Влияние педагогической деятельности педагога на развитие успешности и одаренности учащихся
статья

Солдатова Светлана Викторовна

Влияние педагогической деятельности педагога на развитие успешности и одаренности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.В.Солдатова

Влияние профессиональной этики педагога дополнительного на развитие успешности и одаренности учащихся

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Существует философский принцип - подобное создается подобным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание - знанием, мастерство - мастерством. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

В условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребёнка, а не «полученные знания». Это в корне меняет целевые ориентиры деятельности педагога. Теперь создается   новый образ результата,  в отличие от требований, выдвигаемых в прежней системе целевых ориентиров: действовать в логике «от успешной школы — к успехам ребёнка»:
• школа успешна, если всем ученикам создаются условия, порождающие мотивацию к образованию; если всем ученикам предоставлена возможность развивать свою самостоятельность в предметной и социально направленной деятельности;
• педагог успешен, если он совместно с педагогами и родителями познаёт «внутренний закон развития» каждого ребёнка,  создаёт мотивирующую, деятельностную, компетентностную и рефлексивную среду совместной деятельности с каждым ребёнком
• ученик успешен,  если он развивается как личность: мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности, развивает рефлексивную самооценку своей деятельности достижений.

Вышеперечисленные приоритетные задачи  становятся выполнимы только при условии направленной педагогической деятельности всего коллектива и каждого педагога в отдельности, их высокой профессиональной этике. Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.  Нравственность учителя, моральные нормы,  которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

        Перед  педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач, в числе которых:

•  исследование методологических проблем,  сущности,  категорий и специфики педагогической морали,

• разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,

• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,

• изучение  сущности  и  особенностей  индивидуального  нравственного сознания педагога,

• исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися

• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

От нравственных отношений между учителем и учеником зависит и микроклимат в классе, и успешность обучения. Чаще  всего учитель видит ученика, сидящего за партой, и может точно определить уровень знаний  учащегося по учебным предметам. Но этого сегодня мало. В концепции духовного развития  речь идёт о другом образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов, а не личность, способную мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили». Из школы должна выходить просвещённая личность, для которой понятия «совесть», «честь», «порядочность» — стержневые личностные образования, а не просто характеристики героев литературных произведений.

В современную школу  приходят разные учащиеся и по уровню подготовки, и по нормам поведения, и по социальному статусу. Перед педагогом встает непростая задача, сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным и смог самореализоваться в школьном коллективе, от этого зависит и будущее ребенка, и будущее нашего общества в целом. Педагогу  необходимо знать психологические особенности возрастной психологии.

Так, например,  кризис 7- летнего  возраста  может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Он обуславливает открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения социального  «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Слова «двоечник» и «троечник» сильно ранят детей младшего школьного возраста. В классах, где успеваемость учащихся сильно отличается по уровню, желательно не называть вслух оценки за проверочные и контрольные работы, а выдать эти работы детям для индивидуального просмотра. Ребенок  хорошо учиться только тогда, когда он находиться в безопасности.

На помощь учителю, кроме его наблюдательности, могут  прийти тесты или  школьный психолог. Существует много различных методик, такие как: пятна Роршаха, тест-рисунок «Моя семья», тест-рисунок «Семья, которую я хочу», цветовой тест отношений,  графическая методика “Кактус” или «Несуществующее животное», тест «Лесенка» и многие другие, которые помогают постичь внутренний мир ребенка.  В этом возрасте уже хорошо заметны такие качества как экстравертность или интравертность ребенка, его стремление выделиться, лидировать, либо подчиниться, уйти в тень, можно  определить завышенная у него самооценка или она занижена, агрессивен ребенок или спокоен, определить домашнюю обстановку.

         Хорошо использовать игру «Выбери свое настроение»,  которая помогает оценить настроение  ребенка, когда он приходит в класс (желательно и в конце учебного дня оценить состояние ребенка,  посмотреть удалось ли улучшить его настроение).Правильно поставленный на ранних стадиях развития психологический диагноз, позволит направить ребенка по пути его самоактуализации, т.е. поможет ему выбрать способы и средства выражения своей индивидуальности и найти оптимальную социальную нишу.

В связи с тем, что с 2011 года  гимназия № 293, в которой я преподаю,  работает на двух статусах: как опытно -  экспериментальная  площадка районного уровня и городская школа- лаборатория  при СПб АППО по теме «Одаренные учащиеся в образовательном пространстве гимназии»,  к тестированию были привлечены  и  родители, которые заполняли тест- анкету А.де Хаана и Кафе.   Данное тестирование  помогло  установить наиболее выраженную одаренность учащегося. В современных теоретических концепциях одарённость рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считается творчество. Одаренность может быть ранняя, может быть поздняя. Раскрытие одарённости во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признаётся влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).  Фактически каждый ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из семи областей человеческой деятельности: музыкальное дарование, литературное дарование, художественное, спортивное, артистический, технический, интеллектуальный.

Не все дети могут одинаково хорошо учиться, но каждый ребенок должен осознать свою значимость, и в этом ему должен помочь учитель. Многие дети имеют музыкальное дарование - для них   проводятся музыкальные гостиные, где юные музыканты играют на музыкальных инструментах и рассказывают о композиторах; дети, имеющие артистический талант проявляют себя, участвуя в школьных театральных постановках.  Для учащихся, имеющих художественный талант, устраиваются выставки работ; ученики, имеющие спортивный талант, приносят свои грамоты и дипломы, а также показывают   видео материал со спортивных соревнований.  Учащиеся, имеющие повышенный интеллектуальный уровень побеждают в гимназических марафонах и всероссийских играх, участвуют  в проектной работе. Грамоты детей вывешиваются на доску почета. За участие  во всевозможных конкурсах, викторинах любого уровня у детей обязательно должны быть сертификаты, грамоты, дипломы чтобы не пропало желание участвовать в следующий раз, и появлялась мотивация к успешности.

Используя данные анкетирования и свои личные наблюдения, учитель не будет требовать от ребенка невозможного, а будет ставить перед ним посильные задачи ( он не будет требовать  решения математических задач повышенного уровня сложности от ребенка  с литературными или актерскими  способностями, а похвалит за тот объем работы, с которым справился данный ученик).

 Проведение мероприятий, совместно с родителями позволяют учителю увидеть ребенка с другой стороны, а родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, если они есть. На классных часах желательно проводить минутки «Мои увлечения», где каждый ребенок может рассказать или показать, используя слайд-шоу, о своем досуге или о своем домашнем питомце. Узнать интересы ребенка можно, изучив его портфолио. Тем самым каждый ребенок будет чувствовать свою значимость в детском коллективе, будет чувствовать успешность в любом аспекте, свою неповторимость и уникальность. А это и является предпосылкой развития успешной, гармоничной, социально-адаптированной личности, которая будет вершить историю России XXI.

Только учитель с высокой профессиональной этикой может не только разглядеть одаренного ученика, но и развить одаренность, мотивируя учащегося к успеху. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения, если он не развивается и не совершенствуется как личность. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» К.Д.Ушинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзывы о педагогической деятельности педагога и её результатах.

Отзывы о педагогической деятельности педагога и её результатах....

Экспериментальная деятельность как средство развития практического вида одаренности у учащихся в УДОД

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.         При работе с одарен...

Семинар «Организация деятельности педагогов по освоению мониторинга учебных достижений учащимися образовательных результатов по математике»

Предназначение:1.       Воспроизведут алгоритм деятельности учителя по организации  мониторинга учебного процесса;2.       Опишут орган...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме "Развитие аналитической деятельности учащихся в работе над задачами"

Исходя из общих положений концепции математического образования, одна и основных задач начального курса математики  - обеспечить интеллектуальное развитие и сформировать качества мышления, характ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»

Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...

Публичная презентация общественности и педагогическому сообществурезультатов педагогической деятельности по теме: "Развитие экологической грамотности обучающихся "

Человек будущего, это человек, сочетающий в себе все эти навыки. Уже сегодня стоит инвестировать в своё будущее, начиная с самого раннего обучения, обеспечивая духовное развитие растущей личности школ...