Воспитательная система "Детское общественное объединение "Тигрята"
рабочая программа на тему

Детское общественное объединение  - одна из структур в многообразии детских движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка. Созданная программа деятельности детского объединения «Тигрята» помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно,  способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов.

Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса  позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система

«Детское общественное объединение «Тигрята»

Цель воспитательной системы:

  1. воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях;
  2. формирование на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.

 Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

  1. создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
  2. привлечь к участию в учебно-воспитательной работе и интегрирование усилий учителей начальных классов, родителей и работников внешкольных учреждений;
  3. развить индивидуальные творческих способностей и познавательные интересы каждого ребёнка;
  4. создать условия для формирования дружного классного коллектива и развития личности в нём;
  5. развивать познавательный интерес к культурному наследию России, родному краю и городу;
  6. воспитать личную ответственности за порученное дело.
    Прогнозируемые результаты деятельности детского объединения.
  1. Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
  2. Формирование базовых учебных способностей.
  3. Овладение нормами и правилами поведения в школе, правилами общения со сверстниками и взрослыми.
  4. Наличие первоначальных знаний о здоровом образе жизни и потребности применять их на практике.
  5. Наличие интереса к участию в жизни классного коллектива и жизни школы.

Субъекты воспитательной системы:

  1. ученики;
  2. родители;
  3. классный руководитель;
  4. учителя предметники.

Символы детского объединения:

  1. оранжевый флаг с изображением тигриной лапы;
  2. круглый оранжевый значок с изображением тигриной лапы;
  3. галстук с «тигриным» рисунком.

Структура объединения.

Основой  детского объединения является одновозрастной коллектив, который объединяется для достижения общей цели. В детском объединении «Тигрята» такими первичными коллективами являются 4 группы.  Руководит жизнью «Тигрят»  Совет, состоящий из командиров групп.

В организации действует  система  чередования   поручений,  чтобы  каждый  ребёнок  попробовал  себя,  свои  силы  и   возможности   в  различных  видах  деятельности. Поручения -  это  и  дело,  и  ответственность. Поручения  показывают  ученику,  что  ему  доверяют,  на  него  надеются. Оно  и  в  самом   деле  даёт  каждому  почувствовать,  что  в  жизни  его  что-то  изменилось. Выборы командиров и распределение поручений («книголюб», «цветовод», «санитар», «ответственный дежурный», «почемучка», «затейник») проводятся на коллективных сборах в группах. Общий сбор «Тигрят» проходит один раз в четверть.

      ГРУППА 2

КОМАНДИР

      ГРУППА 1

КОМАНДИР

   СОВЕТ

      ГРУППА 4

КОМАНДИР

      ГРУППА 3

КОМАНДИР

Этапы создания объединения:

  1. подготовительный;
  2. основной.

Подготовительный этап.

  1. Выборы названия объединения

На данном  этапе детей знакомлю с понятием «детское  объединение» и объясняю выбор названия «Тигрята».

  1. Мы – жители Дальнего Востока.
  2. Большую часть территории Дальнего Востока занимает тайга.  
  3. Тигр – хозяин дальневосточной тайги.
  4. Тигр -  сильный, смелый, выносливый, внимательный (слушает, всматривается), терпеливый (выслеживает добычу),  гордый...

  1. Обсуждение и принятие законов

Ребята обсуждают и принимают законы объединения, по которым им предстоит жить.

ЗАКОН  "Ответственности"

ЗАКОН  "Дружбы"

ЗАКОН  "Мой отряд"
ЗАКОН  "Внимания"
ЗАКОН  "Природы"

  1. Деление учеников на группы.

 Ученики делятся на группы, выбирают название и девиз своей группы. Учитывая возрастные особенности учащихся школы I ступени, активно используются игровые моменты в названиях групп и их девизах, которые дети придумывали совместно с родителями.

  1. Выбор капитанов и их помощников.

Дети выбирают капитанов, распределяют поручения. Чередование поручений происходит один раз в четверть.

Командир всячески  помогают  каждому, контролируют  всю  деятельность   по  выполнению  поручений.

Книголюбы  поддерживают  связь  с  библиотекой,  следят  за тем, чтобы  прочитанные  книги   возвращались  во время;  проверяют   читательские  дневники; рассказывают  об  интересных  книгах;  следят  за состоянием  учебников.

Санитары следят  за  внешним  видом;  проверяют  сменную  обувь,  чистоту  рук  перед  едой;  смотрят  за  порядком  в   столовой;   следят  за  психологическим  климатом  класса;  учат заботиться  о  своём  здоровье  и физическом  развитии.

Ответственный дежурный  дежурят  по  классу,  следят  за  чистотой  парт,  подоконников,  доски,  пола; готовят  класс к  уроку;  собирают  и  раздают   тетради.

Почемучки  поздравляют   товарищей  с  днём  рождения,  помогают  оформлять  классный  уголок;  рассказывают  о  чём-то  интересном.

Затейники  проводят  утреннюю  гимнастику, по поручению  учителя проводят физкультурные  паузы  на  уроках;  организуют  подвижные игры  на  переменах;  следят  за  дисциплиной  в  классе.

Цветоводы  поливают  цветы,  убирают  засохшие  листья,  пересаживают цветы;  рассказывают  о   цветах

Основной этап.

  1. Посвящение в «Тигрята».

В конце третьей четверти первого класса проводится праздник – посвящение в «Тигрята». На  праздник  приглашаются родители детей, которые вместе  с ребятами участвуют  в разных испытаниях на командное взаимопонимание. В заключение праздника взрослые (родители) и юные «тигрята» дают «Тигриную клятву» , родители вручают детям «тигриные» значки.

  1. Реализация программы.

Основные направления воспитательной работы.

Мы – ученые Тигрята.

Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

 Задачи:

  1. определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
  2. создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  3. формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

Формы реализации:

  1. Тематические недели (1-4 классы).
  2. Тематически занятия в Городской детской библиотеке им. Гайдара:

1 класс «Их мы знаем с детства» (А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак);

2 класс «В сказке ложь, да в ней намёк…» (русские народные сказки, сказки разных народов, включая сказки народов Приамурья, литературные сказки);

3 класс «Детям о детях» (проза, поэзия, периодическая печать);

4 класс «Детям о природе» (Пришвин М., Бианки В., Паустовский К., Чарушин Н.).

  1. Дети ведут читательский дневник (1-4 класс).
  2. Школьные предметные олимпиады (2-4 класс).
  3. Всероссийская игра-конкурс:
  1. «Русский Медвежонок» (2-4 класс);
  2. «Кенгурёнок» (3-4 класс);
  3. «Бульдог» (3-4 класс).
  1. Окружные тематические олимпиады (4 класс).
  2. Проектная деятельность (2-4 класс).

 Работа по составлению и представлению презентаций для уроков, внеклассных мероприятий.

  1. Экскурсии познавательного характера (1-4 класс).
  2. Родительские собрания:
  1. Адаптация первоклассников.
  2. Гиперактивные дети.
  3. Читающая семья.
  4. Причины школьной неуспеваемости.
  5. Интеллектуальное развитие детей.

Результат:

  1. дети стали лучше учиться, в подготовке к урокам пользуются дополнительным материалом;
  2. у детей появится  интерес  к   расширению  общего   кругозора,  к  развитию интеллекта;
  3. созданы условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

Во втором классе Ковтун Артём занял первое место  в школьном уровне игры-конкурса «Русский медвежонок».

Тигриное  здоровье.

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

 Задачи:

  1. формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  2. знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений  и разных народов по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

  1. Недели здоровья (1-4 класс).
  2. Спортивные праздники и соревнования (1-4 класс):
  1. Папа, мама, я – спортивная семья;

  1. Армейские старты (с участием воинов);
  2. Весёлые старты.
  1. Выезд на природу «Школа выживания» (1-4 класс).

  1. Классный час:

1 класс - «Личная гигиена»;

2 класс - «Спорт в жизни человека»;

3 класс - «Правильное питание»;

4 класс - «Здоровый образ жизни».

  1. Родительские собрания:
  1. Мы выбираем здоровье.
  2. Наши болезни.
  3. Азбука безопасности.

Результат:

  1. дети стали бережнее относиться к собственному здоровью;
  2. вырос процент ребят, выполняющих утреннюю зарядку;
  3. у детей сформированы навыки санитарно-гигиенической культуры.

Тигриное  творчество.

Цель: создание условий для проявления учащимися класса творческой инициативы.

 Задачи:

  1. определить круг творческих интересов ученика;
  2. создать условия для творческой активности детей;
  3. формировать эстетическую культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

Формы реализации:

  1. Посещение Хабаровской краевой филармонии:

1 класс - «Что за прелесть эти сказки» (4 занятия).

2 класс - «Три кита музыки» (4занятия).

3 класс - «ЭТИ&КЕТ» (3 занятия).

4 класс - «Слушаем музыку» (4 занятия).

  1. Тематические занятия в Дальневосточном художественном музее:

2 класс - «Декоративно-прикладное искусство».

3 класс - «Скульптура  и архитектура».

4 класс - «Живопись».

  1. Проектная деятельность (2-4 класс):
  1. разработка и выполнение поздравительных плакатов;
  2. подготовка к праздникам.
  1. Ансамбль народных инструментов «Скоморошинка» (1-4 класс).
  2. Участие в конкурсах чтецов разного уровня (1-4 класс).
  3. Участие в творческих конкурсах разных уровней («Новогодний дивертисмент», конкурсы  рисунков разной тематики, конкурс поздравительных плакатов, конкурс поделок из природных материалов и др.)

Результат:

  1. дети стали активнее участвовать в творческих проектах;
  2. ребята не боятся показать того, что умеют, и чем интересуются;
  3. самооценка многих учеников повысилась.

В первом классе Даниил Коряки победил в окружном конкурсе чтецов, фотография Ковтуна Артёма выставлялась в краеведческом музее на фотовыставке «Мой родной край». Во втором классе ансамбль «Скоморошинка» принимал участие в окружном фестивале «Амурские зори», праздничном концерте перед ветеранами ВОВ, на выборах.

Тигриное  общение.

 Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общении, межличностных отношений.

 Задачи:

  1. формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок», «ребёнок-ребёнок»;
  2. создавать в детском коллективе оптимальные  условия для общения всех учащихся класса;
  3. учить детей приемам преодоления проблем в общении.

Формы реализации:

  1.  Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе: социометрия; диагностика; тестирование учащихся по теме: «Какой я человек?», «Мои интересы», «Чем мне нравится заниматься?»;

По результатам проведенных диагностик, организую  коррекционную работу:

  1. Классный час (1-4 класс):
  1. Приветствия.
  2. Настоящий друг.
  3. Вежливость.
  4. Разговор по телефону.
  5. Правила общения.
  6. Мимика и жесты.
  7. Знакомство.
  8. Мальчики и девочки.
  9. Поведение в общественных местах.
  10. Доброта.
  11. Настроение.
  12. Влияние характера на поступки и поведение человека.
  1. Встреча с психологом и логопедом школ;
  2. Беседы с трудными детьми и их родителями.
  3. Родительские собрания (1-4 класс):
  1. Психологические особенности общения детей младшего школьного возраста.
  2. Примеры общения берём из семьи.
  3. Ребёнок и улица.

Результат:

  1. формируется  культура общения детей между собой и со взрослыми;
  2. дети стали больше общаться друг с другом, стали более терпеливыми и внимательными к окружающим, стремятся оказывать  помощь  друг другу,  сопереживать, стараются не  обижать  товарищей.

Тигриная семья.

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости семьи и семейных взаимоотношений для каждого человека.

 Задачи:

  1. формировать у учащихся культуру взаимоотношений в семье;
  2. знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений.

Формы реализации:

  1. Классный час (1-4 класс):
  1. Моя семья.
  2. День рождения.
  3. Праздники в нашей жизни.
  4. Деньги в нашей жизни.
  5. Тайна моего «я».
  6. Мой дом – наведу порядок в нём.
  7. Школа – мой второй дом.
  1. Праздники с участием родителей (1-4 класс):
  1. Посвящение в ученики.
  2. День семьи.

  1. День матери.

  1. Посвящение в «Тигрята».
  1. Выезды на природу «Школа выживания» (1-4 класс).
  2. Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» (1-4 класс).
  1. Проектная деятельность (2-4 класс):
  1. Моя семья в годы Великой Отечественной войны (2 класс).

  1. Как моя семья переселилась на Дальний Восток (3 класс).

  1. Родительские лектории собрания (1-4 класс):
  1. Микроклимат в семье.
  2. Общение в семье.
  3. Права ребёнка.
  4. Обязанности членов семьи.

Результат:

  1. у ребят формируется  культура семейных взаимоотношений;
  2. и дети, и родители с удовольствием принимают участие в коллективных праздниках, выездах;
  3. ребята стали больше общаться с родителями.

В проекте «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» приняли  участие более 50% семей, Корякин Даниил стал победителем окружного конкурса «Семейная реликвия». В проекте «Как моя семья переселилась на Дальний Восток» приняли меньшее количество семей в связи с закрытостью информации на данную тему.

Тигрята – хозяева земли дальневосточной.

Цель: воспитание патриотизма, любви к малой родине.

 Задачи:

  1. формировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города любовь к Родине, к Хабаровскому краю, родному городу;
  2. развивать интерес к истории, традициям и культурным ценностям своего народа.

 Формы реализации:

  1. Тематические занятия в музее.

Краеведческий музей.

План работы:

1 класс «Природа Хабаровского края».

  1. Приключение мамонтёнка (рассказы о древних животных).
  2. Как звери в лесу живут сезонные изменения в поведении животных).
  3. Они нуждаются в защите (животные Хабаровского края,занесённые в Красную книгу).
  4. Пернатые обитатели дальневосточной тайги (зимующие птицы, перелётные птицы).
  1. Приключение городского воробья (зимующие птицы, птичьи кормушки).
  2. Волшебное лукошко (лекарственные растения).
  3. Подземная кладовая (полезные ископаемые).

2 класс «В гости к народам Приамурья».

  1. В гости к Плетуну (жилище народов Приамурья).
  2. Традиционная трудовая деятельность коренных жителей Приамурья.
  3. Как Эльга мастерицей стала (традиционная одежда).
  4. Национальная игрушка (изготовление традиционной куклы).
  5. Игры народов Приамурья.
  6. Невеста Пудин (свадебные обряды).
  7. Сказки бабушка Айги (сказки народов Приамурья).

3 класс «Быт и культура славян-переселенцев».

  1. Как Настя с семьёй на Дальний Восток переселилась.
  2. Красна изба (крестьянский дом, его убранство).
  3. Тайна бабушкиного сундука (славянский орнамент, народный костюм).
  4. Кукла, кукла самоделка. Кукла оберег (изготовление куклы кувадки).
  5. В гости к дедушке Кузьме (русские народные игры).
  6. Колобок (от зерна до каравая).
  7. Наше смотрите, своё покажите (знакомство с семейными праздниками).

4 класс «Они были первыми».

  1. Русские первопроходцы XVII – XVIII вв. (И. Москвитин, И. Квашнин, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Дежнёв).
  2. Не забудь их моя Россия, добрым именем помянуть (деятельность И.Г. Невельского, Н.Н. Муравьёва-Амурского на Дальнем Востоке в середине XIX в.)
  3. В.К. Арсеньев – учёный, писатель, исследователь, директор музея.

Музей археологии.

План работы:

3 класс

  1. «Загадки науки археологии».
  2. Ожерелье Амурской Нефертити (мастер – класс)

4 класс

  1. Далёкое прошлое нашего края.
  2. Первобытный Прометей.
  3. В мастерской древнего гончара (мастер – класс).
  4. Письмена из неолита (мастер – класс)

Дальневосточный художественный музей. «В стране трёх солнц»

2 класс:

  1. Экскурсия по городу «Я в Хабаровске живу».
  2. Традиционное искусство народов Приамурья и Севера Дальнего Востока (обзорная экскурсия по залам народного искусства ДВХМ).
  3. Амурская сказка (традиционная игрушка народов Приамурья).
  4. Оми – детская душа (о верованиях и обычаях, связанных с воспитанием детей, особенности детской одежды).

3 класс:

  1. Знакомство с национальным орнаментом народов Приамурья. Мастер-класс
  2. Петроглифы Сикачи-Аляна (экскурсия в национальное село Сикачи-Алян).
  3. Мы играем с окоан (изготовление нанайских бумажных укол).
  4. Улица трёх музеев (экскурсия по улице Шевченко).

4 класс:

  1. Люди Амура (знакомство с работами дальневосточных художников).
  2. Сэвэны – защитники и помощники семьи». Мастер-класс «Создаём себе сэвэна».
  3. Православные храмы Хабаровска (экскурсия).
  4. Национальный праздник «Весенние бубны» (национальные игры, соревнования).
  1. Проектная деятельность (2-4 класс):
  1. Моя семья в годы Великой Отечественной войны (2 класс).
  2. Как моя семья переселилась на Дальний Восток (3 класс).

Результат:

  1. дети стали больше интересоваться историей, культурой родного края, традициями народов, проживающих не Дальнем Востоке;
  2. прослеживается более толерантное отношение ребят к людям разных национальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе».

Хотите ли Вы, не хотите ли.Но дело товарищи, в том,Что прежде всего мы – родители,А всё остальное потом.Р. Рождественский. School8.centerstart.ru...

Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе

Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе.Статья - «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели: Формирование положительной мотивац...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. План воспитательной работы

  Основная цель воспитания: формирование активной, творческой личности посредством повышения культуры здоровья и безопасного уровня жизни.    Задачи воспитания:·...

Программа воспитательной и социально направленной деятельности с родительской общественностью.

В данном материале пишется об этапах и сроках реализации программы с родителями....

Сотрудничество с предприятиями и организациями при осуществлении воспитательной работы с классом и родительской общественностью

Сотрудничество с предприятиями и организациями при осуществлении воспитательной работы с классом и родительской общественностью...

Беседа на воспитательную тему по общественно-экологической направлении

Направление: общественно – экологическое.Цель: углублять знания о мире птиц, их роли в природе, развивать кругозор, внимание, память, мышление, воспитывать бережное отношение к птицам.Задачи: организо...

методическая разработка " Городской общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте."

Это мероприятие предназначено для прведения внеклассных занятий по ПДД, для обучающихся 2 класса....