Проектная деятельность в обучении младших школьников
учебно-методический материал на тему

Брукова Екатерина Александровна

Отчет по самообразованию  "Проектная деятельность в обучении младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_obuchenii_mladshih_shkolnikov.docx56.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в обучении младших школьников

Рассмотрим важнейшие аспекты метода проектов и организации проектной деятельности младших школьников.

Прежде всего, выделим несколько общих моментов. Во-первых, в современной педагогике считается, что метод проектов – один из эффективных способов формирования у школьников самостоятельности и развития познавательных умений собирать информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и т.п.[1].

Во-вторых, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует учителей на приоритетное формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения[2]. Реализация этих требований стандарта возможна с использованием метода проектов.

Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач[3]. Проектная деятельность может стать одной из наиболее эффективных форм толерантного воспитания.

Сегодня о проектах говорят очень много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование. Слова «проект» и «проектирование» прочно вошли в жизнь россиян. С проектами мы встречаемся в научной деятельности, а также в культуре, спорте и других сферах. Таким образом, проектирование явно или скрыто присутствует в нашей жизни и постоянно расширяет свое влияние на деятельность человека. Метод проектов можно считать одним из основных направлений деятельности и современной школы.

Проектирование является одним из принципов организации деятельности человека наряду с подчинением, повторением, вдохновением. Деятельность по подготовке проекта характеризует осознанность, целенаправленность, результативность, рефлексивность[4].

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике; соединение академических знаний с прагматическими и соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он развивался активно и весьма успешно. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников[5].

В реальной жизни любая деятельность человека или социальных групп, которая основывается на последовательном планировании своих действий с предвидением определенных желаемых результатов, может в той или иной мере считаться проектированием. В наше время часто говорят о проектном мышлении, которое становится все более важным и даже необходимым для современного человека. И школа не остается в стороне от новых веяний. Вот только учебная деятельность имеет ряд важных отличий от взрослой жизни, поэтому и к учебному проекту следует подходить с другими мерками и требованиями, не забывая при этом об общих принципах и основах.

Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных готовых знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно и уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.);
  • важность широких контактов между людьми, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, вьщвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Следует обратить внимание на то, что в педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования. Сейчас проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.[6]

Наша задача состоит в том, чтобы охарактеризовать понятие «проектная деятельность», выявить её существенные черты и особенности реализации в начальной школе.

Проект – это буквально «брошенный вперёд», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.

Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Педагог Г.К. Селевко подчеркивает, что «под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации»[7].

Метод проектов с точки зрения авторского коллектива учебного пособия «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» представляет собой «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы  (технологию), которая должна завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом». В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитии критического мышления[8].

Балаян Г.В. под методом проектов понимает «совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов»[9].

Метод проектов – это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов[10].

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы и объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей, приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов и процессов.

Проектная деятельность, или проектирование, - это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем и осуществить изменения в окружающей среде (естественной или искусственной). Она может осуществляться на учебном или внеучебном материале.

Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности[11].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определённого времени. Метод проектов предполагает  решение какой то проблемы, а решение предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из разных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть соответствующими: если это теоретическая проблема - то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению[12].

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

Сравнивая эти определения можно выделить общие существенные признаки метода проектов:

  • специально организованная самостоятельная деятельность учащихся;
  • решение практически или теоретически значимой проблемы;
  • прагматическая направленность на результат;
  • значимость полученного результата, его применимость в реальной практической деятельности.

Ученые – педагоги выделяют целевые ориентации метода проектов:

  • формирование проектной деятельности, проектного мышления;
  • стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
  • включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;
  • самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;
  • развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
  • развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;
  • развитие важнейших компетенций для современно жизни (способности брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; регулировать конфликты ненасильственным путём; оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; делать свой выбор; владеть устным и письменным общением; способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни);
  • развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения[13].

Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию[14]. Вместе с тем, проектная деятельность может стать и действенной формой воспитания учащихся.

Важнейшее условие успешного обучения детей проектной деятельности — дифференциация образовательного пространства. Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе – всё это требует не кабинетного, а содержательного оформления пространства школы. Образовательное пространство школы должно включать в себя наряду с традиционными кабинетами (где идёт учебная деятельность по предметам) места для самостоятельной работы: достаточно обширную библиотеку (инфотеку), а в классах и других рабочих комнатах наличие справочной литературы и материалов для самопроверки; лаборатории для свободных опытов; компьютеры с доступом к разнообразным базам данных; удобную для работы в группах расстановку мебели в классах; выделенные внутри классных помещений, в коридорах и рекреациях уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах.

В практике преподавания были выработаны, а в педагогической теории обобщены и обоснованы этапы (стадии) работы над проектом. Несмотря на некоторые расхождения в различных публикациях, в целом процесс учебного проектирования проходит четыре основных стадии. Они обобщены в таблице, составленной Г.К. Селевко :

 

Деятельность учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания

1.1. Выбор проблемы (темы)

проекта

Поиск проблемы Выбор и

обоснование проекта

Отбирает возможные темы и

предлагает их учащимся

Предлагает учащимся совместно

отобрать тему проекта

Участвует в обсуждении тем,

предложенных учащимися

Обсуждение и принятие

общего решения но теме

Группа учащихся совместно

с учителем отбирает темы и

предлагает классу для

обсуждения

Самостоятельный подбор

тем и их обсуждение с

товарищами

1.2. Анализ предстоящей

деятельности. Выделение

подтем в теме проекта

Предварительно вычленяет под-

темы и предлагает учащимся для

выбора

Вместе с учащимися проводит

эту работу

Каждый ученик выбирает

себе подтему

Активное обсуждение и

предложение вариантов подтем.

Каждый выбирает одну из них

для себя (т.е. выбирает себе

роль)

1.3. Формирование твор-

ческих групп

Проводит организационную

работу по объединению школьников,

выбравших себе конкретные

подтемы и виды деятельности

После определения своих

ролей комплектуются в

соответствии с ними в малые

группы

2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)

2.1. Подготовка материалов к

исследовательской работе:

формулирование вопросов, на

которые нужно ответить,

задание для групп, отбор

литературы

Если проект большой, то учитель

заранее разрабатывает и предлагает

задания, вопросы для поисковой

деятельности и литературу. В

зависимости от возраста степень

участия учащихся будет разная

Участие в разработке

заданий для младших,

определение их сильных и

слабых сторон, возможностей и

трудностей отдельными

учащимися старших классов

2.2. Планирование техно-

логического процесса

Консультирует,

координирует работу,

стимулирует деятельность

детей

Поисковая деятельность,

информирование друг друга о ходе

работы, I коллективное решение проблем

И Т.П.

2.3. Разработка докумен-

тации. Определение форм

выражения итогов

(результатов) проектной

деятельности

Принимает участие в

обсуждении, контролирует

по общим направлениям

В группах, а затем в классе

обсуждаются план деятельности, формы ]

представления результата

исследовательские деятельности: видео- ,

фильм, альбом, натуральные

объекты, литературная гостиная и т.д.

3. Технологическая стадия (осуществление деятельности)

3.1. Организация рабочего

места

Следит за соблюдением

трудовой и технологической

дисциплины, культуры труда

Самоактуалпзация своей деятель-

ности. Исследовательская, творческая,

информационная^ социально значимая

деятельность. Моделирование.

Консультации при необходимости

3.2. Выполнение техно-

логических действий

3.3. Моделирование

4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)

4.1. Оформление резуль-

татов

Консультирует,

координирует работу групп,

стимулирует их деятельность

Вначале по группам, а потом во вза-

имодействии с другими группами

оформление результатов в соответствии с

принятыми формами

4.2. Защита, презентация

(контроль и испытание)

результатов

Организует экспертизу,

например, приглашает в

качестве экспертов старших

школьников или

параллельный класс,

родителей и т.д.

Доклад о результатах своей работы,

демонстрируют их

4.3. Саморефлексия. Оценка

результатов и процесса в целом

Оценивает свою

деятельность по

педагогическому

руководству деятельностью

детей, учитывая их оценки

Самооценка результатов, процесса,

себя в нём с учётом оценки других.

Участие в коллективном обсуждении,

групповая рефлексия

  1. организационно-подготовительная стадия – проблематизация, разработка проектного задания (выбор);
  2. разработка проекта (планирование);
  3. технологическая стадия;
  4. заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия)[15].

При организации проектной деятельности также необходимо определиться с типологическими признаками проектов. Их можно типологизировать по различным основаниям. Наиболее распространенными классификациями являются:

  1. по доминирующей в проекте деятельности (исследовательский, поисковый, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный и др.);
  2. по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
  3. по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
  4. по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);
  5. по количеству участников проекта;
  6. по продолжительности выполнения проекта[16].

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и числу участников (индивидуальные и групповые).

Наиболее существенное методологическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проекты»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

Существует классификация проектов, используемых на уроках истории России в начальной школе, с указанием времени выполнения и тем, которые используются конкретно для этого вида проектов[17].

Классификация проектов

Критерий

Виды образовательных проектов

Направленность работы

Методические, инновационные, исследовательские, обучающие, развивающие, воспитательные, социальные, нормотворческие, экологические, экономические, технические (информационные)

Временные рамки

Краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные

Масштаб

Международные (межгосударственные), национальные, межрегиональные, региональные, местные, общешкольные (проект образовательного учреждения), классные (на уровне класса), групповые (внутри класса), индивидуальные

Место в образовательном пространстве

Предметные и междисциплинарные

Результативность

Учебные (имитационные) - реальные (научные, экономические, технические и т.п.)

Новизна

Уникальные - универсальные

Наиболее важной, интересной и актуальной для организации образовательного процесса является классификация по доминирующей деятельности учащихся в проекте. По этому признаку выделяют 5 видов проектов.

Примеры классификации проектов по истории в начальной школе

Вид проекта

Тема проекта

Срок выполне-ния

Педагогические цели проекта

Практическая цель проекта

Исследовательс-кий проект

Индивидуа-льный проект «Биография моего предка»

2 недели

Включение в систему ценностных отношений подростка родственников, ушедших из жизни до его рождения; установление связи между историей семьи и историей Отечества.

Исследование вклада одного из предков учащегося в историю России (конкретного региона, предприятия и т.п.).

Индивидуа-льный проект «Моё генеалогическое древо»

2 недели

Формирование представлений о себе, о своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений; обучение методике составления генеалогического древа.

Составление собственного генеалогического древа; выявление типичных особенностей семей (многодетная, малодетная, популярные имена и т.д.) в разных поколениях прошлого.

Информационный проект

Групповой проект «Выставка семейных реликвий»

2 недели

Формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале; развитие чувства здоровой семейной гордости.

Подготовка наглядных пособий к теме «Я и моя семья».

Практико-ориентированный проект

Индивидуа-льный проект «Хранитель семейного архива»

3 недели

Более глубокое знакомство пятиклассника с историей собственной семьи на конкретных материалах; формирование первоначальных умений и навыков работы с историческими документами; воспитание ценностного отношения к документам истории.

Приведение семейного архива учащегося в порядок.

Творческий проект

Индивидуа-льный проект «Интервью у прадедушки»

2 недели

Воспитание ценностных отношений к своему роду; развитие фантазии; формирование основ исторического мышления.

Подготовка связного текста творческого характера, сочетающего собранную информацию и работу воображения.

Ролевой проект

Групповой проект «Семейный совет»

Один урок (мини-проект)

Практическое знакомство с коллегиальным способом принятия решений на близком для пятиклассников материале.

Принятие обоснованного решения, касающегося всех участников группы, в ходе ролевой игры.

Кратко рассмотрим их особенности и примеры реализации таких проектов при изучении исторического содержания в начальной школе.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы.

Примером практико-ориентированного индивидуального проекта является проект «Хранитель семейного архива». Срок выполнения проекта: 3 недели. Педагогические цели проекта: более глубокое знакомство младшего школьника с историей собственной семьи на конкретных материалах; формирование первоначальных умений и навыков работы с историческими документами; воспитание ценностного отношения к документам истории. Практическая цель проекта: приведение семейного архива в порядок. Вопросы проекта: что такое семейный архив и зачем он нужен? Как  хранить семейный архив?  Результатами проекта может быть каталог семейного архива или описание реликвии семейного архива. Возможные формы презентации проекта: устное сообщение учащегося о наиболее интересных материалах; классная выставка «Каталогов и описаний семейных архивов».

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы и последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов и обозначение новых проблем.

Примерами исследовательского индивидуального проекта могут быть «Биография моего предка», «Моё генеалогическое древо». Оба проекта реализуются в течение двух недель. Рассмотрим подробнее индивидуальный проект «Биография моего предка». Педагогической целью проекта является включение в систему ценностных отношений школьника и родственников, ушедших из жизни до его рождения; установление связи между историей семьи и историей Отечества. Также данный проект имеет свою практическую цель: исследование вклада одного из предков учащегося в историю России. В этом проекте выделяются следующие основные вопросы: кто из моих предков является героем семейных преданий и легенд? Кому из моих предков приходилось решать наиболее сложные жизненные задачи? Какие важнейшие события в истории нашей страны (города, района) происходили при жизни выбранного предка? Какое участие он в них принимал? Продуктом проекта «Биография моего предка» может стать иллюстрированная биография или короткометражный документальный видеофильм. Отличительной чертой проекта является то, что в проекте одновременно участвую 5-6 детей. Это позволит на уроке или классном часе организовать полноценную и компактную презентацию готовых проектов. Первая неделя – этап сбора информации. Вторая неделя – этап подготовки результата проекта.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления  для широкой аудитории.

Примером информационного группового проекта может стать проект «Выставка семейных реликвий». Срок выполнения проекта: 2 недели. Педагогическая цель проекта: формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале; развитие чувства семейной гордости. Практическая цель проекта: подготовка наглядных пособий к теме «Я и моя семья». Вопросы проекта: что такое семейные реликвии и какие они бывают? Какие семейные реликвии имеют наиболее интересные истории? Результатом проекта является альбом или выставка фотографий семейных реликвий. Возможная форма презентации: выступление групп на классном часе с приглашением родителей участников проекта.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Примером творческого индивидуального проекта является проект «Интервью у прадедушки». Срок выполнения проекта 2 недели. Педагогические цели проекта: воспитание ценностных отношений к своему роду, в том числе к его представителям, ушедшим из жизни; развитие фантазии; формирование основ исторического мышления. Практическая цель проекта: подготовка связного текста творческого характера, сочетающего собранную информацию и работу воображения. Вопросы проекта: с кем из своих предков ты хотел бы встретиться и почему? Чем замечателен этот предок? Какие вопросы ты бы ему задал? Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал? Результаты проекта: творческая письменная работа «Интервью у…», написанная в жанре фантастического рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Интересным для нас является ролевой групповой проект «Семейный совет». Срок выполнения данного проекта: 1 урок (мини-проект). Педагогическая цель проекта: практическое знакомство с коллегиальным способом принятия решений на близком для учеников начальной школы материале. Практическая цель проекта: принятие обоснованного решения, касающегося всех участников группы. В ходе имитационной ролевой игры. Вопросы проекта: легко ли принимать решение на совете? Все принципы принятия решения удалось соблюсти? Результат проекта – решение группы. [18]

Анализ публикаций и собственной практики преподавания в начальной школе показывает, что проектная деятельность на этой ступени образования является востребованной, практически реализуемой и неотъемлемой формой современного обучения.

Однако проектная деятельность в полном масштабе своё центральное место все же занимает в основной школе, поскольку не соответствует возрастным возможностям младших школьников. В начальной же школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач[19].

Проектная задача  – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата[20].

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:[21]

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах)[22].

Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме[23].

Как же устроена проектная задача?[24]

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».
  2. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?
  3. Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?
  4. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.
  5. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
  6. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
  7. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.
  8. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт»[25].

В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

В 4  классе  ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

Сколько проектных задач должно быть в учебном году? Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или                                       межпредметная) в рефлексивной фазе.

Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели[26].

Немаловажный аспект организации проектной деятельности связан с разработкой критериев ее оценивания.

Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников Г.К. Селевко выделяет:

  • владение способами познавательной деятельности;
  • умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;
  • коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
  • самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие[27].

Полат Е.С. выделяет параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы[28].

Обобщая предлагаемые критерии оценивания выделим те, которые будут использованы в нашем экспериментальном обучении:

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;
  • коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
  • самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.


[1] Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47; Воронцов А.Б., Заславский В.М и др. Проектные задачи в начальной школе. – М., 2011. – С.5.

[2] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2008. – С. 25.

[3] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. /  Под ред. Полат Е.С.– М., 2004. – С. 180.

[4] Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Проектная деятельность в образовании //Преподавание истории в школе. – 2007. – №5. –  С. 3– 12.

[5] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. /  Под ред. Полат Е.С.– М., 2004. – С. 65 – 66.

[6] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. – М., 2006. – С. 229.

[7] Там же. – С. 231.

[8] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. /  Под ред. Полат Е.С.– М., 2004. – С. 66.

[9] Балаян Г.В. Метод проектов на уроках истории //Школьные технологии, 1997, №1 - С. 116.

[10] Глоссарий Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс]. URL:  http://www.edu.ru/index.php?page_id=50&op=word&wid=197 (дата обращения 26.10.2014).

[11] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. – М., 2006. – С. 231.

[12] Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность: Учебно - методическое пособие/ Сост. Татарченкова С. С., Телешов С. В. / Под.ред. С.С. Татарченковой. - СПБ., 2008.- С. 20- 21.

[13] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. – М., 2006. – С. 230.

[14] Тарасова Н. В. Проектная работа по истории//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - №3.- С.40.

[15] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. – М., 2006. – С. 233-234.

[16] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. /  Под ред. Полат Е.С.– М., 2004. – С. 71.

[17] Сергеев И.С. Метод проектов//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. –№3. – С. 32 - 39.

[18] Сергеев И.С. Метод проектов//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. –№3. – С. 28.

[19] Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М., 2004. – С.5.

[20] Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе.  – М., 2011. – С.175.

[21] Бухвалов В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001 – С. 67.

[22] Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2. – С. 5–6.

[23] Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Известия Российской академии образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.

[24] Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998. – С.56.

[25] Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. – С. 3–14.

[26] Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 144 – 148.

[27] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. – М., 2006. – С. 235.

[28] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. /  Под ред. Полат Е.С.– М., 2004. – С. 70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

Статья по теме: "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников"

Статья, опубликованная на сайте ИД "Первое сентября", на тему "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников" http://festival.1september.ru/articles/620230/...

Проектная деятельность в обучении младших школьников.

Что такое проект для учителя? Что такое проект для ученика? Какие общеобразовательные навыки развиваются в процессе выполнения проектов? Классификация проектов. К выступлению имеется презентация....

доклад -презентация " Использование проектной технологи в обучении младших школьников"

доклад был приготовлен для выступления на городском семинаре. Содержит теоретическую часть и фотографии из личного архива....