Воспитательная система "Детское общественное объединение "Тигрята"
рабочая программа на тему
Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии детских движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка. Созданная программа деятельности детского объединения «Тигрята» помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.
Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система
«Детское общественное объединение «Тигрята»
Цель воспитательной системы:
- воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях;
- формирование на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
- привлечь к участию в учебно-воспитательной работе и интегрирование усилий учителей начальных классов, родителей и работников внешкольных учреждений;
- развить индивидуальные творческих способностей и познавательные интересы каждого ребёнка;
- создать условия для формирования дружного классного коллектива и развития личности в нём;
- развивать познавательный интерес к культурному наследию России, родному краю и городу;
- воспитать личную ответственности за порученное дело.
Прогнозируемые результаты деятельности детского объединения.
- Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
- Формирование базовых учебных способностей.
- Овладение нормами и правилами поведения в школе, правилами общения со сверстниками и взрослыми.
- Наличие первоначальных знаний о здоровом образе жизни и потребности применять их на практике.
- Наличие интереса к участию в жизни классного коллектива и жизни школы.
Субъекты воспитательной системы:
- ученики;
- родители;
- классный руководитель;
- учителя предметники.
Символы детского объединения:
- оранжевый флаг с изображением тигриной лапы;
- круглый оранжевый значок с изображением тигриной лапы;
- галстук с «тигриным» рисунком.
Структура объединения.
Основой детского объединения является одновозрастной коллектив, который объединяется для достижения общей цели. В детском объединении «Тигрята» такими первичными коллективами являются 4 группы. Руководит жизнью «Тигрят» Совет, состоящий из командиров групп.
В организации действует система чередования поручений, чтобы каждый ребёнок попробовал себя, свои силы и возможности в различных видах деятельности. Поручения - это и дело, и ответственность. Поручения показывают ученику, что ему доверяют, на него надеются. Оно и в самом деле даёт каждому почувствовать, что в жизни его что-то изменилось. Выборы командиров и распределение поручений («книголюб», «цветовод», «санитар», «ответственный дежурный», «почемучка», «затейник») проводятся на коллективных сборах в группах. Общий сбор «Тигрят» проходит один раз в четверть.
ГРУППА 2
КОМАНДИР
ГРУППА 1
КОМАНДИР
СОВЕТ
ГРУППА 4
КОМАНДИР
ГРУППА 3
КОМАНДИР
Этапы создания объединения:
- подготовительный;
- основной.
Подготовительный этап.
- Выборы названия объединения
На данном этапе детей знакомлю с понятием «детское объединение» и объясняю выбор названия «Тигрята».
- Мы – жители Дальнего Востока.
- Большую часть территории Дальнего Востока занимает тайга.
- Тигр – хозяин дальневосточной тайги.
- Тигр - сильный, смелый, выносливый, внимательный (слушает, всматривается), терпеливый (выслеживает добычу), гордый...
- Обсуждение и принятие законов
Ребята обсуждают и принимают законы объединения, по которым им предстоит жить.
ЗАКОН "Ответственности"
ЗАКОН "Дружбы"
ЗАКОН "Мой отряд"
ЗАКОН "Внимания"
ЗАКОН "Природы"
- Деление учеников на группы.
Ученики делятся на группы, выбирают название и девиз своей группы. Учитывая возрастные особенности учащихся школы I ступени, активно используются игровые моменты в названиях групп и их девизах, которые дети придумывали совместно с родителями.
- Выбор капитанов и их помощников.
Дети выбирают капитанов, распределяют поручения. Чередование поручений происходит один раз в четверть.
Командир всячески помогают каждому, контролируют всю деятельность по выполнению поручений.
Книголюбы поддерживают связь с библиотекой, следят за тем, чтобы прочитанные книги возвращались во время; проверяют читательские дневники; рассказывают об интересных книгах; следят за состоянием учебников.
Санитары следят за внешним видом; проверяют сменную обувь, чистоту рук перед едой; смотрят за порядком в столовой; следят за психологическим климатом класса; учат заботиться о своём здоровье и физическом развитии.
Ответственный дежурный дежурят по классу, следят за чистотой парт, подоконников, доски, пола; готовят класс к уроку; собирают и раздают тетради.
Почемучки поздравляют товарищей с днём рождения, помогают оформлять классный уголок; рассказывают о чём-то интересном.
Затейники проводят утреннюю гимнастику, по поручению учителя проводят физкультурные паузы на уроках; организуют подвижные игры на переменах; следят за дисциплиной в классе.
Цветоводы поливают цветы, убирают засохшие листья, пересаживают цветы; рассказывают о цветах
Основной этап.
- Посвящение в «Тигрята».
В конце третьей четверти первого класса проводится праздник – посвящение в «Тигрята». На праздник приглашаются родители детей, которые вместе с ребятами участвуют в разных испытаниях на командное взаимопонимание. В заключение праздника взрослые (родители) и юные «тигрята» дают «Тигриную клятву» , родители вручают детям «тигриные» значки.
- Реализация программы.
Основные направления воспитательной работы.
Мы – ученые Тигрята.
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность
Формы реализации:
- Тематические недели (1-4 классы).
- Тематически занятия в Городской детской библиотеке им. Гайдара:
1 класс «Их мы знаем с детства» (А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак);
2 класс «В сказке ложь, да в ней намёк…» (русские народные сказки, сказки разных народов, включая сказки народов Приамурья, литературные сказки);
3 класс «Детям о детях» (проза, поэзия, периодическая печать);
4 класс «Детям о природе» (Пришвин М., Бианки В., Паустовский К., Чарушин Н.).
- Дети ведут читательский дневник (1-4 класс).
- Школьные предметные олимпиады (2-4 класс).
- Всероссийская игра-конкурс:
- «Русский Медвежонок» (2-4 класс);
- «Кенгурёнок» (3-4 класс);
- «Бульдог» (3-4 класс).
- Окружные тематические олимпиады (4 класс).
- Проектная деятельность (2-4 класс).
Работа по составлению и представлению презентаций для уроков, внеклассных мероприятий.
- Экскурсии познавательного характера (1-4 класс).
- Родительские собрания:
- Адаптация первоклассников.
- Гиперактивные дети.
- Читающая семья.
- Причины школьной неуспеваемости.
- Интеллектуальное развитие детей.
Результат:
- дети стали лучше учиться, в подготовке к урокам пользуются дополнительным материалом;
- у детей появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта;
- созданы условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
Во втором классе Ковтун Артём занял первое место в школьном уровне игры-конкурса «Русский медвежонок».
Тигриное здоровье.
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений и разных народов по сохранению физического и психического здоровья.
Формы реализации:
- Недели здоровья (1-4 класс).
- Спортивные праздники и соревнования (1-4 класс):
- Папа, мама, я – спортивная семья;
- Армейские старты (с участием воинов);
- Весёлые старты.
- Выезд на природу «Школа выживания» (1-4 класс).
- Классный час:
1 класс - «Личная гигиена»;
2 класс - «Спорт в жизни человека»;
3 класс - «Правильное питание»;
4 класс - «Здоровый образ жизни».
- Родительские собрания:
- Мы выбираем здоровье.
- Наши болезни.
- Азбука безопасности.
Результат:
- дети стали бережнее относиться к собственному здоровью;
- вырос процент ребят, выполняющих утреннюю зарядку;
- у детей сформированы навыки санитарно-гигиенической культуры.
Тигриное творчество.
Цель: создание условий для проявления учащимися класса творческой инициативы.
Задачи:
- определить круг творческих интересов ученика;
- создать условия для творческой активности детей;
- формировать эстетическую культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Формы реализации:
- Посещение Хабаровской краевой филармонии:
1 класс - «Что за прелесть эти сказки» (4 занятия).
2 класс - «Три кита музыки» (4занятия).
3 класс - «ЭТИ&КЕТ» (3 занятия).
4 класс - «Слушаем музыку» (4 занятия).
- Тематические занятия в Дальневосточном художественном музее:
2 класс - «Декоративно-прикладное искусство».
3 класс - «Скульптура и архитектура».
4 класс - «Живопись».
- Проектная деятельность (2-4 класс):
- разработка и выполнение поздравительных плакатов;
- подготовка к праздникам.
- Ансамбль народных инструментов «Скоморошинка» (1-4 класс).
- Участие в конкурсах чтецов разного уровня (1-4 класс).
- Участие в творческих конкурсах разных уровней («Новогодний дивертисмент», конкурсы рисунков разной тематики, конкурс поздравительных плакатов, конкурс поделок из природных материалов и др.)
Результат:
- дети стали активнее участвовать в творческих проектах;
- ребята не боятся показать того, что умеют, и чем интересуются;
- самооценка многих учеников повысилась.
В первом классе Даниил Коряки победил в окружном конкурсе чтецов, фотография Ковтуна Артёма выставлялась в краеведческом музее на фотовыставке «Мой родной край». Во втором классе ансамбль «Скоморошинка» принимал участие в окружном фестивале «Амурские зори», праздничном концерте перед ветеранами ВОВ, на выборах.
Тигриное общение.
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общении, межличностных отношений.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок», «ребёнок-ребёнок»;
- создавать в детском коллективе оптимальные условия для общения всех учащихся класса;
- учить детей приемам преодоления проблем в общении.
Формы реализации:
- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе: социометрия; диагностика; тестирование учащихся по теме: «Какой я человек?», «Мои интересы», «Чем мне нравится заниматься?»;
По результатам проведенных диагностик, организую коррекционную работу:
- Классный час (1-4 класс):
- Приветствия.
- Настоящий друг.
- Вежливость.
- Разговор по телефону.
- Правила общения.
- Мимика и жесты.
- Знакомство.
- Мальчики и девочки.
- Поведение в общественных местах.
- Доброта.
- Настроение.
- Влияние характера на поступки и поведение человека.
- Встреча с психологом и логопедом школ;
- Беседы с трудными детьми и их родителями.
- Родительские собрания (1-4 класс):
- Психологические особенности общения детей младшего школьного возраста.
- Примеры общения берём из семьи.
- Ребёнок и улица.
Результат:
- формируется культура общения детей между собой и со взрослыми;
- дети стали больше общаться друг с другом, стали более терпеливыми и внимательными к окружающим, стремятся оказывать помощь друг другу, сопереживать, стараются не обижать товарищей.
Тигриная семья.
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости семьи и семейных взаимоотношений для каждого человека.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру взаимоотношений в семье;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений.
Формы реализации:
- Классный час (1-4 класс):
- Моя семья.
- День рождения.
- Праздники в нашей жизни.
- Деньги в нашей жизни.
- Тайна моего «я».
- Мой дом – наведу порядок в нём.
- Школа – мой второй дом.
- Праздники с участием родителей (1-4 класс):
- Посвящение в ученики.
- День семьи.
- День матери.
- Посвящение в «Тигрята».
- Выезды на природу «Школа выживания» (1-4 класс).
- Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» (1-4 класс).
- Проектная деятельность (2-4 класс):
- Моя семья в годы Великой Отечественной войны (2 класс).
- Как моя семья переселилась на Дальний Восток (3 класс).
- Родительские лектории собрания (1-4 класс):
- Микроклимат в семье.
- Общение в семье.
- Права ребёнка.
- Обязанности членов семьи.
Результат:
- у ребят формируется культура семейных взаимоотношений;
- и дети, и родители с удовольствием принимают участие в коллективных праздниках, выездах;
- ребята стали больше общаться с родителями.
В проекте «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» приняли участие более 50% семей, Корякин Даниил стал победителем окружного конкурса «Семейная реликвия». В проекте «Как моя семья переселилась на Дальний Восток» приняли меньшее количество семей в связи с закрытостью информации на данную тему.
Тигрята – хозяева земли дальневосточной.
Цель: воспитание патриотизма, любви к малой родине.
Задачи:
- формировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города любовь к Родине, к Хабаровскому краю, родному городу;
- развивать интерес к истории, традициям и культурным ценностям своего народа.
Формы реализации:
- Тематические занятия в музее.
Краеведческий музей.
План работы:
1 класс «Природа Хабаровского края».
- Приключение мамонтёнка (рассказы о древних животных).
- Как звери в лесу живут сезонные изменения в поведении животных).
- Они нуждаются в защите (животные Хабаровского края,занесённые в Красную книгу).
- Пернатые обитатели дальневосточной тайги (зимующие птицы, перелётные птицы).
- Приключение городского воробья (зимующие птицы, птичьи кормушки).
- Волшебное лукошко (лекарственные растения).
- Подземная кладовая (полезные ископаемые).
2 класс «В гости к народам Приамурья».
- В гости к Плетуну (жилище народов Приамурья).
- Традиционная трудовая деятельность коренных жителей Приамурья.
- Как Эльга мастерицей стала (традиционная одежда).
- Национальная игрушка (изготовление традиционной куклы).
- Игры народов Приамурья.
- Невеста Пудин (свадебные обряды).
- Сказки бабушка Айги (сказки народов Приамурья).
3 класс «Быт и культура славян-переселенцев».
- Как Настя с семьёй на Дальний Восток переселилась.
- Красна изба (крестьянский дом, его убранство).
- Тайна бабушкиного сундука (славянский орнамент, народный костюм).
- Кукла, кукла самоделка. Кукла оберег (изготовление куклы кувадки).
- В гости к дедушке Кузьме (русские народные игры).
- Колобок (от зерна до каравая).
- Наше смотрите, своё покажите (знакомство с семейными праздниками).
4 класс «Они были первыми».
- Русские первопроходцы XVII – XVIII вв. (И. Москвитин, И. Квашнин, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Дежнёв).
- Не забудь их моя Россия, добрым именем помянуть (деятельность И.Г. Невельского, Н.Н. Муравьёва-Амурского на Дальнем Востоке в середине XIX в.)
- В.К. Арсеньев – учёный, писатель, исследователь, директор музея.
Музей археологии.
План работы:
3 класс
- «Загадки науки археологии».
- Ожерелье Амурской Нефертити (мастер – класс)
4 класс
- Далёкое прошлое нашего края.
- Первобытный Прометей.
- В мастерской древнего гончара (мастер – класс).
- Письмена из неолита (мастер – класс)
Дальневосточный художественный музей. «В стране трёх солнц»
2 класс:
- Экскурсия по городу «Я в Хабаровске живу».
- Традиционное искусство народов Приамурья и Севера Дальнего Востока (обзорная экскурсия по залам народного искусства ДВХМ).
- Амурская сказка (традиционная игрушка народов Приамурья).
- Оми – детская душа (о верованиях и обычаях, связанных с воспитанием детей, особенности детской одежды).
3 класс:
- Знакомство с национальным орнаментом народов Приамурья. Мастер-класс
- Петроглифы Сикачи-Аляна (экскурсия в национальное село Сикачи-Алян).
- Мы играем с окоан (изготовление нанайских бумажных укол).
- Улица трёх музеев (экскурсия по улице Шевченко).
4 класс:
- Люди Амура (знакомство с работами дальневосточных художников).
- Сэвэны – защитники и помощники семьи». Мастер-класс «Создаём себе сэвэна».
- Православные храмы Хабаровска (экскурсия).
- Национальный праздник «Весенние бубны» (национальные игры, соревнования).
- Проектная деятельность (2-4 класс):
- Моя семья в годы Великой Отечественной войны (2 класс).
- Как моя семья переселилась на Дальний Восток (3 класс).
Результат:
- дети стали больше интересоваться историей, культурой родного края, традициями народов, проживающих не Дальнем Востоке;
- прослеживается более толерантное отношение ребят к людям разных национальностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе».
Хотите ли Вы, не хотите ли.Но дело товарищи, в том,Что прежде всего мы – родители,А всё остальное потом.Р. Рождественский. School8.centerstart.ru...
Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе
Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе.Статья - «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели: Формирование положительной мотивац...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. План воспитательной работы
Основная цель воспитания: формирование активной, творческой личности посредством повышения культуры здоровья и безопасного уровня жизни. Задачи воспитания:·...
Программа воспитательной и социально направленной деятельности с родительской общественностью.
В данном материале пишется об этапах и сроках реализации программы с родителями....
Сотрудничество с предприятиями и организациями при осуществлении воспитательной работы с классом и родительской общественностью
Сотрудничество с предприятиями и организациями при осуществлении воспитательной работы с классом и родительской общественностью...
Беседа на воспитательную тему по общественно-экологической направлении
Направление: общественно – экологическое.Цель: углублять знания о мире птиц, их роли в природе, развивать кругозор, внимание, память, мышление, воспитывать бережное отношение к птицам.Задачи: организо...
методическая разработка " Городской общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте."
Это мероприятие предназначено для прведения внеклассных занятий по ПДД, для обучающихся 2 класса....