Создание условий для развития молодежных и детских общественных объединений, ученического самоуправления
материал

Василенко Оксана Павловна

Программа ученического самоуправления на 2016-2020 уч.год

Реализация программы ученического самоуправления за 2016-2017 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_samoupravl.doc117 КБ
PDF icon realizatsiya_programmy_po_samoupravleniyu.pdf477.77 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации МО г. Салехард

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»

«Рассмотрено»

протокол № ___ от ________.

заседания ШМО учителей

_______________________

«Согласовано»

протокол № __ от _______.

заседания НМС

«Утверждено»

приказ №  ___ от _________

Руководитель ШМО

Председатель НМС

Директор школы

_______________

_______________

_______________

ПРОГРАММА

УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

на 2016-2020 гг.

Содержание

Паспорт Программы ученического самоуправления школы

Введение

Раздел 1. Содержательно-методические основы Программы ученического

самоуправления школы

1.1. Актуальность Программы

1.2. Цели и задачи Программы

1.3. Нормативно-правовые основания для разработки Программы

1.4. Основные приоритеты Программы

Раздел 2. Структурная модель ученического самоуправления в школе

2.1. Принципы работы органов ученического самоуправления

2.2. Структура школьного ученического самоуправления

2.3. Структура классного ученического самоуправления

2.4. Основные направления деятельности ученического самоуправления

2.5. Законы школьного ученического самоуправления

2.6. Правила школьного ученического самоуправления

2.7. Нормативно-правовые документы деятельности ученического

самоуправления

Раздел 3. Организационно-управленческие основы Программы ученического самоуправления школы

3.1. Этапы и сроки реализации Программы

3.2. Ожидаемый результат Программы

3.3. Мониторинг результатов реализации Программы

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа ученического самоуправления школы

Цель Программы

Содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей.

Задачи Программы

Развитие интеллектуальной и духовно – нравственной сфер жизни детей и подростков;

Формирование нравственных качеств, воспитание чувство коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины;

Гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.

Сроки реализации Программы

2016 – 2020 гг.

Нормативно-правовые основания для разработки программы развития

Конвенция о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;

Устав муниципального общеобразовательного учреждения

Основные разработчики программы

Васильченко Н.В. – заместитель директора по воспитательной работе

Исполнители основных мероприятий программы

Участники микросоциума (педагоги, родители, ученики, администрация, социальные партнеры).

Ожидаемые результаты

программы

Повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию личности ребенка:

раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы;

развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления;

формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе.

Финансирование программа

Внебюджетные средства

Введение

Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми. Этому может служить создание социальной практики, участие в которой поможет школьникам получить опыт. Наиболее удачной  формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, является школьное ученическое самоуправление.

Школа должна предоставить учащимся возможность попробовать себя в в работе школьных организаций, получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Однако идея школьного самоуправления порой не срабатывает, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Изучение литературы по организации органов школьного самоуправления и опыта последних пяти лет позволяет выделить ряд проблем в развитии ученического самоуправления:

1. Идея создания школьного самоуправления не нова, поэтому нередко в настоящее время переносятся все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе;

2. Иногда педагоги оказывались не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением;

3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, формальная деятельность, не вызывающая интереса у школьников;

4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети: ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать;

5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

Выделенные проблемы организации школьного самоуправления, сложность задач, стоящих перед школой и общественностью в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью коллектива школы диктует целесообразность привлечения программно-целевого подхода для создания и развития ученического самоуправления.

Раздел 1. Содержательно-методические основы Программы ученического

самоуправления школы

1.1 Актуальность Программы

Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.

Актуальность и необходимость вовлечения детей в процесс школьного самоуправления объясняется с двух позиций:

1) С точки зрения возрастных психологических особенностей для ребёнка характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении;

2) С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить  социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. В условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. У ребёнка возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении. На поведение ребёнка влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм. При этом вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребёнок вырабатывает необходимые коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Дети стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает ребёнку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других. Этим и определяется важность и необходимость создания эффективного школьного ученического самоуправления.

1.2 Цель и задачи Программы

Опираясь на синергетический подход к образованию, который заключается в стимулирующем обучении, побуждающем участника образовательного процесса к собственным поискам и открытиям, школа разработала модель жизнеспособной личности ученика. Реализация участниками микросоциума (школой, родителями, социальными партнерами) данной модели предполагает развитие познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер ученика; формирование системы отношений ученика к миру и себе. Формирование жизнеспособной личности ученика на каждом возрастном этапе рассматривается участниками микросоциума как условие его успешной социализации во взрослую жизнь.

Целью школьного самоуправления является содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей. Поэтому цель ученического самоуправления определяется моделью выпускника начальной школы.

Цель ученического самоуправления основана на решении следующих задач:

  1. развитие интеллектуальной и духовно – нравственной сфер жизни детей;
  2. формирование нравственных качеств, воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины;
  3. гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.

Только развивая и углубляя ученическое самоуправление, педагогический коллектив сможет решить задачу формирования жизнеспособной личности ученика.

1.3 Нормативно-правовые основания для разработки Программы

Школьная программа ученического самоуправления общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка;

2. Конституция Российской Федерации;

3. Гражданский кодекс Российской Федерации;

4. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

5. Устав муниципального общеобразовательного учреждения;

1.4 Основные приоритеты Программы

Ученическое самоуправление в содержании своей деятельности объединяет различные социальные институты вокруг решения таких важных проблем современности как формирование гражданской позиции, нравственной ответственности в духе ценностей гражданского общества.

Функционирование системы самоуправления основано на следующих принципах:

1) Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие;

2) Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей;

3) Равноправие всех членов в органах самоуправления;

4) Подотчетность всех органов самоуправления и руководителей избравшим их людям;

5) Систематическая сменяемость, обновляемость руководителей и органов самоуправления, преемственность в их работе;

6) Широкая гласность и открытость в деятельности органов школьного самоуправления;

7) Самостоятельность и свобода действий подчиненных, обсуждение решений с исполнителями до их принятия;

8) Коллегиальность принятия решений и персональная ответственность за их выполнение;

9) Учет объективных закономерностей, конкретных условий и обстоятельств;

10) Представительство первичных коллективов, их тесная связь с центральными органами самоуправления;

11) Законность принимаемых решений;

12) Свобода критики и обмена мнениями по вопросам школьной жизни,

деятельности органов самоуправления;

13) Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.

Реализация перечисленных принципов позволяет установить демократический образ жизни в школе, создать благоприятные условия для свободного развития личности, а, следовательно, и ученического самоуправления.

Основаниями для развития ученического самоуправления служат следующие принципы:

Принцип педагогического руководства («целенаправленное развитие детского самоуправления»);

Принцип социальной значимости деятельности («есть деятельность – есть орган самоуправления»);

Принцип единства планирования деятельности и учета интересов учащихся;

Принцип динамичности структуры органов ученического самоуправления;

Принцип регулярной сменяемости видов деятельности, функций руководства и подчинения;

Принцип сознательности при выборе в состав органов ученического самоуправления;

Принцип согласия;

Принцип взаимосвязи педагогического и детского самоуправления.

Учет данных принципов позволяет создать систему ученического самоуправления как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых целей.

Раздел 2. Структурная модель ученического самоуправления в школе

2.1 Принципы работы органов ученического самоуправления

Работа органов ученического самоуправления основана на принципах:

-открытость и доступность – все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности;

-добровольность и творчество – свободный выбор деятельности, формы работы для достижения личных и коллективных целей;

-равенство и сотрудничество – и выборный актив, и рядовые члены занимают равное положение, строят отношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;

-непрерывность и перспективность – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; органы ученического самоуправления выражают волеизъявления и социальные потребности самих учащихся.

На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления, начиная от классных коллективов и заканчивая общешкольным коллективом учащихся.

2.2 Структура ученического самоуправления

Структура ученического самоуправления представляет собой структуру органов управления (схема 1), во главе которой стоит Председатель Совета школы (Заместитель заведующего по воспитательной работе).

Схема 1

Структура школьного ученического самоуправления

Основными функциями Председателя Совета школы являются:

  • Координация связи органов ученического самоуправления;
  • Осуществление связи с администрацией школы.

В состав Совета учеников входят 4 отрядов:

Отряд умников: члены отряда проводят  массово-разъяснительную работы по пропаганде Правил дорожного движения в школе, детских садах, внешкольных учреждениях с использованием технических средств пропаганды; конкурсах, соревнованиях, организуют агитбригады.

Отряд по связям с общественностью: являются главными помощниками педагогического коллектива во время проведения школьных мероприятий. На своих заседаниях получают информацию от куратора о готовящемся мероприятии и доводят до сведения своего классного руководителя и класса. На учебных занятиях обучаются готовить и проводить мероприятия в классе, являются помощниками своего классного руководителя в подготовке классных мероприятий.

Отряд здоровья: члены отряда являются главными помощниками учителей физкультуры и медицинского работника, занимаются подготовкой школьных соревнований, на учебных занятиях отряда изучают спортивные игры, которые можно провести в своем классе на природе или во время классного мероприятия, следят за соблюдением гигиены в классе, проветриванием кабинетов, доводят до сведения класса о предстоящих медицинских осмотрах и прививках, на учебных занятиях отряда — все виды первой медицинской помощи, отвечают за наличие в классе аптечки, за соблюдение техники безопасности в школе, на природе.

 Отряд удальцов: являются помощниками учителя в проведении мастер-классов, различных мероприятий, организаторами творческих выставок. На всех школьных мероприятиях отвечают за оформление сцены и актового зала, выступают ведущими и исполнителями ролей в театрализованных праздниках.

2.3 Структура классного ученического самоуправления

Первичным коллективом ученического самоуправления является коллектив класса, в котором создается актив, состоящий из: командира класса и его заместителей.    

Командир класса – ответственное лицо, уполномоченное одноклассниками для организации самоуправления в классе и помощи классному руководителю, который в своей деятельности стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и школы. Командир избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура согласовывается с классным руководителем. Срок полномочий командира определяется общим собранием класса.

Организация ученического самоуправления в классах действует на тех же принципах, что и ученическое самоуправление школы и преследует цель – вовлечение всех учащихся класса в общественную деятельность, способствующую улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и в школе в целом.

2.4 Основные направления деятельности ученического самоуправления

Достижение цели и решение задач Программы будет осуществляться по основным направлениям деятельности ученического самоуправления.

№ п/п

Виды деятельности

Содержание деятельности

1

Управленческая деятельность

участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений;

выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни;

участие в работе органов общешкольного самоуправления.

2

Информационная деятельность

информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения;

информирование школьников о деятельности ученического совета.

3

Организаторская деятельность

поддержка социально-значимых и иных инициатив школьников;

развитие досуговой деятельности учащихся.


2.5 Законы ученического самоуправления

Закон ответственности:

  • Члену органов ученического самоуправления школы есть дело до всего, что делается в школе. Он пользуется своим правом принимать ответственные решения, брать на себя ответственность;
  • Член органов ученического самоуправления настойчиво добивается выполнения решений органов ученического самоуправления школы, он не ждет указаний, а сам принимает решение и организует дело;
  • Член органов ученического самоуправления школы не забывает о взятых на себя обязательствах, каждое дело доводит до конца. Он пример в отношении к делу, к учебе и к труду;
  • Член органов ученического самоуправления школы отвечает перед органом ученического самоуправления за свои действия, которые он совершал. За эти действия и за свою работу член органов ученического самоуправления школы отчитывается на заседании органов ученического самоуправления, а также на общем собрании учащихся школы или на общешкольной ученической Конференции

Закон внимательности:

  • Член органов ученического самоуправления школы внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что делается в школе.
  • Член органов ученического самоуправления внимательно читает объявления о заседаниях органов ученического самоуправления.

Закон точности:

  • Член органов ученического самоуправления школы точен во времени и в делах;
  • Член органов ученического самоуправления держит свое слово.

Закон дисциплины:

  • Член органов ученического самоуправления выполняет Устав школы, все законы, правила, решения и поручения органов ученического самоуправления;
  • Член органов ученического самоуправления поступает в соответствии с Положением, регламентирующем деятельность конкретного органа ученического самоуправления.

2.6 Правила ученического самоуправления школы

Правило свободного микрофона:

  • Высказываться может каждый член органов ученического самоуправления, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время его выступления;
  • Председатель Совета имеет исключительное право передавать «микрофон» (слово) кому-либо другому;
  • Если ведущий не передаст никому «микрофон», его берет тот, кто раньше других приготовился говорить - поднял руку (приоритетное условие для того, чтобы взять микрофон) и ближе других находится к закончившему выступление;
  • Выступающего внимательно выслушивают.

Правило двух минут для выступления:

  • Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше двух минут;
  • Выступая, помните: «Не говори длинно, а говори сжато».

Правило семи минут для доклада:

  • Доклад может длиться не дольше семи минут;
  • Для очень важного и содержательного доклада по решению органов ученического самоуправления может быть дано дополнительное время.

Правило поднятой руки:

  • Если хочешь сказать важное - подними руку, и тебя должны выслушать;
  • Но если кто-то поднял руку - ты, как и все, должен его выслушать внимательно, не перебивая;
  • Если поднято несколько рук, то очередность выступающих определяет Председатель Совета Старшеклассников.

Правило реплик:

  • Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.

Правило свободы мнений:

  • Для совета ровно значит: «Думаешь ли ты как все или думаешь иначе».

Правило конструктивной критики:

  • Ты такой обычай знай: «Критикуешь - предлагай!»

Правило блокнота и ручки:

  • На заседания члены органов ученического самоуправления приходят с блокнотом и ручкой (карандашом) для того, чтобы записать все самое главное, чтобы не забыть и потом рассказать учащимся.

2.7 Нормативно-правовые документы деятельности ученического самоуправления

К документам, регламентирующим деятельность органов ученического самоуправления, относятся:

1. Устав Муниципального общеобразовательного учреждения

2. Программа ученического самоуправления школы;

3. План работы школы;

7. План работы Ученического Совета школы;

В ходе своей работы органы ученического самоуправления школы ведут следующую документацию:

1) протоколы заседания Совета.

Раздел 3. Организационно-управленческие основы Программы

3.1. Этапы и сроки реализации Программы

Реализация школьной Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы осуществляется на трех этапах сроком с 2016 года по 2020 год.

№ п/п

Этап

Сроки

Содержание

1

Подготовительный

этап

2016 год

Обоснование участниками педагогического процесса актуальности проблемы развития детского самоуправления.

Разработка школьной Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы и ее утверждение на педагогическом совете школы.

2

Основной

этап

2016 год

 –2019 год

Реализация цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы. Промежуточный анализ деятельности участников микросоциума (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) по реализации модели ученического самоуправления.

3

Заключительный

этап

2020 год

Экспертиза реализации цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы. Определение  перспективы дальнейшего развития системы школьного самоуправления. Обобщение опыта участников микросоциума школы (педагогов, учащихся, родителей) и его распространение.

3.2 Ожидаемый результат Программы

Конкретное представление приведенной цели программы выражается в формулировании основного ожидаемого результата, который представляется как повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи школы по воспитанию и развитию личности ребенка. Прогнозируемый результат Программы заключен в совокупности трех составляющих:

раскрытие личностного потенциала учащихся в образовательной системе школы;

развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления;  формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе.

3.3 Мониторинг результатов реализации Программы

Критериями реализации Программы выступает достижение цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы.

Показателем достижения цели и задач Программы является эффективность социализации личности учащегося, которая определяется на основе трех параметров:

1) сформированность интеллектуальных навыков, позволяющих ученику самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора;

2) сформированность основных способов деятельности, необходимых для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнение гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;

3) сформированность личных качеств, позволяющих продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества, государства.

Мониторинг результатов реализации Программы включает в себя следующие компоненты:

  • диагностика уровня воспитанности учащихся;
  • анкетирование.

Управление реализацией Программы и контроль за ее результатами осуществляет директор школы и организатор по воспитательной работе школы.


Предварительный просмотр: