Публичное представление собственного педагогического опыта
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Сюваева Людмила Анатольевна

Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта

Общие сведения

ФИО

Сюваева Людмила Анатольевна

Должность

учитель начальных классов

Стаж педагогической работы

20 лет

Квалификационная категория

первая, 15. 12. 2010 г.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Тема: Формирование универсальных учебных действий

в учебном процессе

Актуальность и перспективность опыта

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что переход  российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения потребовал коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы.

Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения поставил перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить  новые умения.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, необходимо развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формировать умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Надо сказать, что само содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Все виды универсальных учебных действий можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Работая по программе «Школа России» 1-4,  главной целью моей педагогической деятельности считаю формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Мне, как учителю начальных классов, необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

В основу формирования системы Универсальных учебных действий положен системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видодеятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Теоретическая база опыта

Все учебники системы «Школа России» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В классе имеется интерактивная доска, компьютер.

Учебно-методический комплект (УМК) «Школа России» выпускает

издательство «Просвещение».

Обучение в рамках данной  образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа России» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения и способствуют формированию УУД.

За время работы по теме: Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе, я опиралась на научно-теоретические материалы:

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
  2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.  Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010 г
  3. Программы по  учебным предметам 1-4 класс.  Сост. Р.Г. Чуракова  М.: Академкнига / Учебник,  2012г.
  4. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
  5. Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008г

Технология опыта

Создание системы организации познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время с целью повышения мотивации к творческой деятельности учащихся, повышение качества обучения, развитие  познавательного интереса и мышления, развитие ученика как личности – моя ведущая педагогическая идея.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на  уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, работа в группах, проблемное  обучение.

Одним из эффективных методов формирования УУД является проблемно-диалогическая технология, которая даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), познавательных универсальных учебных действий, обеспечивая умения смыслового чтения: извлекать все виды информации из текста, осознанно читать вслух и про себя сплошные и не сплошные тексты учебников.

На современном этапе  перед учителем стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий  с традиционными.  Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения,  коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные,  учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на  уровне отдельных элементов и в системе.

Результативность опыта

Качество знаний учащихся по отдельным предметам составляет 75 % и выше. Повысилось качество обученности слабых учащихся.  

Качество знаний обучающихся по итогам года составляло:

2011-2012 учебный год - русский язык - 75%

                                   математика - 82%

2012-2013 учебный год - не аттестовывались

2013-2014 учебный год - русский язык - 73%

                                   математика - 84%

2014-2015 учебный год - русский язык - 77%

                                   математика - 81%

Внешний мониторинг, проводимый в 2013 – 2014 учебном году,  показал качество подготовки обучающихся.

В октябре 2013г. процент успеваемости по русскому языку во 2Г классе составил 100%, процент качества знаний – 87%.

Итоги формирования УУД возможно будет проанализировать полностью только в марте – мае и октябре – ноябре 2016 года,  когда учащиеся окончат начальную школу, перейдут в 5 класс и пройдёт адаптационный период обучения в среднем звене.

Адресные рекомендации по использованию опыта

За время работы по формированию УУД  и, опираясь на научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом "Школа России", были  проведены открытые уроки, разработаны рабочие программы, выступления на методическом совете учителей начальных классов по темам «Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований стандарта», «Использования ИКТ на уроках в начальной школе», выступление на педагогическом совете школы по теме «Формы, методы и средства формирования у учащихся общеучебных умений и навыков», в рамках республиканского семинара-практикума Школа молодого педагога «Особенности организации воспитательного процесса в условиях ФГОС ОО» провела классный час «Азбука общения».

За время работы были разработаны рабочие программы  по предметам для 1-го, 2-го,3-го, 4-го классов.

Проведены открытые уроки  и мероприятия для учителей школы и города, семинары.

Описание использования моего опыта дано в публикациях на моём личном сайте: http://nsportal.ru/syuvaeva-lyudmila

  1. Методическая разработка «Памятка ученикам 3- его класса»: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/09/16/pamyatka-dlya-uchenika
  2. Презентация: « Двойные согласные»: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/09/15/prezentatsiya-po-teme-dvoynye-soglasnye
  3. Конспект «Практические задания по математике и русскому языку» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/09/15/prakticheskie-zadaniya-po-matematike-i-russkomu-yazyku
  4. Конспект «Олимпиада по русскому языку»: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/09/16/olimpiada-po-russkomu-yazyku

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление моего опыта работы...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Хлынцевой Елизаветы Васильевны.Педагогическая проблема, над которой я работаю - это «Системно - деятельностный подх...