Экспериментальная деятельность как средство развития практического вида одаренности у учащихся в УДОД
статья на тему

Иванова Ирина Юрьевна

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

         При работе с одаренными детьми в объединениях научно-технической направленности,  одним из ведущих методов является  экспериментальная деятельность, которая развивает практический вид одаренности. Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности учащихся. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность как средство развития практического вида одаренности

 у  учащихся в УДОД

Иванова Ирина Юрьевна, методист, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово"

«Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.»

К. Е. Тимирязев

        В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

        При работе с одаренными детьми в объединениях научно-технической направленности  во Дворце творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово,  одним из ведущих методов является  экспериментальная деятельность, которая развивает практический вид одаренности. Ключевой ее особенностью Р. Стенберг называет знание своих сильных и слабых сторон и способность использовать эти знания.

Ребёнок - сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес  к  различного  рода  исследовательской  деятельности, в частности - к экспериментированию.

В деятельности экспериментирования учащийся выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Например, работая по программе "Автотранспорт" (7-10 лет) в разделе "Понятие о материалах и инструментах", педагог использует экспериментальную деятельность для того, чтобы наглядно продемонстрировать свойства бумаги ( гладкость, упругоэластичность, пластичность, впитываемость, непрозрачность, незасоренность, прочность, плоскостность).

Работая по программе "Космодром" (7-11 лет) экспериментальная деятельность используется в разделе "Проектирование и конструирование технических моделей из нетрадиционного материала", где  педагог рассказывает о приёмах обработки материала, способах соединения и крепления деталей, увлекая детей работой в "Лаборатории юных экспериментаторов". Приступая к работе в "Лаборатории  юных  экспериментаторов" каждый учащийся получает дневник "Юного экспериментатора", в который фиксируются ход эксперимента, результаты и выводы проводимого  эксперимента. Дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.  

Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Экспериментальная деятельность направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития детей, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов образования, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса. В программе "Едем, плаваем, летаем", в разделе "Изучение и составление простейших электрифицированных моделей" ребятам предлагается создать аналог батарейки используя картофель, лимон, банан, апельсин или даже карбонизированные напитки (вроде колы) в качестве источника питания.

В процессе экспериментальной деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и выводов. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление учащегося  с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование практических трудовых навыков (резать, склеивать, сгибать, наматывать, пересыпать, складывать, используя в работе бумагу, ткани, древесину, проволоку, фольгу, песок, природный и другой подсобный материал, применять такие орудия труда, как ножницы, резак, лобзик.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

 В процессе экспериментирования учащимся прививаются навыки межличностного общения и сотрудничества: умеют договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций необходимо обращать внимание учащихся на мнение других, слушать друг друга.

Занимаясь с учащимися экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него интереса к исследованию, развитию мыслительных операции ( анализ, синтез, классификацию, обобщение),стимулирование познавательной активности и любознательности учащихся.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности учащихся. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

"ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУРСА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР""

В ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. СОБРАНЫ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА РАЗЛИЧНЫЕ ТЕМЫ.(1-4 КЛАСС), ОПЫТЫ ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ....

Тема самообразования: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство повышения познавательной активности воспитанников детского дома"

Тема моего самообразования направлена на изучение  метода экспериментирования и его включение  в образовательно-воспитательный процесс. Всем известно что дети любого возраста любят экспериме...

Опытно-экспериментальная работа как средство развития познавательного интереса младших школьников средствами курса «Окружающий мир»

Содержание курса «Окружающий мир» отражает общую идею федерального государственного образовательного стандарта – не накопление у младших школьников определенной суммы знаний, а формирование умений при...