Активные общественные позиции ребенка как результат участия в органах ученического самоуправления
статья по теме

Федотова Елена Владимировна

Статья "Активные общественные позиции ребенка как результат участия в органах ученического самоуправления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья22.41 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №38»

Активные общественные позиции ребёнка как результат участия в органах ученического самоуправления

Подготовила: Федотова Е. В.

Саранск

  Каждый человек есть художник своей собственной жизни,

 черпающий силу и вдохновение в себе самом.

 С.Н. Булгаков  

Что такое школа? Ответ на этот вопрос, наверняка, знает каждый. Любой человек, без сомнения, скажет, что школа – это учебное (образовательное) учреждение, по окончанию которого вручается «Аттестат зрелости». Однако это далеко не все. Школа – это не просто образовательное учреждение, школа – это, прежде всего, маленькая модель большого мира! И аттестат – это вовсе не единственное приобретение, полученное за школьные годы.

Хочется сразу отметить, что школьные годы – это первый и главный этап становления личности. За школьные годы ребенок проходит настоящую «школу жизни», приобретает те навыки и умения, которые так необходимы во взрослой жизни. Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе.

На ум приходят слова Р. Рождественского: «Бойтесь равнодушных. С их молчаливого согласия творятся все подлости на свете». Я считаю, что одна из важнейших задач школьного воспитания – научить ребенка не быть равнодушным, то есть принимать близко к сердцу все, что происходит в стенах родной школы и за ее пределами. Быть не сторонним наблюдателем, а творцом школьной жизни. Получать удовольствие от осознания, что от тебя что- то зависит, что твое мнение повлияло на позитивные изменения.

Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодёжи. Школа – малый Дом. Дом, в котором ты живешь, со своей историей, особенностями устройства, традициями и отличительными чертами характера его обитателей – источник развития и предмет гордости. Школа способна обеспечить не только интеллектуальное, но и социальное развитие: сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовности к выполнению своих будущих обязанностей перед обществом. Поэтому, хорошо развитая система школьного самоуправления будет способствовать подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитанию организаторских способностей, подготовке лидерских качеств на будущее.

Это позволит школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с социумом.

       Немалую роль в формировании гражданского сознания, опирающегося на личный опыт школьников, могут сыграть различные формы ученического самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью ученики получают возможность влиять на школьную политику, а это в свою очередь формирует у них понимание собственной значимости и понимание того, что каждый из них может что-то изменить. Во взрослой жизни осознание этого очень важно. Активная жизненная позиция – вот залог успеха современного школьника, да и не только школьника. Более того, участие в школьной жизни вырабатывает у ребят и такие качества и умения как: трудолюбие, умение работать в команде, умение преподнести себя, умение уважать других и многие другие. А без этих качеств никто еще не смог достичь успеха. Но что является основой успешного самоуправления в школе? Какие усилия должны приложить учителя и ученики для того, чтобы самоуправление стало формой управления в их школе?

Я предложила учащимся создать свои законы,  по которым мы будем жить в классе. Детям эта идея очень понравилась. Все до одного включились в данный процесс, бурно обсуждая каждое предложение. Законы есть, но их соблюдение необходимо контролировать. Мы выбрали правление класса. Но, чтобы вовлечь, «зажечь» детей всего класса, чтобы они с большей радостью и воодушевлением справлялись со всеми поручениями, чтобы от них исходило больше инициативы, что побудило бы их к творческому подходу к любому делу, на базе нашего класса мы создали Республику «Мечта». Все ребята класса становятся её жителями.

В этой маленькой республике всё как в настоящей стране. Есть народ – дети, есть президент – учитель. Все жители – трудолюбивые люди. Они живут «Семейками», каждая  в своём сказочном домике по 4-5 человек и выполняют соответствующие обязанности:

Правление – следят за соблюдением  законов, урегулируют конфликты, стараются  мирным путём разрешить спорные ситуации.

Друзья Айболита следят за чистотой рук, состоянием школьных принадлежностей, ремонтируют книги классной библиотеки, проводят ежедневную утреннюю зарядку, организуют физкультурные минутки.

Знайки – являются помощниками учителя (помогают изготавливать и раздавать пособия к уроку,  контролируют ведение дневников читателей и школьных дневников).

Золушки – выполняют обязанности дежурных, организуют генеральные уборки, ухаживают за комнатными растениями.

Художники – выпускают стенгазеты, пишут объявления, рисуют плакаты.

Должности меняются еженедельно. Таким образом, каждый ребёнок сможет пожить в разных семейках, учась при этом выполнять разные поручения.

Мы выпустили свои деньги «мечиги». Предварительно продумали еженедельные оклады по должностям, а также расценки по источникам заработков и системе штрафов. 

Источники заработка:

  1. Учёба;
  2. Выполнение своих должностных обязанностей;
  3. Премии (поощряется любое проявление инициативы, участие в классных, школьных мероприятиях).

Система штрафов:

  1. Грубость, оскорбление;
  2. Прогул;
  3. Опоздания;
  4. Драка;
  5. Изготовление фальшивых денег;
  6. Нарушение формы одежды;
  7. Отрицательные оценки;
  8. Не выполнение домашнего задания.

Мы «Республика» - у нас свой атрибут – галстуки, но у каждой семьи свой цвет.

Конечно же, я предварительно на собрании рассказала родителям об этом новшестве. Об их роли как родителей,  и как спонсоров. Только с их согласия ознакомила детей с условием игры. Поскольку кульминацией этого проекта является приезд «магазина» в класс в конце каждого полугодия. На товарах указаны цены в «мечигах». Каждый участник покупает товар (школьные принадлежности, развивающие и познавательные игры) на заработанную сумму.

Цель данного проекта:

  1. Объединить детей одной общей идеей, создать атмосферу дружелюбия в классном коллективе;
  2. Создать  и совершенствовать систему самоуправления в классе;
  3. Формировать мышление: «Чем больше и лучше я работаю, тем лучше я живу».

Работа в данном направлении помогает  ребятам на практике постигать премудрости властных структур. Развивается творческая, созидательная личность школьника, умеющего проявлять учебную инициативность, самостоятельность.

Многие ребята впервые побывали в роли организационного лидера и повысили свою самооценку.

Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (знания, умения, навыки), особым результатом такого  типа обучения явился  личный, рефлексивно осмысленный опыт самих учащихся. 

Самоуправление в нашем классе базируется на следующих принципиальных позициях:

1. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

2. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

3. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

4. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

5. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

6. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

Итогом выступления послужат составляющие моей концепции:

-    приобщение к гражданским ценностям;

-    приобретение общественных знаний и практических навыков общественной жизни;

-    активное участие в общественной деятельности, в делах школы.

Школьная жизнь интересна и увлекательна, если ты являешься непосредственным ее участником. Если твоя жизненная позиция не созерцать, а творить, то в школе всегда можно найти применение своим способностям. Каждый человек должен быть уверен, что многое в жизни зависит от него. Нужно только не сидеть сложа руки, а действовать. Ведь правильно сказал философ: «Дорогу осилит идущий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа развития органов ученического самоуправления

программа рассчитана на 5 лет, реализуется с детьми младшего школьного возраста...

План работы органов ученического самоуправления.

План работы органов ученического самоуправления начальных классов....

Реферат: « Формирование активной жизненной позиции через школьное самоуправление.»

Реферат: «  Формирование активной жизненной позиции  через  школьное самоуправление.»        Школа – это большой и сложный организм, эффективнос...

Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.

В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию  самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...

ПЛАН РАБОТЫ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ на 2015 - 2016 учебный год

ПЛАН РАБОТЫ ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ на 2015 - 2016 учебный год ...

Создание условий для развития молодежных и детских общественных объединений, ученического самоуправления

Программа ученического самоуправления на 2016-2020 уч.годРеализация программы ученического самоуправления за 2016-2017 уч.год...

проект "Программа развития органов ученического самоуправления"

проект на региональный конкурс профессионального мастерства "Классный классный руководитель", номинация "Организация воспитательной работы в дестком коллективе"...