требовательность педагога, если она сочетается с доброжелательностью и справедливостью, уважением к детям и педагогическим тактом.

4. Предотвращение всевозможных психотравмирующих ситуаций, главным образом, должно исходить от учителя. Требования, предъявляемые к ученикам, должны соответствовать уровню их развития, но не превышать и не занижать их возможности. Обучение учащихся необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития.

Учитывая, что «то, что сегодня ученик сумеет сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно завтра» (Л. С. Выготский).

При правильном отношении учителя к ученику в сознании последнего не должна доминировать боязнь незнания. Важным психолого-дидактическим усвоением организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить ее лечебный и коррекционный эффект, является изменение подхода к оценке.

В педагогике следовало бы окончательно отказаться от отрицательных оценок и предоставить возможность каждому совершать неограниченное количество попыток получения положительной оценки. Такая форма общения «учитель-ученик» основана на индивидуализации в обучении.

В своей работе делаем акценты: комфортное эмоционально психическое состояние учителя и учащихся; ситуация успеха (стимулирование успехов школьников в учении); воздействие на мотивационную сферу личности учащихся; сотрудничество, соучастие, соавторство; предотвращение всевозможных психотравмирующих ситуаций.

Психическое состояние учителя и учащихся достаточно ощутимо влияет на результаты урока. В основе всей работе лежит принцип «Пожелай добра ближнему».  Применяем разные формы психологической разгрузки: психологические установки-тренинги; слушание расслабляющей и мобилизирующей музыки; занятия на нормализацию эмоционально-волевой сферы, на исправление - нарушений в общении и поведении; ароматизацию классного помещения; приём фиточая; занятия по рисованию; методы эмоционально цветовой аналогии; танцы повышают психоэмоциональный тонус учащихся.

Начинаем  день с психологического настроя-тренинга. Учеба была и остаётся главным видом деятельности школьника. Стараемся организовать процесс обучения так, чтобы каждый ребенок мог трудиться и имел бы успех в своей деятельности. Ориентируемся на зону ближайшего развития, учитывая, что «то, что сегодня ученик сумел сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно завтра» (Л.С. Выготский). Используем в своей работе три основных вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая.

СТИМУЛИРУЮЩАЯ ПОМОЩЬ.

Необходимость в стимулирующей помощи возникает тогда, когда ребёнок не включается в работу после получения задания, или когда работа завершена, но выполнена неверно, В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, нацелить на решение задачи      (ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться). Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание и, если выясняется, что нет, разъясняет его. Во втором - он указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения. Учитель может, учитывая особенности ребёнка, сделать область поиска допущенной ошибки более широкой или, наоборот, более узкой.

НАПРАВЛЯЮЩАЯ ПОМОЩЬ.

Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда у ребёнка возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, в планировании - в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены как в самом процессе работы ребёнка, или они выявляются уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно, В обоих случаях учитель прямо или косвенно направляет ребёнка на правильный путь. Он или обращает внимание ребёнка на таблицу, наглядную опору, в которой отражён способ решения аналогичной задачи, или помогает ему сделать первый шаг на пути её решения, наметить план действий. Учитель, планируя задания, должен предусмотреть возможность оказания нуждающимся детям направляющей помощи уже во фронтальной её форме.

ОБУЧАЮЩАЯ ПОМОЩЬ.

Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие её виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.

Если дети возбуждены, нервозны начинаем заниматься психологической разгрузкой. Положив головы на парты, дети слушают музыку (спокойная музыка, звуки природы), вспоминают что-то приятное. Смотрим на пламя свечи, произнося психотренинг «Мне хорошо и спокойно...».

Важным психолого-дидактическим условием организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить её лечебный и коррекционный эффект, является изменение подхода к оценке.

Оценка может быть выражена в виде одобрения, похвалы, улыбки учителя, одобрения со стороны класса. Используя вариант «Даю шанс» – «отсроченная отметка», не ставим отрицательную (или даже удовлетворительную) отметку, а предлагаем «пересдать» материал. Ученики, как правило, охотно принимают такие предложения. Иногда целесообразен приём «авансирования» отметки. Если ученик оказывается в позиции «учителя» у него повышается самооценка и уверенность в себе.

3. Дидактические требования к уроку

1.Принцип «Не мир, а ребёнок...» (развитие и коррекция высших психических функции). Больше внимания детям. Изучение и развитие ребёнка. Развивать и упражнять различные психические процессы, включать специальные коррекционные упражнения для развития зрительного внимания,

вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия и т. д.

Включать в урок выполнение специальных упражнений и заданий с опорой на несколько анализаторов. Использовать фронтальные и индивидуальные формы работы, взаимообучение. Индивидуальный и дифференцированный подход должен стать ведущим в организации работы в классах КРО.

2. Принцип «Воспитание достоинства» (развитие динамичности восприятия). Воспитание у детей разными технологиями чувства собственного достоинства. Приучать учеников к коллективному самоанализу – когда они знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают старательно.

Внешнее признание заслуг или достоинств вызывает гамму положительных эмоций. Строить уроки таким образом, чтобы обучение осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Это не усложнение программы, а разработка таких заданий, при решении которых у ребенка возникают какие - то препятствия, преодоление, которых и будет способствовать развитию его возможностей и способностей.

Методы:

- задания по степени нарастающей трудности;

- включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный
анализатор (зрительный, слуховой, тактильный):

- разнообразные типы структуры уроков, обеспечивающих смены
деятельности учащихся.

Учить так, чтобы ученик понимал, что, почему и как нужно делать. Перегрузка в образовательном процессе приводит к подавлению личности («руки опустились»).

3. Принцип «Предъявление – подтверждение». Выражается в том, что ребёнок предъявляет себя, а педагог подтверждает его. Должна быть создана атмосфера, где каждый ученик проявляет все свои способности, а педагог замечает их и развивает. Приучать каждого ученика работать в соответствии с возможностями, но в то же время в полную силу. «Неподтверждение» человека является страшным наказанием. Ребенок приходит в коллектив, но его не замечают, «не подтверждают», что он есть. Ребенок, «не подтвержденный» в классе, уходит туда, где его отметят, т. е. на улицу.

4. Принцип «Особенность, а не отличительность».  Не надо сравнивать ребёнка с кем-то другим. Дети соревнуются не друг с другом, а сами с собой.

5. Принцип «Коммуникация». Воспитание у ребёнка потребности в общении. Ребенок не умеющий общаться, накапливает отрицательную энергию и не получает необходимую для психического развития информацию.

6. Принцип «На минимуме информации - максимум мотивации».  Учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык способов переноски обработки информации и тем самым развивался механизм поиска, выбора и принятия решения. Важно дать ребенку способы приобретения знаний. Сделай - проверь - умей рефлексировать собственный способ работы. Готовить задания, предполагающие самостоятельную обработку информации. Дозированная поэтапная помощь педагога (постановка заключенных инструкций). Задания и упражнения должны быть интересны ученику, творческими, проблемными. Создание условий для зарабатывания, а не получения оценки (призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка).

Использовать такие технологии (методы и приёмы работы), которые просты, т. е. легки в усвоении, доступны, эффективны, т. е. быстро дают положительный результат.

Мотивация к учению складывается из многих факторов: личность учителя, системы подачи информации, реального внимания педагога к деятельности каждого ученика, соответствующего его оценивания.

7. Принцип «Успешность». Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание. Чтобы ребёнок чувствовал себя уверенным, был способен преодолевать трудности, ему необходимо положительное представление о самом себе. Самооценка ребёнка, его отношения к себе и восприятие себя во многом определяют и его поведение, и успеваемость. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них наблюдается высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся с товарищами по учёбе, учатся с явно выраженным эмоционально-психическим напряжением.

Связь между успеваемостью учащихся и их представлениями о своих учебных способностях, носит характер взаимовлияния. Успехи в учёбе способствуют  росту самооценки, воздействуют на успех.

8. Принцип «Наглядность». Органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. Органы зрения «пропускают» в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.

Информация, поступающая в мозг от органов зрения (по оптическому каналу связи), не требует значительного перекодирования, запечатляется в памяти человека легко, быстро и прочно.

При обучении мышление главенствует над памятью. Мышление вообще не может совершаться без наглядной основы. Дети мыслят формами, красками, звуками, образами.

Золотое правило: все, что только можно - представляйте для восприятия с помощью чувств.

Информация                        Усвоение

Словесная                         15%

Зрительная                         25%

Словесная + зрительная         65%

Широкое использование на уроках методов обучения:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические: рассказ, беседа, лекция, демонстрация, организация практических упражнений, выполнение практических заданий и др.).

2.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: учебные дискуссии, деловые игры, поощрение, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний и др.

3.Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

*Классификация методов обучения (Конаржевский Ю. А.)

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.

3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала.

4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в
учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

5. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

6. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (от частного к общему), дедуктивный (от общего к...), традуктивный (логическое умозаключение).

Каждый метод обучения - это совокупность многих характеристик способов деятельности ученика и учителя. Наряду с этим существуют и специальные методы обучения:

  1. Метод эмоционального воздействия.  Эмоции влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления.
  2. Метод сопряженно-отраженной деятельности (учитель проговаривает с ребёнком пока у него не получится). Это метод совместной деятельности.
  3. Метод социально-бытовой ориентированности (материал приближен к жизни).

4. Метод ритмопедии (включение сенсорных систем: слух, зрение, тактильные вибрационные ощущения, обоняние, осязание в процессе игровых и учебных ситуаций).

  5. Метод суггестопедии (лат. Суггестия - внушение + гр. Обучение) - система ускоренного обучения, связанная с гипнотическим внушением.

Основан на увеличении эффективности запоминания. (Под медленную музыку учитель 4 раза читает 1 строфу стихотворения, которое дети должны выучить наизусть, медленно, с расстановкой. Дети должны положить голову на парту, глаза закрыть. После этого учащиеся повторяют эту строфу 2 раза и т. д.).

До сначала нужно приучить детей слушать музыку на протяжении 10 – 15 минут.

6. Метод обучения на пределе трудности в зоне ближайшего развития, т.е. предварительное включение нового сложного материала в ткань урока с постепенной переработкой, с использованием моделей и опорных схем.

Таким образом, можно смело утверждать, что применение технологий по сохранению здоровья учащихся, по совершенствованию учебных умений учащихся, по улучшению орфографической зоркости учащихся, по работе над каллиграфией письма, различных форм психологической разгрузки, постоянное отслеживание эмоционального настроения учащихся помогает достичь хороших результатов.

Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и комплексе профилактических мероприятий в процессе обучения являются важными факторами сохранения и укрепления здоровья у школьников в процессе обучения.

Содержание и форма урока имеет особое значение. Чтобы предупредить утомляемость детей, стараемся сделать каждый урок разнообразным по форме и интересным по содержанию.

В своей работе широко используем: урок - сказка; урок-игра; урок-аукцион; урок-зачет; урок-бенефис; уроки взаимообучения;  урок деловая игра; урок соревнование; урок типа КВН   и др.

Педагогические технологии приобретают всё большую значимость. В. Беспалько утверждает: «... абстрактные разговоры на темы обучения и воспитания возможны и без всякой технологии, а вот успешно работать педагогам-практикам, учить и воспитывать учащихся без технологии невозможно».

В своей работе  используем технологии Зайцева. Технологии Всеволода Николаевича Зайцева посвящены решению старой как мир проблеме: как научить детей читать, писать, считать? И не просто уметь это делать, а делать быстро, на уровне навыка, не тратя лишние силы и время. Всеволод Николаевич предлагает способы простые, доступные каждому педагогу, но тщательно выверенные и практически, и статистически.

Средства концентрации усилий. При использовании предлагаемой технологии это классная доска, дидактические материалы.

Результативность работы. Даже в классах выравнивания удалось увеличить число детей с хорошей успеваемостью.

 В основе технологии лежит технологичный тренаж - это такой способ организации упражнений, который обеспечивает достаточно высокую частоту их проведения без перегрузки учителя большим объёмом подготовительной и проверочной работы. Важные её особенности: применение карточек многократного использования и взаимопроверка выполненных упражнений учениками.

Чтение

Успеваемость впрямую зависит от скорости чтения. Оптимальная скорость чтения обеспечивает лучшее понимание текста и является необходимым условием хорошей учебы. Для достижения её  нужны упражнения, всесторонне развивающие психику учеников. Какие упражнения предлагает технология?

1) Зрительные диктанты (проводить ежедневно).

2) Диктанты по текстам, предложенным профессором И. Т. Федоренко. Они состоят из 18 наборов по 6 предложений в каждом. Обеспеченность этих предложений - наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 букве. Диктанты способствуют ускоренному развитию внимания и оперативной памяти, совершенствуют восприятие и осознание текста.

3)Ежедневные пятиминутки «жужжащего» чтения. Они помогают совершенствовать восприятие и осознание текста, способствуют его осмыслению и развитию артикуляционного аппарата. Эти упражнения не вызывают  затруднений и чрезвычайно результативны, так как во много раз увеличивают объём и частоту тренировки.

4) Упражнения для выразительного чтения. Они заимствованы из системы Федоренко-Пальченко.

5) Стимулирование. В предлагаемой технологии стимулирование достигается периодическим воздействием самозамеров скорости чтения (только на эмоциональном подъёме) и продлением положительного эмоционального состояния путём чтения перед сном. Использовать приём «взаимозамер».

Ежеурочные пятиминутки, как и зрительные диктанты - главные упражнения в технологии обучения оптимальному чтению.

Русский язык

Скорости письма великие педагоги придавали большое значение. У Я.А. Коменского можно встретить рекомендацию: «Сначала учить писать чисто, потом быстро, потом правильно».

Еще определеннее высказывался древнеримский педагог Квинтимиан: «Писать скоро и чисто - дело немаловажное… медлительность в этом деле много вредит живости ума».

Прежде чем работать над грамотностью, нужно отработать быстроту письма. Как обеспечить быстроту письма?

1. Главный резерв – высота буквы 3-5 мм (лучше 3 мм). Эргономические
(эргономия - научная дисциплина, комплексно изучающая человека в
конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда) же требования допускают уменьшение высоты букв до 2 мм.
Эксперимент показал, что переходить на двухмиллиметровую высоту
целесообразно в третьем классе, по мере тренировки скорость письма
увеличивается на 30-40%.

2. Другой важный резерв повышения скорости письма – цвет пасты.
Слишком светлые тона пасты вызывают усталость зрения и снижают скорость

письма на 15%.  Поэтому в начальных классах надо рекомендовать к употреблению только тёмные пасты – тёмно-синюю, тёмно-фиолетовую. Если ребенок левша, лучше писать светлой пастой, чтобы не было грязи. Для успешной учёбы в средних классах надо, чтобы при окончании начального обучения скорость письма была не менее 60 букв в минуту.

Технология повышения грамотности письма.

1. Диагностические диктанты.

Они могут быть трёх типов: словарный, в котором все слова подобраны на заданную орфограмму; словарный, в котором содержится одинаковое число слов на каждую из нескольких выбранных орфограмм; художественный текст с определенным количеством слов на заданную орфограмму.

Первый вид диктанта используется для оценки уровня усвоения выбранной орфограммы. Его же можно использовать для определения рационального количества тренировочных упражнений: их следует проводить до тех пор, пока каждое последующее упражнение даст уменьшение количества ошибок.

Второй вид диктанта нужен для того, чтобы сопоставить уровень усвоения различных орфограмм, выбрать ту из них, которая вызывает в классе наибольшие затруднения.

Третий вид деятельности диагностического диктанта используется для оценки результирующего признака по окончании тренировочной работы.

2. Тренировочные упражнения.

Решающую роль в совершенствовании грамотности письма играет частота тренировочных упражнений. К сожалению, письменные упражнения довольно трудоёмки и увеличить существенно частоту их выполнения можно только за счёт сокращения времени на каждое из них. Если расчленить, например, диктант на 4 основные операции: прослушивание, обдумывание, запись и самопроверку, то большая часть времени уходит на запись. Возникает парадоксальная ситуация: чтобы повысить грамотность письма, надо сократить потери времени на письмо. Учителя используют для повышения грамотности письма перфокарты, но на их изготовление уходит много времени. Гораздо технологичнее применять игровые словарики. Они позволяют сократить время на каждое упражнение в 5 – 10 раз (показать страничку такого словарика). В каждом слове пропущена и вынесена на поля контрольная буква.

Возможны разные способы игры со словарём: индивидуально и в парах, в режиме соревнования групп и «соревнования» с самим собой. При игре поле вынесенных букв закрыто, а слова с пропущенными буквами открыты. Ученик называет пропущенную букву, а затем проверяет правильность ответа, открывая букву на поле. Проверка 30 слов занимает  1–2 минуты времени, что позволяет сделать тренировку ежедневной. Если в течение недели выбранную страничку повторить 5 – 6 раз, то количество ошибок уменьшится в 2 раза.

3. Методика Петра Семёновича Тоцкого (Лекарство от безграмотности. Об использовании орфографического чтения).

При работе со словарными словами удобнее брать слова блоками (5 – 10 слов – слова написаны на карточках).

1 блок – 1 учебная неделя.

1. День: самостоятельное чтение слова учащимися про себя; чтение учителем слов орфографически; дети повторяют слова 2–3 раза орфографически, глядя на карточку; орфографическое чтение всего блока слов; апись слов с карточки; проверка всего блока слов устно (учитель читает слово орфоэпически, дети  орфографически, называя буквы для запоминания, «глаза и пальчик идут по строке»).

2. День: (Словарь «по хитренькому») - карточка со словом на мгновение показывается классу; учитель произносит слово орфоэпически; дети 3 раза произносят слово орфографически; запись слова с карточки (со словаря); после записи всего блока слов следует проверка (как в 1 день).

3. День: устный диктант всего блока слов (учитель один раз произносит орфоэпически, класс 3 раза проговаривает слово орфографически).

4. День: карточка перед классом, ученики читают 1 раз, называют буквы для запоминания; запись слова, графическое оформление; проверка блока слов (как в 1 день).

5. День: слуховой (контрольный) диктант.

4. Методика Евгении Николаевны Потаповой (Е. Н. Потапова «Радость познания. М. «Просвещение». 1990)

Любознательность начинается с удивления. Помня, что главным образом, рождающим интерес к предмету, является удивление, проводим специальные задания на уроках литературного чтения и русского языка.

Урок мог начаться с рисования, хотя и посвящался умению сочинить сказку, рассказ. На листе бумаги каждый ученик наносил кисточкой пятно, линию, росчерк. Затем лист перегибался пополам - появлялось на нём абстрактное изображение. Учащиеся искали в нём фигуры людей, очертания предметов, животных, которые становились действующими лицами сказок, историй и т. п.

А вот другой вариант. Учащиеся записывают любые, пришедшие на ум слова. Потом используя их,  коллективно составляют рассказ или сказку. Интересно проходит урок игра «Я – художник-оформитель». Школьники составляют словесную иллюстрацию к тексту, музыкальному произведению.

Математика

Улучшение техники счёта – существенный резерв успешности обучения.

Любое сложное умение – совокупность простых. Овладение элементарными навыками - необходимая ступенька к развитию мышления.

«...развитие навыков должно предшествовать развитию ума». Это сказал Аристотель     25 веков назад.

Не усвоив до автоматизма таблицу сложения и вычитания в пределах 10 и 20, трудно складывать и вычитать многозначные числа; не усвоив до автоматизма таблицу умножения –  умножать и делить многозначные числа.

Низкая скорость вычислений наблюдается у часто ошибающихся учеников, высокая –  является важнейшим показателем упорядоченности математического мышления. Прежде чем проводить упражнения с использованием карточек технологического тренажа, надо системно поработать над усвоением таблицы.

Для этого использовать последовательно три специальных упражнения.

1.Переключение канала восприятия.

Таблица, как правило, заучивается вслух, а при решении примеров цифры воспринимаются зрительно. Надо создать предпосылки успешного переключения канала восприятия. С этой целью изготавливаются демонстрационные карточки с цифрами от 0 до 9. Учитель берёт со стола две любые карточки, не называя чисел, спрашивает: «Сколько?». За минуту тренировки можно десяток раз предложить упражнение. Через несколько дней дети будут быстро воспринимать числа не только на слух, но и зрительно.

2.Индивидуализация усвоения.

Коллективная работа с демонстрационными карточками перестает быть эффективной по мере того, как ученики осваивают большую часть таблицы. Когда у каждого ученика остаётся по десятку неосвоенных элементов, работа должна быгь индивидуализирована. Теперь каждый должен повторять только «свою» часть таблицы, не освоенные им элементы. Но беда в том, что ребёнок не знает, чего он не знает. Надо проверить у него знание всей таблицы (это можно поручить более подготовленным ученикам), и неусвоенные элементы ему следует выписать на последней странице тетради по математике.

Теперь на каждом уроке можно отвести 1-2 минуты для повторения:   «Откройте тетрадь на последней странице, будем повторять таблицу умножения» –  каждый ученик при этом будет работать целенаправленно.

Можно разнообразить эту работу, организовать взаимопроверку усвоения учениками.

3. Упражнения с «сорбонками».

«Сорбонки» (от названия парижского университета) имеют широкую сферу применения: для усвоения иностранных слов, формул, величин, единиц измерений и т.д. «Сорбонки» для усвоения таблицы умножения – это маленькие картонки, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, например: 7x6, а на другой – ответ 42.

   На каждой перемене ученик играет: угадал, не угадал? Угадал, карточка ложится в одну сторону, забыл – в другую. Постепенно ученик с ослабленной памятью осваивает таблицу.

    Высокая эффективность «сорбонки» объясняется тремя важными свойствами: концентрация внимания ученика только на тех элементах таблицы, которые им не усвоены; увеличение частоты тренировки; раскрепощение памяти в процессе игры, что обеспечивает более лёгкое запоминание.

Эффективность форм, методов и средств педагогической терапии.

Применение различных форм уроков, различных видов деятельности, игровых приёмов обучения предупреждают утомляемость детей, развивают интерес к учебной деятельности. Схемы-опоры, перфокарты, карточки-тренажёры, с одной стороны, помогают направить мысль, силы ребёнка на работу, развивают у него сосредоточенность, усидчивость, а с другой стороны, предупреждают усталость.

Использование приёма работы в парах заставляет учащихся осознавать важность своей роли «учителя» в общении, учит быть внимательными, выдержанными. Таким образом, идет коррекция их собственных недостатков, развивается ответственность.

Главное достижение в том, что педагогически запущенные дети, социально –  дезадаптированные дети усваивают программу, сохраняя своё физическое и нервно-психическое здоровье. Они чувствуют себя в школе хорошо. Об этом говорят наблюдения за учениками на уроках, карточки эмоционального состояния детей.

Результаты обучения и состояния здоровья учащихся в классах вселяют оптимизм.

Литература:

1.  А.С. Белкин «Ситуация успеха. Как её создать». М.. «Просвещение». 1991г

2.  А. Л. Венгер, Н.К. Цукерман «Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста», Томск «Пеленг», 1993,

3. П. Винокурова «Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышлённее взрослых», М., «Эйдос», 1994г.

4.  «Обучение детей с задержкой психического развития» под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. М., «Просвещение. 1981г.                      

5.  Р.И. Водейко. Г.Е.Мазо «Как управлять собой». Петрозаводск «Карелия». 1990г.

6. 3.Б. С. Волков, Н.В. Волкова «Задачи и упражнения по детской психологии».  М., «Просвещение», 1991г.                                                                      

7. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте»,                                М, «Просвещение», 1991г.

8. Л. С. Выготский «Лекции по психологии», Санкт-Петербург, 1999г.                      

9.  Р. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, СВ. Щербинина «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»,                                                               Ярославль. «Академия развития», 1997г.

10. В. В. Давыдов «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении».               Томск «Пеленг», 1992г.

11. Г. Демирчоглян «Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей». М., «Рипол Классик». 1998г.  

12. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы под ред. И. В. Дубровиной,                                                                            М., «Издательский центр «Академия», 1995г.

13. Н.В. Жутикова «Учителю о психологической помощи».                                    М., «Просвещение». 1988г.

14. А. 3ак «Развитие умственных способностей младших школьников»,                             М,. «Просвещение», «Владос», 1994г.

15. С.Д. Забрамская «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей».

16. А.И. Захаров «Предупреждение отклонений в поведении ребенка». Санкт-Петербург, «Союз», 1997г.

17. «Отстающие в учении школьники (Проблемы психического развития)»  

 под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной , М., «Педагогика», 1986г.    

18. Н.В. Клюева. Ю.В. Касаткина «Учим детей общению»,                                                 Ярославль «Академия развития», 1996г.

19. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»,                                              Ярославль «Академия развития», 1996г.

20. Я.И. Ковальчук «Индивидуальный подход в воспитании ребенка».                             М., «Просвещение», 1981г.

21.  Шелдон Левис, Шейла Левис «Ребенок и стресс», Санкт-Петербург, Питер. 1997г.

22. А. Лукошкин «Эмоциональные потенциалы коллектива».                                                М., «Педагогика». 1988г.

23. С. Н. Лысенкова «Методы опережающего обучения».                                                             М., «Просвещение», 1988г.

24. А. К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте».               М., «Просвещение», 1983г,

25. И.Ю Матюгин , Т. Ю. Аскоченская. И. А. Бонк «Как развивать внимание и память вашего ребенка», М., «Эйдос», 1995г.

26. И. Матюгин, И. Рыбникова «Методы развития памяти, образного мышления, воображения». М., «Эйдос», 1996г,

27. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры». М., «Просвещение», 1990 г.

28. Б.П. Никитин «Развивающие игры», М., «Знание», 1994г.

29. «Психология воспитания» под ред, В.А. Петровского М.. Аспект Пресс. 1995г.

30. В.А. Петровский , A.M. Виноградова, Л.М. Кларина и др. М., «Просвещение». 1993г. «Учимся обращаться с ребенком».

31. «Познавательные процессы личности и методика их развития».                Методические рекомендации, Псков, 1994г.

32. Н. Ф. Толызина «Формирование познавательной деятельности младших школьников», М., «Просвещение», 1988г.

33. В. Попов «Валеология в школе и дома» (О физическом благополучии школьников). Санкт-Петербург «Союз», 1998г.

34. Е. И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании».             М,. «Владос», 1996г.

35. А. Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей»,                             Ярославль «Академия развития», 1996г.

36. Л.Ю. Субботина «Развитие воображения у детей»,                                            Ярославль, «Академия развития», 1996г.

37. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов, под ред. В.В. Слободчикова, Томск «Пеленг», 1992г.

38. Л. Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Ярославль «Академия развития», 1996г.

39. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»,                        Ярославль «Академия развития», 1996г.

40. Л. М. Фридман «Психология воспитания», М.. ТЦ «Сфера», 1999г.

41. Г. А. Цукерман «Виды общения в обучении», Томск «Пеленг», 1993г.

42. Йосиро Цуцуми «Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями». М., 1991г.

43. Л.В. Черемошкина «Развитие памяти детей», Ярославль «Академия развития», 1996г.

44.  М.И. Чистякова «Психогимнастика». Москва. «Просвещение». «Владос». 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание виртуальных сообществ, как один из способов оказания помощи учителям в решении проблем, связанных с внедрением ФГОС НОО.

Единственный  способ помочь активизации  взаимодействия всех участников образовательного процесса -  создание общероссийского ресурса, способного  объединить в масштабах страны в е...

Методические рекомендации для решения ряда проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием. Система самооценивания.

Данные рекомендации предназначены для учителей начльных классов (средней школы), родителей учащихся, учащихся начальных классов. Цель методических рекомендаций - обеспечить на этапе контроля отражение...

Статья на тему:"Игровые технологии в младшем школьном возрасте."

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"...

Статья на тему "Решение задач во 2 классе"

Данная статья содержит материал, по теме решение состаных задач во 2 классе....

Статья на тему "Особенности самооценки детей младшего школьного возраста"

Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе,психологическая характеристика детей младшего школьного возраста,особенности самооценки детей младшего школьного возраста...

Статья на тему: "Развитие воображения детей младшего школьного возраста с ОВЗ на уроках рисования"

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипо...