Актуальные аспекты обучения детей с особыми возможностями здоровья и трудностями в освоении основной образовательной программы
консультация по теме

Ходина Лидия Петровна

В этой работе я описываю возможную помощь семьям, в которых воспитываются дети с особыми возможностями здоровья. Реализация таких детей в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_hodina.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Конец XX - начало XXI столетий ознаменовались как для России, так и для других стран крайне неблагоприятными тенденциями в сфере здоровья. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. - дети и подростки. В развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к увеличению. Число детей-инвалидов в Российской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжает увеличиваться. Это подтверждают данные федеральной службы государственной статистики России. По этим данным в 2005 году было зарегистрировано больных детей в возрасте до 14 лет с диагнозом, установленным впервые в жизни 36837,4 тыс. человек, а в 2007 году было зарегистрировано 38140,5 тыс. больных детей.

Детство человека с ограниченными возможностями, его реабилитация и адаптация в социуме являются ключевыми для становления его личности. Одним из важнейших факторов социализации такого ребенка является семья и ее влияние на социальную адаптацию, так как на нее возлагается ответственность ухода и воспитания ребенка.

Изучением семей, воспитывающих ребенка-инвалида в отечественной литературе занимались такие ученые как Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, М.М. Семаго, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, А.И. Раку, И.А. Скворцов, А.С. Спиваковская, В.В. Юртайкин. В зарубежной литературе разработкой этой проблемы занимались Скиннер Р., Миллер А., Шнейдер Л.Б., Д. Хейли. Как показал анализ их работ, большинство из них посвящены теоретическим и практическим аспектам работы с самим ребенком, а вот работ, рассматривающих помощь целой семье, где воспитывается и живет больной ребенок - не достаточно. Целью моей работы является найти пути решения проблем семьи, воспитывающей «особого» ребенка и описать вид психологической помощи таким родителям. Для реализации данной цели намечены следующие задачи:

1.Анализ особенностей семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями

2. Построение системы психологической помощи родителям, что будет способствовать их эмоциональной адаптации, позволит принять болезнь ребенка, выработать позитивные установки по отношению как к самим к себе, таки к своему ребенку.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей. Поскольку изначально именно семья является ресурсом для личностного развития ребенка-инвалида, возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членов семей, имеющих такого ребенка. В этой связи возникает необходимость обобщения и систематизации информации о детской инвалидности в целом и о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями с целью разработки эффективных мер предупреждения и коррекции личностных нарушений родителей, а также с целью описания основных направлений и форм работы с такими семьями. Таким образом, необходимо не просто изучать особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида, но и разработать систему психологической помощи и поддержки таким семьям.

ГЛАВА 1

Индивидуальные формы работы с родителями  детей с ограниченными возможностями.

Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на развитие и воспитание полноценной личности. Выполняя определённые социальные функции, она удовлетворяет большую часть потребностей личности. В период нестабильности общества очень часто возникает психологическое неблагополучие семьи, отягощённое социально-экономическими факторами. Оно распространяется на все сферы межличностных отношений, обостряя супружеские и детско-родительские отношения.

Семья, где растёт и воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, требует особой заботы и внимания со стороны общества и государства в целом, специалистов педагогического профиля в частности. Кроме травмирующего влияния на ребёнка, отклонение в развитии является психической травмой и для родителей. Наряду с вышеизложенными проблемами эти семьи решают проблему поиска эффективных путей психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в развитии.[1]

Психолого-педагогическая помощь семье в условиях инклюзивного образовательного пространства школьного учреждения комбинированного вида включает набор коррекционно-педагогических методов, направленных на всестороннее развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, поддержку его семьи и осуществляется педагогами (воспитателями) и специалистами дошкольного учреждения: дефектологом, логопедом, психологом.[4]

Основная цель работы специалистов с родителями – это их своевременное информирование об особенностях развития психики ребёнка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми.[2]

Важным инструментом в рамках психолого-педагогической помощи выступает диагностическое обследование как особенностей развития самого ребёнка, оценка структуры и степени нарушения в развитии, выявление особенностей умственного и физического развития, так и характера взаимоотношений в семье, выявление воспитательской позиции семьи по отношению к ребёнку, способов взаимодействия с ним, уровня педагогической компетенции семьи.

Педагоги и специалисты школьного учреждения исходят из представления о том, что с помощью специально организованного процесса взаимодействия  у обратившихся за помощью родителей, возможно актуализировать дополнительные психологические силы и способности, помогающие отыскать наиболее продуктивные варианты выхода из проблемной семейной ситуации.[7]

Работа с семьями в школьном учреждении строится целенаправленно и дифференцированно, с учётом результатов проведенного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Данные обследования являются материалом для системного анализа звучем школьного учреждения, старшей медицинской сестры,  специалистов, проводящегося с целью планирования коррекционно-развивающего воздействия, отбора содержания коррекционно-педагогической работы, определения оптимальных и адекватных путей помощи с учётом особенностей ребёнка и специфики семей как участников образовательного процесса.[4]

С учётом факторов, влияющих на степень эффективности коррекции отклонений в развитии детей (их своевременное выявление и раннее начало целенаправленной коррекционно-развивающей работы, содержание образовательного процесса,  адекватные методы и приёмы коррекционного воздействия, единство требований к воспитанию и обучению в семье и школьном учреждении, взаимодействие в работе специалистов), можно выделить основные задачи психолого-педагогической помощи семье в условиях школьного учреждения комбинированного вида:

– формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребёнка с отклонениями в развитии;

– осуществлять совместную с коллективом школьного учреждения целенаправленную систематическую работу по всестороннему развитию детей;

– распространять знания по различным направлениям коррекционно-педагогической деятельности, знакомить с приёмами и методами коррекционно-развивающего воздействия;

– изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности школьного учреждения.

Индивидуальные формы работы с родителями имеют важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, наиболее глубокого понимания педагогами и специалистами особенностей развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Беседы, консультации с родителями и другими членами семьи проводятся утром или вечером, в любой будний день по запросу родителей или специалистов. В содержание таких бесед включаются профессиональные советы и рекомендации по вопросам организации развивающих занятий в домашних условиях, закреплению и автоматизации умений и навыков по различным направлениям работы. Специалисты знакомят родителей с особенностями возрастного и личностного развития детей с особыми образовательными потребностями, влиянием первичного дефекта на общее психофизическое развитие, появлением вторичных отклонений в развитии.[5]

Очень часто родителям требуется наглядное раскрытие методики работы по какому-либо разделу программы. С этой целью организуются индивидуальные занятия, на которых специалист проводит обучение родителей адекватным формам взаимодействия с их ребёнком с использованием игровых коррекционно-развивающих методов и приёмов. Родители имеют возможность ознакомиться с программным содержанием занятий, перенять опыт работы педагогов по использованию приёмов активизации и удержания внимания детей, предупреждения их утомления, применения полученных знаний и умений в собственной продуктивной и речевой деятельности детей.[11]


ГЛАВА 2

Коллективные формы работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.

В работе школьного учреждения помимо индивидуальной работы с родителями используются и коллективные формы. Родительские собрания проводятся для всех родителей группы или лишь для их части. Используются инновационные приёмы работы – медиа презентации, которые способствуют созданию единого информационного пространства МБОУ. Родители имеют возможность познакомиться с содержанием работы детского сада, наглядно проследить линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушивают отчёты администрации о деятельности в течение определённого периода времени, отчёты родительского комитета, специалистов, работающих с детьми,  доклады по различной тематике. Дефектолог, логопед, психолог, воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения детей, делая это в доступной и понятной для родителей форме. Педагоги сообщают родителям о результативности обучения, результатах работы по различным направлениям. Характеризуя эффективность работы с детьми, педагоги и специалисты не акцентируют внимание на трудностях, негативных сторонах их развития, а показывают возможности детей, их продвижение в обучении, зону ближайшего развития.[8,5] родительским собраниям приурочиваются выставки детских работ, поделок, доступной литературы по вопросам воспитания и обучения детей. Конкретные вопросы обучения детей, связанные с проведением коррекционной работы, обсуждаются на тематических родительских собраниях. Формы работы, как правило, разнообразны – как в виде сообщений дефектолога, логопеда, психолога, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме. Широко используется инсценирование педагогических ситуаций, решить которые предлагается родителям, как непосредственным участникам инклюзивного образовательного пространства школьного учреждения.[10]

Одной из форм работы с родителями являются также дни открытых дверей, в течение которых родители посещают фронтальные и индивидуальные занятия, наблюдают за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, беседуют с педагогами, завучем. Такие посещения позволяют родителям составить представление об обстановке в классе, стиле и методах коррекционно-педагогической работы с детьми.

Полезной и интересной формой работы с родителями является проведение праздников, утренников, вечеров развлечений в классе, к участию в которых приглашаются родители. Они видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы коллектива школьного учреждения.[10]

В школьном учреждении широко распространена работа педагогов по оформлению информационных стендов, уголков для родителей. В уголках для родителей содержится полезная информация по вопросам организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические рекомендации по различным направлениям воспитания и обучения, использованию конкретных методов и приёмов коррекционной работы по развитию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, сенсорному воспитанию, развитию эмоционально-волевой сферы, подготовке к школе в условиях семьи.[3] Предусмотрена работа почтового уголка, в котором родители могут оставить свои вопросы, рекомендации, пожелания коллективу, поделиться радостью или сомнениями, обратиться за помощью к конкретному специалисту. Кроме того, в уголках для родителей размещается информация по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, новинки специальной литературы.

Специалисты (дефектолог, логопед, психолог) привлекают родителей к совместному изготовлению дидактических пособий, игр, направленных на развитие речи, обогащение представлений об окружающей действительности, развитие элементарных математических представлений, мелкой моторики, различных видов восприятия и т. д. Данная форма взаимодействия способствует наиболее полному пониманию родителями задач коррекционно-педагогической работы, осмыслению сущности методов и приёмов специального обучения[4].

В оказании психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особом подходе к реализации их образовательных потребностей, важны последовательность, систематичность, учёт реальных возможностей как детей, так и родителей. Взаимопонимание педагогов и родителей, совместное участие и активность в проведении развивающей и коррекционной работы способствуют повышению уровня педагогической компетенции родителей, формированию у них положительных форм взаимодействия с ребёнком, активной позиции по отношению к его воспитанию в семье[7].

Эффективность системы комплексной психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, находит подтверждение в том, что родители, взаимодействующие с педагогами и специалистами дошкольного учреждения, обретают в себе уверенность в своих силах, проявляют творческую активность и направляют её в продуктивное взаимодействие со своим ребёнком[6]. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями сложный  процесс, т.к. отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов психологической помощи. Анализ литературы по данной проблеме показали, что теоретические и практические аспекты требуют дальнейшей разработки.

Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психо - коррекционной работе. Для определения основных стратегий помощи семьи необходимо учитывать качественные характеристики личностных изменений родителей, ту  фазу кризиса,  на которой в данный момент находится семья.

Форма работы определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Волковская Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного школьного учреждения для детей с нарушениями развития // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 62–70.
  2. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: кн. для родителей / М.В.Ипполитова. - М.: Просвещение, 1993.
  3. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачёва. – М. : Просвещение, 2008.
  4.  Левченко,И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студентов / И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. - М.: Академия, 2001.
  5. Мамайчук, И.И., Киреева Л.А. Психолого-педагогическая помощь семье. - М.: Просвещение, 1986.
  6. Николаева Е. И. Психология семьи. – Спб. : Питер, 2013.
  7. Сатир Вирджиния. Семейная терапия. Практическое руководство. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2009.
  8. Семаго, М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. - М., 1992.
  9. Семья в России. 2008: Стат.сб. / Росстат - M., 2008. - C. 172-175.
  10. Ткачёва В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – М. : УМК «Психология», 2004.

11.     Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями / В.В.Ткачева // Дефектология. - 2005. - №1. - С.25-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как одна из возможностей реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога в первую очередь высокого уровня знаний, хорошего владения методиками ...

Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...

Возможности применения методики ТИКО – моделирования при дистанционном обучении детей с особыми возможностями здоровья.

Что может помочь учителю создать условия обучения в соответствии с особыми возможностями и потребностями ребёнка?         Возможности дистанционного обучения по...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Коррекционно-развивающая программа для детей с особыми возможностями здоровья

Цель программы: оказание комплексной коррекционно - психолого  педагогической помощи при поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителями; осуществление коррекции недостатко...

Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Статья по теме Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью....