Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Трубинова Лариса Геннадьевна

В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию  самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и представляет модель организации самоуправления,  используемую в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_uchenicheskogo_samoupravleniya_v_klasse.docx49.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

г. Балаково Саратовской области

 Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.

 

Выступление подготовила

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 25 г. Балаково

 Трубинова Лариса Геннадьевна

                                                         2016 г.

                                                  «Только там, где есть общественная жизнь,  

                                                  есть потребность и возможность

                                                  самоуправления, где ее нет, всякое                              

                                                самоуправление выродится в фикцию или игру»                                    

                                                                                                             С.И. Гессен

                                               

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить школьника быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня школьники учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.

Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, ученики очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Обязанность педагогов начальных классов — заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни.  В младшем школьном  возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.  

По мнению Д.В. Рогаткина начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще. Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

повышение активности учащихся в классных делах через реализацию интересов каждого учащегося

Задачи: 

 - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

 - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

 - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

 - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

 - формировать толерантность, умение общаться.

Каждый раз, начиная работу с первоклашками, учитель начальных классов размышляет о том, как организовать эффективную работу классного коллектива. Педагог встаёт перед выбором модели самоуправления и распределением поручений между обучающимися класса.

Первый класс. В первой учебной четверти  учитель знакомится с детьми, дети знакомятся друг с другом. Первоклассники узнают об учебных обязанностях, учатся соблюдать правила поведения в школе. Таким образом, закладывается сама основа организации классного коллектива. Со второй четверти  дети приучаются к выполнению простейших функций, выполняя дежурство по классу. Дети знакомятся с обязанностями дежурного. Ежедневно дежурят по классу по два человека. Это первый опыт работы в микрогруппе. Выполняя совместную работу, они учатся распределять обязанности и отвечать за полученный результат.  В этот период читающих детей можно привлекать к раздаче и сбору тетрадей и папок,   индивидуальных дидактических материалов. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется, и никакой системы в распределении этих временных обязанностей тоже нет, всё выполняется исключительно по желанию.

Итог работы: дети достаточно быстро прошли адаптационный период, без длительного привыкания приняли правила и требования учителя, школы, класса. Научились качественно дежурить по классу.
Второй класс. В первой четверти второго класса  на собрании  обсуждается с детьми, какие обязанности надо исполнять в классе для того, чтобы удобно и хорошо было быть вместе. Далее выстраивается примерно такая структура самоуправления:

 

                                     Культмассовый сектор

Игровой сектор                        Староста                              Цветоводы

                                              Трудовой сектор

Распределение обязанностей  между группами:

Культмассовый сектор - организация классных  и школьных праздников,  участия в конкурсах  художественной направленности.

Игровой сектор – подбор и проведение подвижных и настольных игр  на переменах и во внеурочной деятельности.

Трудовой сектор – организация и вовлечение учащихся в трудовые акции и мероприятия, мелкий ремонт в классе.

Цветоводы – ухаживают за комнатными растениями. Принимают участие в озеленении классной комнаты.

Староста - главный помощник классного руководителя,   основной руководитель и организатор  классных дел, отслеживает дисциплину в классе.  

Физорг -  вовлекает учеников класса в спортивные секции и группы здоровья, организует проведение утренней зарядки и спортивных мероприятий.

Повторяем правила работы в группе. Далее определяемся с названием и девизом нашего коллектива. Работу групп регулирует классный руководитель, опираясь на помощь старосты класса. Очень важно поддерживать дух соревновательности между командами. Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы и определяет основные направления классной жизни. В конце каждой четверти на классном собрании подводим итоги работы.

Итог работы: достигли достаточной  самостоятельности в самообслуживании, более осознанного понимания себя как личность общества.  Научились работе в микрогруппе, но пока еще многие дела выполняются под частичным контролем классного руководителя.
Третий и четвёртый класс. В начале каждого учебного года происходит перераспределение по группам. Каждая из групп выбирает командира и является инициатором классных дел своего направления. В четвёртом классе самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Это могут быть как постоянно действующие группы - например совет школы, так и группы временного состава-агитбригады, волонтеры и т.д.)

Итог работы: доля самостоятельности увеличилась, дети стали более инициативными по собственному желанию, а не по указке учителя.
Педагогам хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, надо стараться довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.
На протяжении обучения в начальной школе классный руководитель совместно с  детьми вырабатывает традиции жизни в классе.  Цель традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение каждому быть Человеком, а всем вместе – Коллективом.

Такими традициями могут стать:
            - помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют;
            - поздравление учащихся класса с днём рождения;
            - посещение детской библиотеки, краеведческого музея;
            - сезонные экскурсии в парк;
            - праздники;
            - написание «тёплых писем» друг другу;
            - генеральная уборка класса;
            - поощрение лучших в учёбе, лучших по поведению, победителей олимпиад и конкурсов и самых активных  учеников.
          Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни.  

И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества, школьное самоуправление - это наука правильно взрослеть, сохраняя искренность и эмоциональную наполненность в общении с ровесниками и взрослыми людьми, приобретая опыт работы в коллективе и внутреннюю дисциплинированность. Или, если сказать по-другому, школьное самоуправление - это наш первый жизненный опыт в правильном общении с людьми.

                                                   Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/07/29/razvitie-samoupravleniya-v-nachalnoy-shkole
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/05/14/samoupravlenie-v-nachalnoy-shkole-iz
  3. http://reftrend.ru/545031.html
  4. http://www.yandex.ru/clck/jsredir

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в обеспечении деятельности самоуправления и его развития.

Выступление на методическом объединении. Рассмотрены этапы пути развития самодеятельности школьников. Выделены  методы, при помощи которых развивается самоуправленческая деятельность....

Роль классного руководителя в развитии и самореализации личности ребенка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края....

Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления в классе

Презентация на тему Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления....

Роль классного руководителя в развитии творческой личности.

Как развивать одарённость в детях во внеклассной работе....

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...

«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»

Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...

Методическая разработка модели ученического самоуправления в классе.

Данная работа поможет учителю начальных классов включить учащихся в работу по его дисциплинированию, увеличению творческой и умственной активности, позволит привить хорошие привычки и сформирует поним...