программа развития органов ученического самоуправления
методическая разработка (4 класс) по теме

Скореднова Наталья Михайловна

программа рассчитана на 5 лет, реализуется с детьми младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_na_5_let_organov_parlamenta.docx293.82 КБ

Предварительный просмотр:

GERB

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОГУРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Адрес: 636460, Россия, Томская область, Колпашевский район,

с. Тогур, ул. Свердлова 15, тел./факс: +7(38254) 4-60-99

ИНН 7007005924, КПП 700701001, Л/сч. ЛС14 ТОГНШ О74 в УФЭП Администрации Колпашевского района р/с40701810500003000001 БИК046900000 в РКЦ г.Колпашево

e-mail: tnos1@yandex.ru

Рассмотрено на педагогическом совете

№ __от ____2013г.

«Утверждаю»

директор МБОУ «Тогурская НОШ»

__________О.А. Пшеничникова

Программа развития

органов ученического самоуправления

МБОУ «Тогурская НОШ»

«Тогурландия»

на 2013-2017 уч.г.

л

Содержание

  1. Паспорт программы
  2. Паспорт детской демократической республики «Тогурландия»
  3. Пояснительная записка
  4. Актуальность проблемы
  5. Анализ деятельности органов ученического самоуправления
  6. Идея программы
  7. Цели и задачи программы
  8. Нормативно-правовой блок
  9. Основные направления реализации программы
  10.  Модель ученического самоуправления
  11.   Базовые подходы
  12.  Этапы реализации программы
  13.  Основные направления деятельности и формы
  14.   Структура школьного самоуправления
  15.  Основные функции органов ученического самоуправления
  16.  Планы деятельности
  17.  Ожидаемые результаты выполнения программы
  18. Критерии оценки эффективности работы системы ученического самоуправления
  19.  Документация и отчетность республики
  20. Список органов ученического самоуправления
  21.  Литература

  1. Паспорт программы

Полное наименование программы

Программа развития органов ученического самоуправления «Тогурландия»

Срок реализации

5 лет, с 2013-2014 уч.г.

Нормативно-правовая база

Устав школы

Правила для обучающихся МБОУ «Тогурская НОШ»

Устав школьного самоуправления

Положение об органах ученическогосамуправления

Положение о конкурсе Министров Школьного парламента

Положение о выборах президента и председателя правительства Школьного парламента

Положение об инаугурации президента МБОУ «Тогурская НОШ», председателя правительства и министров Школьного парламента

Разработчик программы

Скореднова Н.М., педагог-организатор МБОУ «Тогурская НОШ»

Цель программы

Цель: реализация права обучающегося на участие в управлении образовательным учреждением, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, развитие свободной в творчестве и интеллектуальной культуре личности, способной к адаптации в социуме, самореализации.

Задачи программы

Задачи:

Общие:

  • Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
  • Представление интересов учащихся в процессе управления школы.
  • Защита прав учащихся.
  • Планирование и организация деятельности учащихся по конкретным направлениям, координация и обеспечение жизнедеятельности классных коллективов.
  • Учет и анализ деятельности Совета Ассоциации.
  • Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.
  • Поддержка и развитие инициатив учащихся в жизни школы.

Воспитательные:

  • формирование мотивов социальной деятельности;
  • выявление и подготовка инициативной, самостоятельной, ответственной  и творческой личности, развитие лидерских качеств;
  • формирование активной гражданской позиции, гражданских качеств (через организацию социально значимой деятельности).

Образовательные:

  • приобретение организаторских способностей;
  • приобретение опыта человеческого общения на основе общечеловеческих нравственных ценностей;
  • формирование социальных умений.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся через разнообразные формы внеурочной работы;
  • развитие чувства собственного достоинства, самоуважения, внутренней свободы, способности к адекватной самооценке.

Исполнители основных мероприятий

Администрация, педагогический состав, обучающиеся, родители, социальные партнеры МБОУ «Тогурская НОШ»

Финансовое обеспечение программы

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетные и внебюджетные средства

Управление программой

Управление реализации программы осуществляет педагогический совет школы. Администрация осуществляет контроль за исполнением программы.

  1. ПАСПОРТ

Школьной республики «Тогурландия»

МБОУ «Тогурская НОШ»

1.  Полное название формы  ученического самоуправления 

Детская демократическая республика «Тогурландия»

2. Ученическое самоуправление работает непрерывно  с 2004 года

3. Количество классов, включенных в систему ученического самоуправления  - все начальные классы

4. Документы, регламентирующие деятельность органов ученического самоуправления:

1.Устав школы.

2. Правила для обучающихся МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа.

3. Устав школьного самоуправления «Республика Тогурландия».

4. Положение об органах ученического самоуправления.  

5. Положение о конкурсе Министров школьного Парламента.

6. Положение о выборах президента и председателя правительства школьного Парламента.

7. Положение об инаугурации президента МОУ «Тогурская НОШ», председателя правительства и министров Школьного парламента.

5. Цели и задачи органов ученического самоуправления (выписка из документа):

Выписка из Положения об Ученическом Совете Школы:

 «Цель деятельности Ученического Совета:
Формирование активной жизненной позиции, развитие лидерских качествшкольников, социальной ответственности..

Задачи:

  • вовлечение учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности;
  • развитие творческой индивидуальности учащихся;
  • воспитание у учащихся уважительного отношения к членам коллектива, укрепление сферы дружеских отношений;
  • защита прав учащихся»

6.  Кто возглавляет Ученический совет  в текущем учебном году, срок полномочий:  

Срок полномочий: до конца учебного года.       

7. Выборы ученического самоуправления проходят:

Сначала на собраниях  классных коллективов выбирают представителей всех указанных направлений. Эти представители входят в состав Школьного парламента.                      Таким образом, в состав Совета министров входят 8-10 человек по два человека в каждое министерство.

8. Как и кем представлены интересы  учеников начальной школы в органах  ученического  самоуправления:

Интересы представлены министрами. На Совете министров они получают информацию, затем передают в классные коллективы.

9.  Содержание деятельности:

Каждое министерство выполняет определённые функции и отвечает  за организацию полезных  внеурочных дел  в  школе.

Министерство Образования - оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, помогает устранять пропуски и прогулы уроков, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции, подготовке к интеллектуальным марафонам, конкурсам, олимпиадам,

Министерство Патриотизма - организует и проводит мероприятия по военно-патриотической тематике (23 февраля, Дню Победы)

Министерство Порядка и уюта -  осуществляет организацию дежурств и субботников, следит за своевременной уборкой и чистотой школьных кабинетов, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение классов и школы.

Министерство Спорта и здоровья - оказывает помощь в   организации и проведении спортивных   мероприятий, массовых праздников и соревнований. Министерство Культуры и досуга - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно- массовые мероприятия в классах и школе.

Министерство Информации и рекламы - контролирует выпуск газеты, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах.

Министерство экономики - помогает в организации благотворительных акций

Министерство правопорядка – помогает отстающим обучающимся, вовлекает их в систему ДО, помогает устранять пропуски и прогулы уроков, участвуют в детском Совете профилактики.

10.  Имеются ли  символы и атрибуты органов ученического  самоуправления (гимн,  герб,  эмблема,  флаг,  девиз,  форма  и знаки отличия  и др.)

У школы есть свой герб, флаг и девиз, эмблема, гимн и знаки отличия для членов Совета министров.

11.     Партнеры органов ученического  самоуправления:

  • в образовательном учреждении – педсовет, родительский совет,объединения дополнительного образования;
  • данная организация входит в состав районной детской организации «Наше поколение»

«Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень»

А.С. Макаренко        

  1. Пояснительная записка.

Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров – со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Лидер должен соответствовать требованиям времени.

Именно активность, способность брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, считать себя не “песчинкой”, которую несет по воле волн, а субъектом собственной жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, дает возможность адаптироваться к современным условиям и эффективно функционировать в социуме.

В успехах школьного образования заинтересовано все общество; политические и общественные лидеры, деятели образования и представители деловых кругов, ученые, методисты, учителя, родители, сами учащиеся. В динамично изменяющемся современном мире требования, предъявляемые рынком труда к молодым специалистам – вчерашним выпускникам школы, постоянно повышаются. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах школы поможет учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной “взрослой” жизни.

Ученическое самоуправление - одно из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся,  обеспечивающая развитие  их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также умелое педагогического руководства.

  1. Актуальность проблемы

Последнее время ведется немало споров о работе органов школьного самоуправления, связанных непосредственно с самоуправленческими коллективами школы и каждого класса.

Развитие школьного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.

Следует отметить, что долгие годы ученическое самоуправление рассматривалось однозначно - как средство укрепления дисциплины и порядка, а ведь первоочередная задача органов самоуправления - организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников. Самоуправление сегодня должно занять достойное место в образовательном процессе и рассматриваться как первоочередное условие формирования активной социальной позиции ученика.

В воспитательном коллективе деятельность органов самоуправления должна носить личностно-ориентированный характер. Он предполагает внимание к самочувствию каждого ученика в детском коллективе, его настроению, потребностям, склонностям, интересам. Одновременно, идя от ученика, органы ученического самоуправления ставят своей целью гармонизацию отношений в жизнедеятельности всего коллектива. Это дает членам органов самоуправления возможность приобрести практику самостоятельного вхождения в человеческое общество, строить гуманистические отношения с другими людьми. На основании изучения тенденций развития ученического коллектива можно сделать следующие заключения относительно ученического самоуправления.

Во-первых, в органы ученического самоуправления следует избирать ребят, способных «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, т.е. способных к сопереживанию и сочувствию. Сегодняшняя социальная ситуация такова, что без участия в движении милосердия учащихся не обойтись. Воспитание чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребенка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.

Во-вторых, одной из функций членов ученического самоуправления являются регулирование и корректировка отношений в воспитательном коллективе. Соответственно, содержанием деятельности актива должно стать оказание помощи учащимся, которые находятся в затруднительных ситуациях, некомфортно чувствуют себя в коллективе, испытывают комплекс неполноценности, имеют отклонения в поведении и ведут нездоровый образ жизни. Сейчас, когда в школе введены должности социального педагога и психолога, это сделать легко. В функциональные обязанности психолога входит привлечение самих ребят к анализу и поиску путей совершенствования отношений в коллективе.

В-третьих, исследования показывают, что все шире в сферу деятельности ученического самоуправления следует включать функции изучения индивидуальных интересов ребят, удовлетворенности их жизнедеятельностью в школе, социуме. С этой целью в структуре органов ученического самоуправления необходимо подразделение, которое выполняет социологические функции. Школьники способны к самоанализу, аналитической деятельности, рефлексии.

Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не столько в отдельных мероприятиях и делах, сколько в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, т.е. духа школы, духа коллектива. В педагогической теоретической и методической литературе синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «социально-педагогическая обстановка», «морально-этическая атмосфера», «морально-психологический климат», «социально-психологический климат».

Атмосфера должна помогать ребенку делать самостоятельный нравственный выбор, в котором он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в воспитательном коллективе.

Одна из тенденций развития ученического самоуправления – увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации внутришкольной жизни. Это осуществляется разными путями. Главные из них следующие: расширение сферы деятельности коллективов, расширение прав и обязанностей органов самоуправления, расширение связей с другими коллективами, изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций, изменение характера отношений в коллективе, изменение позиции педагогов в организации деятельности коллектива.

    На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Ученическое самоуправление дает возможность иначе, чем прежде, рассмотреть воспитательный процесс. Позиция педагога заключается не только в том, чтобы передавать готовые нравственные ценности, а прежде всего в том, чтобы вырабатывать их вместе со своими воспитанниками. Такое понимание воспитательного процесса придает ему ярко выраженный гуманистический характер.

 Дальнейшая демократизация общества, переход к правовому государству требуют формирования у учащихся демократической культуры. Для этого в образовательных учреждениях необходимо взаимодействие управления, самоуправления и соуправления. Управление обеспечивает гарантии воспитательным коллективам на самоопределение, саморазвитие и самоуправление. Последнее, в свою очередь, обеспечивает гарантии учащимся на самоанализ, самооценку, самоустановку. Соуправление дает право органам ученического самоуправления являться партнером и оппонентом других общественных формирований и государственных органов в осуществлении социально-защитных функций учащихся, связанных с условиями охраны их здоровья, обучения, отдыха, труда, спорта и творчества.

 Цели воспитания – это система требований общества к формированию таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальную деятельность и социальные отношения.  

  1. Анализ деятельности органов ученического самоуправления

Большое значение для социализации личности ребенка, самореализации организаторских и лидерских качеств обучающихся является работа органов ученического самоуправления. Вся деятельность органов детского самоуправления школы осуществляется в соответствии с разработанным проектом «Школьный парламент» и локальными актами.

Активизировали свою деятельность органы ученического самоуправления, которые рассматривали и обсуждали вопросы учебы, КТД, санитарное состояние школы, отношение с учителями и другими взрослыми. Проведена деловая игра: «Выборы президента». Организованы акции, дискотеки, подвижные перемены, дежурство по школе.

Системность подхода к планированию и осуществлению деятельности заключается в том, что в прошлом учебном году были разработаны положения всех единиц актива, определен постоянный состав и диапазон работы каждого структурного объединения «Тогурландия». В 2008-2009 уч. году все локальные документы подтвердили свою эффективность.

В ученическом коллективе ежегодно проходят выборы в органы ученического самоуправления, где дети достаточно активны и высказывают свою точку зрения. Активизировалась работа министерств. Министерства охватывают все направления, в которых ребенок смог бы себя проявить. Достаточно эффективной и заметной была работа не всех министерств, хотя в школе создаются условия для социального становления учащихся, у ребят есть желание решать сложные проблемы взаимоотношений, складывающихся в их школьном коллективе. Но по-прежнему вся нагрузка ложится на небольшую группу более активных ребят школьного самоуправления. Так как эти дети заняты во всех направлениях, поэтому в полном объеме работа не выполняется.

Школьный актив принимал активное участие во всех общешкольных мероприятиях. В начале учебного года прошла большая ролевая игра «Выборы в школьный парламент». Все 100% обучающихся, а также педагогический персонал приняли активное участие в данном мероприятии. Впервые в предвыборной кампании была использована видеозапись агитационной речи кандидатов, которая, после видеомонтажа, была показана избирателям в актовом зале школы.

Работа по самоуправлению учащихся в школе становится всё более заметной. Школьное самоуправление  становится реальной воспитательной силой, так как у ребят возникает в ней потребность. Отмечается  возрастающая роль детских инициатив и возросший уровень ответственности ребят за дело. Но не в каждом классе действуют органы самоуправления со структурами, отвечающими потребностям жизнедеятельности данных коллективов.

Работа велась в соответствии  с планом школьного самоуправления: в школе проходят дни самоуправления в школе, заседания детского совета по профилактике правонарушений среди обучающихся, под редакцией министерства информации и рекламы осуществлялся выпуск школьной газеты «Звонок». Кроме этого, в этом учебном году школьным парламентом была организована акция «Протяни руку помощи», в которой все обучающиеся школы смогли оказать материальную помощь детям из неблагополучных семей. По окончании акции все участники получили небольшие памятные подарки и сертификаты участников. Президент парламента активно принимал участие в общественной жизни школы: была ведущей праздников, участвовала  в районном слете организации «Наше поколение».

«Школьный парламент» в течение учебного года:

- координировал деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планировал и организовал внеклассную и внешкольную  работу;

- организовывал самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживал дисциплину и порядок в школе;

- устанавливал шефство;

- готовил и проводил собрания учащихся школы;

- организовывал выпуск газеты «Звонок»,

- на своих заседаниях обсуждал и утверждал планы подготовки и проведения важнейших школьных  ученических  мероприятий, заслушивал отчеты о  работе  своих рабочих органов  самоуправления,  первичных коллективов и принимал по ним необходимые решения, заслушивал информацию и отчеты ответственных лиц  самоуправления  о выполнении решений школьного  ученического  собрания;

- решал вопросы поощрения и наказания, принимал решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.

На каждом заседании совета депутатов (1 раз в месяц) обсуждаются результаты  работы  за прошедший период, разбираются допущенные ошибки, намечаются пути их исправления, а так же рассматривается дальнейший план работы, подводятся итоги работы классов.

Планируем обучать всех детей основам демократических отношений в обществе, обучать их управлять собой, и своей жизнью в коллективе с помощью следующих задач:

1. Сформировать у детей навыки ответственности за порученное дело .

2. Умение самостоятельно действовать.

3. Нестандартно мыслить

4. Принимать решения и осуществлять их.

5. Создавать условия для самореализации личности, перейти к отношениям сотрудничества детей и взрослых

  1. Идея программы:

Создание среды, предоставляющей школьнику возможность занять активную жизненную позицию, проявить инициативу.

  1. Цели и задачи.

Цель: реализация права обучающегося на участие в управлении образовательным учреждением, подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, развитие свободной в творчестве и интеллектуальной культуре личности, способной к адаптации в социуме, самореализации.

Задачи:

Общие:

  • Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
  • Представление интересов учащихся в процессе управления школы.
  • Защита прав учащихся.
  • Планирование и организация деятельности учащихся по конкретным направлениям, координация и обеспечение жизнедеятельности классных коллективов.
  • Учет и анализ деятельности Совета Ассоциации.
  • Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.
  • Поддержка и развитие инициатив учащихся в жизни школы.

Воспитательные:

  • формирование мотивов социальной деятельности;
  • выявление и подготовка инициативной, самостоятельной, ответственной  и творческой личности, развитие лидерских качеств;
  • формирование активной гражданской позиции, гражданских качеств (через организацию социально значимой деятельности).

Образовательные:

  • приобретение организаторских способностей;
  • приобретение опыта человеческого общения на основе общечеловеческих нравственных ценностей;
  • формирование социальных умений.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся через разнообразные формы внеурочной работы;
  • развитие чувства собственного достоинства, самоуважения, внутренней свободы, способности к адекватной самооценке.

Реализация цели и задач предполагает:

•  создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, творческой самореализации учащихся;

•  формирование знаний и умений применять их в различных видах практической деятельности.

  1. Нормативно-правовой блок
  1. Устав школы.
  1. Правила для обучающихся МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа.
  1. Устав школьного самоуправления «Республика Тогурландия».
  1. Положение об органах ученического самоуправления.  
  1. Положение о конкурсе Министров школьного Парламента.
  1. Положение о выборах президента и председателя правительства школьного Парламента.
  1. Положение об инаугурации президента МОУ «Тогурская НОШ», председателя правительства и министров Школьного парламента.

В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

  1. Основные направления реализации программы.

•  «Я и Лидер» - направлено на выявление лидерских способностей учащихся, умение ставить цели и достигать их, самостоятельно решать личные и общественные проблемы, нести ответственность за себя и за других, творческая инициатива;

•  «Я и Гражданин»- направлено на формирование правосознание и воспитание гражданской ответственности, понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах, любви к своей Малой Родине, к своей стране.

•  «Я и Культура»- направлено на воспитание у ребёнка навыков культурного поведения, побуждение ребёнка анализировать свои и чужие поступки, развивать творческие способности, творить, создавать, а это, значит думать, развиваться, познавать новое.

•  «Я и Здоровье»- направлено на укрепление и сохранение здоровья учащихся, приобщение к занятиям физической культурой и спортом, организация спортивной жизни школы, развитие спортивных традиций, пропаганда здорового образа жизни.

•  «Я – Наставник»- направлено на шефство над отстающими или неуспевающими обучающимися - обеспечивает "удвоение" жизнедеятельности  школьников, позволяя им быть старшими в школе, организовывать и управлять сверстниками, передавая им традиции, делясь собственным опытом, заботясь о них и о будущем школы.

Через самоуправление решаются задачи:

развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

жизненное самоуправление;

формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

умение решать проблемы;

самораскрытие и самореализация личности;

принцип равноправия в совместной деятельности;

общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;

умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

повышение требовательности к себе и товарищам;

воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;

разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и  ориентацию;

раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;

формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.

  1. Модель ученического самоуправления

Структура самоуправления в МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа»

1 уровень – ученическое самоуправление в классных коллективах.

2 уровень – школьное ученическое самоуправление.

3 уровень – общешкольное самоуправление

  1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
  2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

  1. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех обучающихся.
  2. Законность – неукоснительное соблюдении правовых и нормативных актов.
  3. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся.
  4. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
  5. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность обучающихся.
  6. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

Анализ  осуществляется на всех уровнях школьного самоуправления. На первом уровне – в классных коллективах рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную

На втором уровне – проводится вертикальный уровень анализа, т.е. анализ по каждому направлению деятельности в отдельности.

Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

        Результат планирования – это ответ на вопрос: «Что делать?» (в классе, в школе).

        Организация– ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.

        Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ обучающихся.

        Регулирование и коррекция – внесение изменений функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих обучающихся, а педагоги-консультанты оказывают поддержку.

  1. Базовые подходы

Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:

-  опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;

-  в общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение;

-педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем;

-защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической
   деятельности;

-в школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.

Деятельностный  подход.

«Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления, где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (СИ.Гессен).

Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни - они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Задача педагогов - направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

  1. Этапы реализации программы:

1 этап - организационный:

  • анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах;
  • формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов ученического самоуправления;
  • изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;
  • организация учебы актива и педагогов.

2 этап — реализация и развитие системы ученического самоуправления:

  • отлаживание механизмов сотрудничества, совершенствование отношений
    в системе «ученическое самоуправление - педагогический коллектив»;
  • участие органов  ученического самоуправления  в  художественно-
    эстетических,   спортивно-оздоровительных,   трудовых,   гражданско-
    патриотических, благотворительных и других мероприятиях;
  • создание собственных программ деятельности ученического само-
    управления.
  1. этап - мониторинг реализации  программы с последующей коррекцией.
  1. Основные направления деятельности и формы:

1. Создание организационно-педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления.

2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.

3. Обновление содержания воспитательной работы.

  • Создание организационно – педагогических  условий для функционирования органов ученического самоуправления предполагает:

* Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.

*Подготовку педагогов и актива, учащихся к управленческой и организаторской деятельности.

* Предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.

* Формирование единого коллектива учителей, родителей и учащихся.

  • Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления предполагает:

*Участие органов ученического самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества.

  • Обновление содержания воспитательной работы предполагает:

* создание и развитие научно-методической базы по вопросам воспитания и развития личности школьника;

*повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования;

*повышение коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам конструктивного взаимодействия с учащимися на уроках и после них в современных условиях;

*изменение позиции учащегося и учителя в учебно-воспитательном пространстве от пассивной к активной;

*создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных
для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пассивности.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники (КТД), игровые программы, КВНы и т. п..
  • Политическая деятельность: клубы, пресс-конференции, работа школьного музея, встречи с политиками и другими замечательными людьми.
  • Деятельность школьных СМИ: газеты, в перспективе радио, реклама.
  • Спорт и спортивно-оздоровительные  мероприятия.
  • Трудовая деятельность: ремонт, работа на пришкольном участке, дежурство по школе и классу, и т.п..
  • Шефская работа: помощь престарелым, ветеранам войны и труда, Дому инвалидов..
  • Консультативная помощь: в групповых КТД, учеба актива.
  • Санитарное инспектирование: контроль за состоянием учебных принадлежностей, книг, рейды, смотры и т.п..
  • Реальное участие ребят в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т.д.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Коллективно-творческие дела (КТД).
  • Общешкольные мероприятия, традиционные дела.
  • Рабочие и тематические линейки.
  • Наглядная агитация.
  1. Структура школьного самоуправления

Классное ученическое самоуправление в классных коллективах

Министерство культуры и досуга

Министерство информации и рекламы

Министерство патриотизма

Министерство правопорядка

Министерство порядка и уюта

Министерство экономики

Министерство образования

Министерство спорта и здоровья

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор,

Президент школьного Парламента

Председатель правительства (вице-президент)

Общее собрание органов ученического управления

 (президент, вице-президент, министры, депутаты)

Совет министров (министры школьного Парламента)

Министерство

образования

Министерство

спорта и здоровья

Министерство правопорядка

Министерство порядка и уюта

Министерство культуры и досуга

Министерство информации и рекламы

Министерство патриотизма

Министерство экономики

Депутатский корпус (представители классных органов самоуправления)

  1. Основные функции органов ученического самоуправления

Кабинет Министров:

  • рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
  • решает вопросы, связанные с участием обучающихся в управлении школой;
  • формирует органы самоуправления в школе;
  • вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
  • рассматривает и утверждает положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность обучающихся в коллективе;
  • заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.

Органы ученического самоуправления

Функции органов ученического самоуправления

Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, кураторы школьного Парламента

- осуществляют общее руководство всех органов ученического самоуправления

- организуют общее собрание депутатов, участвует в заседаниях совета министров

- вносят предложения по совершенствованию работы органов самоуправления

Президент школьного парламента

- разработка плана работы ученического самоуправления школы и контроль за его реализацией

- участие в заседаниях Школьного совета самоуправления

- общее руководство всем школьным Парламентом

- подготовка и проведение Советов министров

- организация работы по выполнению решений советов министров

- контроль работы председателя правительства и министров

Председатель правительства школьного Парламента

- осуществляет исполнительные, распорядительные и контролирующие функции

- подчиняется непосредственно президенту школьного Парламента и руководит работой министров Парламента

- участвует в разработке общего плана работы органов самоуправления

- распределяет обязанности между министрами при выполнении того или иного дела

- принимает участие в еженедельных собраниях Совета министров

Общее собрание депутатов

- утверждает план работы Ученического самоуправления  школы

- вносит предложения по совершенствованию работы органов самоуправления

- анализирует работу органов ученического самоуправления

Совет министров

- принимает общеобязательные правила по вопросам ученического самоуправления

- составляет план работы министерства, распределяет обязанности между членами министерства (депутатами), контролирует их работу

- от имени министерства участвует в формировании повестки дня очередного собрания школьного Парламента

- министры докладывают о результатах работы министерства на собрании

- принимает участие в формировании в случае необходимости, временных комиссий (конфликтные комиссии, комиссии по подготовке к праздникам и т.п)

- принимает решение о времени и повестке общего собрания депутатов

- проверяет работу активов классов

- определяет задания классам при проведении общешкольных мероприятий и творческих дел с учетом мнения их представителей

Министерство образования

- проводит работу по вовлечению обучающихся в школьные кружки и спортивные секции

- осуществляет помощь по учебным предметам обучающимся

- отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников

- осуществляет помощь классным руководителям, учителям-предметникам в проведении предметных недель

Министерство информации и рекламы

- проведение конкурсов газет и рисунков

- выпуск газеты «Звонок»

- оформление школы

- выполнение декораций к школьным праздникам

- объявления

Министерство спорта и здоровья

- осуществление помощи учителям физкультуры, кл.руководителям в организации и проведении дней здоровья и спортивных праздников

- организация игр с обучающимися на переменах

- контроль за выполнении обучающимися санитарных норм (внешний вид обучающихся, сменная обувь, личная гигиена, проведение утренней зарядки, физминуток)

Министерство культуры и досуга

- подготовка концертов и участие в них

- организация различных выставок, конкурсов, игр

Министерство правопорядка

- участие в работе с социальнооберегаемыми детьми

- совместная работа с социальным педагогом, школьным психологом

- осуществление контроля за выполнением обучающимися правил поведения и устава школы

- контроль за дежурством классов в школе

- участие в заседаниях детского Совета профилактики

Министерство порядка и уюта

- проведение субботников

- организация работы классов на пришкольном участке

- контроль за проведение классами генеральной уборки в школе

- проведение рейдов по сохранности мебели в классах и школе

Министерство патриотизма

- организация встреч с ветеранами

- участие в организации и проведении общешкольных и поселковых праздников патриотической направленности

- участие в оформлении материалов школьного музея, проведении экскурсий

Министерство экономики

- решение о распределении школьной валюты по накопительным фондам классов

  1. Планы деятельности органов ученического самоуправления

План заседаний общего собрания

органов ученического самоуправления на 2013-201 4уч.г.

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

«Выборы министров, заместителей министров школьного Парламента. Уточнение списка депутатов».

Президент, вице-президент, министры, депутаты школьного Парламента.

3 неделя сентября

2.

«Утверждение регламента работы органов ученического самоуправления, утверждение плана работы министерств».

4 неделя сентября

3.

«Анализ работы органов самоуправления за первое полугодие».

3 неделя декабря

4.

«Анализ совместной работы органов школьного самоуправления с органами классного самоуправления».

2 неделя февраля

5.

«Анализ работы органов ученического самоуправления за учебный год. Корректировка и принятие плана работы

1 неделя мая

План заседаний органов ученического самоуправления

Тогурской НОШ на 2013-2014 уч.г.


Тема заседания

Сроки

Ответственные

1

Итоги работы за первый месяц обучения.

Чистота и порядок в гардеробе.

Дежурство классов.

Чистота и порядок в школе.

Октябрь

2-я неделя

Министерство порядка и уюта

Министерство правопорядка

Министерство порядка и уюта

2

Организация игр на переменах для первоклассников

Внешний вид обучающихся

Организация соревнований по пионерболу

Сбор материалов в школьную газету «Звонок»

Октябрь

3-я неделя

Министерство спорта и здоровья

Министерство правопорядка

Министерство спорта и здоровья

Министерство культуры и досуга

3

Дежурство классов.

Результаты проверки классных уголков.

Чистота и порядок в школе.

Выпуск школьной газеты «Звонок»

Выставка рисунков «Золотая осень»

Итоги экономической игры за 1 четверть

Октябрь

4-я неделя

Министерство правопорядка

Министерство образования

Министерство порядка и уюта

Министерство информации и рекламы

Министерство культуры и досуга

Министерство экономики

4

Вовлечение обучающихся в систему ДО

Поведение учащихся в столовой

Сбор информации о школьных городах (экономическая игра)

Ноябрь

2-я неделя

Министерство образования

Министерство образования

Министерство экономики

5

Сбор материала в школьную газету «Звонок»

Чистота и порядок в гардеробе.

Дежурство классов.

Оформление карты школьной страны «Тогурландия»

Ноябрь

3-я неделя

Министерство культуры и досуга

Министерство информации и рекламы

Министерство порядка и уюта

Министерство правопорядка

Министерство информации и рекламы

6

Организация игр на переменах

Внешний вид обучающихся

Чистота и порядок в школе

Выпуск школьной газеты «Звонок»

Участие в конкурсно-развлекательной программе «в гостях у Осени»

Ноябрь

4-я неделя

Министерство спорта и здоровья

Министерство порядка и уюта

Министерство порядка и уюта

Министерство культуры и досуга

Все министерства

7

Подготовка к новогодним утренникам

Организация соревнований по баскетболу

Организация игр на переменах

Декабрь

1-я неделя

Министерство культуры и досуга

Министерство спорта и здоровья

Министерство спорта и здоровья

8

Выставка рисунков «Зимушка-зима»

Помощь в организации репетиций песен и игр к новогодним утренникам

Декабрь

2-я неделя

Министерство культуры и досуга

Все министерства

9

Работа детского Совета профилактики

Анализ работы органов соуправления за полугодие

Сбор материала в школьную газету «Звонок»

Декабрь

3-я неделя

Школьный парламент

Министерство культуры и досуга

10

Кружковая занятость обучающихся

Организация выставки рисунков «Здравствуй, зимушка-зима!»

Организация игр на переменах

Выпуск школьной газеты «Звонок»

Итоги экономической игры за 2 четверть

Участие в новогодних утренниках

Декабрь

4-я неделя

Министерство образования

Министерство информации и рекламы

Министерство спорта и здоровья

Министерство информации и рекламы

Министерство экономики

Все министерства

11

Оформление стенда «Умники и умницы»

Чистота и порядок в гардеробе.

Дежурство классов.

Чистота и порядок в школе.

Сбор материала в школьную газету «Звонок»

Проведение акции «Протяни руку помощи»

Январь

3-я неделя

Министерство образования

Министерство порядка и уюта

Министерство правопорядка

Министерство порядка и уюта

Министерство культуры и досуга

Все министерства

12

Поведение учащихся в столовой

Выпуск школьной газеты «Звонок»

Январь

4-я неделя

Министерство правопорядка

Министерство информации и рекламы

13

Организация выставки рисунков

Подготовка к проведению Дня Святого Валентина

Февраль

1-неделя

Министерство патриотизма

Министерство информации и рекламы

14

Организация выставки рисунков «День Святого Валентина»

Организация танцевально-развлекательной программы «День Святого Валентина»

Февраль

2-неделя

Министерство культуры и досуга

Все министерства

15

Вовлечение обучающихся в систему ДО

Чистота и порядок в гардеробе.

Дежурство классов.

Чистота и порядок в школе.

Сбор материала в школьную газету «Звонок»

Помощь в организации выставки «Служу Отечеству»

Февраль

3-неделя

Министерство образования

Министерство порядка и уюта

Министерство правопорядка

Министерство порядка и уюта

Министерство культуры и досуга

Министерство патриотизма

16

Организация рисунков

Подготовка к празднику 8 марта

Выпуск школьной газеты «Звонок»

Помощь в организации военно-спортивной игры «Зарница»

Февраль

4-неделя

Министерство культуры и досуга

Министерство культуры и досуга

Министерство информации и рекламы

Министерство спорта и здоровья

17

Организация игр на переменах

Помощь в организации праздника «Голубой огонек»

Организация выставки рисунков «День 8 марта!»

Март

1-неделя

Министерство спорта и здоровья

Все министерства

Министерств образования

18

Внешний вид обучающихся

Сбор материала в школьную газету «Звонок»

Март

2-неделя

Министерство спорта и здоровья

Министерство культуры и досуга

19

Организация Дня смеха в школе

Выпуск школьной газеты «Звонок»

Итоги экономической игры за 3 четверть, оформление карты

Март

3-неделя

Министерство культуры и досуга

Министерство информации и рекламы

Министерство экономики

20

Организация соревнований по подтягиванию, посвященные Дню космонавтики

Подготовка к празднику

Апрель

1-я неделя

Министерство спорта и здоровья

Министерство культуры и досуга

21

Организация Дня здоровья

Помощь в организации спортивных соревнований по подтягиванию, посвященные Дню космонавтики

Помощь в организации фото-выставки «Моя семья»

Апрель

2-я неделя

Министерство спорта и здоровья

Министерство спорта и здоровья

Министерство образования

22

Поведение учащихся в столовой

Чистота и порядок в гардеробе.

Дежурство классов.

Чистота и порядок в школе.

Организация игр на переменах

Сбор материала в школьную газету «Звонок»

Организация и участие в фестивале детских талантов «Созвездие»

Апрель

3-я неделя

Министерство правопорядка

Министерство порядка и уюта

Министерство правопорядка

Министерство порядка и уюта

Министерство спорта и здоровья

Министерство культуры и досуга

Все министерства

23

Итоги социального опроса обучающихся «ЗОЖ»

Подготовка к празднованию Дню Победы

Организация выставки рисунков ко Дню Победы

Организация литературно-музыкальной композиции

Выпуск школьной газеты «Звонок»

Апрель

4-я неделя

Министерство спорта и здоровья

Министерство патриотизма

Министерство информации и рекламы

Все министерства

Министерство культуры и досуга

24

Организация выставки «Мы по улицам идем»

Итоги экономической игры за год, оформление карты

Участие в конференции «Поклонимся великим тем годам!»

Организация выставки рисунков «Нам нужен мир!»

Май

1-неделя

Министерство культуры и досуга, отряд ЮИД

Министерство экономики

Все министерства

Министерство культуры и досуга

25

Подготовка к церемонии награждения «Ученик года»

Чистота и порядок в гардеробе.

Дежурство классов.

Чистота и порядок в школе.

Сбор материала в школьную газету «Звонок»

Помощь и участие в празднике Пени и Строя, посвященный Дню победы

Май

2-неделя

Министерство культуры и досуга

Министерство порядка и уюта

Министерство правопорядка

Министерство правопорядка

Министерство информации и рекламы

Министерство патриотизма

26

Подготовка к празднику «Прощай, начальная школа!»

Организация игр на переменах

Выпуск школьной газеты «Звонок»

Май

3-я неделя

Министерство культуры и досуга

Министерство спорта и здоровья

Министерство культуры и досуга

27

Участие в празднике «Прощай, начальная школа!»

Анализ работы органов ученического соуправления

Май

4-я неделя

Все министерства

Школьный парламент


  1. Ожидаемые результаты выполнения программы:

- внедрение в образовательный процесс новые технологии, позволяющие реализовать идеи компетентностного подхода, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, что позволит повысить уровень социализации учащихся;
- повышение уровня готовности учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- усовершенствование формы ученического самоуправления, материально-технической базы для развития ученического самоуправления;
- повысится в целом информационно-коммуникационная и социальная компетентность учащихся;
- внедрение новых методик, форм и приёмов работы по развитию школьного самоуправления в образовательном процессе;
- снижение роста негативных явлений в детской среде.

Учащиеся школы приобретут способность:

•  активно включаться в жизнь общества, осознавая себя субъектом социальной жизни;

•  сознательно выполнять различные социальные роли;

•  принимать ответственные решения;

•  осуществлять личностную самореализацию.

  1. Критерии оценки эффективности работы системы ученического самоуправления

1.Педагогическое обеспечение работы ученического самоуправления:

·         сонаправленность целей и задач педагогического коллектива и органов ученического самоуправления;

·         стиль руководства директора, завуча по УВР и ВР (демократичность в отношении детских инициатив);

·         уровень взаимоотношений  родителей, педагогов и детей;

·         отношение педагогического коллектива, родительского коллектива  к решениям, принимаемым органами ученического самоуправления.

 2.Нормативное обеспечение работы ученического самоуправления  

- наличие документов, регламентирующих деятельность

 

 3.Функциональные показатели:

·         распределение функций и обязанностей в структуре ученического самоуправления;

·         широта полномочий органов ученического самоуправления;

·         расширение с течением времени сфер влияния ученического самоуправления.

4.Количественные показатели результативности работы органов ученического самоуправления:

·         количество инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления;

·         количество реализованных (нереализованных) инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления;

·         количество самостоятельно проведённых детьми общественно значимых мероприятий;

·         количество конфликтов, спорных вопросов между учащимися, родителями, педагогами, решённых при участии органов ученического самоуправления;

·         количество установленных контактов с активами ученического самоуправления других школ, активами детских организаций;

·         количество школьников, участвующих в работе органов ученического самоуправления.

5.Качественные критерии результативности работы органов ученического самоуправления:

·         общий порядок, организованность в учреждении;

·         уровень общей культуры, культуры общения детей, участвующих в ученическом самоуправлении;

·         объём и качество проделанной работы органами ученического самоуправления;

·         мотивация участия в деятельности органов ученического самоуправления;

·         ценностные ориентиры лидеров самоуправления.

6.Общественное мнение:

·         авторитетность органов ученического самоуправления в детской среде;

·         заинтересованность детей в представительстве класса, школы, защите чести учреждения на более высоком уровне.

Способы оценивания

 Для выявления показателей работы органов ученического самоуправления по перечисленным выше критериям применимы следующие методы:

1.Анализ документации ученического самоуправления.

2.Наблюдение.

3.Беседа, интервью.

4.Анкетирование.

19.  Документация и отчётность

-заседания Совета протоколируются.

-план работы Совета составляется на весь учебный год исходя из
плана воспитательной работы школы.

  1. Список органов ученического самуоправления

- обновляется ежегодно в связи с переизбранием президента и состава депутатов

  1.    Литература

1.      Автономов А.С. Правовые и финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: Учеб.пособие; РАН. Ин-т государства и права, Акад. правовой ун-т. - М.: МЗ Пресс, 2002. - 80 с.

2.      Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., 1996.

3.      Аникин Л.С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации: Опыт социологического исследования. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1997.

4.      Анимица Е.Г. Основы местного самоуправления. - М.: Инфра-М, 2000. - 208 с.

5.      Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во УГЭУ, 1998.

6.      Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления, - М.:ИНФРА - М., 2000.-208с.

7.    Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.- 165 с.

8.    Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. Учеб.пособие \ М-во общ. и проф. образования РФ. Новокузнец. фил. Кемер. гос. ун-та. 1998. — 130 с.

9.    Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учеб.пособие / Р. В. Бабун. - СПб.: Питер, 2005. - 192 с.

10.    Бабун Р.В., Альбах Е.Н., Зыков С.В. Муниципальные предприятия: проблемы и решения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

11.    Байдаков С. Л. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. - 108 с.

12.    Бакатин Д.В., Ковалева Т.К. Муниципалитеты в системе финансового федерализма США. Правовые аспекты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.

13.    Барабашев Г.В. Местное самоуправление: Учебное пособие по муниципальному

14.    Бутаков А.В. Общие принципы теории самоуправления. Омск, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие классного коллектива, органов его самоуправления.

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности.  Учитель должен организо...

Активные общественные позиции ребенка как результат участия в органах ученического самоуправления

Статья "Активные общественные позиции ребенка как результат участия в органах ученического самоуправления"...

План работы органов ученического самоуправления.

План работы органов ученического самоуправления начальных классов....

Семинар по развитию школьного ученического самоуправления.

Подробный план работы МО  на школьном семинаре по теме: "Развитие школьного ученического самоуправления"...

Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.

В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию  самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...

ПЛАН РАБОТЫ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ на 2015 - 2016 учебный год

ПЛАН РАБОТЫ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ на 2015 - 2016 учебный год ...

проект "Программа развития органов ученического самоуправления"

проект на региональный конкурс профессионального мастерства "Классный классный руководитель", номинация "Организация воспитательной работы в дестком коллективе"...