Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО
статья на тему

Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным уровневым стандартам знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_dokladu.ppt253 КБ
Microsoft Office document icon doklad.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 6) при необходимости разрешать проблемы, при разрешении конфликтов.

Слайд 2

В качестве показателей оценки этой компетентности предложены следующие: - знание функций педагогической оценки; -знание видов педагогической оценки; -знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности, владение методами педагогического оценивания; -умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах; -умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.

Слайд 3

Ключевые образовательные компетенции: 1. Ценностно-смысловые компетенции; 2. Общекультурные компетенции; 3. Учебно-познавательные компетенции; 4. Информационные компетенции; 5. Коммуникативные компетенции; 6. Социально-трудовые компетенции; 7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Слайд 4

Ценностно-смысловые компетенции способности ученика ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека;

Слайд 5

Общекультурные компетенции: -познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; -опыт освоения учеником картины мира; -владение эффективными способами организации свободного времени.

Слайд 6

Учебно-познавательные компетенции: -знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; -владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики;

Слайд 7

Информационные компетенции обеспечивают умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем), современных информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)

Слайд 8

Коммуникативные компетенции: - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими отдалёнными людьми и событиями; навыки иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах; - владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого; - умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию; - владение способами поведения в конфликте и их погашением; - знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета.

Слайд 9

Социально-трудовые компетенции проявляются как владение знаниями и опытом в сферах: -гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя); -в социально трудовой сфере; -в сфере семейных отношений и обязанностей; -в вопросах экономики и права; -в области профессионального самоопределения.

Слайд 10

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки: -способность ценностно-смысловой ориентации в мире; -способность к рефлексии; -способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Слайд 11

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе. К ним относятся: - ориентация в пространстве; - умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит; -работа в постоянном шуме; -поиск нужной информации; -использование листков индивидуального учёта; -умение переводить образ в слова и слова в образ.

Слайд 12

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: 1. Игровые приёмы. 2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

Слайд 13

Рассказ от первого лица. Рассказ от лица лисы, как она угощала журавля; Повествование от имени предмета. Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою) Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа) Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения) Виды заданий

Слайд 14

Человек должен быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.



Предварительный просмотр:

Тема: Обновление  традиционных
видов  и  форм учебного процесса  как  основное  требование  к формированию
профессиональных  компетенций  обучающихся в    условиях реализации  ФГОС  НО  и  СПО
Цель:
 
-определение актуальных проблем реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении;.
-создание условия для становления готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в обучении детей;
- умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности;
-умение определять критерии эффективности вариативных УМК;
-умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности;
-умение проектировать урок;
Задачи:
-актуализировать представления о концептуальных
критериях компетентностного подхода в образовании;
-обеспечить условия для формирования знаний об образовательных компетентностях;
-определить технологии, методы и средства формирования образовательных компетентностей у учащихся;
-выявить затруднения реализации компетентностного подхода в образовании и способы их решения.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции,  определяющее современное качество образования». В соответствии с данной концепцией, в этом году  педагоги школы  начали организацию деятельности по переходу на компетентностный подход к образованию. Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:  (сл 1)
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;
5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;
6) при необходимости разрешать  проблемы, при  разрешении конфликтов.
         Одна из базовых компетентностей педагога - компетентность в педагогическом  оценивании. В качестве показателей оценки этой  компетентности предложены следующие: (сл.2)
знание функций педагогической оценки,
знание видов педагогической оценки,
знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности,  владение методами педагогического оценивания,
умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах,
умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.
         Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным уровневым стандартам знаний. Специфика компетентностного обучения заставила изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы усваивались не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживались условия происхождения данного знания». При этом подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность на уроках, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
         Психологический механизм формирования компетентности  существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Обусловлено это, прежде всего тем, что обычное школьное знание предназначено для заполнения или воспроизведения или, в лучшем случае, для получения другого знания логическим или эмпирическим путем. Вряд ли ученика можно обучить компетентности. Таким он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.
         Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта. В школе идет процесс изучения данной проблемы выбора своей модели реализации компетентностного подхода.
         На сегодняшний день ясно: переход на новую ступень нельзя осуществить путем «скоропостижных» административных действий. Нам  предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри школы  в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
           В наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;  доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
  Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”?
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
к-креативность…
о-организованность…
м-модернизация…
п-планирование…
е-единство…
т-толерантность…
е-единомышленники…
н-новизна…
т-творчество…
н-научность…
о-осведомлённость…
с-сотрудничество…
т-терпимость…
ь
Ключевые образовательные компетенции: (сл.3)
1.Ценностно-смысловые компетенции;
2.Общекультурные компетенции;
3.Учебно-познавательные компетенции;
4.Информационные компетенции;
5.Коммуникативные компетенции;
6.Социально-трудовые компетенции;
7.Компетенции личностного самосовершенствования.
       1.Ценностно-смысловые компетенции  способности ученика(сл4) ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека;
способности принимать человека, как высшую ценность;
способности осознавать своё место в жизни, роль и предназначение;
способности ставить цели, «выстрадывая» смыслы своих действий, ценностные установки при принятии жизненно важных решений;
способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.
           2.Общекультурные компетенции.(сл.5)
Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры. Опыт освоения учеником картины мира.
Владение эффективными способами организации свободного времени.
           3. Учебно-познавательные компетенции (сл. 6)
Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
Владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики;
Владение приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
Умение отличать факты от домыслов, критически оценивать разные интерпретации фактов;
Владение методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами.
         
4.Информационные  компетенции (сл. 7)
обеспечивают умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир),
современных информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).
           5.Коммуникативные компетенции (сл. 8)
1. Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими
отдалёнными людьми и событиями; навыки иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах;
2. Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого;
3. Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;
4. Владение способами поведения в конфликте и их погашением;
5. Знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета.
6. Социально-трудовые компетенции (сл.9 ) проявляются как владение знаниями и опытом в сферах: гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя);
в социально-трудовой сфере (пользование правами потребителя, покупателя, клиента, производителя; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; владеть навыками самоорганизации);
в сфере семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике деловых взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой); в области  профессионального самоопределения.
7.Компетенции личностного самосовершенствования направлены на (сл. 10) освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки: Способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);
- Способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);
Владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения;
- Способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства. Общепредметные и предметные компетенции «Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством технологий (метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.) путём реализации личностно – деятельностного   подхода при отборе содержания материала,систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.
         Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно – компетентной  личности. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая, взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание я уделяю одному из способов коллективного  взаимообучения – работе  в парах. Приступая к организации общения ребят в парах, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:
 (сл.11) ориентация в пространстве; умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит;работа в постоянном шуме поиск нужной информации;использование листков индивидуального учёта;  умение переводить образ в слова и слова в образ.
      Эта работа делает уроки интересными, живыми, непохожими друг на друга.Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются на уроках русского языка, литературного чтения, математики и др. На уроках литературного чтения звучит диалог, живое общение, тренинги. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь». Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.
        Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке
(сл.12) необходимо использовать: игровые приёмы; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения: (сл.13)
1.«Рассказ от первого лица»  рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля; повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки».
2.«Комплимент» сказать комплимент литературному герою.
3. «Сказка в заданном ключе» введение в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова», сочинить новую сказку.
4. «Изменение сказочной развязки» придумать другое окончание сказки, рассказа. Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:  Ролевое чтение. Ролевые диалоги. Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев  произведения).Придумать разговор героев произведения по телефону. Инсценирование   произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).  Уроки русского языка предполагают целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. На занятиях математикой освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов: работа в группе, дискуссия, дидактические игры и другие. В результате младшие школьники должны приобрести коммуникативно-значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё  мнение.
Выводы:
(сл.14)
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе предметного обучения).
Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.

Литература:

1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд – во  Тюм. Гос. Унив., 2006.- 216 с.

2.Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки  (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002, с. 3 - 9.

3.Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика, 2003, №10, с. 8 – 14.

4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Зеер Э. Ф., 2003. - 480 с.

5.Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно – ориентированном профессиональном образовании. // Образование и наука. 2000. №3(5). С.90 – 102.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно – целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.2004.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.34 – 42.

8. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.// Директор школы, № 1, 2002. С. 108 – 115.

9. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников  (Методические рекомендации).  Екатеринбург:  УрГППУ, 2000. – 39 с.

11. Ковалева Г.С. Оценки знаний и умений. Международная программа PISA. // Педагогическая диагностика, 2002, №1. с. 119 – 141.

12.Максимов Н.И., Савельева Г.П. Анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта создания рейтинговых систем оценки качества образования: учебно – методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 41 с.

13. Новые исследования [Текст] : сборник / Акад. проф. образования, 2005. - 120 с. Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 [Текст] / [А. Л. Венгер, Г. Р. Калимуллина, А. Г. Каспржак и др.], 2006. – 196 с.

                                           АРИПК

      Проектная  работа

Тема : «Обновление  традиционных
видов  и  форм учебного процесса  как  основное  требование  к формированию
профессиональных  компетенций  обучающихся в    условиях реализации  ФГОС  НО  и  СПО».

Работу  выполнила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15»г. Майкопа
Яхутлева Н.Н.

Майкоп
2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота с окончанием учебного учебного года

Грамота с окончанием учебного года...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Учебный (образовательный) план на 2011 – 2012 учебный год.

Предлагаю учебный( образовательный) план для 1-х классов, которые в 2011-2012 учебном году переходят на ФГОС НОО , для 2-4-х классов  по стандарту 2004 г....

«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий

Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 20...