"Индивидуальная образовательная программа– одно из основных специальных условий для развития и социальной адаптации учащегося с особыми возможностями здоровья"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Белова Светлана Борисовна

В презентации автор делится своим опытом создания Индивидуальной образовательной программы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Индивидуальная образовательная программа– одно из основных специальных условий для развития и социальной адаптации учащегося с особыми возможностями здоровья" Белова Светлана Борисовна учитель начальных классов ГОУ СОШ №355 (надомное отделение) Московский район Санкт-Петербург «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей начальной школы Серия «Инклюзивное образование» Москва, 2012 Под редакцией: Самсоновой Е.В. — кандидата психологических наук, руководи теля Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ © МГППУ,

Слайд 2

Основная цель образовательного учреждения: создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Цель деятельности учителя : создать оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ребенка. З адачи : 1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися . 2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе. 3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки. 4. Повышение профессиональной компетенции.

Слайд 3

Основной механизм достижения цели: проектирование индивидуальной образовательной программы для ребенка с особыми образовательными потребностями и проектирование образовательного процесса обучающихся. Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Индивидуальная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения. Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся: 1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети инвалиды; 2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети инвалиды; 3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения; 4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.

Слайд 4

Индивидуальный образовательный план — корректируемая часть Индивидуальной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося/воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения. 1.Предварительный этап. Ц елеполагание . Договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени . Расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей. Родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

Слайд 5

2. Диагностический этап. Основная задача комплексной диагностики — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными. 3. Разработка. Проектирование необходимых составляющих ИОП. При необходимости — привлечение специалистов ППМС (психолого-педагогический медико-социального ) центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве. Определение временных границ реализации ИОП Чёткое формулирование цели ИОП (Совместно с родителями!) Определение круга задач в рамках реализации ИОП Определение содержания ИОП (коррекционный, образовательный компоненты) Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка - инвалида) носят максимально конкретный характер

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4. Реализация. О рганизация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом. Н еобходимо осознание барьеров , возникающих на пути ребенка с особенностями психофизического развития. профилактика и устранение

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание «без барьерной» среды : специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и другое…

Слайд 2

Психолого-педагогическое сопровождение : направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; междисциплинарное взаимодействие. Важным направлением работы специалистов психолого-педагогического сопровождения - помощь учителю в формировании соответствующего возможностям ребенка с нарушениями физического и (или) психического здоровья уровня развития универсальных учебных действий. Формулируя задачи на конкретный период, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог и другие специалисты, определяют, какие именно из универсальных учебных действий необходимо сформировать у ребенка в первую очередь для освоения им образовательной программы.

Слайд 3

Основное направление деятельности Конкретные задачи на период Режим и формы работы Показатели достижений ребёнка Необходимый специалист Формы оценки результатов работы Медицинское сопровождение Помощь учителю в формировании соответствующего возможностям ребенка уровня развития универсальных учебных действий. Постоянное наблюдение Задача общая формирование у всех обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. Консультации, процедуры, лечение. Понедельник 40 мин В промежутках С 9.00-11.00 И С 15.00-18.00 Индивидуальные занятия и занятия в малой группе Дистанционно Вторник Школа №355 каб.9 10.00-10.40 Среда Дистанционно http://autism-center.ucoz.ru/ Четверг 14.30 – 15.30 Бассейн «Волна» Состояние здоровья Темп Частотность правильных ответов Уровень самостоятельности Медицинские работники Тьютор Белова Светлана Борисовна Учитель – логопед Земляная Н.Н Учитель – дефектолог Зенченко И. Тренер по плаванию (адаптивная физкультура) Светлана динамика развития ребёнка, самоанализ деятельности специалиста


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

реальные трудности. определение предметного содержания, позволяющего гибко приспосабливать его к индивидуальным потребностям учащихся Задачи по адаптации образовательной программы: — компенсации дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка; — минимизации рисков, связанных с организацией и содержанием обучения; — реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме; — выполнения государственного заказа на оказание образовательной услуги. Динамические интерактивные Направления деятельности учителя : • Анализ и подбор содержания; • Изменение структуры и временных рамок; • Использование тех или иных форм организации учебной деятельности; • Использование тех или иных технологических приемов; • Использование тех или иных дидактических материалов. Изменение Обоснование Изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной темы учебного курса Учебный план Актуальное состояние здоровья обучающейся Необходимость в введении дополнительных тем, не предусмотренных Авторской программой, и/или исключением некоторых тем, не являющихся обязательными для освоения учащимися Актуальное состояние здоровья обучающейся Изменение последовательности изучение тем учебных курсов Необходимость только д /о, в связи с территориальной удалённостью от непосредственного места получения образования. Наиболее оптимально в дистанционном режиме изучение именно данных тем в сентябре (индивидуальный образовательный план на сентябрь прилагается)

Слайд 2

Алгоритм деятельности учителя по адаптации образовательной программы в рамках разработки Индивидуального образовательной программы (плана): 1. Педагогическая диагностика 2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы). 3. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ. 4. Календарно-тематическое планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, соответствующих той или иной категории («обязан, должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами школ VIII вида, выделение общего. 5. Постановка цели и задач урока по той или иной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы Важно , чтобы все взрослые (включая тьютора , родителей, всего персонала школы) придерживались одинаковых требований к поведению ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения является — организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; эффективности коррекционной работы. 5. Анализ и коррекция. Организация деятельности ПМПк ( психолого медико-педагогического консилиума) по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; внесение корректив в ИОП ( ИОп )

Слайд 2

Разработка ИОП помогает: Структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях ( целевых направлениях); Сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его возможностей; Привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями; Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности; Сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации. " Результатом деятельности педагога на различных этапах будет не только определенный продукт (план, конспект, характеристика), но и приобретенная информация, понимание того или иного аспекта включения ребенка в образовательное пространство, внутренний план действий. Разработка и реализация ИОП влияет на изменение содержания, структуры и качества профессиональной деятельности учителя.

Слайд 3

«Образованность – это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира». Д. С. Лихачёв "Индивидуальная образовательная программа– одно из основных специальных условий для развития и социальной адаптации учащегося с особыми возможностями здоровья" Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья»

Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья» был написан, так как это является  одной из актуальных  проблем современного российского общества. Решение пробле...

Практикум для родителей «Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».

Индивидуальная образовательная программа, как условие образования, саморазвития и самоопределения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья...

Актуальные аспекты обучения детей с особыми возможностями здоровья и трудностями в освоении основной образовательной программы

В этой работе я описываю возможную помощь семьям, в которых воспитываются дети с особыми возможностями здоровья. Реализация таких детей в современном обществе....

Возможности применения методики ТИКО – моделирования при дистанционном обучении детей с особыми возможностями здоровья.

Что может помочь учителю создать условия обучения в соответствии с особыми возможностями и потребностями ребёнка?         Возможности дистанционного обучения по...

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная составляющая индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми возможностями здоровья.

   Автор статьи, учитель начальных классов, в своей работе руководствуется тем, что обучение в школе обусловлено общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс о...

Педагогическая поддержка в развитии обучающихся с особыми возможностями здоровья

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет со...

Развитие мотивации школьников с особыми возможностями здоровья на примере урока математики 2 класс, тема" Прием вычислений 36-2, 36-20"

В материале изложены уровни учебной мотивации и  работа по формированию учебных мотивов. На примере проведеннного урока математики во 2 классе по теме «Прием вычислений вида 36-2, 36-2...