Мастер-класс по теме "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс"
материал на тему

Чаликова Татьяна Павловна

Мастер - класс по теме "Внедрение информационно - коммуникационных технологий в учебно - воспитательный процесс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_2.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю вашему вниманию мой первый мастер-класс по теме "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс".

Немного о себе:

Слайд1-2

В новом  тысячелетии  мы вступили в так называемую «информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, которое  предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и к компетентности учителя. 

Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями.

Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Слайд 3    Когда-то Горький определил: "Культура - это наука и искусство, цивилизация - это техника и экономика". Образование через передачу информации, достижение её понимания и усвоение субъектом образования - один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов. Модернизация школы, проводимая на современном этапе её развития, требует от учителей внедрения в учебно-воспитательный процесс новых информационно-коммуникационных технологий. Современная школа должна подготовить инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения. Важнейшими качествами личности становятся умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Результатом образования становятся не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать при дальнейшем обучении.

 Слайд 4-8

       Для решения поставленных задач  в нашей школе создана творческая среда на базе школьного оборудования нового поколения. Это реализовано  в программно-методическом комплексе AFS(ПМК AFS), основанном на цифровых технологиях и современном программном обеспечении.

 Слайд 9-10

  В начальной школе учащиеся получают возможность  изучать окружающую среду с помощью датчиков, которые позволяют измерять и регистрировать такие параметры, как температуру, расстояние, освещённость, силу, магнитное поле. В состав комплекта  включён цифровой микроскоп, дающий увеличение 50, 100 и 200 раз. Получаемое с его помощью изображение передаётся на компьютер или на большой экран. Комплект предоставляет широкие возможности для проектной деятельности учащихся в интересующихся их областях знаний.

Я работаю по развивающей системе Л.В.Занкова,  которая реализует задачи Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения На уроках учащиеся  выдвигают гипотезы, а проводя эксперименты с использованием учебного лабораторного оборудования, анализируют полученные данные и делают соответствующие выводы.

Слайд 11

  Эксперименты направлены на развитие у младшего школьника опыта общения с природой, умения наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные факты с помощью простых инструментов сбора данных. Проведение этих экспериментов позволяет развивать любознательность и интерес к природе и технике, формировать первоначальные практико-ориентированные знания у школьников.

Слайд 12

Использование  ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • сохранять устойчивый интерес к предмету;
  • моделировать и визуализировать сложные процессы и явления, рассматриваемые на уроках по разным предметам;
  • учащимся заниматься самостоятельным поиском, подбором и анализом необходимой информации в сети Интернет;
  • развивать креативные способности, формировать общую и информационную культуру у учащихся.

Слайд13-20

Главными преимуществами применения ИКТ на мой взгляд являются:

  1. Возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся разного уровня готовности к обучению.
  2. Использование визуального, аудиовизуального и видео сопровождения на уроке.
  3. Сохранение высокого темпа урока, занятия.
  4. Обеспечение эффективной обратной связи между педагогом и учениками.
  5. Осуществление оперативного и объективного контроля УУД учащихся.
  6. Достижение высокого качества усвоения материала учащимися.

Слайд 21-25

Сегодня я с вами проведу мастер-класс «Внедрение информационно-коммуникационных в учебно-воспитательный процесс» на примере урока  «окружающего мира» во 2 классе по теме «Как приборы и инструменты помогают изучать окружающий мир».

Цель: на примере микроскопа показать «учащимся» возможности использования приборов для изучения объектов и явлений окружающего мира.

Задача: продемонстрировать возможности микроскопа при изучении строения различных объектов живой и неживой природы.

Материалы и оборудование:

-компьютер с установленной программой Logger Lite;

-цифровой  USB–микроскоп Basic ProScope HR Kit (BD-HRB);

-перья птиц, сахар, соль, образцы различных тканей.

Проблемный вопрос:

Как различные приборы помогают человеку познавать окружающий мир?

 Какие возможности открывает перед исследователем микроскоп?

Методика проведения занятия

1.Практическая работа  «Какой квадрат больше?» (раздаю индивидуальные карточки «учащимся»)

Задание

1.Рассмотрите приведённые на этом рисунке квадраты и сравните их размеры «на глаз».

2.Выскажите предложение о том, какой квадрат больше- чёрный (слева) или белый, помещённый на чёрном фоне (справа).

3.Измерьте линейкой стороны каждого квадрата.

4.Сделайте вывод о наблюдаемом явлении.

5.Как вы считаете, справедлива ли пословица «Глазу верь, а прибором проверь»?

6.Какой «прибор» вам потребовался, чтобы проверить точность своего глазомера?

  Наши органы чувств - удивительные «приборы», созданные природой. Но их возможности ограничены. Для того чтобы точно измерять расстояния, видеть удалённые на большое расстояние предметы, изучать строение живых организмов, улавливать недоступные нашему слуху звуки, проводить точные измерения, человек создал разнообразные приборы.

  Прибор-приспособление, специальное устройство, аппарат для производства какой-либо работы, управления, регулирования, контроля, вычислений, измерений чего-либо.

  Микроскопы, подзорные трубы, бинокли, телескопы, приборы ночного видения дают человеку возможность увеличивать объекты, которые не видны или плохо различимы нашими глазами. Эхолокаторы и радиолокаторы увеличивают возможности слуха. Есть специальные приборы, улавливающие различные запахи. Часы, секундомеры, термометры, барометры -это измерительные приборы. Помогают человеку и разнообразные инструменты.

  Инструмент-орудие, главным образом ручное, для выполнения какой-либо работы.

  В школе на уроках вы будете использовать такие инструменты как линейка, угольник, циркуль, транспортир.

  На этом занятии вы научитесь пользоваться микроскопом-прибором для получения сильно увеличенных изображений объектов, не видимых невооружённым глазом. Микроскопы нашли своё применение не только в науке и медицине, но и в учебных заведениях для рассматривания и изучения различных мелких объектов. Можно их использовать и для изучения микромира в домашних условиях. Сегодня на уроке мы познакомимся с современным цифровым микроскопом, который подключается к компьютеру, и на экран выводится  увеличенное изображение изучаемых объектов.

Практическая работа

Задание

1.Рассмотрите невооружённым глазом перо птицы и опишите его строение.

2.Возьмите микроскоп, подготовленный к работе учителем.

3.Медленно приблизьте конус объектива к перу на такое расстояние, при котором изображение будет чётким. Удалось ли вам с помощью микроскопа рассмотреть какие-то новые детали в строении пера?

4.Рассмотрите с помощью микроскопа страницу из вашей тетради и написанный на ней текст; линии на подушечках пальцев; ткань, из которой изготовлена ваша одежда; крупинки сахара.

5.Опишите, что вы увидели с помощью микроскопа.

6.Сделайте вывод о том, с какой целью можно использовать микроскоп.

  Вопросы и задания.

1.Как различные приборы и инструменты помогают человеку в изучении природы?

2.Какие возможности открывает перед исследователем микроскоп?

3.Представьте себе, что существует микроскоп, который может сделать тебя маленьким и отправить в путешествие по микромиру. Придумай небольшой фантастический рассказ о том, что ты увидишь во время такого путешествия.

Эксперимент «Учимся работать с датчиком температуры»

Задачи

На этом занятии вы:

-измерите температуру своей руки;

-изучите графики, которые создаёт компьютерная программа Logger Lite при погружении датчика температуры в тёплую и холодную воду;

-научитесь составлять подробный план построения графиков в виде буквы М или W.

Оборудование:

-компьютер с установленной программой Logger Lite;

-датчик температуры;

-стакан с тёплой водой;

-стакан с холодной водой;

-бумажные салфетки или тряпка, чтобы вытирать воду;

-пластиковый поднос.

Методика проведения

Часть1.Учимся работать с датчиком температуры.

1.Проверьте, подключен ли датчик температуры к компьютеру.

2.Запустите на компьютере программу Logger Lite.Если всё подключено правильно, на датчике загорится зелёный светодиод, а в окне программы Logger Lite появятся термометр, график, таблица данных и цифровой счётчик.

3.Откройте файл эксперимента. Для этого выполните следующие действия:

а) Нажмите кнопку Открыть(жёлтый файл со стрелкой).

б) Откройте папку Elementary Science (Основы естественных наук).

в) Откройте файл Go Temp (Датчик температуры).

4.Приготовьте необходимое для этого задания оборудование.

а) Положите датчик температуры на стол и не трогайте его до указания учителя.

б) Возьмите стакан и налейте в него холодной воды примерно до половины.

в) Налейте в другой стакан такое же количество тёплой воды.

г) Осторожно поставьте стаканы на поднос. Если вода разольется, сразу скажите об этом учителю.

5. Выполните сбор данных с помощью датчика температуры. По оканчании опыта вы должны будете сделать выводы, так что что будьте очень внимательны!

а) Посмотрите на экран монитора и нажмите кнопку Сбор данных (зеленый треугольник Collect).

б) Возьмите со стола датчик температуры и сожмите в руке его металлическую часть (щуп).

в) Понаблюдайте за тем, как меняются показания температуры на экране.

г) Через некоторое время изменение температуры почти прекратится. Когда это произойдёт, осторожно погрузите щуп датчика в стакан с тёплой водой. Следите за тем, чтобы стакан при этом не опрокинулся.

д) Снова наблюдайте за изменениями температуры.

е) Через некоторое время изменение температуры почти прекратится. Когда это произойдёт, осторожно погрузите щуп датчика в стакан с холодной водой. Следите за тем,     чтобы стакан при этом не опрокинулся.

ж) Снова наблюдайте за тем ,как меняется температура щупа датчика.

з) Чтобы закончить сбор данных, нажмите кнопку Стоп (красный квадрат Stop).

6. Ответьте на вопросы, используя свои наблюдения во время сбора данных.(у каждого участника эксперимента лежит лист со страничкой наблюдений).

Часть 2. Рисуем буквы с помощью датчика температуры.

7. Из меню Данные в верхней части экрана выберите Очистить все данные.

8. В этой части эксперимента вы будете рисовать буквы (работа в группах).

а) составьте план написания буквы( например, для написания буквы Л:

1)погружу датчик температуры в стакан с тёплой водой;

2) когда изменение температуры почти прекратится, перенесу датчик в стакан с холодной водой;

3) когда температура приблизится к исходной, нажму кнопку Стоп.

б) выполнение эксперимента.

9. График похож на букву, которую вы должны были написать?

Поздравляю! Работа выполнена отлично! Молодцы!

В заключение урока проведём практическую работу «Как органы чувств помогают «видеть» окружающий мир».

Цель:

-определить какой орган чувств помогает  точнее познать окружающий мир: зрение или слух.

Оборудование:

-диск с записью шума морского прибоя, крика весёлых дельфинов;

-листы бумаги;

-карандаши.

Методика проведения

1.Прослушивание записи шума морского прибоя, крика весёлых  дельфинов.

2.«Учащиеся» должны изобразить услышанное.

3. Просмотр и обсуждение рисунков.

4.Показ слайдов с изображением объектов природы.

Что вы узнали об этих объектах с помощью органа зрения?

Сделайте вывод о том, какой орган чувств помогает точнее познать окружающий мир.

Рефлексия.

Давайте подведём итог мастер-класса.

Какие возможности открывает использование ИКТ в познавании окружающего мира?

(дискуссия)

Спасибо за активную работу. Счастливого пути в мир открытий!