Тема самообразования: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство повышения познавательной активности воспитанников детского дома"
материал по теме

Тема моего самообразования направлена на изучение  метода экспериментирования и его включение  в образовательно-воспитательный процесс. Всем известно что дети любого возраста любят экспериментировать, это позволяет им удовлетворять такие потребности как познание, любознательность. Быть первооткрывателем заложено в ребенке с детства, экспериментируя он познает мир, расширяется его кругозор.  Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях. Положительно влияют на эмоциональную сферу, на развитие творческих способностей. Знания добытые опытным путем  более ценны и осмысленны. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Промежуточный отчет по теме самообразования:

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство повышения познавательной активности воспитанников детского дома»,

воспитателя Ивановой Натальи Сергеевны.

2 слайд.

Самая большая трагедия для мыслящего человека

— остывание страсти к познанию.

Е. Богат

Одним из приоритетных направлений образования по ФГОС является развитие активной, творческой личности, способной самостоятельно решать нестандартные задачи, ориентироваться в огромном потоке научной информации, подлежащей усвоению в процессе учебной деятельности. Это требует достаточно развитой познавательной активности от современных учеников. Подростковый возраст по своим возможностям является благоприятным для развития данного качества.

Актуальность проблемы развития познавательной активности у современных подростков особенно остро звучит относительно воспитанников детских домов. Многие исследователи (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.Н. Ослон и др.) отмечают, что интеллектуальное и личностное развитие детей в закрытых детских учреждениях имеет как запаздывающий, так и дисгармоничный характер. Воспитанники детского дома более пассивны в познавательной деятельности, в учебе руководствуются негативной мотивацией, в познании направлены на сведения, связанные с их личными интересами.

Чтобы повысить познавательную активность воспитанников, необходимо создать условия, побуждающие к познанию. Одним из эффективных методов познания окружающего мира является метод экспериментирования.

Дети любого возраста очень любят экспериментировать. Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях. Положительно влияют на эмоциональную сферу, на развитие творческих способностей.

3 слайд

Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно-экспериментальной деятельности для повышения познавательной активности воспитанников детского дома.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать теоретико-методологические основы опытно-экспериментальной деятельности воспитанников детского дома.
  2. .Экспериментально проверить эффективность опытно-экспериментальной деятельности для повышения познавательной активности воспитанников детского дома.
  3. Разработать методические рекомендации для педагогов по организации опытно-экспериментальной деятельности.
  4.  Создать копилку «Занимательные опыты и эксперименты»

4 слайд

Для начала определим содержание используемых терминов. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт». «Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение:

Эксперимент — это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Введению термина «экспериментирование», «опытно-экспериментальная деятельность», наука обязана швейцарскому психологу, теоретику детского интеллектуального развития -  Жану Пиаже. Он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития воспитанников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества (продуктивная форма экспериментирования).

3. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

4. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики

5 слайд.

Главное достоинство применения детского экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента:

  •  дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  •  идет главным образом развитие психических процессов ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
  •  развивается и обогащается речь воспитанников, так как им необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  •  происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
  •  детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагание, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  •  в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

6 слайд

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

  • опыты с растениями;
  • опыты с объектами неживой природы;
  • опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:

  • в групповой комнате;
  •  на участке;
  • в лесу, в поле и т.д.

По количеству детей:

  • индивидуальные (1—4 ребенка);
  •  групповые (5—10 детей);
  •  коллективные (вся группа).
  • По причине их проведения:
  • случайные;
  •  запланированные;
  •  поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс:

  • эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  •  систематические.

По продолжительности:

  •  кратковременные (от 5 до 15 минут);
  • длительные (свыше 15 минут).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

  • однократные;
  • многократные, или циклические.

По характеру мыслительных операций:

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
  •  сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей:

  • иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  •  решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории:

  • демонстрационные; проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением;
  •  фронтальные.

7слайд

Структура детского исследования - экспериментирования:.

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

•        Видеть и выделять проблему;

•        принимать и ставить цель;

•        решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

•        делать выводы;

•        фиксировать этапы действий и результаты графически.

Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности. Важным становится не столько результат, сколько процесс работы воспитанника в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился воспитанник, а то, как он думает, рассуждает.

9слайд

В опытно-экспериментальную деятельность воспитанников  включаю в рамках реализации проекта «Сам себе ученый». Который состоит из 4 модулей:

  1. Модуль «Юный алхимик».

Воспитанники знакомятся с химическими свойствами и применением веществ и материалов, которые нас окружают в повседневной жизни: лекарственные препараты, средства бытовой химии, пищевые продукты. Проводя  опыты, ребята наблюдают за химическими реакциями между веществами. Химические опыты вызывают интерес к наблюдаемому явлению, прививают интерес к изучению химии.

10 слайд

  1. Модуль «Лаборатория обыкновенного чуда»

Воспитанники знакомятся с законами физики, с физическими свойствами веществ: вода, воздух, лед, бумага. А также с физическими явлениями,  такими как плотность, аэродинамика, инерция, давление воздуха, теплопроводность и другое Проведение физических опытов способствует повышению интереса к изучению физики.

11 слайд

  1. Модуль «Загадки живой природы».

Воспитанники знакомятся с необычными свойствами растений, фруктов, овощей. Наблюдают за химическими реакциями и физическими свойствами растений

12 слайд Научное шоу «Секретная лаборатория»

На летних каникулах, для детей детского дома, было проведено мероприятие «Научное шоу «Секретная лаборатория»», ребята окунулись в мир волшебства, науки. Воспитанники группы выступили в роли ассистентов, помогали ставить опыты, рассказывали, почему так получается.

13 слайд Научное шоу «В царстве сухого льда»

На мероприятии воспитанники познакомились с новым веществом под названием «Сухой лед». Посредством проведения опытов узнали о его физических свойствах, где используется «сухой» лед в жизни.

14 слайд

Включаю опытно-экспериментальную деятельность при формировании здорового образа жизни, на занятия по образовательной программе «Семь шагов к своему здоровью»  при изучении таких тем как:

  • «Организм человека»;
  • «Скажи, нет вредным привычкам»;
  • «Правильное питание»;
  • «Личная гигиена».

Посредством опытов и экспериментов показываю пагубное влияние сигарет и алкоголя на организм человека, негативное влияние на организм  человека вредных продуктов.

15 слайд

Для фиксации опытов и экспериментов создала «Дневник молодого ученого», где воспитанники фиксируют опыт, проблему, гипотезу, сам ход эксперимента, а также записывают выводы- итог эксперимента.

В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди

научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами

ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком

умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не

прошёл»

Опыт № 1 «Сильная бумага»

Понадобится: 2 стакана, лист бумаги, любая фигурка, довольно тяжёлая.

Проблема: какой вес может выдержать лист бумаги?

Опыт:

1. Поставим стаканы на расстоянии 15-20 см друг от друга.

2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился «мостик».

3. Поставим на лист нашу фигурку. Бумага не выдержит её веса и прогнётся вниз.

4. Изменим немного опыт. Теперь сложим лист бумаги «гармошкой».

5. Положим эту «гармошку» на две банки и поставим на неё фигурку. Гармошка не прогибается!

Вывод: меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становится прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.

Опыт № 2 «Взрывной апельсин»

Понадобится: Воздушный шарик, кожура апельсина.

Проблема: Интересно, а что произойдет, если соком из цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик?

Опыт: Чистим апельсин, шкурки откладываем в сторону, они нам понадобятся. Надуваем требуемое количество шариков, которые будут безвозвратно испорчены в ходе опыта, и выжимаем цедру апельсина над шариком. Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них!

Объяснение опыта: Сок, который мы выдавливаем из шкурки апельсина, содержит особое вещество — лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Немного знаний и мы только что провели химическую реакцию растворения резины при помощи вещества — лимонен!

Опыт № 3 «Огнеупорный шарик»

Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода.

Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Промежуточный отчет по теме самообразования: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство повышения познавательной активности воспитанников» КГКУ «Назаровский детский дом» Выполнила: Иванова Наталья Сергеевна, Воспитатель. 2017 год .

Слайд 2

Актуальность Самая большая трагедия для мыслящего человека — остывание страсти к познанию. Е. Богат По ФГОС одним из приоритетных направлений образования является развитие активной, творческой личности, способной самостоятельно решать нестандартные задачи, ориентироваться в огромном потоке научной информации, подлежащей усвоению в процессе учебной деятельности. Это требует достаточно развитой познавательной активности от современных учеников . Подростки из детского дома более пассивны в познавательной деятельности, в учебе руководствуются негативной мотивацией, в познании направлены на сведения, связанные с их личными интересами. Чтобы повысить познавательную активность воспитанников, необходимо создать условия побуждающие к познанию. Одним из эффективных методов повышения познавательной является метод экспериментирования.

Слайд 3

Задачи р азвивать интерес к познанию закономерностей и явлений окружающего мира; развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности; развивать мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, находить причинно-следственные связи; развивать самостоятельность, коммуникативные качества. Цель: Повышение познавательной активности воспитанников, посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность.

Слайд 4

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Жан Пиаже 1896- 1980

Слайд 5

Достоинства детского экспериментирования В рамках детского экспериментирования происходит: получение реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; развитие психических процессов ребенка, активизируется его мыслительные процессы; развивается и обогащается речь воспитанников ; происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; ф ормируются навыки самостоятельности , сотрудничества; развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

Слайд 6

Классификация экспериментов по основным принципам. По характеру объектов, используемых в эксперименте. По месту проведения опытов. По количеству детей. По продолжительности. По причине их проведения. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом. По характеру мыслительных операций. По характеру познавательной деятельности детей. По способу применения в аудитории.

Слайд 7

Структура эксперимента по Н. Н.Подьякову постановка проблемы; ц елеполагание; в ыдвижение гипотез; п роверка гипотез; а нализ полученных результатов; формулирование выводов.

Слайд 8

Модуль «Юный алхимик» Веселый шарик

Слайд 9

Модуль «Лаборатория обыкновенного чуда» «Радуга в стакане»

Слайд 10

Модуль «Загадки живой природы» «Цветная капуста»

Слайд 11

Научное шоу «Секретная лаборатория»

Слайд 12

Научное шоу «В царстве сухого льда»

Слайд 13

Экспериментируем на занятиях по формированию ЗОЖ «Курить- здоровью вредить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по повышению школьной успеваемости воспитанников детского дома "Шаг навстречу"

Организация работы по повышению школьной успеваемости  с педагогами школ, воспитателями и воспитанниками детского дома...

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...

Опытно – исследовательская деятельность – средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.

ldquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, наблюдать”.В. Сухомлинский        Для успешного освоения основной общеобразовательной п...

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...

разработка методической темы "Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников"

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время существует острая социальная потребность в тв...