методическая разработка " Городской общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте."
план-конспект занятия по обж (2 класс)

Бикбова Фаузия Камсатовна

Это мероприятие предназначено для прведения внеклассных занятий по ПДД, для обучающихся 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Городской общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте.

Цели урока:

                                                 

                                                         Ход урока:

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Начинаем наш урок  с разминки  « Это я, это я, это все мои друзья!»

Я прочитаю вам вопросы, а вы, если поступаете так, как здесь говорится, говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!».  Если же какие-либо из правил не соответствуют норме, тогда вы молчите.

-Кто из вас, идя домой,

 Держит путь по мостовой?

-Кто из вас идёт вперёд

 Только там, где переход?

-Кто бежит вперёд так скоро,

 Что не видит светофора?

-Знает кто, что свет зелёный

 Означает: путь открыт?

-А что жёлтый свет всегда

 Нам о вниманье говорит?

- Кто, пусть честно говорит,

  На трамвае не висит?

- Знает кто, что красный свет-

  Это значит: хода нет?

II. Выделению темы и задач урока.

Чтобы узнать тему урока  предлагаю отгадать загадки, а отгадки объединить  одним словом.

Загадки о видах общественного транспорта.        

     Что за чудо – синий дом!                                        

     Ребятишек много в нём.

     Носит обувь из резины

     И питается бензином!                   ( Автобус)        

     Спозаранку за окошком                                          

     Стук, и звон, и кутерьма.

     По прямым стальным дорожкам

     Ходят красные дома.                     ( Трамвай)         

     Удивительный вагон!                                               

     Посудите сами:

     Рельсы в воздухе, а он

     Держит их руками.                       ( Троллейбус)      

     Мимо рощи, мимо яра                                                

     Мчит без дыма,

     Мчит без пара

     Паровозова сестричка.

     Кто такая?..                                    ( Электричка)        

     Многолюден, шумен, молод                                       

     Под землёй грохочет город.

     А дома с народом тут

     Вдоль по улице бегут.                      ( Метро)              

- Назовите одним словом отгадки. (Общественный транспорт.)    

- Какой же транспорт называется общественным?

- Да, трамваи, троллейбусы, автобусы, такси.

-А зачем нам нужен транспорт? (Для перевозки   пассажиров.)  

Тема классного часа «Мы - пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте».                                       

Мы должны познакомиться с понятием «пассажир», с правилами поведения в транспорте.

-А кто такой пассажир» (Ответы детей.)

Пассажир – лицо, которое пользуется для передвижения каким–либо транспортом и  не управляет им. Для пассажиров транспорта существуют особые  правила, которые необходимо выполнять.

-А кто управляет транспортом?  (Водитель)

Учитель: Когда-то все водители были пешеходами. И когда-нибудь все пешеходы станут водителями. Но и те, и другие обязаны знать и соблюдать что? (Правила дорожного движения). Зачем?

Дети: Затем, чтобы не подвергать опасности ни свою, ни чужую жизнь и здоровье. Соблюдать эти правила – значит уважать других участников дорожного движения.

(Ученик читает стихотворение)

Правила дорожного движения –

Это часть Таблицы Уважения:

Пешехода надо уважать,

На него не надо наезжать

И прошу вас уважать шофера,

Каждый может стать шофером скоро.

Если рядом путь перебегать,

Можем мы шофера напугать.

Нужно всем участникам движения

Соблюдать Законы Уважения!

Учитель: И еще очень важно помнить: если дома, во дворе, на даче, в лесу мы с вами просто люди, то вступая или выезжая на дорогу, мы с вами сразу становимся участниками дорожного движения – пешеходами, пассажирами, водителями.

 III.Актуализация знаний.

(Включаются слайды)

  1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам, обозначенным специальным знаком «Пешеходный переход».
  2. Самые безопасные переходы – подземный и надземный.
  3. При отсутствии подземного перехода вы должны пользоваться переходом со светофором.
  4. На некоторых светофорах для пешеходов есть свои сигналы: «Красный человечек» - ждите. «Зеленый человечек» - идите.
  5. Нельзя переходить улицу на красный свет. Даже если машин нет.
  6. Незадолго до окончания действия зеленого сигнала светофора зеленый свет обычно начинает мигать.
  7. Если вы не успели закончить переход на зеленый свет, не пытайтесь проскочить перед уже поехавшими машинами. Спокойно подождите на островке безопасности, расположенном посередине дороги, а если его нет – на разделительной полосе.
  8. Если для вас горит зеленый свет, но вы видите приближающуюся машину с включенной сиреной или мигалкой, подождите, пока она не проедет. «Скорая помощь», пожарная, милицейская имеют право ехать даже на красный свет. Им обязаны уступать дорогу и другие машины, и пешеходы.

Физкультминутка

   IV.Работа над новой темой

Учитель: Перечислите все виды общественного транспорта.

Дети: Трамвай, автобус, метро, троллейбус, маршрутные такси.

Учитель: Как вы думаете, кем становится человек, войдя в общественный транспорт?

Дети: Пассажиром (Лексическое значение слова)

Учитель: Пассажир тоже должен соблюдать особые правила и тема нашего урока «Правила для пассажиров». Очень ошибаются те ребята, которые думают так: «Правила дорожного движения касаются водителя и пешехода. А я пассажир, меня везут, значит, за меня отвечает шофер».

а) Прочитайте текст с пометками (Инсерт). На столе у вас лежат листочки с текстом – инструкцией. Внимательно прочитайте и обозначьте на полях:

v  - уже знал эти сведения

+ - что узнали нового

? – какие вопросы возникли

2 этап – осмысление

Текст.

Автобусы, трамваи, троллейбусы служат для массовых перевозок пассажиров и курсируют по строго определенным маршрутам. Каждый маршрут имеет свой номер. По пути следования транспортные средства делают остановки для посадки и высадки пассажиров. Пассажиры ожидают транспорт на посадочной площадке, а там, где ее нет, - на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки. Если на остановке много народу, не вставайте в первом ряду, вас случайно могут вытолкнуть под колеса. Посадка в автобусы, троллейбусы, трамваи производится при полной их остановке. Во время посадки не следует создавать толпы, задерживаться у входной двери, нужно пройти вперед, дав возможность зайти другим пассажирам. Школьники уступают место старшим, маленьким детям. Нельзя препятствовать закрытию двери, высовываться из окон, выходить из транспорта до полной его остановки. Заранее готовиться к выходу, но не спускайся на ступеньки. Не пытайся выйти, если водитель начинает закрывать дверь.

Учитель: Расскажите, что вы уже знали, какие сведения; что узнали нового для себя? Что общего между всеми видами общественного транспорта?

б) По ходу обсуждения составляется кластер.

                                   Городской общественный транспорт

трамвай                          автобус                            троллейбус                                                              

                                                     Общее

                  место остановки                правила поведения                          знаки

                                                   пассажиров

           

на остановках    при посадке    во время              при выходе   при обходе                                                                                                                                                            

                                                       движения                           транспорта

V.Закрепление знаний.

1 ученик. В салоне так уютно, как в квартире,

                 Сидим мы в кресле у окна в трамвае,

                 Теперь мы носим имя « Пассажир».

2 ученик. Приятно прокатится с ветерком

                  В автобусе, троллейбусе, трамвае,

                  А как вести себя при этом,

                  Ребята, каждый из вас знает?

3 ученик. Как бы ни был труден путь.

                  Ты в дороге вежлив будь.

                  Место старшим или старым

                  Уступить не позабудь.

4 ученик. А ну- ка, ребята, дайте ответ

                 Шуметь в автобусе можно?

Дети: Нет!

5 ученик. А прыгать, толкаться и есть «Эскимо»,

                  Высовывать голову в окно?

Дети: Нет! Нет! Нет!

6 ученик. Запомните правила эти

                  И выполняйте с успехом

А теперь давайте сформулируем правила пассажиров общественного транспорта, которые, по вашему мнению, необходимо соблюдать.

Ситуация 1. На остановке собралось достаточно много народа. Среди них есть пожилые люди, женщины с детьми. Подходит автобус.

— Как вы поступите? (Ответы детей.)

Вывод: при входе в транспорт не толкайтесь в дверях, пропустите пожилых людей, инвалидов. Окажите им помощь.

Ситуация 2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо поздороваться с ними.

— Как это сделать? (Ответы детей.)

Вывод: вы можете приветливо улыбнуться или кивнуть своему приятелю, поприветствовать его рукой, но ни в коем случае нельзя кричать на весь автобус.

Ситуация 3. Вы торопитесь выйти из автобуса. И даже не заметили, что впереди стоящий пассажир тоже готовится к выходу. Вы пытаетесь протиснуться в переполненном автобусе к выходу, стремясь встать впереди другого пассажира. Он вам грубо делает замечание. Как вы поступите?

—Какие формы извинения приемлемы в данной и подобных ситуациях? (Ответы детей.)

Вывод: слова «простите», «прошу прощения», «мне очень жаль», «сожалею» помогут погасить конфликтную ситуацию, возникшую в транспорте.

(Просмотр презентации с правилами поведения в автобусе).

ЗАПОМНИ! Когда пассажир соблюдает правила – он в безопасности!

 

5. Игра «Запрещается, разрешается»

Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру  «Разрешается» -  «Запрещается». Я буду называть действия пассажиров, а вы отвечайте «Разрешается»  или «Запрещается».

• Заходить в переднюю дверь пожилым, детям, инвалидам, остальным – в заднюю дверь. (Разрешается)

• Оставлять передние сиденья пожилым. Больным, детям. (Разрешается)

• Заскакивать на ходу, (Запрещается)

• Держаться за поручни или ручки на сиденьях. (Разрешается)

• Высовываться в окно, (Запрещается)

• Толкаться. (Запрещается)

• При посадке продвигаться вперед. (Разрешается)

• Громко разговаривать, шумно себя вести. (Запрещается)

• Стоять на подножках, (Запрещается)

• Облокачиваться на двери, (Запрещается)

• Курить. (Запрещается)

• Сорить. (Запрещается)

Молодцы! Все правильно ответили.

  VI. Cинквейн

Учитель: Напишите синквейн по теме «Пассажир»

  1. Пассажир
  2. Внимательный, вежливый
  3. Ожидает, соблюдает, уступает
  4. Должен соблюдать правила поведения.

     Входить, выходить разрешается на остановках

     От пассажиров зависит безопасность на дорогах

  1. Дисциплина

(Дети зачитывают свои синквейны). Составляется одни общий на класс.

VII. Подведение итога урока.

- С малых лет и до старости люди ездят в трамвае, автобусе, машине, переходят через улицу, пользуются шоссе. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. И значит они всю жизнь, ежедневно, ежечасно, ежеминутно сдают экзамен не право называться дисциплинированным водителем, дисциплинированным пассажиром, дисциплинированным пешеходом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОБУ СОШ №4 пгт . Пойковский Нефтеюганский район ХМАО-Югра «Безопасное поведение в автотранспорте» Учитель начальных классов Бикбова Фаузия Камсатовна

Слайд 2

Если в машине едет много людей, то такая машина называется общественный транспорт. (пассажирский)

Слайд 3

Транспорт в городе.

Слайд 5

ОСТАНОВКА - ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах, обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет – на тротуаре. В сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги. ЗАПОМНИ! На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и ты окажешься под колесами.

Слайд 7

Подходить для посадки к двери можно только после полной остановки транспорта. Не садись в транспорт в последний момент, тебя может прищемить дверями. Может быть, ты не успеешь на этот автобус или трамвай, зато будешь в безопасности. ЗАПОМНИ! Посадка в транспорт требует внимания и осторожности .

Слайд 8

Безопасное поведение в транспорте

Слайд 9

Ты –пассажир. В салон автобуса следует заходить спокойно, никого не расталкивая. Возле дверей лучше не стоять. Там тебя будут постоянно задевать те, кто выходит, а открывающаяся дверь может и прищемить. ЗАПОМНИ! Во время движения нужно сидеть, а если нет мест, то необходимо обязательно держаться за поручни. Иначе можно упасть и сильно удариться! При поездке в маршрутном такси вообще стоять ЗАПРЕЩЕНО!

Слайд 10

Правила поведения в автотранспорте

Слайд 11

Правила поведения в транспорте

Слайд 12

Нельзя отвлекать водителя во время движения, мешать другим пассажирам. Ни в коем случае нельзя: покидать автобус, выпрыгивая на ходу, стоять на ступеньках, мешая закрытию дверей, высовываться в окно. ЗАПОМНИ! Когда пассажир соблюдает правила – он в безопасности!

Слайд 13

Как правильно обходить автобус? ЗАПОМНИ! Когда вышел из автобуса: дождись, когда автобус отъедет, а потом переходи дорогу на ближайшем пешеходном переходе!

Слайд 14

Будьте внимательны на дорогах и в транспорте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Открытый урок по развитию речи в 3 классе по теме: " Транспорт. Правила поведения в общественном транспорте"

формировать обобщённого понятий «транспорт» ; обогащение словаря.           - показать ребёнку, как нужно вести себя в общественном транспорте, обучить несложным пра...

Занятие "Общественный транспорт, правило поведения."

Правила поведения в общественном транспорте....

правила поведения в общественном транспорте

правила поведения в общественном транспорте...

Мы - пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте.

Презентация создана с учетом особенностей детей с нарушением слуха. В ней содержатся задания для актуализации знаний детей с нарушением слуха о транспорте, игра на знание правил поведения в транспорте...

Методическая разработка занятия-практикума Правила поведения в общественном транспорте Кондра П.С

План занятия по правилам безопасного поведения в общественном транспорте для детей 6-7 лет....