Семинар по развитию школьного ученического самоуправления.
методическая разработка на тему

Трубаева Алина Сергеевна

Подробный план работы МО  на школьном семинаре по теме: "Развитие школьного ученического самоуправления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар «развитие ученического самоуправления в классном коллективе»

План

  1. Определение самоуправления.
  2. Сферы деятельности ученического самоуправления.
  3. Характерные признаки самоуправления (групповая работа)
  4. Механизм формирования ученического самоуправления (групповая работа).
  5. Роль педагога в работе органов ученического самоуправления.
  6. Принципы распределения поручений среди членов ученического самоуправления.
  7. Пути привлечения учащихся к  самоуправленческой деятельности
  8. План деятельности ученического самоуправления в классном коллективе (групповая работа).
  9. Критерии оценивания эффективности деятельности органов ученического самоуправления (групповая работа)

           Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили. Какие отношения склады вались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

В данной ситуации школьное ученическое самоуправление, организуемое в общеобразовательном учреждении  – это первый социальный опыт учащихся в активной общественной жизни, возможность стать непосредственным участником образовательного и воспитательного процессов, вовлечение школьников в решение  школьных проблем; формирование навыка принятия обдуманных и взвешенных решений, касающихся не только лично каждого, но и группы, коллектива в целом.

Развитие самоуправления в школьной среде позволяет включать детей и подростков в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора.

Что же такое самоуправление?

Прежде всего, это управление жизнедеятельностью школьного ученического коллектива, в основе которого лежит самостоятельное создание учащимися событий, направленных на удовлетворение их потребностей, интересов и самореализации.

Функции и примерные направления деятельности, реализуемые ученическим самоуправлением вы видите на экране, раздаточный материал имеется на столах. К таким сферам относятся:

Основные сферы  деятельности органов ученического самоуправления:

  1. Учебная деятельность:
  • Помощь неуспевающим ученикам, шефство над ними, консультирование по различным предметам;
  • Организация дополнительных занятий силами учащихся;
  • Урегулирование с педагогами и администрацией школы спорных вопросов по аттестации учащихся и т.д.
  • Проведение конкурса «Парад звезд» (по количеству «5»)
  1. Научно-исследовательская деятельность:
  • Создание и регулирование деятельности детских научных обществ и клубов, проведение конференций;
  • Организация сотрудничества с научно-исследовательскими организациями и учреждениями, вузами и т.д.
  1. Досуг:
  • Планирование, организация и проведение тематических вечеров, дискотек и мероприятий для детей разного возраста;
  • Организация культпоходов в театры, кинотеатры, на выставки и т.д.
  • Создание и организация работы творческих групп по интересам различной направленности;
  • Организация встреч с интересными  людьми города: театральными деятелями, художниками, политическими лидерами и т.п., организация и проведение творческих конкурсов для учащихся;
  1. Профориентационная деятельность (временные органы):
  • Создание банка данных об учебных заведениях города;
  • Проведение профориентационных дискуссий, игровых вечеров, встреч с интересными людьми редких, сложных, популярных профессий;
  1. Информационно-социологическая деятельность (временные органы):
  • Проведение социологических исследований, опросов общественного мнения по различным актуальным проблемам;
  • Организация работы «статистической службы», «справочной службы» по вопросам проводимых мероприятий, последних событий в учреждении и т.д.
  1. Социальная защита (временные органы):
  • Выявление с помощью взрослых людей, нуждающихся в социальной помощи, привлечение их к различного рода деятельности в рамках учреждения;
  • Организация сотрудничества, консультаций с различными специалистами: юристами, врачами, психологами и т.д.
  1. Правовая защита (временные органы):
  • Решение конфликтных, спорных ситуаций, возникающих между педагогами и детьми, родителями и детьми;
  • Разработка и обеспечение реализации основных документов, регламентирующих взаимоотношения органов самоуправления и администрации общеобразовательного учреждения и т.д.
  1. Развитие социального творчества (временные органы):
  • Подготовка, организация и проведение социально значимых акций, дел, мероприятий;
  • Совершенствование работы системы самоуправления; проведение различного рода заседаний, конференций по проблемам управления и т.д.
  1. Трудовая деятельность (временные органы):
  • Разработка и проведение добровольческих акций;
  • Организация трудовых десантов;
  • Сотрудничество с центром занятости подростков и молодежи «Наше время».
  1. Координация деятельности существующих детских и молодежных объединений:
  • Включение в систему самоуправления представителей действующих на базе учреждения общественных организаций;
  • Осуществление сокоординации их работы;
  • Разработка и внедрение системы взаимодействия различных объединений между собой.
  1. Организационно-дисциплинарная деятельность:
  • Организация школьного ученического дежурства;
  • Участие в разработке правил и норм поведения учащихся в образовательном учреждении и контроль за их соблюдением и т.д.

Работа в группах (7  мин.):

Задание: Исходя из материалов, представленных ранее, попытайтесь выделить  характерные признаки ученического самоуправления.

Представление результатов работы в группе.

  • Механизм формирования ученического самоуправления в классе может осуществляться разными способами.

Работа в группах (15 мин.)

- Группам представить механизм формирования ученического коллектива, наиболее приемлемый для контингента нашей школы (схема формирования органов ученического коллектива в классе, структура органов ученического самоуправления в классном коллективе)

Комментарии.

Роль педагога в работе органов ученического самоуправления:

1 этап: педагог- организатор всех мероприятий в классе, с привлечением наиболее заинтересованных обучающихся.

2 этап: педагог передает часть полномочий по организации и подготовке мероприятий, акций и т.д. группе учащихся, Важная организационная сторона взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления — делегирование ответственности и полномочий, т. е. передача части управленческих функций педагогов учащимся. Делегирование ответственности — это «возложение, наделение ответственностью» этих органов за реализацию самоуправленческих функций. Оно предусматривает для каждого из органов четкое определение круга их обязанностей, предусматривающих ответственность перед товарищами, педагогами, вышестоящими органами общественных организаций, всем учебно-воспитательным коллективом. Планирование, организация, подведение итогов многообразной деятельности заставляют детей вступать в разнообразные отношения с педагогами и самими же учащимися

3 этап: самостоятельная деятельность ученического самоуправления.

Поручения

Различают поручения коллективные и индивидуальные, постоянные и временные, эпизодические, сложные по содержанию и простые. Принципиально важны в настоящее время групповые поручения, дающие ощущения причастности к коллективному делу, побуждающие активность ребенка.

По степени общественной значимости можно разделить поручения на несколько групп:
Первая – поручения, связанные с заботой о школе, с делами детского общественного объединения.
Вторая – поручения, выполняемые вне школы, в т.ч. по месту жительства.
Третья – поручения, выполняемые в классе.

По степени и сложности организационного характера можно выделить:

  • поручения исполнительского характера;
  • поручения, требующие определенных способностей (рисовать, фотографировать и т.д.);
  • поручения творческого характера, которые предполагают способность придумать,  разработать, сделать что-то нестандартно;
  • поручения, связанные с руководством группой (класс, группа младших школьников, совет дела и т.д.);
  • поручения инструктивного характера, когда надо учить других.

Пути привлечения учащихся к   самоуправленческой деятельности 

  • Одна из тенденций развития ученического самоуправления – увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации жизни класса. Это осуществляется разными путями:
  • постоянное расширение сферы деятельности коллектива класса;
  • расширение прав и обязанностей органов самоуправления;
  • постепенное расширение связей с другими коллективами (как в школе, так и за ее пределами);
  • изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций;
  • изменение характера отношений в коллективе;
  • изменение позиции педагога в организации деятельности коллектива и др.

Подлинное самоуправление  – это стиль жизни конкретного коллектива. Помогают создать этот стиль:

  • коллективное планирование; 
  • организация в классе временных советов дел (бригад, штабов, групп), предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел; 
  • поочередное выполнение обязанностей дежурного командира, председателя и секретаря собрания; 
  • коллективный анализ и оценка всех проведенных дел; 
  • регулярные самоотчеты учащихся о выполнении поручений. 

Работа в группах (15 мин.)

Разработка плана деятельности органов ученического самоуправления

Правила по разработке плана деятельности органов ученического самоуправления в классном коллективе:

  1. Определите, на каком этапе сформированности находится ваш орган ученического самоуправления.
  2. Исходя из этого, планируйте деятельность на повышение уровня работоспособности вашего коллектива.
  3. Определите содержание деятельности для каждого сектора, службы в своем коллективе.
  4. Помните! Что по видам и содержанию деятельность может быть различной, главное – ее социально-значимая направленность и актуальность для школьников как субъектов этой деятельности.
  5. Запланируйте и мероприятия, способствующие вовлечению всех членов классного коллектива в работу органов ученического самоуправления (возможно на временной основе).
  6. Не забывайте! Результативной является только та деятельность, которая заканчивается рефлексией и имеет практическую значимость.
  7. Отчетность секторов и служб перед всеми членами коллектива  должна носить регулярный характер и отражать содержание и результативность работы.

Наименование сектора, службы

(из схемы)

Мероприятия

Сроки, частота проведения

Практический выход

Определить эффективность деятельности органов ученического самоуправления позволяют критерии оценивания. Примерные критерии оценивания находятся на столах. Исходя из структуры органов управления, содержания деятельности, разработать критерии оценивания для своего органа ученического самоуправления.

Групповая работа «Выработка критериев оценивания»

Критерии оценки результативности работы ученического самоуправления

в МБОУ СОШ № 4

№ п/п

Критерии оценки

Ожидаемый результат

Количественные критерии

1

Количество инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления

Заинтересованность детей, установка на широкий спектр идей и мнений, подлинная демократичность основ детского самоуправления.

2

Количество реализованных (нереализованных) инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления

Количество конструктивных предложений

3

Количество самостоятельно проведенных детьми мероприятий, акций, дел и т.д.

Решение организационных вопросов первоначально под чутким присмотром взрослых, постепенно превращается в самостоятельное действие органа ученического самоуправления

4

Количество конфликтов, спорных вопросов между педагогами и родителями, решенных при участии органов ученического самоуправления (решенных в пользу детей)

Члены ученического самоуправления проявляют заинтересованность и внимание к  нуждам, возможностям, идеям самих детей

5

Количество реально установленных контактов, наличие структуры взаимодействия, дружбы между различными ученическими подразделениями внутри учреждения города

Показателем эффективности работы органов самоуправления, равного представительства в них заинтересованных структур является увеличение количества связей между различными подразделениями ученического коллектива, рост уровня сплоченности

6

Количество школьников, реально участвующих в работе различных органов самоуправления

Увеличение актива происходит за счет совершенствования наиболее массовых форм самоуправления (дежурство, общие собрания)

Качественные критерии

1

Общий порядок, организованность в учреждении

Растет ответственность каждого ребенка за общее дело,  повышается уровень социальной зрелости, осознанности отношения к деятельности и коллективу, меняются установки детей в социальной сфере

2

Уровень общей культуры, культуры общения детей, участвующих в ученическом самоуправлении

Расширение и накопление опыта общения, выработка социальных навыков, повышение уровня общей эрудированности, изменение стиля общения с педагогами, статуса ученика положительно влияют на уровень общей культуры и воспитанности детей.

3

Объем, качество работы, проделанной органами ученического самоуправления

Смена мотивов участия с формальных на внутренние. При эффективном развитии деятельности органов самоуправления детьми выдвигаются чаще  всего мотивы социальной значимости, самореализации, стремления к достижению поставленных коллективных целей

4

Ценностные приоритеты лидеров самоуправления

Преобладание гуманистических, просоциальных ценностных ориентиров



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трубаева Алина Сергеевна Семинар «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе»

Слайд 2

План работы 1. Определение самоуправления. 2. Сферы деятельности ученического самоуправления. 3. Механизм формирования ученического самоуправления (групповая работа). 4. Роль педагога в работе органов ученического самоуправления. 5. Принципы распределения поручений среди членов ученического самоуправления. 6. Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности. 7. План деятельности ученического самоуправления в классном коллективе (групповая работа). 8. Критерии оценивания эффективности деятельности органов ученического самоуправления (групповая работа).

Слайд 3

Самоуправление- управление жизнедеятельностью школьного ученического коллектива, в основе которого лежит самостоятельное создание учащимися событий, направленных на удовлетворение их потребностей, интересов и самореализации.

Слайд 4

Сферы деятельности ученического самоуправления. Учебная деятельность. Научно-исследовательская деятельность. Досуг. Профориентационная деятельность (временные органы). Информационно-социологическая деятельность (временные органы). Социальная защита (временные органы). Правовая защита (временные органы). Развитие социального творчества (временные органы). Трудовая деятельность (временные органы). Координация деятельности существующих детских и молодежных объединений. Организационно-дисциплинарная деятельность.

Слайд 5

ЗД ВВВР Общее собрание учащихся 5-11 кл . Совет старшеклассников (8-11 кл.) Совет параллелей (5-7 кл.) Планета детства (1-4 кл .) Центры самоуправления Временные органы Знание -НОУ « Эдитор » - учебный совет Забота - «Юный жуковец » - патриотический клуб «Память» Досуг Пресс-центр - журнал «Школьный меридиан» Здоровье - Совет здоровья Связь с общественностью Школьный Управляющий совет Классные органы самоуправления Классные коллективы СТРУКТУРА ОБЩЕШКОЛЬНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Слайд 6

Виды поручений: коллективные индивидуальные постоянные временные эпизодические сложные по содержанию и простые принципиально важны в настоящее время групповые поручения, дающие ощущения причастности к коллективному делу, побуждающие активность ребенка. По степени общественной значимости можно разделить поручения на несколько групп: первая – поручения, связанные с заботой о школе, с делами детского общественного объединения вторая – поручения, выполняемые вне школы, в т.ч. по месту жительства Третья – поручения, выполняемые в классе.

Слайд 7

Поручения по степени сложности: поручения исполнительского характера; поручения, требующие определенных способностей (рисовать, фотографировать и т.д.); поручения творческого характера, которые предполагают способность придумать, разработать, сделать что-то нестандартно; поручения, связанные с руководством группой (класс, группа младших школьников, совет дела и т.д.); поручения инструктивного характера, когда надо учить других.

Слайд 8

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности Одна из тенденций развития ученического самоуправления – увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации жизни класса. Это осуществляется разными путями: постоянное расширение сферы деятельности коллектива класса; расширение прав и обязанностей органов самоуправления; постепенное расширение связей с другими коллективами (как в школе, так и за ее пределами); изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций; изменение характера отношений в коллективе; изменение позиции педагога в организации деятельности коллектива и др.

Слайд 9

Стиль коллектива коллективное планирование; организация в классе временных советов дел (бригад, штабов, групп), предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел; поочередное выполнение обязанностей председателя и секретаря собрания; коллективный анализ и оценка всех проведенных дел; регулярные самоотчеты учащихся о выполнении поручений.

Слайд 10

План деятельности органов самоуправления Наименование сектора, службы (из схемы) Мероприятия Сроки, частота проведения Практический выход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о школьном ученическом самоуправлении

Положение о школьном ученическом самоуправлении 1.     Общие положения1.1  Настоящее положение регламентирует деятельность школьного ученического самоуправления МОБ...

программа развития органов ученического самоуправления

программа рассчитана на 5 лет, реализуется с детьми младшего школьного возраста...

Положение о школьном ученическом самоуправлении

положение о школьном ученическом самоуправлении...

проект "Программа развития органов ученического самоуправления"

проект на региональный конкурс профессионального мастерства "Классный классный руководитель", номинация "Организация воспитательной работы в дестком коллективе"...

Отчет о реализации работы Школьного Ученического Самоуправления «Феникс»

Предлагаю посмотреть и использовать в своей работе образец отчета педагога-организатора о работе Школьного Ученического Самоуправления. Отчет можно предоставить как администрации школы, так и вышестоя...

Проект РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО СОУПРАВЛЕНИЯ в коррекционной школе 5-10 кл

Актуальность данного проектаВ современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.Проект направлен на обеспе...