Интернет-ресурсы: содержание, структура, назначение. Образовательные сайты и порталы. Средства и виды поиска образовательных Интернет-ресурсов.
статья на тему

Лёвина Ирина Валентиновна

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet-resursy.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет-ресурсы: содержание, структура, назначение. Образовательные сайты и порталы. Средства и виды поиска образовательных Интернет-ресурсов.

(Работу подготовила Лёвина Ирина Валентиновна, гр. 101)

Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования.

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую массмедийными средствами и рекламой. Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.

Стоит отметить, что именно начальное образование является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.

Перед учителем начальных классов  встаёт задача совершенствования форм и методов преподавания различных  предметов. Для выполнения этой задачи возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий как новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса.

Требования к информационной компетентности выпускника начальной школы определены в «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО). [22]

В результате освоения основной образовательной программы в области информационных технологий младшие школьники должны:

- использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;  соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Современное постиндустриальное или информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработки – информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Заметные достижения в области информатики привели к внедрению средств вычислительной техники в различные сферы жизни человека. На сегодняшний день уже созданы предпосылки для эффективного использования ИКТ и в системе образования.

В связи с этим во многих нормативных документах, принятых правительством Российской Федерации отражены основные направления внедрения средств ИКТ в образовательный процесс. Так, в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”, в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: “Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения”.

Если мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передач, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и комплексных линий связи».

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

 Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

 Но учителю не всегда понятно, как можно использовать ИКТ в своей деятельности. Компьютер все еще не воспринимается как инструмент обучения наряду с аудио и видеоустройствами, что связано с непониманием новых возможностей, предоставляемых ИКТ. В связи с этим представляется необходимым конкретизировать способы использования ИКТ в работе учителя начальных классов. Я в своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования ИКТ:

  • ведение рабочей документации в электронном формате;
  • использование Интернет-ресурсов;
  • создание собственных мультимедийных презентаций;
  • использование ИКТ во внеурочной работе:
  • выступления с опорой на мультимедиапрезентацию;

 1. Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это и составление календарно-тематического планирования по всем предметам начального обучения, и создание методических копилок: «Классные часы», «Методические материалы по русскому языку», «Методические материалы по математике», «Контрольные, проверочные работы и тесты», «Чтение», «Природоведение», «ОБЖ», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Педсовет», и мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения.

Сюда же я бы отнесла и подготовку дидактического материала: печатного варианта индивидуальных заданий для тренировки навыков, организации самостоятельных и контрольных работ, а также наглядных средств обучения.

В настоящее время уже во многих школах активно используются такие формы документации, как электронный журнал, портфолио учителя, портфолио ученика. Для того чтобы эти формы работали, необходимо, чтобы учебное заведение имело постоянный доступ к сети Интернет.

2. Сеть Интернет в процессе обучения является:

Во-первых, огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Все хоть сколько-нибудь значительные библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям. Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе. Электронные путеводители соблазняют достопримечательностями далеких стран. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами.

 Во-вторых, Интернет несет функцию почты. Сообщение почти мгновенно доставляется в любую точку мира, где есть доступ в Интернет (этот аспект может быть использован всеми участниками образовательного процесса: и учителя, и школьники могут переписываться с друзьями и коллегами во всех странах мира).

В- третьих, Интернет даёт возможность создавать профессиональную корпоративную среду. Такая среда называется корпоративной сетью и, по существу, является интеграцией нескольких основных функций и технологий, объединяющих в одну организационную среду электронную почту, базы данных, совместное использование информационных ресурсов и обмен текущей документацией.

Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам.

Образовательные порталы и форумы для профессионального общения педагогов:

http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование.
http://www.fio.ru – портал Федерации Интернет Образования.
http://vio.fio.ru/vio_site/ - Электронный журнал «Вопросы Интернет Образований».
http://center.fio.ru/som/ - сетевое объединение методистов.
http://www.oso.rcsz.ru – Обучающие сетевые олимпиады.
http://www.ioso.ru/distant/ Лаборатория дистанционного образования РАО.
http://www.intergu.ru/ Интернет-государство учителей.
http://pedsovet.org/ августовский Интернет-педсовет.
http://www.ito.su/Международная ежегодная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" (ИТО).
http://www.relarn.ru сайт ассоциации "Relarn" (ежегодная конференция представителей региональных научно-образовательных сетей "RELARN").
http://www.school-sector.relarn.ru/ сайт "Школьный сектор".
http://www.bytic.ru/ Фонд новых технологий в образовании "Байтик" (Международная ежегодная конференция-выставка "Применение новых технологий в образовании").
http://www.online-educa-moscow.com Первая международная конференция по вопросам обучения с применением технологий E-learning.
http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.
http://tm.ifmo.ru/ Всероссийская ежегодная научно-методическая конференция "Телематика".
http://www.1september.ru Издательский дом "Первое сентября".
http://www.infojournal.ru Журнал "Информатика и образование".
http://www.ou.tsu.ru/magazin.php Журнал "Открытое и дистанционное образование".

В-четвёртых, Интернет-это база для самообразования и саморазвития.

В школах, активно использующих Интернет, имеется возможность для дистанционного обучения одаренных детей, часто болеющих детей, а также для проведения факультативов для всех учащихся.

Не так давно в сети Интернет появились новые формы обучения – дистанционные курсы, дистанционные конкурсы и олимпиады. Они позволяют не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки.

У учителя тоже есть возможность участвовать в профессиональных конкурсах. Конечно же, это важно: не стоять на месте, а искать новые способы самореализации, способы повышения профессионального мастерства. Поэтому так необходимы и дистанционные курсы повышения квалификации, которые позволяют при экономии времени получать максимум знаний. Такие курсы могут проходить как в режиме реального времени (он-лайн), так и по электронной почте.

3. В моей методической копилке собрано много мультимедийных материалов по всем предметам, изучаемых в начальной школе. Их я нахожу в Интернете. Но бывает так, что необходимого нет. Тогда я готовлю материал сама. Их можно создать с помощью программы Microsoft PowerPoint. Если же класс учителя оснащён интерактивной доской, то возможно использование программы Notebook(SMART Board).В моём кабинете такой доски нет, поэтому я работаю в программе Microsoft PowerPoint.

 При разработке собственных мультимедийных материаловпрезентационного характера необходимо учитывать ряд определённых требований к предъявлению наглядности.

  • Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации
  • Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.
  • Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.
  • Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.
  • Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

При подготовке слайдопрезентаций перед учителем обязательно встанет проблема предъявления печатного текста. Необходимо обратить на следующие требования к тексту: структура, объем, формат.

Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.

Занимаясь подготовкой слайдопрезентации, надо пользоваться рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора.

Немаловажное значение имеет и использование в слайдопрезентации звука. Звук может играть роль шумового эффекта, звуковой иллюстрации, звукового сопровождения.

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в слайдопрезентации фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, видеосюжет и многое другое. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.

 Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию

 Использование на уроках слайдопрезентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

4. Применение ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе просто необходимо. Как важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, иргу так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить!

В этом, конечно же, помогает использование компьютерных технологий. Провести внеклассные мероприятия на различные темы, соревнования, классные часы учитель может, используя презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятий

С помощью программы создания презентаций можно оформить мультимедиа альбом класса, где размещаются фотографии с различных мероприятий, их увлечений и интересах.

5. Я работаю учителем начальных классов в «Детском доме-школе». И пока не имею технической возможности использовать в своей работе проектную деятельность учащихся, принимать участие в пополнении и обновлении сайта школы. Нет в моей деятельности родительских собраний, так как все мои ученики-сироты.

Наш педагогический коллектив- это не только учителя, но и воспитатели. На педагогических собраниях приходиться обсуждать множество проблем. Выступление с опорой на мультимедиапрезентацию – это наглядно, интересно и увлекательно. Есть возможность показать основные тезисы доклада, продемонстрировать фотографии, на диаграмме вывести результаты работ.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств мультимедиа, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Я уверена, что использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес к учебе.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Литература:

1. Чулихина Е.А. Использование Интернет-ресурсов в методической и внеурочной работе учителя начальных классов.

2.Крахина Е.В. Интернет-технологии в учебном процессе. http://www.roman.by/r-7138.html 

3.Болсуновская Н.А. Возможности использования Интерент-технологий в практике работы психолога с родителями.  http://www.socobraz.ru/index.php/

4.http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-250