Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
опыты и эксперименты на тему

Коровина Елена Алексеевна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных  предметов № 24" г. о. Саранск Коровиной Елены Алексеевны 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных  предметов № 24" г. о. Саранск

Коровиной Елены Алексеевны

Применение современных технологий оценивания результатов учебной деятельности младших школьников как условие эффективного формирования УУД на уроках литературного чтения.

 Актуальность и перспективность опыта

Актуальность педагогической проблемы обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

Изменения в содержании современного образования — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания. Так как система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем, то  необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Концептуальность

 

Проблема оценивания в психологической и педагогической науке представлена в разных аспектах: структура и функции оценивания (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Л. М. Фридман и др.); оценивание как компонент теоретического мышления (В.И. Андреев, В. В. Гузеев и др.); оценочная деятельность как вид психологической активности (Ю. М. Забродин, А. А. Понукалин и др.); личностно-ориентированная направленность оценки (А.Н.Алексеев, В.В.Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.); необходимость формирования оценочных умений у учащихся (Д. Б. Эльконин, А. Б. Воронцов и др.); способность учащихся к оценке и ее влияние на развитие самодостаточности, самоконтроля, самостоятельности, интеллектуальных и личностных качеств (А. В. Савенков, А. М. Матюшкин и др.). В преобладающем большинстве педагогических и психологических исследований оценка изучается как необходимый компонент учебной деятельности, направленный на измерение соответствия знаний уровню учебной программы, как средство стимулирования учебно-воспитательного процесса и регуляции поведения школьников (Ш. А. Амонашвили, А. В. Захарова, А. В. Петровский и др.).

Анализ литературы по педагогической проблеме показал, что несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплен достаточно широкий материал, характеризующийся многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования универсальных учебных действий учащихся и оценки их деятельности, практический опыт учителей показывает, что недостаточно практических наработок, а порой и простого желания переходить на новые технологии оценивания результатов деятельности школьников. Например, в начальной школе до сих пор практикуется проверка техники чтения, на основе которой делается вывод об успешности усвоения учениками предмета «Литературное чтение». Ограниченность данной диагностики, её малая информативность, в плане сформированности у учащихся предметных и универсальных учебных действий, заставло нас пересмотреть свои подходы к оцениванию результатов учебной деятельности учащихся начальных классов а курсе «Литературное чтение»

С учетом сказанного, актуальность находящейся в центре нашего внимания проблемы применения современных технологий оценивания результатов учебной деятельности младших школьников как условие эффективного формирования УУД на уроках литературного чтения обуславливается необходимостью разрешения ряда противоречий между:

- признанием педагогами и психологами необходимости формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения и сложившимся традиционным подходом к проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся (воспроизведение знаний, полученных на уроках, проверка техники чтения и пр.);

- возросшей потребностью общества, выраженной в образовательном заказе на учащихся, способных к самостоятельному добыванию знаний, владеющих умениями работать с информацией и традиционной организацией учебного процесса, не ориентированным на развитие универсальных учебных действий школьников.

Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Применение современных технологий оценивания результатов учебной деятельности младших школьников как условие эффективного формирования УУД на уроках литературного чтения».

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему тестовых заданий с преобладанием компетентностных задач на применение  знаний по литературному чтению.

Объект исследования: современные технологии оценивания результатов учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Предмет исследования: оценивание результатов учебной деятельности младших школьников с помощью тестовых заданий с преобладанием компетентностных задач на применение  знаний  как условие эффективного формирования УУД на уроках литературного чтения.

Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Литературное чтение» может быть обеспечена внедрением в педагогическую практику современных технологий оценивания, таких как тестирование, учебные портфолио и пр.

Научная новизна педагогической проблемы  заключается в том, что:

1) на основе личностно-деятельностного, системного, компетентностного подходов, анализа практики современного начального образования, с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта разработана и внедрена в практику система тестовых заданий с преобладанием компетентностных задач на применение  знаний по литературному чтению;

2) в рамках этой системы будут разработаны критерии оценивания, которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности в курсе «Литературное чтение». Таким образом, ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается школьная тревожность ученика, учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора. Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Наличие теоретической базы опыта

Общей теоретико-методологической базой данной педагогической проблемы являются основные  идеи и положения личностно-деятельностного (Ш. А. Амонашвили, В. А. Беликов, В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, В. В. Сериков и др.); системного (С. И. Архангельский, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.) и компетентностного (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской и др.) подходов в обучении как методологии познания оценочной деятельности и универсальных учебных действий младших школьников.

Концептуальное значение в исследовании имеют теоретические и методологические положения отечественной и зарубежной психологической и педагогической наук, включающие в себя: психологическую теорию деятельности и развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); теоретические подходы к индивидуализации, гуманизации и личностной ориентации образования (А. Н. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, В. В. Рубцов, И. С. Якиманская и др.); теоретические основы развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.); теорию учебной деятельности (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Л.В. Занков, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.); теории формирования и развития универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова и др.); психолого-педагогические концепции оценочной деятельности (Б. Г. Ананьев, Ш. А. Амонашвили, А. Б. Воронцов, В. П. Симонов, Н. Ф. Талызина и др.); исследования по организации и проведению педагогического эксперимента и педагогической диагностики (Т. Е. Климова, А. А. Кыверялг, А. Я. Наин и др.).

Разработка и внедрение системы тестовых заданий проводилась с учетом нормативно-правовых требований действующего законодательства в области образования, теоретических разработок, практических достижений и опыта общеобразовательного учреждения.

Экспериментальная база и этапы исследования.

На первом этапе (2011-2012 гг.) осуществлялось изучение, обобщение, критический анализ информации по проблеме в психологической и педагогической литературе, , обобщался педагогический опыт по рассматриваемой проблеме. На этой основе были определены исходные позиции и направления педагогического поиска, уточнена проблема, определена цель, сформулирована гипотеза исследования. На данном этапе были уточнены признаки ключевых понятий исследования, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2012-2013 гг.) конкретизировались задания и критерии оценивания  универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Литературное чтение», они рассматривались с точки зрения эффективности, осуществлялось внедрение разработанных тестовых заданий в образовательный процесс.

На третьем этапе (2013-2015гг.) осуществлялась обработка, анализ и систематизация материала, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий школьников в оценочной деятельности. Основные методы этапа: теоретические (обобщение и систематизация); методы математической статистики, анализ результатов исследования и их наглядное представление.

Ведущая педагогическая идея

Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важные составные части учебного процесса. Это основные средства, с помощью которых учитель выявляет, как учащиеся усваивают программный материал, продвигаются в своем развитии, а также устанавливает эффективность используемых им методов, форм и средств обучения, определяет пути совершенствования процесса обучения.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся в процессе изучения курса «Литературное чтение» основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Поэтому необходимы система контрольно измерительных заданий (тестовые задания), которые ориентированы на решение учебных задач (практическое применение полученных знаний). Такие задания должны помочь учителю оценить уровень сформированности умения искать и находить информацию, данную в явном и неявном виде; умение определять, какая информация нужна для решения конкретной задачи и пр. Тестовое задание должно быть составлено так, чтобы можно было определить, может ли учащийся:

  • Осмыслить задание (что надо сделать?)
  • Найти нужную информацию (текст, рисунок)
  • Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
  • Сформулировать (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… »и т.д.)
  • Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.

Оптимальность и эффективность средств

Использование тестовых заданий по «литературному чтению» позволило:

  • повысить эффективность формирования УУД на уроках литературного чтения
  • вырабатывать у учащихся способности к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умения работать в сотрудничестве со сверстниками; потребности в постоянном самообразовании

Результативность опыта

(ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)

Уровень обученности по годам (литературное чтение)

Годы обучения

Класс

Всего учащихся

Учатся  на «5»

Учатся на «4»

Качество знаний, %

Успевае-мость, %

2012-2013

29

23

6

100

100

2013-2014

29

15

14

100

100

2014-2015 (3 четверть)

26

11

15

100

100

Проверка осознанности прочитанного текста молча

в 3Г классе (2013-2014 уч.г.)

Предметные умения

Сформированы

Несформированы

кол-во

уч-ся

%

кол-во

уч-ся

%

Умение определять тему произведения

22

85%

4

15%

Умение вычитывать информацию из текста, данную в явном виде

16

62%

10

28%

Умение находить в тексте материал для ответа на поставленный вопрос                                                        

10

38%

16

62%

Умение вычитывать из текста информацию, данную в неявном виде

20

77%

6

23%

Умение составлять план текста

13

50%

13

50%

Умение определять жанр произведения

19

73%

7

27%

Умение извлекать информацию из текста и осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

19

73%

7

27%

Проверка осознанности прочитанного текста молча

в 4Г классе (2014-2015 уч.г.)

Предметные умения

Сформированы

Несформированы

кол-во

уч-ся

%

кол-во

уч-ся

%

Умение определять тему произведения

26

100%

4

15%

Умение вычитывать информацию из текста, данную в явном виде

26

100%

-

-

Умение находить в тексте материал для ответа на поставленный вопрос                                                        

18

69%

8

31%

Умение извлекать информацию из текста и осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

21

80%

5

20%

Умение составлять план текста

17

65%

9

35%

Умение определять жанр произведения

26

100%

-

-

Умение озаглавливать текст

19

73%

7

27%

Распространение собственного педагогического опыта.

  Статьи:

  • «Особенности оценивания по ФГОС». Сборник статей (материалы межрегиональных методического и научно-практического семинаров) «Модернизация учебного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО». Саранск, 2013 г.
  • «Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности». Сборник статей (материалы межрегионального научно-практического семинара) «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования ». Саранск, 2014 г.

 Выступления:

  • «Особенности оценивания по ФГОС» на педагогическом совете (2012 г.)
  •  «Подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся» на республиканской научно – практической конференции «Введение ФГОС ОО: реалии и перспективы» (26 февраля 2014 г.)
  • «Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности» на Межрегиональном научно – практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования » (27 марта 2014 г.)
  • «Возможности организации проектной деятельности детей в начальной школе» на семинаре в рамках КПК учителей начальных классов «Проблемы и перспективы использования деятельностной модели организации учебной деятельности младшего школьника»    (10 июня 2014 г.)
  • «Возможности этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира» на VII Всероссийской научно – практической педагогической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (21 ноября 2014 г.)
  • «Смысловое чтение и мониторинг его сформированности у младших школьников» на городском семинаре – практикуме учителей начальных классов «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы: личностные, предметные, метапредметные. Критерии оценки их достижения.» (12 марта 2015 г.)
  • «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации программы воспитательной работа «Планета добра» на педагогическом совете (30 марта 2015 г.)
  • «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС» на XIV республиканской научно – практической конференции «Инновации в системе образования Республики Мордовия» (14 мая 2015 г.)

Открытые уроки и мероприятия:

  • 2011-2012 уч.г.: урок на тему «Признаки осени», внеклассное мероприятие «Праздник Букваря».
  • 2012-2013 уч.г.: урок на тему «Сложение трехзначных чисел», внеклассное мероприятие «День матери».
  • 2013-2014 уч.г.: урок на тему «Сложные слова», внеклассное мероприятие «Наши папы лучше всех».
  • 2014-2015 уч.г.: урок на тему «Выделение целой части из неправильной дроби», внеклассное мероприятие «Уголовный кодекс для детей» и «В гостях у самовара».

    Статьи, выступления, открытые уроки размещены на сайте www.nsportal/korovinaea

Приложение.

Л.Г. Петерсон. Математика 2 класс. Часть 1. Урок 29.

Тема урока: «Сложение и трёхзначных чисел».

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) составить алгоритм сложения трёхзначных чисел, сформировать умение складывать  трёхзначные числа c двумя  переходами через разряд;

2) формировать знание о норме учебной деятельности и умение фиксировать шаги учебной деятельности;

3) тренировать умение анализировать и решать задачи;

4) развивать навыки самооценивания.

Демонстрационный материал: презентация, карточки с примерами.

Ход урока.

  1. Организация класса.

           Начинается урок,

           Он пойти вам должен впрок.

Постарайтесь всё понять.

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Запишите в тетрадях число и классная работа.

  1. Устный счет.

а)  - Запишите число, в котором 4с 3д2е.  (432)

     - Увеличьте его на 2 единицы.  (434)

     - Уменьшите первое число на 2 десятка.  (412)

     - Увеличьте первое число на 2 сотни.  (632)

Слайд 1 (щелчок)

- Проверьте себя, сравните с образцом. Исправьте, если есть, ошибки.

-Оцените свою работу. (смайлик на полях)

б) Слайд (щелчок)

- Расскажите о числе 432 по плану.

  1. Постановка проблемы.

-Возьмите карточки, которые у вас на парте.

- Что предстоит сделать?  (выполнить сложение столбиком)

- Какие знания вам для этого  нужны?  (табличное сложение, знание алгоритма              

сложения)

- Давайте повторим алгоритм.

Слайд 2 (щелчок)

-Какую проблемную ситуацию мы еще не отразили (что изучали на прошлом уроке)?

(когда единиц получалось больше 1 десятка)

(щелчок)

- Решите примеры, используя алгоритм. Если встретите затруднения, поднимите руку.

Самостоятельная работа учащихся.

- В каком примере встретили затруднения (какой оказался самым трудным)?

- Тогда проверим ответы 1 и 2 примера. (           )

- С чем связана трудность в 3 примере?

  1. Постановка цели урока.

Слайд 3 (щелчок)

- Какова будет цель урока?

(щелчок)   научиться складывать трехзначные числа с двумя переходами через разряд.

  1. «Открытие» нового знания.

Слайд 4 (щелчок)

- Чего не хватает в данном алгоритме?  (еще одного перехода через разряд)

(щелчок)

- Объясним решение 3 примера.  (дети)

  1. Применение новых знаний.

На доске: №1 (1, 3, и 5 примеры)

Решают ученики по одному примеру с самооценкой по вопросам:

  • Какое задание было?
  • Справился ли ты с ним?
  • Справился сам или с чьей-то помощью?
  • Оцени свою работу (отлично, хорошо, не очень хорошо)
  1. Физкультминутка.

- Я буду называть числа, а вы если услышите однозначное число – руки вверх,

                                                     если двузначное – присесть,

                                                     если трехзначное – хлопок в ладоши.

8, 28, 328, 5, 625, 89, 51, 1 ,101, 6, 60, 660, 23, 203, 17, 700, 9,909.

  Включение в систему новых знаний и повторение.

– При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении  уравнений, задач…).

– Я предлагаю вам решить задачу № 2, стр. 56.

- Запишите в тетрадь слово «Задача 2».

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитайте условие задачи.

- Прочитайте вопрос задачи.

Слайд 5 (щелчок)

- Что обозначают стрелки на схеме?  (направление движения)

- Что означает флажок?  (место встречи)

- Что надо узнать в задаче?  (все расстояние, целое)

- Можем сразу ответить на вопрос?  (да)

- Как найти целое?  (сложить части)

- Сможем вычислить устно?  (нет)

- Значит запишем решение столбиком.  (на доске)

-Ответили на вопрос задачи?  (да)

-Запишем ответ.

Самооценка учащегося у доски.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№ 3 стр. 56.

- Пригодятся ли полученные знания при сложении именованных чисел?   (да)

- Сможем ли сразу выполнить сложение?  (нет, нужно перевести в одну единицу измерения)

- Какие числа при этом получатся?  (трехзначные)

Слайд 6 (щелчок)

Самостоятельное выполнение.

-Проверьте себя   Слайд 7 (щелчок)

- Оцените свою работу на полях:

  • Какое задание было?
  • Справился ли ты с ним?
  • Справился сам или с чьей-то помощью?
  • Оцени свою работу.
  1. Рефлексия.

Слайд 8 (щелчок)

-– Какие же цели вы сегодня ставили?

– Достигли  вы этих целей?

– У кого остались затруднения по новой теме?

– Над чем ещё вам  надо будет поработать?

– Оцените цветом свою работу на уроке.

 Зеленый цвет показывает, что ваша работа была успешной  и было все понятно на уроке.

Если у вас еще есть небольшие затруднения и вам нужно немного поработать над новым алгоритмом – покажите желтую карточку.

Красный покажет, что эта тема для вас трудная.

- Мне понравилось как работали …..

- Спасибо за работу!

Урок математики в 4 классе.

Тема:  Выделение целой части из неправильной дроби   (урок  «открытие                                                  

             нового знания»).

Цели: 

1. Повторить понятия числителя и знаменателя, дроби правильные и неправильные, смешанные числа.

2. Сформировать способность к выделению целой части из неправильной дроби.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

Математический диктант.

  • Найдите частное чисел 350 и 5.      (70)
  • Частное чисел 280 и 4 увеличьте в 100 раз.       (280:4*100=7000)
  • Какое число в 9 раз меньше, чем 810?           (90)
  • Делимое 320, частное 20. Чему равен делитель?            (16)
  • Делимое 38, делитель 6. Найдите частное.         (6 (ост.2))
  • Найдите 4/5 от 20.        (20:5*4=16)
  • Сколько минут в 1/3 часа?       (60:3=20)
  • От ленты отрезали 3/4, что составило 90 см. Чему равна длина всей ленты?           (90:3*4=120)

Слайд

- Проверьте свою работу и оцените на полях.

II. Самоопределение к учебной деятельности.

- На протяжении нескольких уроков мы работали с некоторыми числами. С какими числами мы работали? (С дробными числами).

- Какие знания у нас есть об этих числах? (Умеем их читать, записывать, сравнивать, решать задачи).

- Предлагаю продолжить нашу плодотворную работу.  Сегодня мы продолжим работать с дробными числами. Я уверена, что у нас с вами все получится на отлично.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

- У вас на партах лежат карточки с дробными числами. Поработайте в парах, разделите дробные числа на группы.

- На какие группы разделили представленные числа?   (правильные дроби, неправильные дроби, смешанные числа)

- Назовите смешанные числа.

- Из чего состоит смешанное число?   (Из целой и дробной части)

- Назовите правильные дроби.

- Какие дроби называются правильными? (Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. Правильная дробь меньше единицы).

- Назовите неправильные дроби.

- Какие дроби называются неправильными? (Дробь, у которой числитель больше знаменателя или числитель равен знаменателю).

- Какие из неправильных дробей можно представить в виде натурального числа? Запишите в тетрадь и напишите чему равны.

- Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить задание?  (Дробная черта означает деление)

- Какую дробь можно представить в виде смешанного числа? (Неправильную дробь, где числитель больше знаменателя).

- Определите с помощью числового луча, какому смешанному числу равна дробь.

- Какому смешанному числу равна дробь 65/7?

- Почему затрудняетесь? Чем это задание отличается от предыдущего?  (Тот способ, который нам помогал выделять целую часть из неправильной дроби не подходит для дроби 65/7. Эту дробь неудобно показать на числовом луче).

- Какова же цель нашего урока? (научиться выделять целую часть из неправильной дроби).

- Подумайте и сформулируйте тему нашего урока. («Выделение целой части из неправильной дроби»).

- Молодцы!

Слайд:( название темы урока)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Что означает дробная черта?

- Запишите дробь 65/7 в виде частного.   (на доске: 65:7=)

- Какой это вид деления? (Деление с остатком)

- Найдите результат. (65 : 7 = 9) (ост. 2)

- Что означает в полученном равенстве частное 9 и остаток 2? (Частное 9 означает, что в 65 по 7 содержится 9 раз и 2 остается).

- Что будет обозначать частное 9 в смешанном числе? (9 – это целая часть смешанного числа).

частное ( c ) -
целая часть

- Что будет обозначать остаток 2 в смешанном числе? (2 – это числитель дроби смешанного числа).

остаток ( r ) -
числитель

- А знаменатель? (Он остается, не изменяется).

знаменатель ( b )
не изменяется

- Какое смешанное число у нас получилось?   (            )

- Какое математическое действие нам помогло? (Деление с остатком.)

- Пользуясь формулой деления с остатком, запишите какому смешанному числу равна дробь a/b.  (a/b=c r/b)

- Как из неправильной дроби выделить целую часть?  (Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо её числитель разделить на знаменатель. Частное будет целой частью, остаток – числитель, а знаменатель не изменяется.)

- Давайте всё же проверим наше мнение с мнением учебника. Откройте страницу 26, Математика 4 (2 часть), прочитайте правило про себя.

- Мы были правы? (Да).

- Молодцы!

Физминутка

V. Первичное закрепление.

1)       - Сейчас попробуем применить новое правило при выполнении

№ 4 - в тетрадях и на доске с комментированием. Самооценка своего ответа.

2)    - А теперь я думаю вы сможете выполнить такое же задание самостоятельно.     № 3: 1-ю строчку – 1 вариант, 2-ю строчку – 2 вариант.

 –Сверьте свою работу с образцом, оцените работу на полях.

- Кто допустил ошибки при выполнении задания?

- В чем причина?

- У кого все верно?      - Молодцы!

VI. Повторение.

  1. Стр. 21 № 10 – задача  (на доске с объяснением).
  2. ?   Стр. 21 № 11 – задача  (на доске с объяснением).
  3. ?   Стр. 21 № 12.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему вы научились на уроке?     (Выделять целую часть из неправильной дроби).

- Как из неправильной дроби выделить целую часть?       (Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо её числитель разделить на знаменатель. Частное будет целой частью, остаток – числитель, а знаменатель не изменяется.)

- У кого были трудности?

- Кто сегодня доволен собой?

- Оцените объективно свою работу на уроке, выбрав соответствующее смешанное число,  запишите его на полях тетради.

http://festival.1september.ru/articles/417283/img24.jpg - мне было трудно на уроке.
http://festival.1september.ru/articles/417283/img25.jpg - я понял урок, но мне нужна тренировка.
http://festival.1september.ru/articles/417283/img26.jpg - я хорошо понял урок, но нужна помощь.
http://festival.1september.ru/articles/417283/img27.jpg - я молодец, понял урок на отлично.

VIII. Домашнее задние.

Стр. 27-28 № 6, 15(а).


Тема: Признаки осени.

Цели:

повторить признаки осени;

– учить давать характеристику времени года;

– учить устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных осенью.

Оборудование: презентация, осенние листья у учителя и учеников, поделки из природного материала, лупы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

- Послушайте стихотворение А.С. Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

- О каком времени года говорится?

- Назовите осенние месяцы, отгадав загадки:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?                  (сентябрь)

Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?      (октябрь)

Поле черно – белым стало,

Падает то дождь, то снег,

Льдом покрыты воды рек,

Мёрзнет в поле оземь ржи.

Что за месяц подскажи?                             (ноябрь)     

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Слайд: картина осени.

- Какое время года изобразил художник ….                 ?  (осень)

– Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? (Осень.)

– Сегодня мы поговорим о признаках осени и будем работать по следующему плану:

Слайд: план работы на уроке

  1. Приметы осени.
  2. Растения осенью.
  3. Животные  осенью.
  4. Жизнь людей в эту пору.

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

ΙΙΙ. Совместное открытие знания

IV. Применение нового знания

1. Работа в учебнике 1 3

– Давайте откроем учебник на с. 48 и посмотрим, куда отправились наши знакомые Лена и Миша.

– В какое время года ребята отправились в лес?

– По каким признакам вы определили время года?

– Послушайте текст  и затем ответите на вопрос: какие ещё признаки осени  встретились в этом тексте.

Учитель читает текст на с. 48 с комментированием в рамках технологии продуктивного чтения.

– Какие ещё признаки осени вам встретились?

У учеников на партах листья различных деревьев.

– Разложите перед собой листья, послушайте стихотворение и покажите листья, о которых пойдёт речь в стихотворении.

            Листья

Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,    
( дети показывают листья берёзы.)
Листья рябины,  
(дети показывают листья рябины.)
Листья осины,    
( дети показывают листья осины.)
Листики дуба      
( дети показывают листья дуба.)
Мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
Н. Нищева

– Почему дети собираются подарить осенний букет маме? (Потому что он очень красивый, маме всегда хочется доставить радость.)

3. – А теперь отгадайте загадку. 5

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица, 
Ничего сама не шьёт, 
Но в иголках круглый год?
(Ответ: сосна, ель.) 

– Какого цвета иголки у этих деревьев?

– Опадают ли они?

– Иголки ели и сосны – это тоже листья, только другой формы. Их называют хвоей.

– Откройте учебник на с. 49. Найдите изображения хвойных деревьев. Назовите их.

– Что мы о них узнали?

– Прочитайте вывод на с. 49.

4.– Представьте, что мы тоже для своих мам собрали осенние листья. Откройте свои тетради на с.18, №2. Раскрасьте осенние листья в нужный цвет.

– Кому нужна помощь, может обратиться к верхнему рисунку учебника на с. 48 - 49. 1

Дети выполняют задание самостоятельно.

Проверка и самопроверка.

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось вам раскрасить листья?

– Кто обращался за помощью к учебнику?

– Молодцы!

5. Опыт из тетради «мои первые опыты»  стр.1.

Слайд: картинка из опытов.

6. – Послушайте стихотворение.

Слайд : осенний лес

Шум большой
В лесу стоит.      (
Как вы думаете, почему?)
Не медведь ли
К нам спешит?
 Это я!
Бормочет ёж.

Нынче тихо
Не пройдёшь,
И под лапками мышат
Листья палые шуршат.

И. Бирюков

– Как вы думаете, почему один маленький ёжик наделал в лесу столько шума? 1

– Как может называться это стихотворение? (Называется оно «Сентябрь».)

- Как нужно вести себя в лесу?  (тихо, чтобы не напугать животных)

Слайд: план

– На какие пункты плана мы с вами  уже получили ответ? 3

7.-  Итак, осенью в лесу становится тихо, потому что не слышно птичьего гомона, песен. Многие птицы улетают на юг.

– Как называют птиц, которые улетают на юг?   (перелетные)

– А птиц, которые зимуют с нами?   (осёдлые)

– Рассмотрите рисунки на с. 50. Прочитайте названия оседлых птиц.

– Все ли птицы вам знакомы?

– Прочитайте названия перелётных птиц.

– Кого из них вы встречали?

– Когда?

- Чем питаются птицы?

– Почему большинство птиц на зиму улетает? (Из-за отсутствия корма.)

– Улетели ли перелётные птицы в настоящее время?

– Давайте пронаблюдаем за ними до следующего урока окружающего мира.

– Прочитайте вывод на с. 50.

Слайд: план

– О каком признаке осени поговорили сейчас? Какой это пункт плана?

– О ком ещё не говорили? (О животных.)

7. Слайд: картинка из учебника стр. 51.

– Я буду загадывать  вам загадки про животных. Кто отгадает загадку,  скажет, что это животное делает осенью. 5 3

По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, а не лисица.  (Белка.) –
делает запасы на зиму.

Это что за зверь лесной?

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы.  (заяц) – меняет серую шёрстку на белую.

Крылатые, горластые,

В красных ластах.   (гуси) – улетают на юг.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки не одной.(ёж) – готовится к зимней спячке

Жить без дела не люблю я,

 В пятом я встаю часу,

 То сажаю кедры клювом,

 То дубы в глухом лесу. (сойка) – запасает желуди на зиму

– Давайте сделаем вывод, что же осенью происходит с этими животными? (Осенью все живые существа готовятся к суровой зиме.)

Слайд: план

– Какой пункт плана ещё не разбирали? (Жизнь людей в эту пору.)

– Что вы сами можете об этом сказать, опираясь на свой жизненный опыт?

– Рассмотрите нижнюю картинку на с. 51 учебника.

– Выберите подходящую для прогулки осенью одежду для Лены и Миши.

– Откройте рабочую тетрадь на с. 19. Приготовьте красный, синий и зелёный карандаши.

Учитель озвучивает задание.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ТООУ

V. Итог урока

– О каком времени года говорили на уроке?

- Какие признаки осени вы запомнили?

- Пригодился ли на уроке ваш жизненный опыт?

– Какие задания вам удалось выполнить легко?

– При выполнении каких заданий испытывали затруднения?

– Проанализируйте свою работу на уроке. Все ли вам было понятно? Интересно ли было на уроке? Отметьте в дневнике.

ТООУ

VI. Домашнее задание (по желанию)

– Дома понаблюдай за осенними изменениями в природе и запиши свои наблюдения в дневник наблюдений. Рабочая тетрадь, с.20–21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

1.публичное представление собственного инновационного опыта мое представление

публичное представление собственного инновационного опыта чубаевой татьяны васильевны...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...

Публичное представление собственного инновационного опыта

  Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, ...