Публичное представление собственного педагогического опыта
учебно-методический материал на тему

Козлова Алла Ивановна

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_opyta.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

Козловой Алефтины Ивановны

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

       Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания. Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения. Министр образования РФ Д.Ливанов подчеркнул, что «считает очень важным более активное использование учителями современных электронных образовательных ресурсов и педагогических технологий».

      Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). 

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

        Современный урок - это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его самостоятельной деятельности. Как организовать работу с детьми, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.

Главная задача учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться. Добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Концептуальность  (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
   Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

 В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению.
         Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
Я в своей практике использую различные приёмы развития познавательной деятельности. Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

Наличие теоретической базы опыта

Среди многообразия современных образовательных технологий я для себя выбрала те, которые, на мой взгляд необходимы, чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования:

- проблемно-поисковое обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

-проектная деятельность;

- обучение в сотрудничестве (парная, групповая формы работы);

- технология  критического мышления;

- технология использования игровых методов;

- здоровьесберегающие технологии.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос.  Здесь помогает постановка проблемных вопросов и решение большой проблемы урока сообща.  Я не принудительно привлекаю к деятельности, дети высказывают свои варианты, не боясь ошибки, за которую будут ругать. Ребёнок получает не готовое знание или понятие, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. Здесь возникают партнёрские отношения. Я убедилась, что в этом диалоге знания усваиваются прочнее, я вижу, как они для многих становятся инструментом  саморазвития.

 Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему.

Информационные технологии – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

С опорой на информационные технологии  самостоятельно разработала и провела ряд уроков  и внеклассных занятий: открытый урок по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных»,  классный час «Давайте дружить с природой», «Формула здоровья», уроки окружающего мира  («Золотое кольцо России, «Зачем нужно есть много овощей и фруктов?», внеклассное мероприятие «Прощание с начальной школой» и многое другое.

         На своих уроках применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Дидактические игры позволяют проводить многократное повторение учебного материала в формах, не похожих на обычное обучение. Игра позволяет ребенку ощутить собственный интеллектуальный успех. Всё это способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, вызывает положительные эмоции у ребенка. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания. Учащиеся по-новому рассматривают уже известные факты и явления, устанавливают связи, сходства и различия между отдельными событиями. В игре тренируется память, цепкость ума, внимательность. В ходе игры, учащиеся быстрее и легче запоминают даты, имена, названия, лучше усваивают графический и иллюстративный материал.  Как показывает опыт, удачным является использование дидактических игр на повторительно-обобщающих уроках. Во-первых, обычно, дидактические игры предполагают не изучение, а прежде всего повторение материала. Во-вторых, для проведения викторин требуется накопление материала по целому разделу или главе учебника. В-третьих, дидактические игры позволяют систематизировать материал, по какому - либо признаку. В-четвёртых, во время игры можно оценить работу большего количества человек.  

Здоровьесберегающие технологии и их элементы применяю на уроках и во внеурочное время. Я всегда внимательно отношусь  к состоянию здоровья учащихся на уроке, систематически организую физкультурные паузы, в качестве релаксации на уроке активно использует музыку, создаю благоприятный психологический климат на уроке. Используя технические средства обучения, обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объёма заданий. Осуществляю чередование видов деятельности, предупреждающее переутомления учащихся. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в списке ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Систематически в течение учебного года на уроках использую различные виды физкультминуток.  Они успешно выполняют роль переключения внимания детей. Физкультминутки наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам.  Провожу физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Применяю также и физкультминутки с включением упражнений для глаз. Они обеспечивают адекватное восстановление энергетики, сил, дают возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждают перегрузки и преждевременное утомление.

Оптимальность и эффективность средств.

Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей является применение  современных образовательных информационных технологий с целью развития интереса  детей к учебной деятельности. Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.

Мне кажется, что каждый педагог периодически попадает в ситуацию, когда кто-либо из учащихся никак не может понять новую тему. И чтобы ни делал учитель, все безрезультатно. Встает вопрос: как сделать так, чтобы все то, что мы говорим детям на уроке стало простым и ясным? Здесь неоценимую помощь  мне оказывает  использование  нетрадиционных (нестандартных) форм организации урока: урок-сказка, КВН, урок-путешествие, урок-игра, интегрированный урок.

Через игру ребенок познает окружающий мир, как в тематическом отношении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Такие уроки позволяют ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения "дремлют": воображение, символьное мышление, коммуникабельность.  

        Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе".  Нетрадиционные формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Результативность опыта.

Данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

Результаты показывают следующее:

  1. Идёт работа над развитием всех учащихся, включая слабых
  2.  Меняется приоритет речи (больше говорят дети, учитель направляет работу в                        нужное русло и не даёт отойти от темы урока).
  3. Важным моментом является форма общения учителя и ученика (сотворчество).
  4. Урок ведётся спокойно, доброжелательно, без замечаний.
  5. Дети учатся задавать вопросы учителю и товарищам, выступать с докладами.
  6. Индивидуальная работа занимает большую часть урока.
  7. Урок предусматривает вариативность материала, где всё взаимосвязано  

Уровень

Учебный год

Кол-во

участников

Количество победителей и призёров

Всероссийская игра – конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»

2011-2012

7

Международный детский творческий фестиваль «Апельсин»

2011-2012

10

Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

2011-2012

7

Республиканская

акция «Наши зимующие птицы»

2011-2012

2

Савельева Екатерина -3 место, республиканский уровень

Всероссийский  конкурс-игра по естествознанию «Человек и природа»

2011-2012

5

Республиканский конкурс исследовательских работ «Дерево Земли, на которой я живу»

2011-2012

1

Савельева Екатерина -2 место, районный уровень

Экология. Дети. Творчество.

2011-2012

2

Савельева Екатерина-1 место, районный уровень

Белякова Екатерина-2 место, районный уровень

Волкова Мария-2 место, районный уровень

2012-2013

1

Районный этап республиканского интеллектуально-творческого конкурса «Флот в судьбе России»

2011-2012

Коллектив

ная

работа

1 место, районный уровень

Прахова Анастасия-1 место, районный уровень

2012-2013

1

Всероссийская игра – конкурс по информатике «Инфознайка»

2012-2013

4

Савельева Екатерина-1 место, районный уровень

Родионов Даниил-2 место,

районный уровень

Районный этап VIII республиканского конкурса творческих работ «Калейдоскоп профессий»

2012-2013

1

Савельева Екатерина-2 место, районный уровень

Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку проекта «Инфоурок»

2012-2013

2

Савельева Екатерина- Диплом 1 степени 

Всероссийский математический конкурс «Волшебный сундучок»

2013-2014

1

Гордеева Кристина-

диплом участника

Республиканский конкурс на знание государственной символики РФ

2013-2014

6

Исаков Владимир-2 место, районный уровень

Всероссийская дистанционная олимпиада «Поехали»

2013-2014

1

Савельева Екатерина- Диплом 1 степени

Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус». Зимняя сессия 2014. Русский язык

2013-2014

2

Савельева Екатерина- Диплом 1 степени

Исаков Владимир - Диплом 3 степени

IV Всероссийский математический конкурс «Ребус»

2013-2014

1

Савельева Екатерина- Диплом 1 степени

Районный конкурс детско-юношевского творчества по пожарной безопасности

2013-2014

6

Родионов Даниил-2 место

Возможность тиражирования.

Когда человек смотрит на звёздное небо, он думает о самом разном: о своих мечтах, о своих желаниях, о своей судьбе, о мироздании, о Боге. Это можно сравнить с тем, как учитель смотрит на свой класс. Подобно созвездию, в нём соединились и переплелись совсем еще крошечные звёздочки. Крошечные, но уже всё-таки огоньки, которые хранят в себе тепло и чудо человеческой эмоции. Почувствовать и заставить пылать из маленькой искры жаркий костёр – вот задача учителя. Не дать потеряться маленькой звёздочке в огромных созвездиях социума, а направить и помочь занять в них достойное место. Каждый ребёнок – звезда, надо только её зажечь.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах в рамках КПК учителей начальных классов. Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации.

Материалы из опыта работы размещены на сайтах:

http://numi.ru/4068

http://www.proshkolu.ru/user/all-kozlov/

http://soc.edurm.ru/users/380/files.html

http://infourok.ru/

  Адрес моего сайта: http://nsportal.ru/kozlova-alla-ivanovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Хлынцевой Елизаветы Васильевны.Педагогическая проблема, над которой я работаю - это «Системно - деятельностный подх...